Актуальные вопросы оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации
(Ковалев В. И.) («Право в Вооруженных Силах», 2011, N 4)
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОПЛАТЫ ТРУДА ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В. И. КОВАЛЕВ
Ковалев В. И., заслуженный юрист Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.
В статье рассмотрены особенности оплаты труда гражданского персонала ВС РФ в особых условиях.
Ключевые слова: ВС РФ, гражданский персонал, оплата труда, особые условия.
Topical issues pay of civilian personnel of the Armed Forces of the Russian Federation V. I. Kovalev
Key words: Russian Armed Forces, civilian personnel, payment, special conditions.
Труд работников из числа гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации нередко протекает в особых условиях, в связи с чем оплата их труда имеет определенные особенности, что нашло отражение как в порядке установления им должностных окладов (тарифных ставок), так и в установлении им других выплат и доплат. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 введена с 1 декабря 2008 г. новая система оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществлялась на основе Единой тарифной сетки. В Вооруженных Силах Российской Федерации Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. N 555 утверждены Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, Порядок формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации… а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации. Кроме того, в период с 24 мая 2009 г. по 2 октября 2010 г. действовал Приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 марта 2009 г. N 115 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации». Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 указанный Приказ был признан утратившим силу и утвержден новый Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, который и вызывает в настоящее время наибольшее количество споров, жалоб, обращений, в том числе и коллективных, в различные органы. Что же порождает жалобы гражданского персонала воинских частей и можно ли каким-либо образом их разрешить? Названным выше Порядком установлено, что премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил Российской Федерации, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил. Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств. В соответствии с вышеуказанным Приказом Министра обороны Российской Федерации всем работникам, которые трудятся в воинских частях, бюджетных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации и не имеют дисциплинарных взысканий за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей, не допустили нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекшие ущерб для Вооруженных Сил Российской Федерации и отраженные в актах ревизий (проверок), из фонда экономии заработной платы производится дополнительное материальное стимулирование в размере от одной до пяти расчетных сумм. Это в теории. На практике все обстоит иначе. Из поступающих в редакцию писем читателей, жалоб гражданского персонала, содержащихся на различных интернет-ресурсах <1>, направляемых воинским должностным лицам, можно сделать вывод, что в подавляющем большинстве случаев указанная выплата либо вообще не производилась за прошедшее время (2009 — 2010 гг.), либо была осуществлена 1 — 2 раза в крайне незначительных размерах. ——————————— <1> URL: http://nachfin. info, http://www. siliyan. ru/
Денежные средства на указанные выплаты не берутся из воздуха и бюджетом Министерства обороны Российской Федерации не предусмотрены. Эти стимулирующие выплаты, как установлено в вышеназванном Приказе, осуществляются в пределах доводимых Министерству обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на оплату труда лиц гражданского персонала. Экономия средств, в пределах которой может осуществляться премирование, исчисляется как разница между плановым фондом оплаты труда на соответствующий квартал и фактическими выплатами, произведенными за этот же период, с учетом свободных остатков средств (включая наличность в кассах) после осуществления всех полагающихся выплат. Истребовать на дополнительные выплаты средства сверх установленных лимитов нельзя. Распределение этой экономии централизовано и производится от Министерства обороны Российской Федерации до командующих объединениями, командирами соединений, которые осуществляют это для непосредственно подчиненных воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации. Многие финансовые работники вводят гражданский персонал в заблуждение или умышленно недоговаривают по поводу источников формирования и использования экономии фонда оплаты труда гражданского персонала, заявляя, что экономии по этому фонду нет. Однако это не так. Один источник существовал всегда и формируется в самой воинской части за счет вакантных должностей, временной нетрудоспособности работников и прочих экономий в течение года и рассчитывается по требованию командира воинской части, а в дальнейшем по его же Приказу за счет этой экономии и производятся стимулирующие выплаты гражданскому персоналу. Второй источник формируется, как указано выше, за счет экономии бюджета по выделенному фонду оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с организационно-штатными мероприятиями (т. е. за счет сокращения численности гражданского персонала в Вооруженных Силах Российской Федерации) и распределяется в объединения, соединения и воинские части по решению указанных в Приказе воинских должностных лиц. В этом случае все зависит от наличия выделенного конкретной воинской части лимита и расчетной суммы, определенной Министром обороны Российской Федерации для стимулирования гражданского персонала на текущий квартал. Можно выделить фонды экономии конкретной воинской части только при наличии распределенного объема бюджетных средств на дополнительное материальное стимулирование гражданского персонала. В данном вопросе практика не утешительна и даже не оптимистична на будущее. По опыту прошедшего года в соединения и воинские части лимиты по указанной экономии практически не поступали и выплаты гражданскому персоналу не производились. Вместе с тем из писем работников воинских частей следует, что на уровне объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, стоящих на финансовом обеспечении у распорядителей бюджетных средств, гражданский персонал указанные стимулирующие выплаты ежеквартально получает в суммах, исчисляемых десятками и сотнями тысяч рублей. Каким же образом это происходит? Во-первых, само содержание Приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010, по мнению автора настоящей статьи, устанавливает для воинских должностных лиц, производящих распределение экономии бюджетных средств по фонду оплаты труда, необоснованно широкие пределы усмотрения и возможность необоснованного применения исключений из общих правил. Главное, в этом Приказе отсутствуют нормы, предусматривающие обязанность распорядителей бюджета доводить экономию по фондам оплаты труда до каждой воинской части, что является коррупциогенным фактором и должно было быть выявлено при проведении антикоррупционной экспертизы в Министерстве обороны Российской Федерации (Порядок проведения в Министерстве обороны Российской Федерации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Министерства обороны Российской Федерации утвержден Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 марта 2010 г. N 299). Во-вторых, по каким критериям соответствующий воинский начальник выбирает воинские части, военные организации, куда направляются денежные средства для премирования, неизвестно. В сложившейся ситуации можно предполагать все что угодно, включая и корыстную или иную личную заинтересованность в соответствующем распределении денежных средств. Фактически сложилась ситуация, когда в Министерстве обороны Российской Федерации при отсутствии законных оснований введены различия, связанные с материальным стимулированием одной и той же категории работников — гражданского персонала воинских частей, бюджетных учреждений, чем нарушены требования ст. 132 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ), запрещающей какую-либо дискриминацию в сфере оплаты труда. Вместо повышения должностных окладов и установления понятной и разумной системы премирования предлагается высчитывать экономию фонда оплаты труда, получить согласие на использование этой экономии, премировать достойных в размере расчетной суммы, которую установит Министр обороны Российской Федерации по представлению его заместителя, но только при наличии свободных лимитов, выделенных на дополнительное материальное стимулирование, которых для большей части работников нет и не будет. Другим достаточно часто встречающимся нарушением трудового законодательства, связанного с оплатой труда, является нарушение сроков выплаты заработной платы, компенсационных выплат за время ежегодного оплачиваемого отпуска. Правило ст. 136 ТК РФ о выплате заработной платы не реже чем каждые полмесяца является обязательным. Поэтому ни заявления работников, написанные по просьбе работодателя, о выплате заработной платы один раз в месяц, ни подобные условия, внесенные в трудовые, коллективные договоры, не дают работодателю права для нарушения трудового законодательства. Кроме того, обязанность выплачивать заработную плату не реже чем каждые полмесяца часто понимают как обязанность выплачивать заработную плату не реже чем два раза в месяц. Но это не совсем правильно. Полмесяца — это около 15 дней. Не реже чем каждые полмесяца — это не реже чем каждые 15 дней. В коллективном договоре могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положения работников. Например, Положением об оплате труда организации установлено, что заработная плата выдается работнику 3-го и 17-го числа каждого месяца. В этом случае с 17-го числа текущего месяца до 3-го числа следующего месяца пройдет более 15 дней, что не соответствует требованиям ч. 6 ст. 136 ТК РФ. Или, например, Положением об оплате труда организации установлено, что заработная плата выдается работнику 2-го и 17-го числа каждого месяца. В этом случае со 2-го числа до 17-го числа текущего месяца и с 17-го числа текущего месяца до 2-го числа следующего месяца пройдет не более 15 дней, что соответствует требованиям ч. 6 ст. 136 ТК РФ. Следующий важный аспект состоит в том, что два раза в месяц работник должен получать заработную плату именно за отработанное время. Таким образом, выплата заработной платы хотя и два раза в месяц, но с опозданием более чем на полмесяца также противоречит трудовому законодательству. Например, коллективным договором, действующим в организации, установлено, что заработная плата выплачивается 15-го и 30-го числа следующего за отчетным месяца. В результате плату за отработанное время работник получает через полтора месяца. Положения коллективного договора в этой части не соответствуют трудовому законодательству и не подлежат применению в силу ч. 2 ст. 8 ТК РФ. Согласно письму Федеральной службы по труду и занятости от 1 марта 2007 г. N 472-6-0 иные сроки выплаты заработной платы, в отличие от указанных в ст. 136 ТК РФ, могут быть установлены отдельным категориям работников только федеральным законом. Таким образом, для гражданского персонала воинских частей, бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации выплата заработной платы один раз в месяц является нарушением трудового законодательства. Что же касается оплаты отпуска, то выплаты должны быть произведены не позднее чем за три дня до его начала. Если работнику своевременно не была произведена оплата за время ежегодного оплачиваемого отпуска либо работник был предупрежден о времени начала этого отпуска позднее чем за две недели до его начала, то работодатель по письменному заявлению работника обязан перенести ежегодный оплачиваемый отпуск на другой срок, согласованный с работником. При этом на основании ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя. Руководитель организации, а также иные должностные лица, допустившие задержку выплаты заработной платы, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
——————————————————————
Вопрос: Котельные воинской части передаются (продаются) другому собственнику. Каким образом командир части (старый работодатель) должен поступить с работниками котельных? («Право в Вооруженных Силах», 2011, N 4)
Вопрос: Котельные воинской части передаются (продаются) другому собственнику. Каким образом командир части (старый работодатель) должен поступить с работниками котельных?
Ответ: Согласно ст. 75 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации. В Вашей ситуации воинская часть не ликвидируется, не происходит и ее реорганизации. Сокращаются работники котельных, что является основанием для их увольнения на основании п. 2 ст. 81 ТК РФ (сокращение численности или штата работников организации). Гарантии и компенсации при увольнении работников по указанному основанию предусмотрены ст. 180 ТК РФ. При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с ч. 3 ст. 81 ТК РФ. О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения вышеуказанного срока, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении. Следует иметь в виду, что по письменной просьбе работника или с его письменного согласия может быть осуществлен его перевод на постоянную работу к другому работодателю. При этом трудовой договор по прежнему месту работы прекращается (п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ). Однако в этом случае компенсационные выплаты работнику не предоставляются.
В. И.Ковалев Кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Российской Федерации
——————————————————————