Правовое регулирование деятельности подразделений органов внутренних дел по пресечению экстремистских проявлений
(Коков Ю. А.) («Административное и муниципальное право», 2012, N 12)
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ ЭКСТРЕМИСТСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ
Ю. А. КОКОВ
Коков Юрий Александрович, генерал-полковник полиции, начальник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России.
В статье рассмотрены правовые и организационные основы деятельности органов внутренних дел по противодействию экстремизму, раскрываются функции полиции в соответствующей сфере обеспечения правопорядка. Анализ оперативной обстановки на территории Российской Федерации по линии противодействия экстремизму свидетельствует о ее существенном осложнении в последние годы. Возрастает численность радикальных группировок, основанных на идеологии национальной, расовой и религиозной нетерпимости, отмечается активность экстремистских проявлений.
Ключевые слова: регулирование, противодействие, экстремизм, экстремист, терроризм, полиция, полицейский, правопорядок, Россия, фашизм, борьба.
Legal regulation of activities performed by subdivisions of internal affairs bodies in order to suppress extremist’s manifestations Yu. A. Kokov
The article is devoted to the legal and organizational grounds of activities performed by internal authorities in order to prevent extremism. The author of the article describes the function of police in this sphere. The author’s analysis of the operative situation in extremism prevention in the Russian Federation shows that extremism has been significantly growing over the past years. New radical groups based on ideology of national, race and religious intolerance have been created and the level of extremism has been increased.
Key words: regulation, suppression, extremism, extremist, terrorism, police, police officer, legal order, Russia, fashism, struggle.
Происходящие в последнее время в стране изменения экономического характера обусловили обострение криминальной ситуации, высветили новые проблемы, одной из которых является экстремизм. Порожденные его политическими проявлениями уголовные преступления из единичных превращаются во все более массовые нарушения правопорядка, вызывающие, как правило, большой общественный резонанс и дестабилизирующие общественно-политическую обстановку. Анализ оперативной обстановки на территории РФ по линии противодействия экстремизму свидетельствует о ее существенном осложнении в последние годы. Возрастает численность радикальных группировок, основанных на идеологии национальной, расовой и религиозной нетерпимости, отмечается активность экстремистских проявлений. За последние годы в несколько раз увеличилось количество протестных акций, несанкционированных митингов, пикетирований и шествий. Активизировалась незаконная деятельность эмиссаров международных экстремистских организаций. Вызывает значительный общественный резонанс деятельность деструктивных сект, молодежных неформальных объединений радикальной направленности (неонацисты, «скинхеды», футбольные фанаты). Рост уровня преступлений экстремистской направленности представляет реальную угрозу общественной и национальной безопасности РФ. Практически во всех субъектах РФ проявился полный спектр экстремистских угроз. Степень их опасности и влияния на криминогенную ситуацию тесно взаимосвязана с экономическими и этносоциальными особенностями регионов страны. В ряде субъектов РФ и прежде всего в столичном регионе регулярно проходят массовые общественно-политические мероприятия, организуемые политическими партиями и общественными организациями, в том числе «марши несогласных», «русские марши», акции прямого действия, которым придается демонстративный характер в целях максимального привлечения внимания общественности и средств массовой информации. Адекватное противодействие любым экстремистским проявлениям должно предусматривать широкий комплекс организационных и практических мер со стороны различных властных государственных структур, в том числе и органов внутренних дел, располагающих собственным арсеналом средств и методов воздействия на этот вид преступности <1>. ——————————— <1> См.: Демидов Ю. Н. Об опыте подготовки слушателей по борьбе с терроризмом и экстремизмом // Вестник МВД России. 2007. N 3. С. 22.
На современном этапе развития российского общества наиболее распространенными проявлениями экстремизма являются: — создание общественных объединений, в идейной основе которых лежат радикальные взгляды, проведение ими несанкционированных общественно-политических акций, попытки участия лидеров и участников экстремистских организаций в выборах органов власти различных уровней; — распространение печатной, аудио — и видеопродукции, разжигающей социальную, национальную и религиозную вражду; — деструктивная деятельность исламистских радикальных структур, направленная на разжигание национальной и религиозной нетерпимости к людям иной веры; — вовлечение молодежи в неформальные объединения радикальной направленности и использование ее для достижения определенных экстремистских целей; — совершение тяжких и особо тяжких преступлений с целью разжигания социальной, национальной и религиозной вражды, дестабилизации общественно-политической ситуации в стране. Российское законодательство содержит конкретные правовые нормы, предоставляющие правоохранительным органам значительные возможности для противодействия указанным выше проявлениям экстремизма. Эти нормы содержатся в Конституции РФ, Уголовном кодексе РФ, Кодексе РФ об административных правонарушениях, Федеральных законах «О полиции», «О противодействии терроризму», «О противодействии экстремистской деятельности», «О чрезвычайном положении», «О средствах массовой информации», «Об основах государственной службы Российской Федерации», «О статусе военнослужащих», «Об обороне», «О свободе совести и религиозных объединениях», «Об общественных объединениях» и некоторых др. Вопросы противодействия проявлениям экстремизма содержат и нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, особое место среди которых занимает Указ Президента РФ от 23 марта 1995 г. N 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации». Кроме того, в ряде регионов страны действуют и принимаются нормативные правовые акты, позволяющие вести противодействие экстремизму более эффективно. Так, например, Президентом РФ 24 мая 1993 г. подписан Указ N 765 «Об утверждении временного положения о порядке уведомления органов исполнительной власти г. Москвы о проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и иных открытых общественных местах города». Данный нормативный акт определяет порядок уведомления органов исполнительной власти г. Москвы о проведении мирных (невооруженных) митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и в иных открытых общественных местах города. В нем также даны определения таких понятий, как «митинг», «уличное шествие», «демонстрация», «пикетирование»: — митинг — массовое собрание граждан для публичного выражения отношения к действиям лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни; — уличное шествие — организованное массовое движение людей по пешеходной или проезжей части улицы, проспекта с целью привлечения внимания к каким-либо проблемам; — демонстрация — публичное выражение группой людей общественно-политических настроений с использованием во время шествия плакатов, транспарантов и иных наглядных средств; — пикетирование — наглядная демонстрация группой граждан своих настроений и взглядов без шествия и звукоусиления. С учетом складывающейся ситуации в стране, нарастания экстремистских проявлений в межнациональных и межконфессиональных отношениях, в молодежной среде, роста числа экстремистских организаций и движений, активного использования радикальных идей в политическом противостоянии руководством РФ принято решение о совершенствовании системы противодействия экстремизму. В целях реализации Указа Президента РФ от 6 сентября 2008 г. N 1316 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» в соответствии с Приказом МВД России от 12 сентября 2008 г. N 795 образованы Департамент по противодействию экстремизму МВД России, Центр обеспечения оперативно-служебной деятельности по противодействию экстремизму МВД России, Центры (группы) по противодействию экстремизму ГУ МВД России по федеральным округам, ГУ МВД по субъектам РФ. Основными функциями указанных подразделений являются выработка и реализация государственной политики, нормативно-правовое регулирование в сфере противодействия экстремизму, организация, координация и осуществление мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений экстремистской направленности. Вместе с тем следует отметить, что в первую очередь именно от сотрудников территориальных органов внутренних дел: руководителей отраслевых служб, участковых уполномоченных полиции, сотрудников патрульно-постовой службы, сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних, дежурных по ОВД — зависит, будут ли в установленном порядке зарегистрировано заявление, проведена квалифицированная проверка в порядке ст. ст. 144 — 145 УПК РФ, своевременно направлены по подследственности собранные материалы. Надлежащее исполнение ими служебных обязанностей позволяет на ранней стадии выявлять организации экстремистского толка и наиболее активных их участников, своевременно и объективно информировать органы государственной власти о негативных тенденциях развития социально-политической обстановки на местах <2>. ——————————— <2> См.: Дворяк И. А. Тактические основы борьбы с терроризмом // Вестник Московского университета МВД России. 2006. N 3. С. 95.
Конечный результат работы во многом зависит от скоординированных действий всех правоохранительных и правоприменительных органов. Имеющаяся в распоряжении органов внутренних дел информационная база, достаточный кадровый потенциал подразделений, наиболее близких к населению (участковых уполномоченных полиции, сотрудников патрульно-постовой службы, сотрудников по делам несовершеннолетних), вместе с властными полномочиями, предоставленными уголовно-процессуальным законодательством прокуратуре, судам, органам юстиции и безопасности, обеспечивают реальную возможность эффективного противодействия любым проявлениям экстремизма. Наиболее часто проявления экстремизма отмечаются в ходе собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Ответственность за нарушение порядка их организации и проведения предусмотрена ст. 20.2 КоАП РФ по трем составам: а) нарушение установленного порядка организации собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций; б) нарушение установленного порядка проведения указанных массовых акций; в) организация либо проведение несанкционированных массовых акций. В настоящее время для проведения массового мероприятия достаточно лишь уведомить об этом местную администрацию. Если не последовал специальный запрет на проведение публичной массовой акции, ее можно считать разрешенной. Следовательно, сотрудники полиции могут предпринимать меры по предупреждению и пресечению массовой акции на начальной стадии лишь в двух случаях: — когда организаторами в установленные сроки не осуществлено уведомление местной администрации о предполагаемой массовой акции; — когда имеется специальное решение о запрете проведения конкретного массового мероприятия. Нормами права установлена различная ответственность организаторов и участников массовых мероприятий. Сотрудник полиции обязан различать два указанных субъекта ответственности. По первому составу правонарушения организаторами массового мероприятия признаются лица, подписавшие уведомление о предстоящем мероприятии, взявшие на себя организационные функции по извещению участников мероприятия о месте, времени и порядке его проведения, по подготовке необходимой атрибутики мероприятия, техническому оснащению, а также непосредственному руководству участниками в процессе его проведения. Остальные лица, находящиеся в месте проводимого массового мероприятия, относятся к числу участников. Вторым составом проступка, за который предусмотрена административная ответственность, является нарушение порядка проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Порядок проведения массовых акций может быть нарушен путем: — несоблюдения обозначенных в уведомлении условий (например, места, времени и иных обстоятельств, связанных с проводимым мероприятием); — нарушения общественного порядка и безопасности в ходе проведения мероприятия (например, распитие спиртных напитков, мелкое хулиганство, оскорбление работников правоохранительных органов); — ношения участниками мероприятия оружия, а также специально подготовленных или приспособленных предметов, которые могут быть использованы против жизни и здоровья людей, а также для причинения материального ущерба государственным, общественным организациям и гражданам; — злостного неповиновения законному требованию работника полиции, народного дружинника, а также военнослужащего при исполнении служебных обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению безопасности. Примеры проведения целого ряда несанкционированных общественно-политических акций подтверждают, что многие деструктивные силы пытаются использовать их в своих интересах, что и обусловливает в значительной степени агрессивность данных мероприятий. Кроме того, их устроители всемерно используют фактор внезапности для того, чтобы максимально продлить сроки проведения несанкционированных акций, привлечь к участию в них большое количество людей, спровоцировать определенное число участников на неправомерные действия. В этой связи органы внутренних дел, являясь основными субъектами обеспечения общественного порядка и безопасности, совместно с органами исполнительной власти, администрацией предприятий, организаций, учреждений, трудовыми коллективами, лидерами профсоюзных и иных общественно-политических организаций, партий и движений обязаны предпринять комплекс мер предупредительно-профилактического характера <3>. ——————————— <3> См.: Назаркин М. В. Правовые и организационные проблемы обеспечения безопасности высокорисковых объектов. М., 2006.
К их числу необходимо отнести: — своевременный сбор и анализ информации о готовящихся акциях протеста, их причинах, времени, месте, целях и характере проведения, организаторах, составе участников, истинных намерениях и возможных последствиях; — незамедлительное доведение данной информации до сведения глав администраций, прокуратуры и органов безопасности с конкретными предложениями по разрешению причин конфликтной ситуации; — принятие с учетом складывающейся оперативной обстановки решения на охрану общественного порядка и безопасности, доведение его до исполнителей; — подготовка личного состава к действиям в этих условиях; — установление тесного взаимодействия территориальных органов внутренних дел и органов внутренних дел на транспорте с органами безопасности, прокуратурой, а при необходимости и подразделениями внутренних войск для уточнения задач на случай действий при чрезвычайных обстоятельствах; — информирование о складывающейся обстановке и принимаемых мерах руководителей вышестоящего органа внутренних дел; — проведение активной разъяснительной работы среди населения с использованием средств массовой информации о принимаемых органами государственной власти мерах по разрешению причин конфликтных ситуаций; — активное использование методов оперативно-розыскной деятельности для сбора информации о намечаемых акциях и их организаторах; — проведение комплекса мер профилактического характера по нейтрализации уголовно-преступного элемента и лиц, которые могут спровоцировать участников акций протеста на массовые неповиновения и беспорядки; — приведение в боевую готовность необходимых сил, корректировка расчета сил и средств на случай обострения обстановки для выполнения оперативно-служебных задач по сигналу «Вулкан». С личным составом органов внутренних дел в этот период должна проводиться активная работа по повышению бдительности несения службы, корректного обращения с гражданами, строгому соблюдению законности. Сотрудники органов внутренних дел (патрульно-постовой службы, Государственной инспекции безопасности дорожного движения, участковые уполномоченные полиции), несущие службу на обслуживаемой территории, при обнаружении стихийного сбора группы лиц для публичного выражения своей позиции по тем или иным вопросам общественно-политической либо экономической жизни общества: — должны принимать меры по установлению направленности массовой акции, состава участников и организаторов, наличия копии уведомления местной администрации о месте и времени ее проведения; — немедленно информировать об этом оперативного дежурного по органу внутренних дел; — организовать и осуществлять наблюдение за поведением участников массового мероприятия; — вступать в контакт с организаторами массового мероприятия с целью согласования действий по поддержанию общественного порядка и безопасности в ходе его проведения; — разъяснять руководителям и участникам массового мероприятия условия, при наступлении которых органами внутренних дел будут приняты меры по прекращению проведения акции; — выявлять круг должностных лиц, государственных и иных органов, в адрес которых выдвигаются определенные требования участниками массовых акций, и информировать об этом оперативного дежурного по органу внутренних дел. Основными тактическими приемами несения службы на стадии возникновения массового мероприятия должны являться наблюдение, сопровождение, воспрепятствование, обследование и регулирование. При этом решающее значение имеют налаживание и поддержание деловых отношений с организаторами массовых акций. Серьезную обеспокоенность для правоохранительных органов вызывают акции гражданского протеста, связанные с блокированием транспортных магистралей <4>. ——————————— <4> См.: Актуальные проблемы деятельности органов внутренних дел на транспорте и пути их решения: Материалы международной межведомственной научно-практической конференции (22 сентября 2006 г.). М.: ВНИИ МВД России, 2007.
В данной связи одной из первоочередных задач, стоящих перед правоохранительными органами, становится установление реальных виновников акций гражданского протеста, принятие исчерпывающих мер для привлечения их к ответственности. В этих целях целесообразно создание межведомственных, в том числе следственно-оперативных и мобильных, групп. Помимо перечисленных мероприятий должен быть определен круг лиц, в т. ч. представителей правоохранительных органов, которые информируют население и трудовые коллективы конкретных предприятий, учреждений, учебных заведений о принимаемых мерах к разрешению конфликтной ситуации (погашении задолженности по заработной плате, пенсиям, социальным пособиям, налаживании функционирования транспортных магистралей, воздушного сообщения и др.). О действиях граждан, блокировавших (или намеревающихся блокировать) транспортные магистрали, должны быть информирован глава администрации, прокурор, органы безопасности. Они должны принять самое активное участие в переговорном процессе и разъяснительной работе с участниками акции. При перекрытии дороги, провокационных действиях, попытках следовать для блокирования железной дороги начальник органа внутренних дел: — должен немедленно поставить в известность начальника линейного органа внутренних дел; — имеющимися нарядами полиции должен производить блокирование наиболее активной части участников акции; — должен дать указание вызвать дополнительные силы. За действиями участников акции протеста должно устанавливаться наблюдение, противоправные действия должны документироваться посредством видео — и аудиозаписи специальной группой сотрудников. Выявляются наиболее активные участники и организаторы противоправных действий. Необходимо разъяснить участникам акции, что блокирование транспортных коммуникаций подпадает под действие ст. 20.18 КоАП РФ. Если предупредительно-разъяснительная работа не приводит к положительным результатам, нарушители не прекращают свои действия и развитие событий ведет к обострению обстановки, руководитель органа внутренних дел по согласованию с руководством вышестоящего органа внутренних дел, администрацией города, прокурором должен принимать решение на силовое пресечение незаконной акции. Сотрудники полиции во всех случаях должны строго соблюдать требования закона, действовать решительно и профессионально, грамотно пресекать любые попытки со стороны участников акции обострить обстановку. В то же время необходимо стараться получить одобрение и поддержку нейтрально настроенных граждан. Если участникам акций протеста удается блокирование транспортных коммуникаций провести внезапно и в результате создается угроза безопасности функционирования железнодорожного транспорта, причиняется крупный материальный ущерб, руководители органов внутренних дел должны проводить операцию по разблокированию незамедлительно. При этом необходимо действовать максимально корректно. Участники акций должны быть предупреждены о начале силовых действий, однако любые переговоры с организаторами и наиболее активными участниками акций должны вестись лишь после разблокирования транспортных магистралей. По возможности следует создать согласительные комиссии, куда необходимо включать граждан, настроенных на несиловое решение конфликта. При поступлении в дежурную часть органа внутренних дел заявления (информации) о появлении в общественном месте, учреждении и т. д. печатных материалов и надписей экстремистского характера сотрудники полиции должны: — выяснить время, место и обстоятельства обнаружения печатных материалов, установочные данные заявителя; — зарегистрировать сообщение в установленном законом порядке; — немедленно направить для охраны места происшествия ближайший наряд патрульно-постовой службы либо участкового уполномоченного полиции. При отсутствии такой возможности использовать помощь должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, общественности следует: — доложить о происшествии и принятых мерах начальнику органа внутренних дел, дежурному территориального органа ФСБ России; — организовать осмотр территории района (населенного пункта) нарядами полиции, несущими службу по охране общественного порядка, с целью выявления и задержания лиц, занимавшихся их распространением, обнаружения печатных материалов и надписей аналогичного содержания; — изъять обнаруженные материалы и направить для проведения исследования в соответствии с требованиями УПК РФ. Массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, влечет ответственность по ст. 20.29 КоАП РФ. В соответствии с Федеральным законом «О средствах массовой информации» каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать следующие сведения: название издания; учредитель (соучредители); фамилия, инициалы главного редактора; порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет, а для газет — также время подписания в печать (установленное по графику и фактическое); индекс — для изданий, распространяемых через предприятия связи; тираж; цена либо пометки «свободная цена», «бесплатно»; адреса редакции, издателя, типографии. Если средство массовой информации не освобождено от регистрации, то в выходных данных указываются также зарегистрировавший его орган и регистрационный номер. Выпуск и распространение продукции СМИ без выходных данных, с неполными или ложными данными подпадают под действие ст. 13.22 КоАП РФ. Необходимо проверить полноту установленных выходных данных. Лиц, которые торговали такими печатными изданиями, пригласить в территориальный ОВД вместе с распространяемыми материалами и там составить административный протокол в соответствии с указанной выше статьей. Распространители печатных изданий должны иметь на это соответствующую лицензию, а ее отсутствие также влечет уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с законодательством РФ (ст. 60 Федерального закона «О средствах массовой информации»). Сторонники экстремистских взглядов в целях максимального привлечения внимания общественности и государства к своим проблемам идут на действия, нередко сопряженные с захватом различного рода охраняемых объектов и административных зданий. Планами действий органов внутренних дел предусматриваются охрана и оборона особо важных объектов, которые нередко подвергаются нападениям экстремистов. Подобного рода нападения на иностранные представительства, офисы коммерческих структур, а также дирекции крупных предприятий могут совершаться с самыми различными целями: диверсий, террористических актов, достижения экономических или политических целей, демонстрации слабости органов власти и управления и т. п. <5>. ——————————— <5> См.: Иванова Д. И. Криминологическое обеспечение сотрудничества МВД России с международными организациями в сфере контроля над терроризмом. М., 2007.
Имеют место случаи захвата помещений администрации различных организаций и предприятий, связанные с выдвижением гражданами требований по выплате зарплат и социальных пособий, погашения задолженностей по банковским кредитам и т. д. Вместе с тем действия, препятствующие нормальному функционированию государственных учреждений, являются противоправными. В случае обнаружения подобных фактов сотрудники полиции (наряд) обязаны: — выяснить численность и состав участников акций, их требования, настроения; — о факте самовольного захвата помещений доложить дежурному по органу внутренних дел с указанием результатов рекогносцировки здания (этажность, количество входов в здание, подъездных путей и т. д.); — у входа в здание, а по прибытии дополнительных сил и в помещениях выставить наряды, определив их основной задачей недопущение входа в помещение дополнительно прибывающих участников акции; — обеспечить беспрепятственный выход из помещения всех желающих, при этом необходимо фиксировать всех выходящих, контролировать, чтобы не расхищались находящиеся в здании материальные ценности. Основной тактикой действий сотрудников органов внутренних дел должно стать ведение переговоров с участниками акций, к ним в обязательном порядке должны быть привлечены руководители данного предприятия (учреждения), а также региональная администрация. Целью ведения переговоров является достижение компромиссов и перевода форм гражданского протеста граждан в правовые рамки, позволяющие возобновить функционирование учреждений. Решение о применении силовых акций принимается с учетом реальной оперативной обстановки, а также состава участников акций (как правило, в них принимают участие женщины с несовершеннолетними детьми, лица пожилого возраста). Если акция принимает затяжной характер, не рекомендуется отключать электроэнергию, поскольку собравшиеся попытаются изыскивать для приготовления пищи и обогревания помещений средства, способные вызвать пожар. К месту проведения акций должны быть вызваны сотрудники подразделений МЧС России и наряды скорой медицинской помощи. В ходе пресечения экстремистских проявлений первостепенное значение имеют установление организаторов, активных участников, подстрекателей и пособников, документирование совершаемых ими противоправных действий. Необходимо зафиксировать распределение ролей инициаторов акции, выявить у участников наличие заранее изготовленных лозунгов, плакатов, иной полиграфической продукции, обеспечить их транспортом, продуктами питания, выяснить, осуществлялась ли подготовка оружия, легковоспламеняющихся веществ и иных приспособлений для оказания сопротивления либо нападения на сотрудников правоохранительных органов и т. д. Анализ данных о характере и качестве предварительной подготовки нередко может помочь выяснить истинные намерения их участников, а также установить возможных сообщников, остающихся «как бы за кадром». Не менее важно документирование ответных действий сотрудников правоохранительных органов, поскольку нередко поводами для эскалации напряженности становятся слухи и заявления, порочащие сотрудников органов внутренних дел, обвиняющие их в жестоком обращении с теми или иными лицами (например, захват вооруженных преступников или пресечение акций гражданского неповиновения в условиях межнациональной напряженности). В подобных случаях демонстрация материалов документирования по средствам массовой информации с соответствующими комментариями может свести на нет усилия экстремистов. Установление того обстоятельства, что акция предварительно планировалась и ее участники прошли серьезную подготовку, обусловливает необходимость максимального использования возможностей органов внутренних дел, предусмотренных для документирования противоправных действий. Следует запоминать и фиксировать, какие предметы находились в руках фигурантов, имена, фамилии, клички, которыми называли их сообщники, а также по которым они обращались к иным лицам, номера используемых транспортных средств, телефоны, адреса, иные места и обстоятельства, которые упоминались в беседах, помещения, в которых они укрывались либо назначали встречи. При возникновении удобной ситуации осуществляется задержание правонарушителей. Процесс задержания должен проводиться по возможности незаметно для других участников акций, чтобы исключить попытки нападения на сотрудников полиции с целью освобождения своих сообщников либо эскалации конфликта и новых вспышек противоправных действий.
Библиографический список
1. Актуальные проблемы деятельности органов внутренних дел на транспорте и пути их решения: Материалы международной межведомственной научно-практической конференции (22 сентября 2006 г.). М.: ВНИИ МВД России, 2007. 2. Демидов Ю. Н. Об опыте подготовки слушателей по борьбе с терроризмом и экстремизмом // Вестник МВД России. 2007. N 3. 3. Дворяк И. А. Тактические основы борьбы с терроризмом // Вестник Московского университета МВД России. 2006. N 3. 4. Иванова Д. И. Криминологическое обеспечение сотрудничества МВД России с международными организациями в сфере контроля над терроризмом. М.: БФ МосУ МВД России, 2007. 5. Назаркин М. В. Правовые и организационные проблемы обеспечения безопасности высокорисковых объектов: Монография. М.: ВНИИ МВД РФ, 2006.
References (transliteration)
1. Aktual’nye problemy deyatel’nosti organov vnutrennikh del na transporte i puti ikh resheniya: Materialy mezhdunarodnoy mezhvedomstvennoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (22 sentyabrya 2006 g.). M.: VNII MVD Rossii, 2007. 2. Demidov Yu. N. Ob opyte podgotovki slushateley po bor’be s terrorizmom i ekstremizmom // Vestnik MVD Rossii. 2007. N 3. 3. Dvoryak I. A. Takticheskie osnovy bor’by s terroriz mom // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2006. N 3. 4. Ivanova D. I. Kriminologicheskoe obespechenie sotrudnichestva MVD Rossii s mezhdunarodnymi organizatsiyami v sfere kontrolya nad terrorizmom. M.: BF MosU MVD Rossii, 2007. 5. Nazarkin M. V. Pravovye i organizatsionnye problemy obespecheniya bezopasnosti vysokoriskovykh ob’ektov: Monografiya. M.: VNII MVD RF, 2006.
——————————————————————