Криминологическая политика органов правопорядка в сфере семейных отношений

(Харламов В. С.) («Российский следователь», 2012, N 11)

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНОВ ПРАВОПОРЯДКА В СФЕРЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ <*>

В. С. ХАРЛАМОВ

——————————— <*> Kharlamov V. S. Criminological policy of enforcement agencies in the sphere of family relations.

Харламов Валентин Станиславович, ведущий научный сотрудник филиала ФГКУ ВНИИ МВД России по Северо-Западному федеральному округу (г. Санкт-Петербург), кандидат юридических наук, доцент.

В статье рассматриваются особенности становления современной криминофамилистической политики органов внутренних дел.

Ключевые слова: политика, семейные отношения, преступление, профилактика, полиция.

The article considers the peculiarities of the formation of the modern family criminological policy of the internal affairs agencies.

Key words: politics, family relations, crime, prevention, the police.

Исследование правовой политики или политики права в отечественной правовой науке ведется с XIX в. Работы видных отечественных правоведов — Л. И. Петражицкого, С. А. Муромцева, Ф. Листа, И. А. Покровского, Г. Ф. Шершеневича — положили начало разработке и обоснованию политики права <1>. В советский период правовая политика как научно-прикладное направление не стало предметом специальных исследований. В определенной мере право оказалось «служанкой» политики. Какая-либо самостоятельная роль в осуществлении государственной политики за правом не признавалась. Оно находилось под прессом правящей партии и проводило ее идеи. Активизация исследований правовой политики в нашей стране произошла в конце 80-х годов XX в. в связи с изменением партийной доктрины <2>. Значительный вклад в разработку вопросов правовой политики внесли следующие отечественные ученые: С. С. Алексеев, Н. А. Беляев, И. М. Гальперин, А. А. Герцензон, П. С. Дагель, В. Г. Даев, Н. И. Загородников, К. Д. Крылов, В. Н. Кудрявцев, Г. М. Миньковский, Н. И. Матузов, А. А. Наумов, Л. С. Явич и др. Получили развитие такие важные направления правовой политики, как правоприменительная политика и правозащитная политика <3>. В целом правовая политика означает управление обществом посредством права в рамках установленных правом процедур. ——————————— <1> Муромцев С. А. Определение и основное разделение права. СПб., 1879. С. 14 — 15; Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1907. С. 292; Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. М., 1912. Вып. 4. С. 803. <2> См.: Российская правовая политика: Курс лекций / Н. И. Матузов, А. В. Малько. М., 2003; Коробова А. Л. Правовая политика: понятие, формы реализации, приоритеты в современной России: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Самара, 2000. <3> Рудковский В. А. Правоприменительная политика (сущность и содержание): Дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 1997; Редько А. А. Правозащитная политика и ее место в правовой политике России: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2011.

Преступные посягательства в семейной сфере исследуются в рамках такого научного направления, как криминология семейных отношений (семейная криминология или криминофамилистика). Криминофамилистика (криминология семейных отношений или семейная криминология) — научное направление о преступных посягательствах в семейной сфере. Криминология семейных отношений, являясь отраслью общей криминологии, изучает криминогенные факторы семейной сферы и обусловленное ими преступное поведение, а также социальное воздействие на них в целях противодействия преступности <4>. Криминофамилистика рассматривает наиболее крупные криминологические проблемы сквозь призму семейных отношений. К этим проблемам относятся: внутрисемейные преступления, в том числе внутрисемейное преступное поведение мужчин и женщин; влияние семьи на преступность несовершеннолетних; влияние семьи на формирование личности корыстного и насильственного преступника; влияние семьи на рецидив преступлений; механизм семейных причин массового воспроизводства преступлений; предупреждение преступлений посредством воздействия на семью. ——————————— <4> Шестаков Д. А. Семейная криминология: криминофамилистика. 2-е изд. СПб.: Юридический центр «Пресс», 2003. С. 295.

Анализ отечественного законодательства свидетельствует о закреплении в нем узкого круга терминов, касающихся деятельности органов правопорядка в сфере правовой политики, таких как «нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел» <5> и «правовая политика в сфере внутренних дел» <6>. Их определение, как законодательное, так и научное, отсутствует, но содержание терминов заключается в том, что деятельность органов внутренних дел как субъекта правовой политики, с одной стороны, направлена на обеспечение государственных интересов, и прежде всего на обеспечение соблюдения правового режима законности всеми участниками урегулированных правом общественных отношений, а с другой стороны, имеет своей целью защиту личности, общества, государства от противоправных посягательств. ——————————— <5> Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. Указа Президента РФ от 19.09.2011 N 1204). URL: http:// www. referent. ru/ 1/ 187501. <6> Приложение «Основные направления совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации на 2007 — 2017 годы» к Приказу МВД РФ от 5 января 2007 г. N 5 «Об утверждении Основных направлений совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации на 2007 — 2010 годы». URL: http:// www. garant. ru/ products/ ipo/ prime/ doc/ 1256558.

Криминологическая политика органов правопорядка охватывает наиболее важную профилактическую составляющую их деятельности. Однако в новейшем российском законодательстве, федеральном и ведомственном, понятие «криминологическая политика органов внутренних дел» отсутствует. По нашему мнению, криминологическую политику органов внутренних дел следует рассматривать как деятельность органов правопорядка по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию противодействия преступлениям. Основными элементами криминологической политики органов правопорядка в рассматриваемой области являются: во-первых, правовое воспитание по разрешению конфликтных ситуаций в семье, защите прав и интересов домочадцев; во-вторых, нормотворчество по обеспечению законопослушного поведения в сфере семейных отношений; в-третьих, правоприменение; в-четвертых, реализация надзорных полномочий. О значимости и актуальности противодействия семейно-бытовому криминалу свидетельствуют данные уголовной статистики. По официальным сведениям <7>, в 2010 г. в России в семейно-бытовой сфере выявлено 29,2% убийств (всего 4460 от общего количества 15289 зарегистрированных преступлений); 30,5% фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (всего 12139 от общего количества 39745 зарегистрированных преступлений); 68,5% истязаний (всего 3460 от общего количества 5051 зарегистрированного преступления). Также в российских семьях в указанный период выявлены 4749 фактов жестокого обращения с несовершеннолетними (ст. 156 УК РФ) и 53855 фактов, связанных со злостным уклонением от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 157 УК РФ). Безусловно, требуется адекватное реагирование со стороны органов власти на общественно опасное поведение домочадцев. ——————————— <7> Ежегодник «Состояние преступности в Северо-Западном федеральном округе». М.: ГИАЦ МВД России, 2010. Ф. 451. КН. 82, Ф. 578. КН. 2.

Органы внутренних дел находятся на передних рубежах борьбы с преступностью в сфере бытовых отношений и защиты прав членов семьи. Это обусловлено, во-первых, тем, что органы правопорядка имеют наиболее полную информацию о состоянии, динамике и структуре преступлений, совершенных на бытовой почве, причинах и условиях их совершения. Во-вторых, в соответствии с действующим законодательством предупреждение преступлений — это их прямая обязанность. В настоящее время в Российской Федерации реформируются органы внутренних дел. Фундаментальным в создании новых органов правопорядка является вступивший в силу с 1 марта 2011 г. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» <8> (далее — ФЗ «О полиции»). Статьей 4 рассматриваемого Закона закреплено, что полиция — не самостоятельная, а составная часть единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Структурно полиция входит в состав органов внутренних дел наряду с подразделениями юстиции, внутренней службы. В отличие от предыдущего милицейского законодательства полиция наделяется широким спектром задач обслуживания населения в ситуациях как некриминального, так и криминального характера. Подчеркивая социальную ориентированность деятельности полиции, законодатель в части 2 статьи 1 рассматриваемого Закона устанавливает, что «полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств». При этом полицейская деятельность от вектора принуждения склоняется к вектору правоохраны. «В правоохранительном предназначении современной российской полиции принуждению отводится важная, но не главенствующая роль» <9>. ——————————— <8> URL: http:// www. mvd. ru/ mvd/ zacon_policija.

—————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» Ю. Е. Аврутина, С. П. Булавина, Ю. П. Соловей, В. В. Черникова включен в информационный банк согласно публикации — Проспект, 2012. —————————————————————— <9> Комментарий к Федеральному закону «О полиции» / Ю. Е. Аврутин и др. М.: Проспект, 2011. С. 21.

Федеральный закон «О полиции» связывает государственное управление в сфере семейных отношений со стороны российских полицейских прежде всего с реагированием на совершенные в семье правонарушения. Предусмотренные статьей 2 рассматриваемого Закона основные направления деятельности полиции в сфере семейных отношений, такие как защита личности от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, относят к прерогативе органов правопорядка противодействие общественно опасному поведению в семье. Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 250 «Вопросы организации полиции» <10> закреплены определенные аспекты организации рассматриваемой правоохранительной структуры. Правовая основа антикриминальной профилактики органов правопорядка детализирована в Приказе МВД РФ от 17 января 2006 г. N 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению правонарушений» <11>. Определена профилактическая компетенция не только полицейских структур, но и иных органов правопорядка. В частности, в превенции противоправного поведения принимают участие все подразделения органов внутренних дел в процессе выполнения ими возложенных на них функций. Ведомственным законодательством предусмотрено, что определенные службы и подразделения ОВД (дежурные части, патрульно-постовая служба, следственные органы, вневедомственная охрана и т. д.) осуществляют профилактику семейно-бытовых правонарушений наряду с выполнением основных служебных обязанностей, а другие (служба участковых уполномоченных полиции, подразделения по делам несовершеннолетних) являются непосредственными субъектами профилактики и специально предназначены осуществлять предупреждение противоправных посягательств данной категории. ——————————— <10> URL: http:// www. bestpravo. ru/ federalnoje/ ea-normy/ r9n. htm. <11> URL: http:// www. bestpravo. ru/ federalnoje/ bz-pravo/ w7o. htm.

В целом предупредительная деятельность служб и подразделений ОВД заключается в проведении профилактических мероприятий, скоординированных с государственными и общественными структурами, связанных с решением бытовых проблем, обеспечивающих поддержку и сплочение семьи, организацию надлежащего досуга, укрепление межличностных связей соседей в бытовой среде. Объектом особого внимания правоохранительных органов являются неблагополучные семьи, многие из которых находятся в социально опасном положении. Именно здесь требуется определенное вмешательство сотрудников правопорядка в процессе реализации возложенных полномочий. Согласно статистическим данным, в настоящее время в России доля социально опасных семей составляет 363 тыс., что составляет 0,9% из общего числа российских семей (их в стране всего около 42 млн.) <12>. Полномочия российской полиции распространяются на формирование и ведение банков данных о домочадцах, совершивших внутрисемейные правонарушения (ст. 17 ФЗ «О полиции»). Так, в 2010 г. состояли на учете в ОВД России 273409 лиц, допускающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, и 166409 родителей или законных представителей несовершеннолетних, отрицательно влияющих на детей <13>. ——————————— <12> Тимошина Е. М. Семья как антикриминогенный фактор в предупреждении отклоняющегося поведения детей: Монография / Под ред. Е. С. Жигарева. М.: ВНИИ МВД России, 2010. С. 43 — 44. <13> Ежегодник «Состояние преступности в России за январь — декабрь 2010 года». М.: ГИАЦ МВД России. Ф. 578. Кн. 2. Раздел 4.

Сотрудники органов внутренних дел обязаны реагировать на противоправные действия и конфликты, которые происходят не только в обычных супружеских семьях с детьми, но и в иных семьях, в том числе патронатных, приемных, сожительских. Об уровне конфликтности в семьях сожителей свидетельствуют данные уголовной статистики, согласно которым в Санкт-Петербурге в последнее десятилетие ежегодно регистрировалось от 12 до 24 убийств одним сожителем другого <14>. Примерно столько же в Санкт-Петербурге в указанный период было зафиксировано фактов супружеских убийств. Иногда требуется полицейское вмешательство в семейные отношения нареченных родителей. К последним относятся те семейные структуры, где имело место суррогатное материнство <15>. ——————————— <14> См.: Харламов В. С. Противодействие внутрисемейным насильственным преступлениям милицейскими подразделениями (на материалах Санкт-Петербурга): Монография. СПб., 2007. С. 34; Харламов В. С., Мыльникова С. А. Криминологическая оценка умышленного причинения смерти в сфере семейных отношений в Санкт-Петербурге // Об организации взаимодействия между научно-исследовательскими, образовательными учреждениями, территориальными подразделениями МВД России Северо-Западного федерального округа по научному обеспечению оперативно-служебной деятельности: Материалы круглого стола (Санкт-Петербург, 24 сентября 2010 г.): Сб. науч. материалов. СПб., 2010. С. 190. <15> О преступлениях в данных семьях см.: Иванов Н. Г. Убийство суррогатной матерью новорожденного ребенка // Российская юстиция. 2005. N 12. С. 17 — 20.

Следует отметить, что документы Верховного Суда Российской Федерации дают разъяснение о круге людей, которых необходимо относить к родным и близким лицам <16>. ——————————— <16> Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 января 1999 г. N 1 «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 N 7).

В значительной степени совершение правонарушений в рассматриваемой сфере обусловлено сугубо личным характером семейных отношений между супругами, близкими родственниками. Вследствие этого нелегко обнаружить ту грань, за которой вмешательство в личную жизнь людей недопустимо. Требуется согласовывать действия с конституционным требованием о неприкосновенности жилища и личности. Специфика семейно-бытовых отношений требует исключительного такта и высокого профессионализма от сотрудников правопорядка, предполагает знание ими основ психологии, педагогики и семейной криминологии. Характерно, что специальные нормы о пределах вмешательства полиции в семейные отношения и личную жизнь граждан в ФЗ «О полиции» отсутствуют. Порядок вхождения (проникновения) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории предусмотрен ст. 15 ФЗ «О полиции». В ходе обследования мест совершения правонарушений, в том числе помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, отечественные сотрудники органов внутренних дел руководствуются также Приказом МВД России от 30 марта 2010 г. N 249 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств». Раньше о проникновении в дом, квартиру или на земельный участок против воли проживающих в течение суток уведомлялся только прокурор. Теперь к нему добавились собственник жилища и (или) проживающие там граждане. Основания вторжения в жилище не изменились: спасение жизни и имущества, задержание преступника, пресечение преступления, несчастный случай. При преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, органы внутренних дел имеют право проводить оцепление (блокирование) жилых помещений, строений и других объектов (ст. 16 ФЗ «О полиции»). В процессе реагирования на внутрисемейные преступления и административные правонарушения сотрудники различных служб органов внутренних дел руководствуются в своей деятельности обеспечением взаимного доверия к ним со стороны членов семьи и их поддержкой (п. 1 ст. 9 ФЗ «О полиции»). Кроме того, Закон предусматривает, чтобы действия сотрудников полиции были обоснованными и понятными для граждан (п. 2 ст. 9 ФЗ «О полиции»). В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или учебы гражданина в соответствии с его пожеланиями (п. 3 ст. 9 ФЗ «О полиции»). На практике модели действий сотрудников полиции в семейной сфере не систематизированы и единообразно на всей территории страны не отрегулированы. Однако в отдельных регионах регламентация действий такого рода осуществляется местным законодательством, например в Архангельской области — Законом от 3 июня 2003 г. N 171-22-ОЗ «О социально-правовой защите и реабилитации лиц, подвергшихся насилию в семье», в Санкт-Петербурге — Протоколом межведомственного взаимодействия по оказанию помощи женщинам, пострадавшим от насилия <17>. ——————————— <17> URL: http:// zakon-region. ru/ arhangelskaya-oblast/ 23525; Протокол межведомственного взаимодействия по оказанию помощи женщинам, пострадавшим от насилия. СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2010.

Необходимо отметить, что в российских регионах пределы допустимого вмешательства в семейные отношения сотрудников органов правопорядка могут быть регламентированы нормативными актами специально сформированных общественных советов либо по их инициативе. Принятый Федеральный закон «О полиции» предлагает образовывать упомянутые общественные советы для обеспечения согласования общественно значимых интересов граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций (п. 7 ст. 9 ФЗ «О полиции» и Указ Президента РФ от 23 мая 2011 г. N 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах» <18>). ——————————— <18> URL: http:// www. bestpravo. ru/ federalnoje/ ea-akty/ x1r. htm.

Резюмируя изложенное, следует сделать вывод, что криминологическая политика органов внутренних дел в сфере семейных отношений включает: 1. Предупредительную деятельность органов внутренних дел по борьбе с семейной преступностью путем применения мер правового характера с использованием легальных способов разрешения конфликтов. Создание и реализацию эффективного механизма противодействия криминалу в семейной сфере. 2. Совокупность взглядов, идей и представлений об основных направлениях, средствах и путях профилактики противоправных посягательств в семье. 3. Формирование криминологического законодательства по защите прав и интересов домочадцев. Нормативно-правовое регулирование общественных отношений по предупреждению внутрисемейных преступлений.

——————————————————————