Взаимодействие участкового уполномоченного милиции с должностными лицами ФСИН России
(Тарабрин С. В.) («Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление», 2012, N 3)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО МИЛИЦИИ С ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ФСИН РОССИИ <*>
С. В. ТАРАБРИН
——————————— <*> Tarabrin S. V. Interaction of a district authorized police officer with officials of the Federal Penal Enforcement Agency.
Тарабрин Сергей Викторович, слушатель 2-го факультета Академии управления МВД России.
В статье рассматриваются проблемные аспекты организации работы участкового уполномоченного милиции (УУМ) в современных условиях, вопросы его административной деятельности и взаимодействия с ФСИН России относительно отбывания гражданами уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы. Участковый уполномоченный милиции является единственным среди сотрудников ОВД субъектом, обладающим административными функциями. Актуальность рассматриваемых автором вопросов связана с тем, что деятельность УУМ нуждается в обеспечении нормативной базой.
Ключевые слова: Федеральная служба исполнения наказаний, участковый уполномоченный, уголовные наказания, отсрочка отбывания наказания.
The article reveals problematic aspects connected with the organization of work of a district authorized police officer in modern conditions. It deals with issues of his administrative activity and interaction with the Federal Penal Enforcement Agency on cases of serving sentence without imprisonment. The district authorized police officer is an only person who possesses administrative functions in comparison with other policemen. The author raises the topical issue that the district authorized police officer has to be provided with normative base.
Key words: The Federal Penal Enforcement Agency, district authorized police officer, criminal penalty, reprieve of penalty.
Следует отметить, что ФСИН России в процессе исполнения своих функций и задач руководствуется Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента России от 13 октября 2004 г. N 1314. Она является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции контроля за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. ФСИН подведомственна Минюсту России. Основными задачами ФСИН России являются: исполнение в соответствии с законодательством РФ уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых (далее — лица, содержащиеся под стражей); контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания (принимает участие и УУМ); обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (далее — учреждения, исполняющие наказания), и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы (далее — УИС), должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов <1>; охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан РФ и лиц без гражданства на территорию России, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции; создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ и федеральных законов; организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации (также и УУМ); управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями. ——————————— <1> См. об этом: Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденная Приказом Минюста России от 23 июня 2005 г. N 95.
ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности УИС. ФСИН взаимодействует в процессе своей деятельности с другими федеральными органами исполнительной власти (в т. ч. с территориальными органами внутренних дел РФ (УУМ)), органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями. И от имени ОВД РФ (территориального органа) выступает прежде всего участковый уполномоченный милиции (УУМ). Как специальный субъект, обладающий особыми административно-юрисдикционными полномочиями, он также принимает непосредственное участие в реализации нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы исполнения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы. При этом ФСИН России осуществляет следующие полномочия: 1) обеспечивает в соответствии с законодательством РФ правопорядок и законность в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, а также безопасность лиц, находящихся на их территориях; безопасность объектов УИС, а также органов Минюста России в порядке, устанавливаемом министром юстиции РФ; точное и безусловное исполнение приговоров, постановлений и определений судов в отношении осужденных и лиц, содержащихся под стражей; установленный порядок исполнения наказаний и содержания под стражей, исполнение режимных требований в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, надзор за осужденными и лицами, содержащимися под стражей; исполнение международно-правовых обязательств России по передаче осужденных в государства их гражданства и по экстрадиции; правовую, социальную защиту и личную безопасность работников уголовно-исполнительной системы и членов их семей; защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, в уголовно-исполнительной системе; условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах; подготовку уголовно-исполнительной системы к действиям при ЧС, ликвидацию их последствий на подведомственных объектах силами и средствами уголовно-исполнительной системы, а также взаимодействие с территориальными ОВД РФ; функционирование и развитие сети открытой и шифрованной связи, предоставление телекоммуникационных услуг осужденным и лицам, содержащимся под стражей; привлечение осужденных к труду и создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в результатах труда; 2) направление осужденных к месту отбывания наказания, их размещение, а также перевод осужденных и лиц, содержащихся под стражей, из одних учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов в другие; принимает меры по обеспечению сотрудников УИС оружием и специальными средствами, по соблюдению правил оборота оружия в УИС в порядке, установленном Правительством РФ; медико-санитарное обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, надзор за исполнением санитарного законодательства РФ, а также применение к осужденным принудительных мер медицинского характера и обязательного лечения; подготовку материалов о нежелательности пребывания (проживания) в России иностранных граждан и лиц без гражданства, освобождаемых из мест лишения свободы, для представления в Минюст России; функции государственного заказчика, в т. ч. в области государственного оборонного заказа; ведомственную экспертизу обоснования инвестиций в строительство, проектной документации на реконструкцию и строительство объектов УИС, а также на капитальный ремонт зданий и сооружений; контроль деятельности учреждений и органов УИС, а также контроль за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей; охрану учреждений и органов УИС, осужденных и лиц, содержащихся под стражей; организацию специальных перевозок осужденных и лиц, содержащихся под стражей, их конвоирование и охрану на период конвоирования; разработку и реализацию мер по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и тушению пожаров на объектах учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; меры по обеспечению мобилизационной подготовки и мобилизации, а также по проведению мероприятий гражданской обороны, повышению устойчивости работы ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов в условиях военного времени и при возникновении ЧС в мирное время; справочно-информационное обеспечение учреждений и органов УИС и ведение единого банка данных по вопросам, касающимся деятельности УИС; эксплуатацию, техническое обслуживание и охрану имущества УИС, а также необходимые меры по его сохранению и рациональному использованию; меры по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей; договорную и претензионную работу и т. д.; 3) принимает участие в подготовке материалов, необходимых для рассмотрения ходатайств осужденных о помиловании; в разработке и проведении юридической экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, касающихся деятельности уголовно-исполнительной системы, по поручению Минюста России; в разработке федеральных программ развития и укрепления УИС в порядке, установленном законодательством РФ, в разработке специальной техники, специальных средств, используемых в УИС, а также осуществляет их закупку, хранение, ремонт и списание; 4) организует общее и начальное профессиональное образование и профессиональное обучение, а также заочное и дистанционное обучение осужденных в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования; выполнение размещенных на предприятиях и в собственном производстве учреждений, исполняющих наказания, заказов на поставки продукции, товаров для государственных нужд; взаимодействие территориальных органов ФСИН России с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, а также с общественными и религиозными объединениями; осуществляемую учреждениями уголовно-исполнительной системы оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством РФ; проведение с осужденными и лицами, содержащимися под стражей, воспитательной работы, направленной на их исправление; взаимодействие со СМИ и редакционно-издательскую деятельность в целях выполнения задач, возложенных на уголовно-исполнительную систему; кадровое обеспечение центрального аппарата ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров; работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, связанных с деятельностью ФСИН России, а также делопроизводство в соответствии с законодательством РФ; подготовку материалов для докладов министра юстиции РФ Президенту и Правительству России о состоянии работы по исполнению уголовных наказаний, обеспечению условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также по соблюдению законности и прав человека в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах; исполнение актов об амнистии и помиловании. Участковый уполномоченный милиции взаимодействует с ФСИН по вопросам: — учета и контроля лиц, освободившихся из мест лишения свободы (УУМ, ПДН, дежурная часть милиции); — контроля лиц, отбывающих уголовное наказание, не связанное с лишением свободы (УУМ, ПДН); — контроля над лицами, отбывающими уголовное наказание в виде ограничения свободы — «домашнего ареста»; — осуществления контроля за осужденными, отбывающими краткосрочный отпуск по месту жительства близких родственников (УУМ, а также сотрудники дежурной части, ПДН, ППСМ); — проведения ОРМ (совместно с сотрудниками криминальной милиции); — расследования уголовных дел (дознания); — трудоустройства (адаптирования); — проведения общепрофилактических мероприятий и т. д. В процессе реализации вопросов исполнения наказаний и сотрудники Минюста России, и сотрудники ОВД должны учитывать требования ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ <2>. ——————————— <2> Российская газета. 2008. 18 июня. С. 18, 20.
Бесспорно, вопросы взаимодействия с теми или иными участниками правоотношений УУМ должны развиваться на местах с учетом оперативно-криминогенной характеристики административного участка, района, региона и проводимой государственной политики в стране. Так, Указом Президента России от 1 сентября 2009 г. N 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» <3> в целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка учреждена должность Уполномоченного при Президенте России по правам ребенка. В январе 2010 г. вступил в действие Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы» <4>. В ст. 53, 73 УК РФ (и др.) установлен новый вид наказания — ограничение свободы в виде «домашнего ареста». Законодателем также внесены изменения в Уголовно-исполнительный кодекс РФ <5>. Так, дополнены ст. 47.1 (Порядок исполнения наказания в виде ограничения свободы) и ст. 50 (Порядок отбывания наказания в виде ограничения свободы). В связи с этим УУМ и сотрудники ПДН, ППС должны знать о порядке применения и реализации данного вида наказания. А руководители территориальных ОВД должны выработать соответствующие документы о порядке взаимодействия с должностными лицами уголовно-исполнительной инспекции ФСИН России. ——————————— <3> Опубликован и вступил в силу 4 сентября 2009 г. <4> Опубликован в «Российской газете» 30 декабря 2009 г. Вступил в силу с 1 января 2010 г. <5> Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. N 2. Ст. 198; 2009. N 23. Ст. 2766, N 29. Ст. 3628.
В конечном итоге служебная деятельность УУМ требует постоянного совершенствования, т. к. участковые как субъекты ОВД первичного звена, обслуживающие муниципальные территории, играют непосредственную роль в обеспечении правопорядка и безопасности на местах — в городе, районе, сельских населенных пунктах и иных муниципальных образованиях. В связи с этим и УУМ, и инспектор ПДН обязаны взаимодействовать с ФСИН России <6>. ——————————— <6> В приказах не учтены эти аспекты.
Или же, как указывает в своих трудах, посвященных административным регламентам (регламентированию деятельности государственных органов), доктор юридических наук Ф. П. Васильев, в действительности назрел вопрос об издании совместного административного регламента МВД и ФСИН России по исполнению государственных функций — осуществлению контроля за лицами, отбывающими уголовное наказание, не связанное с лишением свободы <7>. ——————————— <7> См., например: Васильев Ф. П., Майдыков А. А. Регламентирование правовой и организационной деятельности Минюста России: Науч. стат. М.: ИГ «Юрист», 2009.
——————————————————————