О роли участковых уполномоченных полиции в реализации административных процедур по осуществлению административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
(Денего В. В.) («Административное право и процесс», 2013, N 4)
О РОЛИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ В РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
В. В. ДЕНЕГО
Денего Валерий Васильевич, начальник отдела организации делопроизводства и режима ВНИИ МВД России.
В статье рассматриваются функции участкового уполномоченного полиции по осуществлению наблюдения за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений их прав и свобод, а также за выполнением обязанностей, предусмотренных федеральным законодательством. Аргументируется необходимость разработки административного регламента по осуществлению полицией административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Ключевые слова: участковый уполномоченный, полиция, административный надзор, административные процедуры, административный регламент.
On the role of local police officers in implementation of administrative procedures with regard to effectuation of administrative supervision over persons liberated from the places of deprivation of freedom V. V. Denego
The article considers functions of local police officer with regard to effectuation of supervision over observance by persons liberated from the places of deprivation of freedom of temporary limitations of their rights and freedoms, established by a court, and also execution of obligations, provided for by federal legislation; proves the necessity of elaboration of administrative regalement with regard to effectuation by the police of administrative supervision over persons liberated from places of deprivation of freedom.
Key words: local police officer, police, administrative supervision, administrative procedures, administrative regalement.
С 1 июля 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Возрождение института административного надзора потребовало не только внесения изменений и дополнений в федеральное законодательство (ГПК, УК, УПК, УИК, КоАП РФ), но и разработки ведомственного нормативного правового акта в рассматриваемой сфере. Соответствующий Приказ МВД России установил порядок наблюдения за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных судом административных ограничений их прав и свобод, а также за выполнением ими обязанностей, предусмотренных указанным Федеральным законом <1>. ——————————— <1> См.: Приказ МВД России от 8 июля 2011 г. N 818 (в ред. Приказа МВД России от 30 июня 2012 г. N 657) «О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // Российская газета. 08.08.2012.
Административный надзор осуществляется подразделениями органов внутренних дел по организации и осуществлению административного надзора или должностными лицами, на которых возложены обязанности по осуществлению административного надзора. В его осуществлении также участвуют участковые уполномоченные полиции; сотрудники строевых подразделений: патрульно-постовой службы полиции, вневедомственной охраны, дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России; подразделений, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность; дежурных частей территориальных органов, а также сотрудники полиции линейных управлений, отделов МВД на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. Данный нормативный правовой акт определяет компетенцию всех участников осуществления административного надзора со стороны органов внутренних дел, а также порядок взаимодействия территориальных органов МВД России на региональном уровне с территориальными органами ФСИН России и учреждениями уголовно-исполнительной системы в организации осуществления административного надзора. Анализ полномочий участников осуществления административного надзора показал, что основной объем обязанностей после подразделений органов внутренних дел по организации и осуществлению административного надзора или должностных лиц, на которых возложены обязанности по осуществлению административного надзора, выполняется участковыми уполномоченными полиции. Компетенцию участкового уполномоченного полиции по осуществлению административного надзора в соответствии с упомянутым Приказом МВД России можно рассматривать в двух аспектах. Первый представляет собой статичный подход. Это набор прав и обязанностей лица, участвующего в осуществлении административного надзора. Вторым подходом будет являться рассмотрение соответствующей компетенции через призму процессуальной деятельности участкового по исполнению административных процедур в сфере административного надзора. При этом именно второй подход, на наш взгляд, интересен как правоприменителю, так и с научной точки зрения. Процедурная деятельность участкового уполномоченного полиции по осуществлению административного надзора состоит из двух этапов. На первом этапе участковый уполномоченный полиции получает и в десятидневный срок исполняет запрос, поступивший из учреждения уголовно-исполнительной системы, о возможности проживания по избранному осужденным месту жительства или пребывания либо о представлении характеризующих лицо документов, материалов и иных данных, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела в суде при установлении административного надзора. При посещении адреса предполагаемого места жительства освобождаемого участковый в служебных документах (объяснение, рапорт) фиксирует Ф. И.О. проживающих, устанавливает наличие у них документов на право проживания в этом помещении, а также выясняет: знают ли они освобождаемого и кем он им доводится; желают ли они, чтобы освобождаемый проживал вместе с ними? Если установлено, что граждане не знают освобождаемого, то им необходимо задать вопрос: имеются ли у них родственники либо знакомые в исправительном учреждении, откуда было направлено уведомление? Второй этап представляет собой комплекс мероприятий по постановке на учет лица, отбывшего наказание, и осуществлению всестороннего наблюдения за ним, в том числе процессуальному оформлению допускаемых им правонарушений. На этом этапе участковый уполномоченный полиции при осуществлении административного надзора обязан выполнить следующие функции. Внести сведения о поднадзорном лице в паспорт на административный участок и ежемесячно докладывать рапортом начальнику территориального органа о соблюдении поднадзорным лицом установленных судом административных ограничений и выполнении возложенных на него обязанностей, возможности совершения им преступлений и иных правонарушений, в том числе связанных с уклонением от административного надзора. Проводить с поднадзорным лицом индивидуальную профилактическую работу, в ходе которой получать объяснения в устной или письменной форме по вопросам нарушения им установленных судом административных ограничений и невыполнения возложенных на него обязанностей. Информацию по результатам проведенных бесед и мероприятий по осуществлению административного надзора необходимо вносить в анкеты и листы учета профилактических мероприятий. Посещать поднадзорное лицо по месту жительства (пребывания) в определенное время суток, в течение которого ему запрещено пребывание вне указанных помещений. Оформлять актом результаты посещения поднадзорного лица по месту жительства (пребывания). После составления акта и подписания его лицами, принимавшими участие в посещении, ознакомить с ним под роспись поднадзорное лицо (в случае нахождения по месту жительства (пребывания)). Запрашивать в целях получения сведений о поведении поднадзорного лица информацию по месту работы и (или) месту его жительства (пребывания). По окончании срока его временного пребывания на обслуживаемом административном участке вносить записи в маршрутный лист о поведении поднадзорного лица. Ознакомлять с записями в маршрутном листе по возвращении поднадзорного лица к месту жительства (пребывания), делать в нем отметки о прибытии и приобщать к делу административного надзора. При выявлении фактов проживания (пребывания) на обслуживаемом административном участке поднадзорного лица, освободившегося из мест лишения свободы и не прибывшего без уважительных причин в определенный администрацией исправительного учреждения срок к избранному ему месту жительства (пребывания), а равно лица, самовольно оставившего место жительства (пребывания), в целях уклонения от административного надзора, обеспечивать их задержание и доставление в территориальный орган МВД России. Проводить по указанию начальника территориального органа сбор материалов в отношении лица, уклоняющегося от административного надзора, до передачи материалов в специализированное подразделение дознания. При этом осуществлять взаимодействие с сотрудниками других подразделений полиции по вопросам предупреждения и пресечения преступлений и иных правонарушений со стороны поднадзорных лиц. Из рассматриваемого Приказа МВД России следует, что функции участкового в сфере осуществления административного надзора имеют не только материальный, но и административно-процессуальный характер, направленный на предупреждение совершения поднадзорными лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов. Именно процессуальная составляющая деятельности участкового, а также иных уполномоченных представителей государственной администрации, участвующих в осуществлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, позволяет заявлять об административном надзоре как о специальной административной процедуре, в реализации которой участвуют сразу несколько федеральных органов исполнительной власти. Как показывают результаты исследований, «отечественные ученые не пришли к единому мнению в понимании административной процедуры и основных способов ее унификации и систематизации». Вместе с тем, если придерживаться позиции Ю. Н. Старилова относительно того, что под административной процедурой следует понимать «порядок административно-властных полномочий, направленных на разрешение юридического дела или выполнение управленческой функции», то предложенный подход к сущности административной деятельности по осуществлению административного надзора вполне приемлем. В дополнение необходимо согласиться с мнением А. И. Стахова и И. А. Нестеренко о том, что «административные процедуры должны регламентировать все основные направления правоприменительной деятельности административных органов, прямо либо косвенно связанных с ограничением прав и законных интересов граждан и организаций, а именно издание подзаконных нормативных правовых актов, все основные направления внешневластной правоприменительной деятельности административных органов». Не вызывает сомнений то, что осуществление административного надзора органами внутренних дел является одним из функциональных направлений их деятельности, связанной с исполнением законодательства, направленного на ограничение прав и законных интересов граждан в целях защиты государственных и общественных интересов. При этом административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, относится к числу так называемых государственных функций и не может быть передан в порядке аутсорсинга другим исполнителям. Следовательно, данная деятельность должна быть признана одной из административных процедур, осуществляемых органом внутренних дел, а она (процедура) облечена в форму административного регламента по осуществлению административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Однако, казалось бы, вполне разумная идея, направленная на оптимизацию (повышение качества) исполнения государственной функции, должна быть реализована в форме административного регламента. Вместе с тем на сегодняшний день действует нормативный правовой акт, утверждающий порядок осуществления административного надзора, который не отвечает требованиям, предъявляемым к соответствующим документам по исполнению государственных функций. Это при том, что уже существуют аналогичные административные регламенты исполнения государственной функции по контролю и надзору в сфере деятельности органов внутренних дел. В сложившихся условиях нормативного регулирования участковым уполномоченным полиции приходится работать не только с поднадзорными лицами, но и с населением, помощь (доверие) которого немаловажна для эффективности выполнения поставленных задач на этом направлении деятельности органов внутренних дел. Однако, для того чтобы оказывать соответствующее содействие сотрудникам полиции, граждане вправе знать (должны быть ознакомлены) и даже требовать получения общедоступной информации об административных процедурах, осуществляемых органами внутренних дел. Утверждение административного регламента по осуществлению административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, на наш взгляд, не только решит проблему упорядочения нормативного регулирования в этой области государственного управления, но и даст возможность населению четко представлять задачи, права и обязанности, а главное — ответственность всех участников данных общественных отношений.
——————————————————————