Дисциплинарные проступки и производства на государственной службе

(Сурманидзе И. Н.)

(«Администратор суда», 2009, N 4)

ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПРОСТУПКИ И ПРОИЗВОДСТВА

НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

И. Н. СУРМАНИДЗЕ

Сурманидзе И. Н., начальник отдела научного и методического обеспечения учебного процесса филиала ГОУ ВПО «Волго-Вятская академия» в г. Кирове, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин филиала ГОУ ВПО «Волго-Вятская академия» в г. Кирове, кандидат юридических наук.

В настоящей статье мы остановимся на некоторых наиболее важных аспектах дисциплинарных проступков на государственной службе, проведем анализ различных видов дисциплинарных производств на государственной гражданской службе, военной службе и государственной правоохранительной службе.

Дисциплинарные санкции и связанные с ними производства во многом являются той цементирующей основой, которая не позволяет государственному аппарату превратиться в неорганизованное, коррумпированное и неуправляемое образование.

О том, какие последствия несет отсутствие ответственности либо ее неэффективное претворение в жизнь, писал еще К. П. Победоносцев: «В общем управлении… давно укоренилась язва — безответственность, соединенная с чиновничьим равнодушием к делу… Нет, кажется, такого идиота или такого негодного человека, кто не мог бы целые годы благоденствовать в своей должности в совершенном бездействии, не подвергаясь никакой ответственности и ни малейшему опасению потерять свое место. Все уже до того привыкли к этому положению, что всякое серьезное вмешательство в эту спячку считается каким-то нарушением прав» [23, с. 131].

Дисциплинарные проступки на различных видах государственной службы имеют достаточное количество общих аспектов, хотя тяжесть совершенных деяний и меры санкционного воздействия несколько различаются в зависимости от вида государственной служебной деятельности.

Дисциплинарный проступок на государственной службе можно определить как противоправное, виновное действие (бездействие) государственного служащего (гражданского служащего, военнослужащего, государственного служащего правоохранительной службы), выражающееся в нарушении служебной дисциплины, которое не влечет за собой административной или уголовной ответственности.

Таким образом, дисциплинарным проступкам свойственны следующие признаки:

1) всегда носят противоправный характер (однако объект посягательства данных деяний весьма специфичен — это служебная дисциплина);

2) могут выражаться как в форме действия, так и бездействия государственного служащего;

3) данные деяния ограничены рамками государственного органа, где осуществляет свою деятельность государственный служащий;

4) имеют наименьшую степень общественной опасности.

Дисциплинарные производства являются необходимым условием реализации дисциплинарных санкций, которые, в свою очередь, служат целям обеспечения эффективности деятельности государственного аппарата, а также качественного и полного исполнения государственными служащими должностных обязанностей.

Исследованию дисциплинарных производств в теории государственной службы не уделялось и не уделяется особого внимания, указанные категории анализируются лишь в рамках общей проблематики дисциплинарной ответственности на государственной службе [1, с. 22; 2, с. 351; 3, с. 47, 81, 83, 94; 8, с. 190 — 191; 9, с. 230; 10, с. 48; 11, с. 10, 18; 21; 22, с. 418 — 432; 24, с. 9; 25, с. 111].

Дисциплинарным производствам посвящен ряд законов и подзаконных административных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере государственной службы [12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20].

Основные этапы дисциплинарного производства на государственной гражданской службе представляют собой следующее.

Этап 1. Проведение служебной проверки.

Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя государственного органа или по письменному заявлению государственного гражданского служащего.

При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

1) факт совершения государственным гражданским служащим дисциплинарного проступка;

2) вина государственного гражданского служащего;

3) причины и условия, способствовавшие совершению государственным гражданским служащим дисциплинарного проступка;

4) характер и размер вреда, причиненного государственным гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления государственного гражданского служащего о проведении служебной проверки.

Государственный гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

1) давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;

2) обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку;

3) ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

Этап 2. Подготовка и подписание соответствующим должностным лицом государственного органа заключения по результатам служебной проверки.

В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются: факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки; предложение о применении к государственному гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу государственного гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

Этап 3. Рассмотрение представленного письменного заключения по результатам служебной проверки и принятие соответствующего решения компетентным должностным лицом государственного органа о применении или, наоборот, неприменении дисциплинарной санкции в отношении государственного гражданского служащего.

Этап 4. Оформление решения компетентного должностного лица государственного органа о применении к государственному гражданскому служащему дисциплинарной санкции.

Факт наложения на государственного гражданского служащего дисциплинарного взыскания оформляется соответствующим индивидуальным актом государственного органа, копия которого с указанием оснований его применения вручается государственному гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности служащего, пребывания его в отпуске, а также времени проведения служебной проверки.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка.

Этап 5. Непосредственная реализация дисциплинарной санкции в отношении государственного гражданского служащего. Указанная реализация зависит от вида дисциплинарной санкции и может выражаться как в мерах материального, так и иного нематериального негативного воздействия на государственного гражданского служащего.

Этап 6. Юридическое аннулирование наложенного дисциплинарного взыскания.

Государственный гражданский служащий, в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания не подвергнутый новому дисциплинарному взысканию, считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

Схожий состав элементов имеет и дисциплинарное производство на военной службе.

Этап 1. Проведение разбирательства.

По каждому факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка проводится разбирательство. Срок разбирательства не должен превышать 10 суток с момента, когда командиру стало известно о совершении военнослужащим дисциплинарного проступка.

В ходе разбирательства должны быть собраны доказательства, на основании которых могут быть установлены обстоятельства, подлежащие выяснению при привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности. К таковым обстоятельствам, подлежащим выяснению, относятся:

1) событие дисциплинарного проступка (время, место, способ его совершения);

2) лицо, совершившее дисциплинарный проступок;

3) вина военнослужащего в совершении дисциплинарного проступка, форма вины и мотивы совершения дисциплинарного проступка;

4) данные, характеризующие личность военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок;

5) наличие и характер вредных последствий дисциплинарного проступка;

6) обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность [5];

7) обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность [6];

8) обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность [7];

9) причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка.

В случае если в ходе разбирательства установлено, что в действии (бездействии) военнослужащего усматриваются признаки преступления, лицо, проводящее разбирательство, обязано незамедлительно доложить об этом в установленном порядке командиру воинской части (должностному лицу гарнизона) и действовать в соответствии с его указаниями. Командир воинской части (должностное лицо гарнизона) незамедлительно уведомляет об этом военного прокурора и принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Военнослужащий, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, имеет право давать объяснения, представлять доказательства, пользоваться юридической помощью защитника с момента принятия судьей гарнизонного военного суда решения о назначении судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке.

Этап 2. Подготовка письменного заключения, а также иных материалов по итогам проведенного разбирательства.

Этап 3. Рассмотрение представленного письменного заключения по результатам служебной проверки и принятие командиром или судьей гарнизонного военного суда соответствующего решения о применении или, наоборот, неприменении дисциплинарной санкции в отношении военнослужащего.

Этап 4. Оформление решения командира или судьи гарнизонного военного суда о применении к военнослужащему дисциплинарной санкции.

На основании данных проведенного разбирательства командир или судья гарнизонного военного суда применяет к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, те или иные дисциплинарные взыскания.

При назначении дисциплинарного взыскания учитываются характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форма вины, личность военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, обстоятельства, смягчающие и отягчающие дисциплинарную ответственность.

Этап 5. Непосредственная реализация дисциплинарной санкции в отношении военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок.

Применение дисциплинарного взыскания к военнослужащему, совершившему дисциплинарный проступок, производится в срок до 10 суток со дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном дисциплинарном проступке, но до истечения срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарное взыскание исполняется, как правило, немедленно, а в исключительных случаях — не позднее истечения срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности.

Решение судьи гарнизонного военного суда о назначении дисциплинарного ареста исполняется немедленно.

Военнослужащий не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по истечении одного года со дня совершения дисциплинарного проступка.

Дисциплинарное производство на правоохранительной службе имеет аналогичный состав, как и у двух вышеперечисленных производств, и включает в том числе: проведение служебной проверки, вынесение заключения по ее результатам, наложение дисциплинарного взыскания и его реализацию, а также снятие дисциплинарной санкции. Дисциплинарные взыскания на служащих правоохранительной службы налагаются их прямыми начальниками в пределах предоставленных им прав.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сформулировать следующие основные выводы:

1) сущностное содержание дисциплинарных проступков на различных видах государственной службы является идентичным: дисциплинарный проступок представляет собой противоправное, виновное действие (бездействие) государственного служащего (гражданского служащего, военнослужащего, государственного служащего правоохранительной службы), выражающееся в нарушении служебной дисциплины, которое не влечет за собой административной или уголовной ответственности;

2) элементный состав дисциплинарных производств на различных видах государственной службы имеет достаточно много общих аспектов, несмотря на некоторые отличия;

3) реализация дисциплинарной ответственности предполагает как нормативное установление конкретных дисциплинарных мер, так и процессуальное их обеспечение.

Список литературы

1. Бахрах Д. Н. Дисциплинарное принуждение // Правоведение. 1985. N 3.

2. Бахрах Д. Н. Административное право: Учебник. М.: Издательство «БЕК», 1996.

3. Государственная дисциплина и ответственность / Под ред. Л. И. Антоновой и Б. И. Кожонина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.

4. Грубыми дисциплинарными проступками признаются, например: нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими; уклонение от исполнения обязанностей военной службы; нарушение правил несения боевого дежурства и др.

5. К обстоятельствам, исключающим дисциплинарную ответственность военнослужащего, относятся, например: отсутствие события дисциплинарного проступка, исключение лица из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы и другие.

6. К обстоятельствам, смягчающим дисциплинарную ответственность военнослужащего, относятся, например: раскаяние военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок; добровольное сообщение военнослужащим о совершенном им дисциплинарном проступке командиру и др.

7. К обстоятельствам, отягчающим дисциплинарную ответственность военнослужащего, относятся, например: продолжение противоправного действия (бездействия), несмотря на требование командира прекратить его; совершение дисциплинарного проступка в состоянии опьянения и другие.

8. Комментарий к Федеральному закону «Об основах государственной службы в Российской Федерации» / Под ред. В. И. Шкатуллы. М., 1999.

9. Лейст О. Э. Санкции и ответственность по советскому праву. М., 1981.

10. Манохин В. М. Служба и служащий в Российской Федерации. М., 1997.

11. Нестерова Г. А. Дисциплинарная ответственность по советскому административному праву: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1988.

12. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с послед. изм. и доп.) // Российская газета. 2004. N 162.

13. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции» (с послед. изм. и доп.) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503.

14. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (с послед. изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 30. Ст. 3586.

15. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах» (с послед. изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 30. Ст. 3590.

16. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с послед. изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 13. Ст. 1475.

17. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с послед. изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 22. Ст. 2331.

18. Указ Президента РФ от 5 июня 2003 г. N 613 «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» (с послед. изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 23. Ст. 2197.

19. Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (с послед. изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 47. Ст. 5749.

20. Постановление Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 2. Ст. 70.

21. Сергун П. П. Государственная служба в органах внутренних дел: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 1998.

22. Старилов Ю. Н. Служебное право. М., 1996.

23. Шепелев Л. Е. Титулы, мундиры, ордена в Российской империи. Л., 1991.

24. Щербак А. И. Юридическая ответственность должностных лиц аппарата государственного управления: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Киев, 1978.

25. Якимов А. Ю. Статус субъекта административной юрисдикции // Государство и право. 1996. N 8.

——————————————————————