Закон принят, а вопросы остались… (о некоторых вопросах реализации Федерального закона «О ветеранах» в части лиц, выполнявших задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, с 8 по 22 августа 2008 года)
(Трофимов Е. Н.)
(«Право в Вооруженных Силах», 2010, N 7)
ЗАКОН ПРИНЯТ, А ВОПРОСЫ ОСТАЛИСЬ…
(О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
«О ВЕТЕРАНАХ» В ЧАСТИ ЛИЦ, ВЫПОЛНЯВШИХ ЗАДАЧИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИЯХ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ И
РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ, С 8 ПО 22 АВГУСТА 2008 ГОДА)
Е. Н. ТРОФИМОВ
Трофимов Е. Н., начальник группы по ведению судебной работы юридической службы Приволжско-Уральского военного округа, соискатель института философии и права Уральского отделения РАН.
В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2009 г. N 311-ФЗ в разд. III приложения к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» внесены изменения: после позиции «Выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года» Закон дополнен позицией следующего содержания:
«Выполнение задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия: с 8 по 22 августа 2008 года».
Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 311-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О ветеранах» вступил в силу с 1 января 2010 г., и с этого момента появились все законные основания для признания лиц, выполнявших с 8 по 22 августа 2008 г. задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, ветеранами боевых действий и выдачи им соответствующих удостоверений.
Из буквального смысла внесенных в названный выше Закон изменений следует, что основанием для признания гражданина ветераном боевых действий считается выполнение задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации на соответствующей территории в указанный период. Формулировка внесенных изменений предполагает возможность расширенного толкования и отнесения к ветеранам боевых действий не только тех, кто непосредственно принимал участие в боевых действиях, но и тех, кто выполнял иные задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации на соответствующей территории в указанный период.
Следует отметить, что порядок выдачи удостоверения ветерана боевых действий определяется Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий». В соответствии с указанным Постановлением Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 марта 2004 г. N 77 был установлен порядок выдачи удостоверения ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 ноября 2009 г. N 1177 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 марта 2010 г., регистрационный номер 16752) Приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 марта 2004 г. N 77 признан утратившим силу и установлен несколько иной порядок выдачи удостоверения ветерана боевых действий. Изменился также подход к определению критериев признания военнослужащих и лиц гражданского персонала ветеранами боевых действий.
Необходимо отметить, что в последнее время в Министерстве обороны Российской Федерации решение вопросов, затрагивающих права и гарантии военнослужащих, лиц гражданского персонала, все в большей степени возлагается на коллегиальные органы, создаваемые специально для указанных целей. Примечательными в этом плане являются Приказы Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 400-А «О дополнительных выплатах офицерам, проходящим военную службу в объединениях, соединениях и воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации, в 2010 году», а также от 2 ноября 2009 г. N 1177 «О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации». В соответствии с п. 3 данного Приказа для рассмотрения обращений по оформлению и выдаче удостоверений ветерана боевых действий образовывается соответствующая центральная комиссия Министерства обороны Российской Федерации.
В видах Вооруженных Сил Российской Федерации, военных округах, на флотах, в родах войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в войсковой части 45807 создаются комиссии видов Вооруженных Сил Российской Федерации, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации, войсковой части 45807 по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий.
Несмотря на положение о коллегиальности принятия решений по обращениям военнослужащих и лиц гражданского персонала по оформлению и выдаче удостоверений ветерана боевых действий, следует ожидать, что члены создаваемых комиссий будут поставлены в достаточно сложное положение, так как Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее — Порядок), утвержденный Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 ноября 2009 г. N 1177, недостаточно полно и четко определяет критерии отнесения военнослужащих и лиц гражданского персонала к ветеранам боевых действий.
Некоторые вопросы, возникающие в связи с принятием решения об оформлении и выдаче удостоверения ветерана боевых действий применительно к лицам, выполнявшим с 8 по 22 августа 2008 г. задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, даже с утверждением Порядка остаются без ответа. Рассмотрению некоторых из них и посвящена настоящая статья.
Анализ Порядка свидетельствует о том, что к ветеранам боевых действий следует отнести тех военнослужащих, которые могут представить документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях в государствах, указанных в разд. III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах»), с 1 января 2010 г. — и на территории Южной Осетии и Абхазии в период с 8 по 22 августа 2008 г.
В соответствии с п. 9 Порядка документами, подтверждающими непосредственное участие в боевых действиях, являются:
— для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, либо в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, — выписки из приказов соответствующих командиров (начальников), подтверждающие непосредственное их участие в боевых действиях, или реализованный наградной материал;
— для лиц гражданского персонала — выписки из приказов, донесений соответствующих командиров (начальников) об обстоятельствах их непосредственного участия в боевых действиях, утвержденные руководителем контртеррористической операции, или реализованный наградной материал.
При этом следует отметить, что, установив основание для признания лица ветераном боевых действий — непосредственное участие в боевых действиях, Порядок в части лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в государствах, указанных в разд. III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (к которым следует отнести и лиц, выполнявших с 8 по 22 августа 2008 г. задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия), не определил перечня документов, подтверждающих их непосредственное участие в боевых действиях.
Однозначно сказать, плохо это или хорошо, нельзя.
С одной стороны, отсутствие исчерпывающего перечня документов, которые могут подтверждать факт непосредственного участия в боевых действиях, дает больше шансов обратившимся лицам быть признанными ветеранами боевых действий. Это особенно важно для лиц, выполнявших с 8 по 22 августа 2008 г. задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия. С учетом скоротечности событий в Южной Осетии и Абхазии в августе 2008 г. в отношении большого количества военнослужащих, принимавших участие в этих событиях, отсутствуют соответствующие приказы, подтверждающие их непосредственное участие в боевых действиях. Но с учетом Порядка такие лица могут представить в соответствующую комиссию иные документы, подтверждающие их участие в боевых действиях.
Применительно к рассматриваемой категории лиц Порядок не предусматривает в качестве основания подтверждения непосредственного участия в боевых действиях реализованный наградной материал. В то же время исходя из смысла абз. 3 п. 9 Порядка, такие документы вполне могут быть признаны соответствующей комиссией подтверждением непосредственного участия лица в боевых действиях.
Следует отметить, что в соответствии с гл. 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации факт участия в боевых действиях, который можно отнести к фактам, имеющим юридическое значение, может быть установлен и в судебном порядке. Решение суда в данном случае также может быть основанием, подтверждающим непосредственное участие лица в боевых действиях.
С другой стороны, в связи с отсутствием исчерпывающего перечня документов, которые могут быть положены в основу подтверждения непосредственного участия лиц в боевых действиях, нарушается принцип единства подхода к отнесению лиц к ветеранам боевых действий. Так, при одних и тех же обстоятельствах один военнослужащий может быть признан ветераном боевых действий, а другой — нет, что создает предпосылки к коррупции при решении вопросов оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий. Видится, что коллегиальность принятия решения все же станет препятствием коррупции и военнослужащие с этим не столкнутся.
С учетом формулировки позиции Федерального закона «О ветеранах», вступившей в силу с 1 января 2010 г., в части, касающейся выполнения задач в Республике Южная Осетия и Республике Абхазия, с учетом положений абз. 5 Порядка к ветеранам боевых действий можно отнести и лиц, обслуживавших воинские части, находившиеся на указанных территориях в период ведения там боевых действий, получивших в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденных орденами или медалями Российской Федерации.
Следует отметить, что награды Республики Абхазия и Республики Южная Осетия не могут являться в рассматриваемом случае основанием для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий.
В то же время награждение лица, принимавшего участие в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, в августе 2008 г., может быть учтено соответствующей комиссией при определении факта непосредственного участия в боевых действиях.
Обобщая вышеизложенное, автор считает правомерным и законным отнесение к ветеранам боевых действий в связи с событиями в Республике Южная Осетия и Республике Абхазия в августе 2008 г. лиц, принимавших непосредственное участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей (что должно быть подтверждено соответствующими документами), а также лиц, обслуживавших воинские части в период ведения на указанных территориях боевых действий и получивших в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденных орденами и медалями Российской Федерации.
——————————————————————
Вопрос: Я — машинистка секретной части, служащая ВМФ, военный пенсионер, из Вооруженных Сил уволена по состоянию здоровья. Допущена к работе со сведениями 2-й формы допуска. С 1 января 2007 г. получаю за работу со сведениями 15%, т. е. по 3-й форме. Форму допуска не снижают, типовой контракт по 3-й форме (без ограничения права выезда за границу) не перезаключают. Имею ли я право обратиться в суд для выплаты процентной надбавки за работу со сведениями за указанный период по 2-й форме, т. е. 30%?
(«Право в Вооруженных Силах», 2010, N 7)
Вопрос: Я — машинистка секретной части, служащая ВМФ, военный пенсионер, из Вооруженных Сил уволена по состоянию здоровья.
Допущена к работе со сведениями 2-й формы допуска. С 1 января 2007 г. получаю за работу со сведениями 15%, т. е. по 3-й форме. Форму допуска не снижают, типовой контракт по 3-й форме (без ограничения права выезда за границу) не перезаключают. Имею ли я право обратиться в суд для выплаты процентной надбавки за работу со сведениями за указанный период по 2-й форме, т. е. 30%?
Ответ: Гражданскому персоналу, допущенному к государственной тайне на постоянной основе, в зависимости от степени секретности и объема сведений, к которым они имеют документально подтверждаемый доступ на законных основаниях, а также от продолжительности срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений, выплачивается ежемесячная процентная надбавка к тарифной ставке, должностному окладу в следующих размерах:
за работу со сведениями, имеющими степень секретности «совершенно секретно» в полках, на кораблях I ранга, в воинских частях, для командиров (начальников) которых штатом предусмотрено воинское звание «полковник», — 30%;
за работу со сведениями, имеющими степень секретности «секретно»:
— 15% — при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий;
— 10% — при оформлении допуска без проведения проверочных мероприятий.
Вышеуказанные выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами) в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (приложение N 1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации 2008 г. N 555).
Исходя из содержания локальных правовых актов, касающихся условий и порядка выплаты указанной надбавки в воинской части, и следует решить вопрос о возможности обращения в суд.
В. И.Ковалев
Заслуженный юрист Российской Федерации,
кандидат юридических наук, доцент,
профессор Военного университета
——————————————————————
Вопрос: Я — машинистка секретной части, служащая ВМФ, военный пенсионер, из ВС уволена по состоянию здоровья. Кроме своих функциональных обязанностей, печатаю на компьютере несекретные документы по строевой части и др. Пытаются заставить исполнять обязанности начальника секретной части на время ее отпусков, переподготовки (три месяца) и т. д., но за это платить не будут, так как нет фонда экономии заработной платы. На мой отказ предлагают уволиться. Законно ли это требование?
(«Право в Вооруженных Силах», 2010, N 7)
Вопрос: Я — машинистка секретной части, служащая ВМФ, военный пенсионер, из Вооруженных Сил уволена по состоянию здоровья.
Кроме своих функциональных обязанностей, печатаю на компьютере несекретные документы по строевой части и др. Меня пытаются заставить исполнять обязанности начальника секретной части на время ее отпусков, переподготовки (три месяца) и т. д.
По словам начальника финансовой службы той войсковой части, в которой мы стоим на довольствии, источников для дополнительной оплаты нет, так как нет фонда экономии заработной платы в связи с тем, что моя должность — единственная гражданская в части. На мой отказ мне говорят: «Увольняйся». Законно ли это требование?
Ответ: Указанное требование незаконно. В силу ст. 60 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором. Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника, за исключением временного перевода в случае производственной необходимости или простоя.
При разрешении споров, связанных с переводом на другую работу, необходимо иметь в виду, что отказ от выполнения работы при переводе, совершенном с соблюдением закона, признается нарушением трудовой дисциплины, а невыход на работу — прогулом.
В. И.Ковалев
Заслуженный юрист Российской Федерации,
кандидат юридических наук, доцент,
профессор Военного университета
——————————————————————
Вопрос: Стаж службы в Вооруженных Силах — 4 года (1991 — 1996), с 1997 г. по сегодняшний день работаю на гражданской должности. Сколько процентов мне должны платить за выслугу лет, проработанных в войсковой части Минобороны России?
(«Право в Вооруженных Силах», 2010, N 7)
Вопрос: Стаж службы в Вооруженных Силах — 4 года (1991 — 1996), с 1997 г. по сегодняшний день работаю на гражданской должности. Сколько процентов мне должны платить за выслугу лет, проработанных в войсковой части Минобороны России?
Ответ: Гражданскому персоналу воинских частей устанавливается стимулирующая выплата за выслугу лет к должностным окладам (тарифным ставкам) в следующих размерах:
— за выслугу лет свыше 1 года — 5%;
— за выслугу лет свыше 2 лет — 10%;
— за выслугу лет свыше 3 лет — 15%;
— за выслугу лет свыше 5 лет — 20%;
— за выслугу лет свыше 10 лет — 30%;
— за выслугу лет свыше 15 лет — 40%.
В стаж работы, за который выплачивается процентная надбавка, включается все время работы в бюджетных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, в том числе на федеральных государственных унитарных предприятиях и в федеральных государственных учреждениях (в том числе автономных) Министерства обороны Российской Федерации, и в воинских частях, независимо от причин увольнения и длительности перерывов в работе, если другие условия не оговорены особо.
Наравне с работой в бюджетных учреждениях и воинских частях Министерства обороны Российской Федерации независимо от причин увольнения и длительности перерывов в работе, если другие условия не оговорены особо, в указанный стаж включаются периоды работы в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации. В стаж включается и военная служба, за исключением периодов военной службы в воинских частях, из которых военнослужащий был уволен по основаниям, указанным в подп. «д» — «з» п. 1 и подп. «в», «д» п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
В. И.Ковалев
Заслуженный юрист Российской Федерации,
кандидат юридических наук, доцент,
профессор Военного университета
——————————————————————
Вопрос: Работаю библиотекарем в офицерской библиотеке. Стаж библиотечной работы — 20 лет. Образование: филологический факультет университета. Будет ли приравнено мое образование к специальному высшему при переходе на новую систему оплаты труда бюджетникам?
(«Право в Вооруженных Силах», 2010, N 7)
Вопрос: Работаю библиотекарем в офицерской библиотеке. Стаж библиотечной работы — 20 лет. Образование: филологический факультет университета. Будет ли приравнено мое образование к специальному высшему при переходе на новую систему оплаты труда бюджетникам?
Ответ: Ранее порядок проведения аттестации руководителей, специалистов и технических исполнителей воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации был установлен Приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 марта 1993 г. N 130. В настоящее время он утратил силу, поэтому если в нормативном правовом акте прямо не предусмотрено проведение аттестации работников организации, следует руководствоваться ведомственными нормативными правовыми актами, локальными нормативными актами при проведении аттестации или приеме квалификационных экзаменов у лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. Для занятия той или иной должности библиотечного работника требования к квалификации могут жестко и не соблюдаться, поскольку п. 10 Общих положений Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержден Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21 августа 1998 г. N 37) определено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
В. И.Ковалев
Заслуженный юрист Российской Федерации,
кандидат юридических наук, доцент,
профессор Военного университета
——————————————————————