Новое в оплате труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации
(Ковалев В. И.)
(«Право в Вооруженных Силах», 2008, N 1)
НОВОЕ В ОПЛАТЕ ТРУДА ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В. И. КОВАЛЕВ
В. И. Ковалев, заслуженный юрист Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры трудового права, гражданского и арбитражного процесса Военного университета.
На государственном уровне гарантии по оплате труда установлены ст. 130 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ). В систему основных гарантий включены: величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации и некоторые другие меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы.
Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с 1 сентября 2007 г. составляет 2300 руб.
Минимальный размер оплаты труда обеспечивается организациями, финансируемыми из федерального бюджета, за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В принимаемых ежегодно федеральных законах о федеральном бюджете на тот или иной год всегда указываются отдельной строкой ассигнования на содержание гражданского персонала организаций, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти. Например, Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2007 год» от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ, предусматривая расходы на содержание соответствующих федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, в том числе Министерства обороны Российской Федерации, называет отдельной строкой конкретные суммы ассигнований, направляемые на денежное содержание гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Что же касается размера тарифной ставки 1-го разряда ЕТС (Единой тарифной сетки), то в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2006 г. N 590 с 1 октября того же года он составляет 1221 руб. (Приказ Министра обороны Российской Федерации «О повышении размеров оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» от 16 октября 2006 г. N 430).
Ранее порядок оплаты труда гражданского персонала был установлен Приказом Министра обороны Российской Федерации «О введении новых условий оплаты труда гражданского персонала воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации, находящихся на сметно-бюджетном финансировании, на основе Единой тарифной сетки» 1993 г. N 130 (в редакции от 8 октября 2000 г.).
Этим документом были утверждены: тарифно-квалификационные характеристики по профессиям рабочих, квалификационные требования по профессиям рабочих и квалификационные требования по должностям руководителей, специалистов и технических исполнителей; Перечень профессий высококвалифицированных рабочих, занятых на важных и ответственных работах; показатели и порядок отнесения воинских частей и их структурных подразделений к группам по оплате труда руководителей и специалистов.
Однако названному Приказу в соответствии с письмом Министерства юстиции Российской Федерации от 6 мая 2003 г. N 07/4520-ЮД отказано в государственной регистрации (информация опубликована в Бюллетене Министерства юстиции Российской Федерации 2003 г. N 6).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г. N 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
В то же время в установленном порядке указанный Приказ Министра обороны Российской Федерации не отменен и, как видно из писем читателей, в той или иной степени он продолжает применяться в Вооруженных Силах Российской Федерации. Следует отметить, что в организациях, подведомственных другим федеральным органам исполнительной власти, где работает гражданский персонал, имеются нормативные правовые акты, регулирующие оплату их труда и прошедшие государственную регистрацию.
С учетом изложенных обстоятельств необходимо выяснить, какими же нормативными правовыми актами следует руководствоваться при оплате труда гражданского персонала.
Во-первых, следует назвать Постановление Правительства Российской Федерации «О расширении прав отдельных центральных органов федеральной исполнительной власти в области оплаты труда гражданского персонала» от 3 января 1993 г. N 2 (с последующими изменениями (последнее — от 22 ноября 2006 г.). Согласно этому акту Министерству обороны Российской Федерации предоставлено право:
— увеличивать тарифные ставки (оклады) для гражданского персонала воинских частей, учреждений, военно-учебных (учебных) заведений, бюджетных предприятий и организаций (далее — воинские части) Министерства обороны Российской Федерации — до 25%. Конкретный размер увеличения тарифных ставок (окладов) по категориям работников и видам деятельности определяется по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации;
— определять порядок, условия и размеры выплат стимулирующего характера, а также оказания материальной помощи, предусматривая на эти цели до шести месячных фондов заработной платы в год;
— применять районные коэффициенты к заработной плате гражданского персонала в пределах размеров коэффициентов, установленных для соответствующих территорий;
— устанавливать для гражданского персонала воинских частей размеры оплаты труда, льготы и компенсации применительно к размерам, предусмотренным для аналогичных категорий работников бюджетных предприятий, учреждений и организаций в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге, на территориях которых дислоцируются воинские части;
— определять размеры надбавок, компенсационных доплат, повышений ставок и окладов, связанных с особенностями деятельности воинских частей, по перечню, согласованному с Министерством труда и социального развития Российской Федерации;
— утверждать в пределах установленной численности работников и фонда оплаты труда структуру и штаты воинских частей;
— относить к разрядам оплаты труда Единой тарифной сетки отдельные должности, специфичные для воинских частей и не включенные в общеотраслевые и отраслевые перечни, применительно к разрядам, установленным этими перечнями для аналогичных должностей;
— определять квалификационные требования по отдельным должностям, специфичным для воинских частей.
Размеры увеличения тарифных ставок (окладов) работников бюджетной сферы по категориям гражданского персонала и видам деятельности, перечни надбавок, компенсационных доплат, повышений ставок и окладов, связанных с особенностями деятельности воинских частей, учреждений, военно-учебных (учебных) заведений, бюджетных предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации, указаны в приложениях N 1 и N 2 к Постановлению Министерства труда Российской Федерации от 4 марта 1993 г. N 47 (последние изменения были внесены 20 июля 2001 г.).
Разряды оплаты труда и тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников бюджетной сферы Министерства обороны Российской Федерации урегулированы Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 25 декабря 1995 г. N 72 (с изменениями от 22 февраля 1996 г.). Имеются и некоторые другие нормативные правовые акты, регулирующие оплату труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Оплата труда лиц гражданского персонала имеет свои особенности в зависимости от того, к какой именно категории работников — рабочих, специалистов или руководителей, гражданских служащих, лиц, проходящих альтернативную службу, — они относятся и на основании какого именно нормативного правового акта устанавливается им основная часть заработной платы.
При этом необходимо иметь в виду, что даже в рамках Вооруженных Сил Российской Федерации оплата труда указанных выше категорий работников происходит на основании различных нормативных правовых актов, которые по-разному определяют как условия и порядок производства выплат, так и их размеры.
Постановлением Правительства Российской Федерации 22 сентября 2007 г. N 605 введены новые системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений.
Согласно названному выше Постановлению Правительства Российской Федерации в период с 1 сентября 2007 г. по 31 декабря 2008 г. для указанной категории работников будут введены новые системы оплаты труда.
Конкретные сроки и порядок введения новых систем оплаты труда устанавливаются:
— федеральными министерствами — в отношении учреждений, находящихся в ведении федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных соответствующим министерствам, а также в отношении учреждений, подведомственных министерствам непосредственно;
— федеральными службами и федеральными агентствами, руководство деятельностью которых осуществляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, — в отношении подведомственных им учреждений;
— иными государственными органами и организациями — в отношении подведомственных им учреждений.
Министерству обороны Российской Федерации, которое является главным распорядителем средств федерального бюджета, предоставлено право устанавливать самостоятельно сроки и порядок введения новых систем оплаты труда.
В указанном выше Постановлении Правительства Российской Федерации определены размеры ассигнований на оплату труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей в соответствии с новыми системами оплаты труда, а также установлено, что заработная плата работников и гражданского персонала (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой до введения этих новых систем оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников (гражданского персонала) и выполнения ими работ той же квалификации.
Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации предложено:
— в трехмесячный срок утвердить перечни видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях;
— до 31 марта 2008 г. утвердить профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, согласованных с соответствующими профсоюзами.
Критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 г. N 525. Согласно этим критериям профессии рабочих и должности служащих формируются в профессиональные квалификационные группы с учетом вида экономической деятельности по следующим категориям:
— отдельные должности служащих из числа профессорско-преподавательского состава и научных работников, к которым предъявляются требования о наличии ученой степени и (или) ученого звания, и должности руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия высшего профессионального образования;
— должности служащих, требующие наличия высшего профессионального образования;
— профессии рабочих и должности служащих, в том числе руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия начального или среднего профессионального образования;
— профессии рабочих и должности служащих, которые не требуют наличия профессионального образования.
Отнесение профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам осуществляется по минимальному уровню требований к квалификации, необходимому для работы по соответствующим профессиям рабочих или для занятия соответствующих должностей служащих.
В порядке исключения отдельные должности служащих, имеющие важное социальное значение, могут быть отнесены к профессиональным квалификационным группам исходя из более высокого уровня требований к квалификации, необходимого для занятия соответствующих должностей служащих.
Таким образом, в ближайшее время в оплате труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации произойдут существенные изменения, которые затронут его большую часть, поскольку предлагается принципиально поменять подход к установлению величины заработной платы. Главное, что новая система обещает максимум самостоятельности руководителям бюджетных организаций. Поскольку не будет ни жесткой тарифной сетки, ни нормативного утверждения штатного расписания в организации, руководитель сам сможет перераспределять средства, чтобы стимулировать наиболее ценных работников. Заработная плата будет зависеть от таких факторов, как объем работы, диапазон профессиональных обязанностей и должностных требований внутри одной квалификационной группы, уровень образования и квалификации конкретного работника. Для каждой из квалификационных групп планируется установить утверждаемый Правительством Российской Федерации базовый оклад. А все остальное будут регулировать повышающие коэффициенты двух видов: компенсационные и стимулирующие. Новая схема оплаты для работников федеральных бюджетных учреждений — это не окончательный, а очередной шаг в реформе оплаты труда бюджетников.
Как следует из Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2007 г. N 605), системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, включающие размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также названным Положением.
Согласно разъяснению об увеличении с 1 сентября 2007 г. оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, в которых не введены новые системы оплаты труда (утверждено Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 октября 2007 г. N 660), в период подготовки к введению новых систем оплаты труда в соответствии с вышеназванным Постановлением Правительства Российской Федерации с 1 сентября 2007 г. всем категориям работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей устанавливается стимулирующая надбавка в размере 15% к тарифным ставкам (окладам).
——————————————————————