Проблемы взаимодействия общества с правоохранительными органами в современной России

(Новиков Д. О.) («Гражданское общество в России и за рубежом», 2013, N 4)

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВА С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Д. О. НОВИКОВ

Новиков Дмитрий Олегович, аспирант КрасГАУ, Международный институт судебных экспертиз и права.

В данной статье рассматривается достаточно актуальная проблема — взаимодействия общества с правоохранительными органами. Изучаются причины низкой активности граждан при данном взаимодействии и пути дальнейшего развития института взаимодействия общества с правоохранительными органами.

Ключевые слова: общество, правовая активность, правоохранительные органы, стереотипы.

Interaction of society with law enforcement agencies in contemporary Russia D. O. Novikov

This article discusses a rather pressing problem, the company’s interaction with law enforcement bodies. We study the reasons for low activity of citizens, the interaction and ways of further development of the institute of company’s interaction with law enforcement bodies.

Key words: society, and legal activity, the law enforcement bodies, stereotypes.

Актуальность темы связана с тем, что в период становления новой российской государственности, попыток построения гражданского общества, появления новых правовых институтов, стремительного развития права в целом органы государства и общество упустили из виду проблему взаимодействия с правоохранительными органами. Не уделяя данной проблеме достаточного внимания на законодательном уровне, на стадии реализации права, в настоящее время мы видим, что правоохранительные органы фактически игнорируются обществом, отсутствуют доверие, уважение к сотрудникам правоохранительных органов, чему есть как объективные, так и субъективные причины. «Негативное отношение большей части наших сограждан к сотрудникам правоохранительной системы нередко усиливается средствами массовой информации в целях поднятия своего рейтинга при поисках тематики, вызывающей наибольший интерес общественности. Практически каждый случай совершения противоправных действий сотрудниками правоохранительных органов, любая конфликтная ситуация с их участием получает широкую огласку. Это не может не повлиять на формирование стереотипов во взглядах на работу всей системы. Также это бросает тень на добросовестных сотрудников, честно и достойно выполняющих свой служебный долг» <1>. ——————————— <1> Демидов Ю. Надо сломать негативные стереотипы // Полиция России. 2012. N 12. С. 12.

Также следует помнить, что стереотипы родились не на пустом месте. Стереотипы, формировавшиеся на протяжении двадцати лет, являются отражением реальности, и весьма сомнительна возможность изменения стереотипов без изменения реального положения вещей. Стереотипы являются маркерами, сигнализирующими о тенденциях, складывающихся при взаимодействии общества и правоохранительных органов. Подобные стереотипы необходимо сломить, поскольку на их основе формируется отношение к правоохранительным органам, которое оказывает огромное влияние на правовую активность граждан при взаимодействии с данными органами. Для изменения сложившихся стереотипов необходимо менять организацию работы правоохранительных органов. «Существует истина, сформировавшаяся и подкрепленная практикой Советского Союза и зарубежным опытом. Эффективно преступности и другим противоправным явлениям в обществе без поддержки граждан противостоять невозможно. Не на всех площадях, не во всех дворах жилых домов, парках, скверах и подъездах возможно по объективным причинам обеспечить постоянное присутствие сотрудников полиции» <2>. Необходимым видится создание действенного и работающего механизма прохождения информации от граждан в правоохранительные органы о противоправных деяниях и немедленное реагирование оперативных служб по данным сообщениям. ——————————— <2> Там же. С. 12.

Конечно, в идеальном государстве такое взаимодействие должно строиться на партнерских отношениях между правоохранительными органами и обществом. Партнерские отношения должны включать в себя взаимное доверие, взаимное информирование сторон: граждане сообщают о противоправных проявлениях, правоохранительные органы — о результатах своей деятельности. Одним из принципов современной работы правоохранительных органов является открытость, доступность, отчетность перед населением и руководителями всех уровней. Ближе всех с обществом работают участковые уполномоченные полиции, т. е. участковые работают в непосредственном контакте с населением. Также нельзя не отметить в контексте развития полиции и общества участие самих граждан в охране правопорядка. С целью укрепления взаимодействия применяются различные формы стимулирования населения, включая и денежные выплаты, что предусмотрено ФЗ «О полиции». «Необходимо отметить, что многие граждане оказывают помощь, содействие, правоохранительным органам безвозмездно, проявляя свою принципиальную позицию, что свидетельствует об укреплении доверия к правоохранительным органам. Именно в этом залог развития и эффективного взаимодействия и правоохранительных органов» <3>. ——————————— <3> Беляева Т., Катышев Е. Потенциал доверия // Милиция. 2010. N 6. С. 19 — 21.

Существует несколько форм взаимодействия общества и правоохранительных органов. Например, противодействие уличным правонарушениям представляется более эффективным с участием добровольных народных дружин. Во времена СССР заводские или фабричные рабочие были настоящими помощниками и добрыми союзниками в борьбе с нарушениями спокойствия. Добровольцы с красными повязками внушали доверие и надежду. В настоящее время приятно наблюдать возрождение народных дружин, которые с каждым годом набирают силу, оказывают влияние на лиц, совершающих противоправные деяния. Несмотря на то что закон о добровольных дружинах уже много лет находится на рассмотрении в Государственной Думе, статус ДНД утвержден как на уровне субъектов федерации, так и на муниципальном уровне. Основные цели и задачи добровольных волонтерских движений — это оказание помощи ветеранам, труженикам тыла, престарелым, одиноким гражданам, инвалидам. Также это взаимодействие при проведении молодежных и спортивных мероприятий, при розыске пропавших граждан, особенно несовершеннолетних, в обеспечении правопорядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий. Также задачей волонтеров является пропаганда здорового образа жизни, профилактика наркомании, токсикомании и алкоголизма. Не возникает никаких сомнений в необходимости и перспективности волонтерского движения. Такое партнерство необходимо всем. Однако следует отметить, что полномочия волонтеров, помощников не должны дублировать или подменять полномочия правоохранительных органов, созданных для обеспечения порядка. Требуется обеспечить работу волонтеров по правилам и требованиям, установленным правоохранительными органами, иначе мы увидим возникновение еще одной системы. За два десятилетия в различных государствах апробированы самые разные формы взаимодействия полиции и активной части гражданского общества. Например, в США с 1990-х гг. претворяют в жизнь концепцию защиты правопорядка с участием населения: «Народ хочет не просто знать, что его проблемы решаются, но и влиять на их решение». Получили широкое распространение программы, которые можно перевести как «Присмотри за соседом» или «Надзор за районом». Граждане — участники групп слежения регулярно обходят улицы и дворы для того, чтобы собрать и передать сведения обо всех замеченных ими непорядках в правоохранительные органы, согласовывая свои действия с ответственными сотрудниками. Статистика свидетельствует, что в городах, где такие программы реализуются, становится заметно меньше уличных грабежей и угонов. Также повышается количество раскрытых преступлений. Также нельзя упускать из виду проблему поиска общего языка между правоохранительными органами и обществом. Изучение зарубежного опыта свидетельствует о том, что акцент делается на представительские функции, развитие навыков речевого общения с любыми категориями граждан, официальными лицами, представителями организаций и СМИ. «Немая», «глухая» и «закрытая» полиция должна уйти в прошлое. «Сотрудники правоохранительных органов должны доходчиво объяснять обществу в целом и гражданам цели и задачи своей деятельности. Зарубежный опыт предусматривает обучение сотрудников правоохранительных органов в учебных центрах, которое включает в себя комплекс мер по овладению полицейской риторикой, устной и письменной речью <4>. ——————————— <4> Головко А. Диктант для полицейских // Полиция России. 2012. N 12. С. 22.

«Идеальную модель взаимодействия общества и правоохранительных органов можно охарактеризовать тремя словами: ожидание, доверие, уважение. Ожидание включает в себя потребность общества в существовании силы, обеспечивающей безопасность и порядок» <5>. То есть люди должны ожидать от сотрудника правоохранительных органов в первую очередь помощи. Совершенно неприемлемой является ситуация, когда люди не видят в сотруднике своего защитника, и изыскивают для решения возникших проблем другие силы, которые нередко бывают противозаконными. ——————————— <5> Лукин В. Рецепт доверия // Полиция России. N 12. 2012. С. 10.

Доверие — это отношение, сформировавшееся благодаря неоднократному взаимодействию, складывающееся из отдельных решений и поступков. Доверие не возникнет благодаря красивым словам и длинным обещаниям. Необходимо помнить и учитывать, что доверие формирует не результат, а принцип. Беспристрастность, точное следование нормам закона, принципиальность, равный подход — вот рецепт доверия населения. Уважение является самой высшей оценкой действий полиции. Это последняя составляющая идеального взаимодействия населения и правоохранительных органов. «Когда общество начинает с уважением говорить о сотрудниках правоохранительных органов, о правоохранительной системе, это является высшей оценкой эффективности деятельности сотрудников» <6>. ——————————— <6> Лукин В. Указ. соч.

Существует достаточно распространенное мнение о том, что если не единственной, то главной составляющей при оценке деятельности правоохранительных органов должно быть мнение населения. Выражаться это может путем избрания руководителя территориального органа. Достаточно интересное мнение, однако такой подход, по моему мнению, нежизнеспособен в условиях современных государственных реалий. Для того чтобы мнение населения было основным при оценке деятельности правоохранительных органов, необходима полная реформа в данной сфере. Также необходимо повышение правового, культурного уровня населения страны. Какой может быть оценка деятельности правоохранительных органов, у людей, которые с детства пытаются жить «по понятиям», которые блатной жаргон знают намного лучше, чем русский язык, для которых кумирами и авторитетами являются легенды преступного мира, для которых человек в форме изначально видится личным врагом? Риторический вопрос. Но несмотря на это, работа по укреплению взаимодействия ведется уже на законодательном уровне. В Государственной Думе создана межфракционная депутатская группа по взаимодействию институтов гражданского общества с правоохранительными органами и спецслужбами. Ее возглавил первый зампредседателя думского Комитета по делам национальностей Михаил Старшинов. По словам парламентария, деятельность группы будет направлена прежде всего на «обеспечение защиты и восстановление законных прав и интересов граждан РФ, нарушенных представителями органов государственной власти, в том числе правоохранительными органами и спецслужбами» <7>. ——————————— <7> Шкель Т. Групповая защита // Российская газета. 26.06.2012. С. 3. N 5816.

Кроме того, как отметил Старшинов, депутаты намерены повышать уровень взаимодействия институтов гражданского общества с силовиками, а также налаживать конструктивный диалог между депутатами Госдумы и руководством правоохранительных органов и спецслужб. Помимо этого, по словам парламентария, группа также займется «выявлением наиболее типичных случаев нарушения требований законодательства в области защиты прав и свобод граждан и подготовкой соответствующих предложений по улучшению деятельности правоохранительных органов и спецслужб». В планах участников межфракционной группы — коллективно направлять депутатские запросы, инициировать перед думскими комитетами и комиссиями рассмотрение вопросов, проведение парламентских слушаний и других мероприятий. «Отсутствие конструктивного диалога между гражданским обществом, правоохранительными органами и специальными службами, невозможность повлиять на ситуацию в сфере защиты гражданских прав и свобод препятствуют решению имеющихся проблем, отражаются на авторитете государственной власти», — подчеркнул депутат, добавив, что «политические партии как один из ключевых институтов гражданского общества должны сыграть центральную роль в установлении и развитии такого диалога» <8>. ——————————— <8> Шкель Т. Указ. соч. С. 3.

«Необходимо внимательно проанализировать причины возникших проблем, рассмотреть и внести предложения по улучшению деятельности правоохранительных органов и специальных служб. В этих целях создается межфракционная депутатская группа,» — заключил Старшинов. И в заключение необходимо отметить: чем честнее и профессиональнее будут работать правоохранительные органы, тем выше будет доверие населения и, соответственно, будет больше отдача от их деятельности.

Литература

1. Демидов Ю. Надо сломать негативные стереотипы // Полиция России. 2012. N 12. 2. Беляева Т., Катышев Е. Потенциал доверия // Милиция. 2010. N 6. 3. Головко А. Диктант для полицейских // Полиция России. 2012. N 12. 4. Лукин В. Рецепт доверия // Полиция России. 2012. N 12. 5. Шкель Т. Групповая защита // Российская газета. 26.06.2012. N 5816.

——————————————————————