Незнание федерального отраслевого соглашения не освобождает от ответственности за его невыполнение

(Иванов А. Б.) («Трудовое право», 2011, N 3)

НЕЗНАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ОТРАСЛЕВОГО СОГЛАШЕНИЯ НЕ ОСВОБОЖДАЕТ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЕГО НЕВЫПОЛНЕНИЕ

А. Б. ИВАНОВ

Иванов А. Б., кандидат юридических наук.

Особенность системы источников трудового права состоит в наличии в их числе актов социального партнерства — соглашений — правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения и устанавливающих общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемых между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции. Специфика федеральных отраслевых соглашений заключается в том, что их действие может быть распространено на работодателей, которые в силу невнимательного отношения к трудовому законодательству даже не подозревают о существовании действующего в отношении них федерального отраслевого соглашения. Однако известный принцип, гласящий, что «незнание закона не освобождает от ответственности», актуален и для описываемой ситуации.

Добровольно-принудительный порядок распространения отраслевых соглашений на работодателей

Общие правила о сфере действия соглашений установлены ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ). Соглашение действует в отношении работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения. В то же время ТК РФ допускает и своеобразный добровольно-принудительный порядок распространения соглашения на работодателей. По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения министр здравоохранения и социального развития РФ имеет право после опубликования соглашения <1> предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. ——————————— <1> Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2007 N 260 «Об утверждении Порядка опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению» (в ред. Приказов от 05.08.2008 N 383н, от 09.04.2010 N 225н) предусмотрены размещение зарегистрированного Рострудом федерального отраслевого соглашения на официальном сайте Минздравсоцразвития России (www. minzdravsoc. ru) и опубликование в газете «Ваше право» // «Российская газета», 20.06.2007, N 129; «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», 08.09.2008, N 36; 12.07.2010, N 28.

Предложение министра работодателям о присоединении к соглашению подлежит официальному опубликованию в «Российской газете», а также размещается в правовых базах и в сети Интернет на сайтах сторон соглашения. Таким образом, любой заинтересованный работодатель может ознакомиться с текстом соглашения и предложением министра. Работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению вправе представить в Минздравсоцразвития мотивированный письменный отказ присоединиться к нему. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя. При непредставлении мотивированного отказа соглашение считается распространенным на работодателей отрасли со дня официального опубликования предложения министра. Представляется, что содержащийся в законе порядок присоединения к соглашению «по умолчанию» не в полной мере соответствует принципу добровольности принятия сторонами обязательств (ст. 24 ТК РФ) и требует пересмотра. Как минимум целесообразно предоставить право работодателям отказываться (в частности, по экономическим причинам) не только от присоединения к соглашению в целом, но и к отдельным, особенно обременительным, его положениям, а также предусмотреть обязательное проведение консультаций о присоединении к соглашению только с представительным органом работников, объединяющим большинство работников организации.

Нюансы отказа от присоединения

Итак, трудовое законодательство гарантирует работодателям возможность мотивированно отказаться от присоединения к соглашению. Процедура такого отказа, в том числе сроки представления письменного отказа, необходимость проведения консультаций с представителями работников перед направлением отказа, детально прописана в ст. 48 ТК РФ. Однако примеры из судебной практики свидетельствуют об игнорировании установленной процедуры, в частности о фактах несоблюдения работодателями сроков направления письменного отказа полномочному органу <2>, что приводит к дополнительным финансовым расходам работодателей, поскольку соглашение может устанавливать только повышенные по сравнению с законодательством льготы и гарантии работникам (ст. 9 ТК РФ). ——————————— <2> Согласно п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 321, данное Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Пример. 26.06.2008 в «Российской газете» было опубликовано предложение министра здравоохранения и социального развития РФ присоединиться к Федеральному отраслевому соглашению по авиационной промышленности, заключенному между Федеральным агентством по авиационной промышленности и Российским профсоюзом трудящихся авиационной промышленности. Письмом от 21.07.2008 общество отказалось от присоединения к отраслевому соглашению. Данный отказ направлен предприятием по почте и поступил в Минздравсоцразвития России 31.07.2008.

Из ч. 8 ст. 48 ТК РФ следует, что мотивированный письменный отказ от присоединения должен быть не направлен в 30-дневный срок, а представлен в Минздравсоцразвития. Таким образом, данной нормой законодатель возложил на работодателей обязанность обеспечения не только направления мотивированного отказа в указанный срок, но и фактического его получения компетентным органом. В связи с пропуском срока представления отказа от присоединения к отраслевому соглашению арбитражными судами было отказано обществу в удовлетворении его требований к Минздравсоцразвития России, полагавшему, что общество является работодателем, присоединившимся к соглашению <3>. ——————————— <3> Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 января 2010 г. N 17156/09 // http:// kad. arbitr. ru/?id= CFDBDFA7- 6402- 4041- A2C9- EB1D729578E4.

С позицией судебных инстанций в целом следует согласиться. Однако, на наш взгляд, в деле имеется нарушение процедуры распространения соглашения, которое не было исследовано судами. Так, предложение в Минздравсоцразвития России было направлено только одной стороной соглашения — Федеральным агентством по промышленности (письмо от 11.06.2008). А была ли известна Министерству позиция второй стороны соглашения — Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности? Если обращение исходило только от представителя работодателей отрасли, учитывая требования ч. 7 ст. 48 ТК РФ о необходимости обращения в Минздравсоцразвития России сторон соглашения (а не одной стороны), у Минздравсоцразвития России просто не было оснований для направления в «Российскую газету» предложения работодателям о присоединении к соглашению. К сожалению, как отмечалось, данный вопрос судом не исследовался.

Позиция Министерства здравоохранения и социального развития России и Федеральной службы по труду по вопросу мотивированного отказа от присоединения к соглашению

У правоприменителей может возникнуть обоснованный вопрос — а можно ли отказаться от присоединения к соглашению при отсутствии в организации профсоюза? По указанному вопросу автор обратился в Роструд и получил следующее разъяснение: «…если работники не объединены в профсоюз и в организации (у работодателя) не создано иного представительного органа работников, работодатель вправе принять решение об отказе присоединиться к соглашению» (письмо Роструда от 11.11.2010 N ТЗ/14031-3-8). Схожей позиции придерживаются и специалисты Минздравсоцразвития России: «Согласно практике, в случае, если на предприятии отсутствует первичная профсоюзная организация, к отказу от присоединения к соглашению прикладывается протокол консультаций работодателя с Советом трудового коллектива» (письмо Минздравсоцразвития России от 08.12.2010 N 22-5-4593). По-нашему мнению, органы исполнительной власти допускают излишне широкое толкование ст. 48 ТК РФ, в которой четко прописано, что консультации работодателя должны проводиться с представителями первичной профсоюзной организации, а не иными представителями.

Заключение

Следует сделать вывод, что работодатель, осуществляющий деятельность в соответствующей отрасли (виды деятельности прописаны в уставе организации, который обязательно исследуется в суде при возникновении трудового спора) и по каким-либо причинам не имеющий возможности принять на себя обязательства по федеральному отраслевому соглашению, должен внимательно отнестись к процедуре присоединения к данному соглашению, а также к коллективным переговорам, проводимым на отраслевом уровне социального партнерства. После консультаций с представительным органом работников (при его наличии) работодателю следует своевременно, т. е. в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению в «Российской газете», представить в Минздравсоцразвития России мотивированный конкретными причинами, например финансовыми затруднениями, отказ от присоединения к соглашению. Поскольку в трудовом законодательстве отсутствуют критерии оценки мотивов отказа работодателя, а у Минздравсоцразвития России нет полномочий по признанию отказа немотивированным, доскональное соблюдение процедуры отказа от присоединения к соглашению обезопасит работодателя от необходимости соблюдать его условия.

——————————————————————