Дополнительные выплаты: Приказ Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 1010

(Бакович М. Н.) («Право в Вооруженных Силах», 2010, N 11)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ: ПРИКАЗ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 26 ИЮЛЯ 2010 ГОДА N 1010

М. Н. БАКОВИЧ

Бакович М. Н., кандидат юридических наук.

С 1 января 2009 г. военнослужащим (лицам гражданского персонала), проходящим военную службу (работающим) в центральном аппарате Министерства обороны Российской Федерации, иных подразделениях Министерства обороны Российской Федерации, не входящих в состав центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации, в военных округах, на флотах, в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, сметно-бюджетное финансирование которых осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, производятся дополнительные выплаты (премии по результатам службы (работы)). Дополнительные выплаты первоначально были установлены Приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 марта 2009 г. N 115 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации». В соответствии с п. 3 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 с аналогичным названием Приказ 2009 г. N 115 признан утратившим силу. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — Порядок). Выплаты осуществляются за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. Анализ двух Приказов показывает преемственность подхода к распределению денежных средств, выделенных на материальное стимулирование военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и лиц гражданского персонала. При этом в действующем Приказе более четко сформулированы положения, касающиеся дополнительных выплат гражданскому персоналу. Материальное стимулирование установлено в виде дополнительных выплат для военнослужащих и в виде премий для гражданского персонала и должно осуществляться ежеквартально. Конкретные размеры материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, установленных в соответствии с п. 4 Порядка, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование, и не могут превышать пятикратного размера расчетной суммы исходя из объемов высвобожденных денежных средств за квартал и численности личного состава. Согласно абз. 6 п. 4 Порядка расчетная сумма дополнительного материального стимулирования на одного человека устанавливается Министром обороны Российской Федерации по представлению заместителя Министра обороны Российской Федерации по финансово-экономической работе. Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в пределах доводимых Министерству обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала. Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается. Для вида Вооруженных Сил Российской Федерации объемы бюджетных средств, направляемых на дополнительное материальное стимулирование, устанавливаются заместителем Министра обороны Российской Федерации по финансово-экономической работе исходя из численности личного состава и расчетной суммы дополнительного материального стимулирования на одного человека. Для непосредственно подчиненных объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил, состоящих на финансовом обеспечении у распорядителей бюджетных средств, объемы бюджетных средств устанавливаются главнокомандующими видами Вооруженных Сил и командующими объединениями, командирами соединений — для непосредственно подчиненных им воинских частей и организаций. Объемы бюджетных средств, выделенных на дополнительное материальное стимулирование личного состава, и утвержденная расчетная сумма доводятся до вида Вооруженных Сил Российской Федерации заместителем Министра обороны Российской Федерации по финансово-экономической работе в трехдневный срок со дня утверждения Министром обороны Российской Федерации распределения объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительное материальное стимулирование личного состава, и расчетной суммы. До подчиненных воинских частей и организаций информация доводится главнокомандующими видами Вооруженных Сил в трехдневный срок со дня получения уведомления об объемах бюджетных средств, выделенных на дополнительное материальное стимулирование личного состава, и расчетной суммы. В объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации дополнительное материальное стимулирование личного состава производится на основании приказов соответствующих командиров (начальников, руководителей). Издание приказов на выплату дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала производится на основании представляемых непосредственными командирами (начальниками, руководителями) рапортов. Размер дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала (за исключением командиров (начальников, руководителей) и их заместителей со штатным воинским званием по занимаемой воинской должности от генерал-лейтенанта, вице-адмирала и выше) не может превышать пятикратного размера расчетной суммы исходя из объемов высвобожденных денежных средств за квартал и численности личного состава. На дополнительное материальное стимулирование командиров (начальников, руководителей) и их заместителей используются денежные средства: — фонда денежного довольствия, выделенного на дополнительное материальное стимулирование военнослужащих, в зависимости от штатного воинского звания по занимаемой воинской должности с применением соответствующих коэффициентов к расчетной сумме (от 3 до 10); — фонда оплаты труда, выделенного на дополнительное материальное стимулирование лиц гражданского персонала, в зависимости от занимаемой должности также с применением соответствующих коэффициентов (от 3 до 5). Не представляются к дополнительному материальному стимулированию военнослужащие, получающие дополнительное денежное стимулирование в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, а также имеющие дисциплинарные взыскания за совершенные грубые дисциплинарные проступки в соответствующем периоде и (или) имеющие неудовлетворительные результаты по профессионально-должностной (командирской) и физической подготовке; лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарные взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей; военнослужащие и лица гражданского персонала, допустившие нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекшие ущерб для Вооруженных Сил Российской Федерации, а также командиры (начальники, руководители), не принявшие решение по числящимся по учету нарушениям в указанной деятельности и мер к возмещению ущерба в соответствии с должностными полномочиями. Подчеркнем, что указанные выше положения действуют с 1 января 2009 г., и в настоящий момент уже можно подвести некоторые итоги реального исполнения анализируемых Приказов, например, для воинских частей Военно-Воздушных Сил. Главнокомандующим Военно-Воздушных Сил 7 августа 2010 г. утвержден Алгоритм действий командиров (начальников) соединений, воинских частей, учреждений, организаций при поступлении дополнительных лимитов бюджетных обязательств на дополнительные выплаты по результатам службы (далее — Алгоритм). В соответствии с п. 3 Алгоритма поступившие денежные средства распределяются пропорционально списочной численности личного состава воинской части, учреждения, организации. Согласно п. 5 Алгоритма командиры издают приказ о выплате дополнительного материального стимулирования на основании рапортов, представленных непосредственными начальниками. При этом размер выплат зависит от штатного воинского звания по занимаемой воинской должности — установлены соответствующие коэффициенты для офицерского состава. Кроме того, некоторые категории личного состава к материальному стимулированию не представляются, а именно офицеры, получающие дополнительные выплаты в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации 2009 г. N 400-А; военнослужащие, имеющие дисциплинарные взыскания за грубые дисциплинарные проступки и неудовлетворительные результаты по физической и командирской подготовке; военнослужащие и гражданский персонал, допустившие нарушения в финансово-экономической либо хозяйственной деятельности, повлекшие ущерб, а также командиры (начальники), не принявшие соответствующих мер. Возвращаясь к анализу Приказов Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 и от 28 марта 2009 г. N 115 <1>, можно констатировать игнорирование п. 1 Порядка, согласно которому материальное стимулирование выплачивается ежеквартально. К третьему кварталу 2010 г. должно быть произведено не менее семи выплат. Действительно, к 1 октября 2010 г. в Военно-Воздушных Силах материальное стимулирование в соответствии с положениями Приказов N 115 и N 1010 осуществлялось всего два раза: в конце 2009 г. и в августе-сентябре 2010 г. ——————————— <1> Оба Приказа утвердили Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — Порядок). Пунктом 1 Порядка, утвержденного Приказом N 1010, и пунктом 1 Порядка, утвержденного Приказом N 115, установлена ежеквартальная периодичность материального стимулирования.

До вступления в силу Приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 действовали положения Приказа 2009 г. N 115, согласно которым дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачивались в пределах объемов фондов денежного довольствия военнослужащих и фондов оплаты труда лиц гражданского персонала. Такой же порядок определен и действующим в настоящий момент Приказом N 1010 (п. 8 Порядка). Определено, что дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, осуществляются из фондов денежного довольствия военнослужащих, а премии лицам гражданского персонала — из фондов оплаты труда лиц гражданского персонала. Денежные средства, предназначенные для материального стимулирования, поступали в воинские части (организации) исключительно на те статьи, которые относятся к фондам денежного довольствия военнослужащих, и распределялись в разных воинских частях (организациях) различными способами. Некоторые командиры (начальники) распределяли поступившие денежные средства только между военнослужащими, другие — между военнослужащими и гражданским персоналом. В некоторых воинских частях (организациях) гражданский персонал материального стимулирования в виде премий в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации N 115 (N 1010) не получил. Налицо проявление как минимум двух коррупциогенных факторов: в Приказах, во-первых, недостаточно четко определены источники финансирования дополнительного материального стимулирования и, во-вторых, предусмотрено, что командиры (начальники) имеют возможность на вполне законных основаниях принимать различные решения о порядке распределения денежных средств. Как часто бывает, благие намерения руководства «разбиваются» о непродуманное техническое исполнение, и если они претворяются в жизнь, то в лучшем случае только наполовину. Среди гражданского персонала немало граждан, которые проходили военную службу, выслужили установленные сроки и, уволившись, остались трудиться в Вооруженных Силах Российской Федерации. Многие были сокращены в период последнего реформирования — перехода к «новому облику Вооруженных Сил». Особенно нелогичным кажется отсутствие их материального стимулирования, ведь именно воинские должности этих людей были упразднены, а согласно п. 2 Порядка расходы на материальное стимулирование осуществляются за счет высвободившейся в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации экономии бюджетных средств. Выходом из данной ситуации является уточнение Приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 в части конкретизации источников финансирования.

——————————————————————