Совершенствование правового регулирования взаимодействия общества и полиции Российской Федерации на современном этапе реформирования

(Параносенков П. М.)

(«Административное право и процесс», 2013, N 12)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ОБЩЕСТВА И ПОЛИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ

ЭТАПЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ

П. М. ПАРАНОСЕНКОВ

Параносенков Павел Михайлович, заместитель начальника штаба УВД по ЮВАО ГУ МВД России по г. Москве, майор внутренней службы.

В статье рассмотрены изменения на законодательном уровне во взаимодействии органов внутренних дел Российской Федерации и гражданского общества, а также социальное назначение полиции в период реформирования и становления видоизмененного правоохранительного института, с учетом обстоятельств, которые дают основания рассматривать данный вопрос как крупную проблему, имеющую важное значение с точки зрения как теории, так и практики.

Ключевые слова: общество, государство, правовое регулирование, функции и назначение полиции, общественные отношения.

Improvement of the legal regulation of interaction of the society and the police of the Russian Federation at the contemporary stage of reform

P. M. Paranosenkov

Paranosenkov Pavel Mikhajlovich, deputy head of the Headquarters of the Administration of Internal Affairs in the South-Eastern Administrative District of the Main Administration of the Ministry of Internal Affairs of Russia in Moscow, mayor of internal service.

The article considers the changes at the legislative level in interaction of agencies of internal affairs of Russia and the civil society as well as the social purpose of the police during the period of reform and formation of an enforcement institute taking into consideration the circumstances which allow to consider this issue as a large problem of a great importance both from theoretical and practical viewpoints.

Key words: society, state, legal regulation, functions and purpose of police, public relations.

Проблема соотношения права и личности в контексте деятельности полиции в последние годы является весьма актуальной, в связи с чем государство постоянно совершенствует правоохранительное законодательство. Современная Россия стремится воплощать идеи гуманизма и делать их реальными, полиция должна сосредоточить основные усилия на защите прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международными стандартами.

В 2010 — 2011 гг. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 2010 г. N 208 «О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации» был подготовлен проект Федерального закона «О полиции», принятию которого предшествовало его публичное обсуждение и разъяснительная работа. Данные меры предоставили людям возможность высказывать свое мнение с учетом того, что оно будет принято законодателем во внимание.

Законопроект был направлен на создание законодательных основ организации и деятельности полиции в Российской Федерации в соответствии с новыми общественными отношениями. В сравнении с Законом РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции» в публикациях проекта нового Закона можно увидеть, что полиция существует для защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, иностранных граждан, лиц без гражданства и приходит на помощь тому, кто в ней нуждается. В сравнении с задачами милиции отражены более конкретные положения, что позволяет надеяться на их выполнение, обеспечивает возможности реального общественного контроля и проверки. Компетенция полиции принимает четко установленные рамки, т. к. это важно не только для сотрудников, но и для граждан, в отношении которых будут исключены возможные злоупотребления.

Основными целями законопроекта являлись: закрепление партнерской, а не доминантной модели взаимоотношений полиции и общества; четкое определение обязанностей и прав полиции; усиление антикоррупционной составляющей в деятельности полиции; освобождение полиции от несвойственных ей функций и дублирования функций других государственных органов. Основными принципами деятельности полиции были определены соблюдение прав и свобод граждан, законность, беспристрастность, открытость и публичность, обеспечение общественного доверия и поддержки граждан, взаимодействие и сотрудничество с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями и гражданами. Права полиции были максимально конкретизированы, а также исключены некоторые нормы, не имеющие четкого юридического содержания и не позволяющие полиции произвольно, без необходимых оснований, должной процедуры или соблюдения определенных сроков, ограничивать права граждан и организаций.

Сравнивая установленные принципы деятельности полиции и милиции, можно прийти к выводу, что в первом случае им уделяется гораздо больше внимания. Принципы деятельности полиции выделяются в отдельную главу как исходные и руководящие положения, а также в целом закрепляется партнерская модель взаимоотношений полиции и населения.

В законопроекте определялся исчерпывающий перечень граждан, в отношении которых полиция может применять задержание, определены основания такого задержания, а также включена норма, согласно которой задержанные и находящиеся под стражей лица должны содержаться в специально отведенных помещениях, под охраной, в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. При оценке эффективности работы полиции мнению граждан о ее деятельности отводилась определяющая роль. В связи с этим на МВД России возложили обязанность постоянного изучения общественного мнения и осуществления мониторинга взаимодействия полиции с институтами гражданского общества. В соответствии с Федеральным законом «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» включена еще одна форма контроля за деятельностью полиции — «общественный контроль», который осуществляется общественными наблюдательными комиссиями и их членами, в частности, за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, имеющихся в полиции.

По итогам публичного обсуждения в проект Закона были внесены изменения, в частности более четко прописаны нормы об ограничении прав граждан, и 1 марта 2011 г. Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ вступил в силу.

В связи с новым уровнем развития общественных отношений, преобладанием гуманистических ценностей в обществе и необходимостью создания профессионально подготовленных кадров, реформа органов внутренних дел РФ назревала давно, в т. ч. из-за многочисленных нарушений сотрудниками милиции прав и свобод граждан.

Существует мнение, что Закон «О полиции» ничего коренным образом не поменял, а только детальнее прописал права и обязанности полицейских, их подотчетность, условия применения физической силы и спецсредств, правовое положение полицейского.

Восстановлению доверия граждан к правоохранительным органам должны способствовать открытость и прозрачность деятельности полиции. По сути, в Законе «О полиции» конкретизируется общий принцип ее деятельности, в т. ч. право каждого на защиту неприкосновенности жилища, право на свободу передвижения каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, и др. Таким образом, постоянно отмечается, что главной задачей современной полиции является охрана и защита прав и свобод каждого человека.

Граждане и организации имеют право получать от органов внутренних дел информацию, непосредственно затрагивающую их права, и тем самым контролировать правомерность действий органов полиции. Можно сделать вывод, что разработчики Закона и законодатели в ходе проведения реформы и принятия Закона «О полиции» стремились сделать так, чтобы дело не ограничилось лишь очередной сменой вывесок, в связи с чем оценка работы полиции поставлена в прямую зависимость от мнения населения. В связи с чем считаю, что отказ государства на волне обоснованного общественного недовольства от милиции и законодательное формирование новой правоохранительной структуры — полиции — позволило не только укрепить властную вертикаль, но и усовершенствовать технологию защиты прав и свобод граждан. Несмотря на некоторое несовершенство Закона «О полиции», в целом это важный шаг в направлении конституционной модернизации органов внутренних дел. Преобразуя институт правоохранительных органов, государство признает и ставит на передний план защиту прав и свобод каждого, защиту всего общества в целом, утверждая человека в качестве наивысшей ценности, реализуя тем самым свое конституционное назначение.

В связи с имеющимися разногласиями и недоработками, возникшими в период реформирования органов внутренних дел Российской Федерации, в т. ч. при обсуждении и принятии Закона «О полиции», было бы целесообразно предусмотреть разработку специальной программы или концепции, за основу которой должен быть принят принцип реализации государственной функции по социально-правовому обслуживанию населения в сфере деятельности полиции, т. к. именно он лежит в основе новой стратегии государственного управления, успешно реализуемой в зарубежных странах в последние десятилетия.

Такая стратегия предполагает прежде всего участие гражданского общества в определении социально значимой цели деятельности территориальных органов полиции, формировании и формулировании приоритетных задач и критериев оценки деятельности, а также контроля за их деятельностью.

——————————————————————