О реализации функций по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния территориальными органами Минюста России на территории Уральского федерального округа

(Агеева И. П., Пикуза К. Н.) («Бюллетень нотариальной практики», 2011, N 1)

О РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ ПО КОНТРОЛЮ И НАДЗОРУ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ МИНЮСТА РОССИИ НА ТЕРРИТОРИИ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

И. П. АГЕЕВА, К. Н. ПИКУЗА

Агеева И. П., главный специалист отдела по вопросам правовой помощи и международного сотрудничества Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области.

Пикуза К. Н., главный специалист отдела по вопросам правовой помощи и международного сотрудничества Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области.

Во исполнение п. 4 ст. 4 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», Указа Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1315 «Вопросы Федеральной регистрационной службы», Приказа Минюста России от 3 декабря 2004 г. N 183 «Об утверждении Общего положения о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации» контроль и надзор в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния в период с 1 января 2008 г. по 8 августа 2008 г. осуществлялся территориальными органами Федеральной регистрационной службы (далее — территориальные органы). С 1 января 2008 г. по 31 декабря 2008 г. во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 1079 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» в Положение, утвержденное этим Указом, и о признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации», Приказа Минюста России от 25 июля 2008 г. N 151 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации» функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния были переданы и осуществлялись территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации (далее — территориальные органы). В 2008 г. в результате реализации Указа Президента Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 1079 на территории Уральского федерального округа действовали четыре территориальных органа Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: — Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области; — Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области; — Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу и Ямало-Ненецкому автономному округу; — Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Курганской области. За 2008 г. территориальными органами проведено 380 плановых проверок органов загса (проверено более 351 тысячи записей актов гражданского состояния и документов — оснований к ним). По результатам проверок вынесено четыре предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации при государственной регистрации актов гражданского состояния руководителям отделов загса. Наибольшее количество записей актов гражданского состояния проверено в ходе проверок органов загса Свердловской и Челябинской областей.

Система органов загса в субъектах Российской Федерации

Субъект Органы загса в Органы загса в структуре Всего Российской структуре органов органов местного самоуправления Федерации государственной власти субъектов Отделы Администрации Российской загса сельских/городских Федерации ОМ <*> поселений

Курганская 1 26 409 436 область

Свердловская 70 — — 70 область

Челябинская 1 57 243 301 область

Тюменская область 33 6 — 39

Ханты-Мансийский 1 22 75 98 АО

Ямало-Ненецкий АО 14 — — 14

УрФО 120 111 727 958

——————————— <*> ОМС — органы местного самоуправления.

В Тюменской области государственную регистрацию актов гражданского состояния осуществляют как органы загса, входящие в структуру органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, так и органы загса, входящие в структуру органов местного самоуправления. В Свердловской области и Ямало-Ненецком автономном округе государственную регистрацию актов гражданского состояния осуществляют только органы загса, входящие в структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В Курганской и Челябинской областях, Ханты-Мансийском автономном округе государственную регистрацию актов гражданского состояния осуществляют только органы, входящие в структуру органов местного самоуправления. В 2008 г. в рамках взаимодействия территориальных органов с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, организующих и осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, проведено 70 совместных мероприятий. В 2008 г. на территории Уральского федерального округа органами записи актов гражданского состояния зарегистрировано более 545 тысяч актов гражданского состояния (в 2007 г. — более 534 тысяч). В 2008 г. наибольшее количество актов гражданского состояния зарегистрировано в Свердловской и Челябинской областях, наименьшее — в Ямало-Ненецком автономном округе. Количество зарегистрированных актов гражданского состояния по субъектам Российской Федерации от общего числа зарегистрированных актов гражданского состояния на территории Уральского федерального округа в 2008 г. составило: — в Свердловской области — 35,4%; — в Челябинской области — 29,2%; — в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре — 12,0%; — в Тюменской области — 11,4%; — в Курганской области — 8,1%; — в Ямало-Ненецком автономном округе — 3,9%. Территориальными органами в 2008 г. осуществлялся контроль реализации федеральных полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния, который включает в себя организацию осуществления федеральных полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории каждого субъекта Российской Федерации: — порядок рассмотрения обращений граждан; — состояние материально-технического и информационного обеспечения органов загса; — соблюдение сроков представления и качество подготовки статистической отчетности, установленной Минюстом России; — состояние информационно-разъяснительной работы, в том числе в средствах массовой информации; — организация и состояние работы по информатизации; — организация и состояние работы по защите информации и созданию условий для безопасности деятельности органа загса.

——————————————————————