Обзор законодательства Свердловской области в сфере занятости населения
(Мешалкина А. В.) («Социальное и пенсионное право», 2010, N 4)
ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ <*>
А. В. МЕШАЛКИНА
——————————— <*> Meshalkina A. V. Review of legislation of Sverdlovsk region in the sphere of employment of population.
Мешалкина А. В., главный специалист-эксперт отдела законодательства, регистрации уставов муниципальных образований и ведения регистров Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области.
В статье автор исследует вопросы реализации законодательства Российской Федерации в области занятости населения на примере Свердловской области.
Ключевые слова: занятость населения, право на труд, социальная защита, безработица.
The author of the article studies the issues of realization of legislation of the Russian Federation in the sphere of employment of population at the example of Sverdlovsk district.
Key words: employment of population, right to labor, social protection, unemployment.
Законодательство Российской Федерации о занятости населения определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. В соответствии с п. п. «б», «ж» и «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, социальная защита, трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее по тексту — Закон «О занятости населения в Российской Федерации») законодательство о занятости населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из указанного Закона, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 7.1 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» к полномочиям Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся: 1) осуществление контроля за: — обеспечением государственных гарантий в области занятости населения; — приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты; — регистрацией инвалидов в качестве безработных; 2) регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан; 3) оказание в соответствии с законодательством о занятости населения следующих государственных услуг: — содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников; — информирование о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации; — организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест; — организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения; — психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан; — осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; — организация проведения оплачиваемых общественных работ; — организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые; — социальная адаптация безработных граждан на рынке труда; — содействие самозанятости безработных граждан; — содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности; — выдача работодателям заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации; 4) разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; 5) организация и проведение специальных мероприятий по профилированию (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан; 6) проверка, выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства о занятости населения, привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации; 7) принятие мер по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о занятости населения и восстановлению нарушенных прав граждан; 8) обобщение практики применения и анализ причин нарушений законодательства о занятости населения в субъекте Российской Федерации, а также подготовка соответствующих предложений по совершенствованию данного законодательства. В рамках реализации переданных Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Указом губернатора Свердловской области от 20.10.2006 N 929-УГ «О создании Департамента государственной службы занятости населения Свердловской области» создан Департамент государственной службы занятости населения Свердловской области. В соответствии с Положением о Департаменте государственной службы занятости населения Свердловской области, утвержденным Постановлением правительства Свердловской области от 29.12.2006 N 1112-ПП «О Департаменте государственной службы занятости населения Свердловской области» Департамент государственной службы занятости населения Свердловской области является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, в компетенцию которого входит осуществление на территории Свердловской области полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий». Ежегодно в целях обеспечения занятости населения и снижения напряженности на рынке труда на территории Свердловской области утверждается Программа поддержки занятости населения Свердловской области. Основными ее целями являются: — принятие мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников; — предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы; — обеспечение развития трудовых ресурсов региона и удовлетворение образовательных потребностей граждан, находящихся под угрозой увольнения. Программа поддержки занятости населения Свердловской области представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам реализации, направленных на поддержание занятости населения и снижение социальной напряженности на рынке труда. Всего в Свердловской области приняты и действуют 16 нормативных правовых актов, регулирующих вопросы занятости населения: — областной Закон от 23.10.1995 N 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (в ред. от 26.04.2010); — Закон Свердловской области от 21.12.2007 N 159-ОЗ «О Программе социально-экономического развития Свердловской области на 2008 — 2010 годы» (в ред. от 20.11.2009); — Закон Свердловской области от 20.11.2009 N 96-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год» (в ред. от 15.07.2010); — Указ губернатора Свердловской области от 20.10.2006 N 929-УГ «О создании Департамента государственной службы занятости населения Свердловской области» (в ред. от 21.12.2009); — Постановление правительства Свердловской области от 31.03.2004 N 210-ПП «О проведении конкурса среди муниципальных образований в Свердловской области на эффективную реализацию территориальной программы содействия занятости населения» (в ред. от 23.06.2010); — Постановление правительства Свердловской области от 31.03.2005 N 246-ПП «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области» (в ред. от 15.10.2009); — Постановление правительства Свердловской области от 29.03.2006 N 282-ПП «О стимулировании органов местного самоуправления к разработке программ содействия занятости населения и общественных работ» (в ред. от 15.10.2009) (в федеральном регистре отсутствует); — Постановление правительства Свердловской области от 29.12.2006 N 1112-ПП «О Департаменте государственной службы занятости населения Свердловской области» (в ред. от 02.07.2007); — Постановление правительства Свердловской области от 09.09.2008 г. N 942-ПП «Об утверждении Перечня должностных лиц Департамента государственной службы занятости населения Свердловской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях»; — Постановление правительства Свердловской области от 18.12.2008 N 1332-ПП «О программе действий, направленных на улучшение социально-экономической ситуации в Свердловской области» (в ред. от 24.08.2010); — Постановление правительства Свердловской области от 20.11.2009 N 1684-ПП «Об областной государственной целевой программе «Содействие трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы и предупреждение распространения в учреждениях уголовно-исполнительной системы, расположенных на территории Свердловской области, ВИЧ-инфекции и туберкулеза» на 2010 — 2012 годы»; — Постановление правительства Свердловской области от 24.12.2009 N 1915-ПП «Об утверждении Программы поддержки занятости населения Свердловской области в 2010 году» (в ред. от 24.08.2010); — Постановление правительства Свердловской области от 01.02.2010 N 151-ПП «О реализации мероприятий Программы поддержки занятости населения Свердловской области в 2010 году, утвержденной Постановлением правительства Свердловской области от 24.12.2009 N 1915-ПП «Об утверждении Программы поддержки занятости населения Свердловской области в 2010 году» (в ред. от 29.06.2010); — Постановление правительства Свердловской области от 15.03.2010 N 407-ПП «О мерах по обеспечению отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 2010 году»; — Постановление правительства Свердловской области от 04.05.2010 N 715-ПП «Об утверждении Программы реализации дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Свердловской области за счет возвращенных остатков целевых средств субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, не использованных в 2009 году»; — Постановление правительства Свердловской области от 05.07.2010 N 1043-ПП «Об утверждении Положения о порядке осуществления мероприятий по выполнению Программы реализации дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Свердловской области за счет возвращенных остатков целевых средств субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, не использованных в 2009 году»; В 2010 г. Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области проведена правовая экспертиза всех региональных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы занятости населения. В результате проведенных правовых экспертиз нарушений Конституции Российской Федерации и федерального законодательства пробелов в правовом регулировании не выявлено. По результатам проведенного обзора законодательства Свердловской области в сфере занятости населения, в том числе направленного на снижение напряженности на рынке труда, установлено, что в настоящее время органами государственной власти Свердловской области в достаточной степени реализованы полномочия, предоставленные федеральным законодательством в рассматриваемой сфере правоотношений. Оценивая состояние законности региональных нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере правоотношений, следует отметить, что в настоящее время на территории Свердловской области все нормативные правовые акты, принятые по вопросам занятости населения, соответствуют федеральному законодательству.
——————————————————————
Вопрос: Прошу разъяснить, как должен осуществляться в военном комиссариате, в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации 2008 г. N 555, расчет экономии по фонду заработной платы? Расчет экономии осуществляется за каждый район или за область в целом? («Право в Вооруженных Силах», 2010, N 11)
Вопрос: Прошу разъяснить, как должен осуществляться в военном комиссариате, в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации 2008 г. N 555, расчет экономии по фонду заработной платы? Расчет экономии осуществляется за каждый район или за область в целом?
Ответ: В расчет годового фонда оплаты труда, согласно утвержденному Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. N 555 Порядку формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации… (с изменениями от 5 мая 2009 г.), не включаются суммы, выплаченные за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, и другие выплаты компенсационного характера, выплачиваемые за счет экономии годового фонда оплаты труда. Экономия средств, в пределах которой может осуществляться премирование, исчисляется как разница между плановым фондом оплаты труда на соответствующий месяц и фактическими выплатами, произведенными за этот же период. В соответствии с вышеуказанным Порядком бюджетные учреждения определяют потребность на выплату заработной платы гражданскому персоналу), содержащемуся по штатам, штатным перечням (нормативам), а также по утвержденным и зарегистрированным в установленном порядке штатным расписаниям. Военный комиссариат субъекта Федерации является территориальным органом Министерства обороны Российской Федерации, выполняющим функции по обеспечению обороны страны путем организации в мирное время подготовки граждан Российской Федерации к призыву на военную службу или направления их для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени. Военные комиссариаты муниципальных образований, которые имеют статус городского поселения, городского округа и т. д., преобразованы в отделы военных комиссариатов субъектов Российской Федерации по соответствующей территории. Руководители бюджетных учреждений и воинских частей имеют право перераспределять денежные средства, предусмотренные годовым фондом оплаты труда и не использованные в течение расчетного периода (месяц, квартал, год), на выплату должностных окладов, компенсационных и стимулирующих выплат, а также на выплаты стимулирующего характера, установленные положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами), за счет экономии годового фонда оплаты труда. Размер экономии годового фонда оплаты труда и лимитов бюджетных обязательств, направляемых на выплаты стимулирующего характера, установленные положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными правовыми актами), за счет экономии годового фонда оплаты труда, определяется по результатам исполнения утвержденного годового фонда оплаты труда за соответствующий расчетный период (месяц, квартал, год) после осуществления в установленном порядке всех видов выплат заработной платы.
В. И.Ковалев Кандидат юридических наук, доцент, профессор Военного университета, заслуженный юрист Российской Федерации
——————————————————————
Вопрос: Включаются ли в величину минимального размера оплаты труда при установлении месячной заработной платы компенсационные и стимулирующие выплаты? («Право в Вооруженных Силах», 2010, N 11)
Вопрос: Включаются ли в величину минимального размера оплаты труда при установлении месячной заработной платы компенсационные и стимулирующие выплаты?
Ответ: Заработная плата (оплата труда работника) определена в ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Установление минимального размера оплаты труда регламентировано ст. 133 названного Кодекса, которой предусмотрено, в частности, что: минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (ч. 1); месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 3). В марте 2010 г. Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики за четвертый квартал 2009 г., утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2010 г., сформулировал следующую правовую позицию. Согласно ст. 135 (ч. ч. 1 и 2) Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера. При этом, как следует из содержания ст. 129 (ч. ч. 2 — 5) того же Кодекса, тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), т. е. минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. В силу сказанного именно размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в ч. 1 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации, также без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые, в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда. Однако указанное разъяснение было отозвано Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 июня 2010 г., в связи с чем до настоящего времени поставленный Вами вопрос окончательно не разрешен, что позволяет работодателям устанавливать минимальный размер оплаты труда с учетом компенсационных и стимулирующих выплат.
В. И.Ковалев Кандидат юридических наук, доцент, профессор Военного университета, заслуженный юрист Российской Федерации
——————————————————————
Вопрос: Работаю лаборантом на кафедре в военном училище. Мне установлена 6-дневная рабочая неделя. Финансовый отдел требует указывать в табеле рабочего времени рабочий день продолжительностью 8 часов, исходя из расчета по 5-дневной рабочей неделе. Законно ли это? («Право в Вооруженных Силах», 2010, N 11)
Вопрос: Работаю лаборантом на кафедре в военном училище. Мне установлена 6-дневная рабочая неделя. Финансовый отдел требует указывать в табеле рабочего времени рабочий день продолжительностью 8 часов, исходя из расчета по 5-дневной рабочей неделе. Законно ли это?
Ответ: Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений установлены Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 г. N 69. Согласно названному нормативному правовому акту режим рабочего времени лиц из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов установлен в пределах 36-часовой рабочей недели и определяется с учетом выполнения преподавательской работы, а также осуществления научно-исследовательской, творческо-исполнительской, опытно-конструкторской, учебно-методической, организационно-методической, воспитательной, физкультурной, спортивно-оздоровительной работы. Что же касается режима работы лаборанта кафедры, то он может быть установлен в трудовом договоре, другом локальном правовом акте (например, в правилах внутреннего трудового распорядка, приложениях к коллективному договору и т. д.). С учетом этих обстоятельств и следует устанавливать законность требований финансового отдела.
В. И.Ковалев Кандидат юридических наук, доцент, профессор Военного университета, заслуженный юрист Российской Федерации
——————————————————————
Вопрос: Работаю в воинской части библиотекарем. Согласно устному распоряжению командира воинской части приняла на хранение клубное имущество на период нахождения в отпуске по уходу за ребенком заведующей клубом, о чем подписала соответствующий акт. Законно ли это, возможно ли в этом случае совмещение должностей? («Право в Вооруженных Силах», 2010, N 11)
Вопрос: Работаю в воинской части библиотекарем. Согласно устному распоряжению командира воинской части приняла на хранение клубное имущество на период нахождения в отпуске по уходу за ребенком заведующей клубом, о чем подписала соответствующий акт. Законно ли это, возможно ли в этом случае совмещение должностей?
Ответ: Договоры о полной материальной ответственности заключаются по правилам, установленным ст. 244 Трудового кодекса Российской Федерации. В настоящее время письменные договоры о полной материальной ответственности могут заключаться только с теми работниками и на выполнение тех видов работ, которые предусмотрены Перечнем должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества, утвержденным Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31 декабря 2002 г. N 85. Названный Перечень должностей и работ является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Занимаемая Вами должность в указанном Перечне отсутствует, в заключенном с Вами трудовом договоре указанной трудовой функции также нет, дополнительного соглашения о совмещении Вами должностей не заключалось, как и договора о полной материальной ответственности. При изложенных обстоятельствах возложение на Вас материальной ответственности является незаконным.
В. И.Ковалев Кандидат юридических наук, доцент, профессор Военного университета, заслуженный юрист Российской Федерации
——————————————————————
Вопрос: Работаю документоведом в секретной части 5 лет 8 месяцев. Образование среднее. Мне отказано в назначении на должность старшего помощника начальника секретного отдела на основании Приказа Министра обороны Российской Федерации 1996 г. N 150. Правомерно ли это? («Право в Вооруженных Силах», 2010, N 11)
Вопрос: Работаю документоведом в секретной части 5 лет 8 месяцев. Образование среднее. Мне отказано в назначении на должность старшего помощника начальника секретного отдела на основании Приказа Министра обороны Российской Федерации 1996 г. N 150. Правомерно ли это?
Ответ: Указанным Приказом Министра обороны Российской Федерации утверждены тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям руководителей, специалистов и технических исполнителей, замещаемым гражданским персоналом воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации, находящихся на сметно-бюджетном финансировании. В указанном Приказе требования по Вашей должности не установлены. Есть требования к должности начальника секретной части: профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее пяти лет. Следует учитывать, что квалификационные характеристики должностей, специфических для отдельных отраслей, разрабатываются федеральными органами исполнительной власти и утверждаются в установленном порядке. К сожалению, в распоряжении редакции отсутствуют квалификационные характеристики по указанной Вами должности. В то же время Вам следует учесть, что для занятия той или иной должности работника требования к квалификации могут жестко и не соблюдаться, поскольку в соответствии с п. 10 Общих положений Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержден Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21 августа 1998 г. N 37) лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
В. И.Ковалев Кандидат юридических наук, доцент, профессор Военного университета, заслуженный юрист Российской Федерации
——————————————————————