Роль подразделений полиции по делам несовершеннолетних в пресечении экстремизма
(Васильев Ф. П., Анисимов Р. Ю.) («Административное право и процесс», 2013, N 3)
РОЛЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЛИЦИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПРЕСЕЧЕНИИ ЭКСТРЕМИЗМА
Ф. П. ВАСИЛЬЕВ, Р. Ю. АНИСИМОВ
Васильев Федор Петрович, доцент кафедры УДСООП Академии управления МВД России, член Российской академии юридических наук, доктор юридических наук, полковник полиции.
Анисимов Роман Юрьевич, старший преподаватель-методист кафедры УДСООП Академии управления МВД России, подполковник полиции.
Затронутые авторами вопросы правовой защиты законных интересов молодежи (детей), как и борьба с экстремизмом, требуют всемерного совершенствования деятельности не только полиции и образовательных учреждений, но и других субъектов управления.
Ключевые слова: несовершеннолетние, право, практика, профилактика, правонарушение, терроризм, экстремизм.
The role of the police units in combating extremism F. P. Vasilyev, R. Y. Anisimov
The issues raised by the relevant issues of legal protection of the legitimate interests of young people (children) and the fight against extremism requires full improvement of not only the police and the educational institutions, and other entities.
Key words: juveniles, law, practice, prevention, suppression, terrorism, extremism.
В России юридическое определение экстремизма содержится в ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». В юридической литературе данное понятие рассматривается с точки зрения двух определений: в одном случае (в широком смысле) — это приверженность к крайним взглядам и мерам (обычно в политике) <1>; во втором — это ярко выраженное насильственное действие политико-правового характера с целью захвата власти или стремление скомпрометировать политику государства, ущемить национальные права определенных категорий лиц, а также скомпрометировать конкретного государственного деятеля, или должностного лица, или иного участника правоотношений <2>. ——————————— <1> Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1989. С. 740. <2> Варанкина Ю. С. О некоторых проблемах противодействия распространению экстремистских идей. М.: Рос. криминолог. ассоц., 2010.
На современном этапе развития российского общества наиболее распространенными проявлениями экстремизма являются: создание общественных объединений, в идейной основе которых лежат радикальные взгляды, проведение ими несанкционированных общественно-политических акций, попытки участия лидеров и участников экстремистских организаций в выборах органов власти различных уровней; распространение печатной, аудио — и видеопродукции, разжигающей социальную, национальную и религиозную вражду; деструктивная деятельность радикальных структур, направленная на разжигание национальной и религиозной нетерпимости к людям иной веры; вовлечение молодежи в неформальные объединения радикальной направленности и использование их для достижения определенных экстремистских целей; совершение тяжких и особо тяжких преступлений с целью разжигания социальной, национальной и религиозной вражды, дестабилизации общественно-политической ситуации в стране. В ряде субъектов РФ регулярно проходят массовые общественно-политические мероприятия, организуемые политическими партиями и общественными организациями, склонными в той или иной степени к экстремизму. Речь идет о «маршах несогласных», «русских маршах», акциях прямого действия, которым придается демонстративный характер для максимального привлечения внимания общественности и СМИ. Некоторые из них уже стали регулярными — в частности, приуроченные к государственному празднику — 4 ноября — «русские марши» националистов. В настоящее время Интернет активно задействован террористическими и экстремистскими организациями, пользующимся легкостью доступа, отсутствием цензуры, наличием широкой аудитории пользователей, анонимностью связи, быстрым и дешевым распространением информации. Сегодня в Интернете насчитывается более 7 тыс. сайтов террористической и экстремистской направленности, из которых 500 относятся к российскому сегменту Всемирной сети (для сравнения: в 1998 г. их было 12, а в 2006 г. уже насчитывалось 4,5 тыс.) <3>. ——————————— <3> Козлов Б. А. Факторы, влияющие на распространение экстремистских настроений и преступлений экстремистской направленности // Бюллетень «ОРР». М.: ОИД МВД России, 2011. С. 36.
В России сформирована законодательная основа противодействия экстремизму. Такие нормы содержатся в Конституции РФ, УК РФ, КоАП РФ, ряде федеральных законов. Важную роль в противодействии экстремизму играют законы субъектов РФ. Например, Закон Республики Дагестан от 22 сентября 1999 г. N 15 «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан» запрещает создание и функционирование ваххабитских и других экстремистских организаций (объединений), деятельность которых направлена на насильственное изменение конституционного строя, подрыв безопасности государства, нарушение общественной безопасности и общественного порядка. К правовой основе, регламентирующей деятельность органов внутренних дел по противодействию терроризму и экстремизму, относится Конституция РФ. Хотя в ней не употребляется термин «экстремизм», на ее основе формулируются основные принципы: законность, уважение прав и свобод человека и гражданина и др. При противодействии экстремизму в первую очередь учитываются международные документы: Всеобщая декларация прав человека; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., закрепивший положения Декларации, определивший, что всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом; Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации; Декларация Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1981 г. о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации, в т. ч. на основе религии или убеждений; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.; Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г. и др. Статья 37 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента России от 12 мая 2009 г. N 537, относит экстремизм к числу основных источников угроз государственной и общественной безопасности. В Стратегии определено, что главным направлением государственной политики в данной сфере на долгосрочную перспективу должно стать совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с терроризмом и экстремизмом. Распространение идей экстремизма подтверждает Федеральный список экстремистских материалов, периодически представляемый Минюстом России. Так, на 25 августа 2012 г. он содержал 1395 наименований материалов, признанных судом экстремистскими <4>. Кроме того, существуют организации и физические лица, включенные в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, на основании пп. 6, 7 п. 2.1 ст. 6 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Этот список изменяется; так, в течение 2012 г. выявлено 7 организаций, а исключены из списка 2. На 11 мая 2011 г. из него исключены 183 физических лица <5>. ——————————— <4> Электронный сайт Минюста России. <5> РГ. 2012. 11 мая.
Президент России определил основным субъектом борьбы с экстремизмом МВД России. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» относит к обязанностям полиции (ст. 12) принимать в соответствии с Федеральным законом меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан. В соответствии с п. 1 Указа Президента России от 1 марта 2011 г. N 250 «Вопросы организации полиции» противодействие экстремистской деятельности отнесено к деятельности подразделений, организаций и служб, входящих в полицию. Тем самым из этих и других ведомственных нормативных правовых актов следует, что подразделения полиции и сотрудники, осуществляющие работу в тесном контакте с гражданами (в т. ч. и с лицами, имеющими психологические склонности к экстремистской деятельности), обязаны проводить индивидуально-профилактическую предупредительную работу. Данная работа должна проводиться только на основе соответствующих нормативных правовых актов (дифференцирования). К этому обязывают отчасти и требования ст. 13 Указа Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 249, в соответствии с которым к полномочиям территориального органа МВД России по субъекту РФ отнесено принятие мер по выявлению, предупреждению и пресечению экстремистской деятельности. Среди сотрудников полиции важное место занимают подразделения по делам несовершеннолетних, которые обслуживают определенные территории, различные образовательные и детские учреждения, тем самым приближены к населению и молодежи (детям). Так, количество сотрудников ПДН (без учета сотрудников подразделений ОВД на транспорте) на август 2012 г. составляет 17 810 человек. В России на 1 января 2010 г., по данным статистики Росстата, проживало 29,8 млн. детей и молодежи в возрасте до 19 лет — 21% населения страны; 15% населения страны — дети до 14 лет, около 6% — молодые люди в возрасте 15 — 19 лет <6>. По данным Фонда социальных технологий «Содействие и партнерство» <7>, проводившего опрос школьников различных регионов страны, 20% детей против законодательного запрещения нацистской символики, 21% — знакомы с литературой профашистского толка, 6% — полностью разделяют взгляды отечественных фашистов, а 25% разделяют их частично. И, по данным исследователей, основным возрастом приобщения лица к актам уголовно наказуемого экстремизма является период 16 — 18 лет — 37%, а в целом 14 — 25 лет — 92% <8>. ——————————— <6> Официальный сайт Министерства спорта, туризма и молодежной политики России. <7> Лукашин М. В., Дзестелов Х. А. Оперативно-розыскные основы борьбы с незаконным оборотом огнестрельного оружия: (теория и практика оператив.-розыск. деятельности): Моногр. М., 2011. <8> Аминов Д. И., Оганесян Р. Э. Молодежный экстремизм в России. М., 2007. С. 61.
С другой стороны, категория «административные правонарушения экстремистской направленности» еще не утвердилась прочно в юриспруденции. Ряд специалистов (например, А. С. Скудин, Н. В. Башкиров) <9> относят к данной группе противоправных деяний злоупотребление свободой массовой информации (ст. 13.15 КоАП РФ), пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики (ст. 20.3 КоАП РФ), организацию деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности (ст. 20.28 КоАП РФ), производство и распространение экстремистских материалов (ст. 20.29 КоАП РФ). ——————————— <9> Скудин А. С. Правовые меры противодействия экстремизму: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М.: ВНИИ МВД России, 2011; Башкиров Н. В. Меры административно-правового противодействия политическому экстремизму: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2005.
Если в соответствии с ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях» от 28 декабря 2009 г. N 380 и ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица ОВД уполномочены составлять протоколы по данным составам правонарушений, то согласно Приказу МВД России от 5 мая 2012 г. N 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» к данным должностным лицам относятся и сотрудники ПДН. В настоящее время ежегодный прирост числа выявленных правонарушений данной линии составил около 20%. При анализе данных статистики видно, что выявляются в основном правонарушения, предусмотренные ст. 20.3 КоАП РФ (3/5 от числа всех ежегодных правонарушений данной направленности). Тем самым при снижении общего количества преступлений, совершенных детьми или при их участии, отмечается ежегодный прирост численности лиц данной категории, привлеченных сотрудниками ПДН к административной ответственности за правонарушения экстремистской направленности <10>. При этом нужно учесть, что законодатель (ст. 2.3 КоАП РФ) установил возраст, по достижению которого к моменту совершения административного правонарушения лицо подлежит административной ответственности, в 16 лет. ——————————— <10> Ежегодные сведения ФКУ «ГИАЦ МВД России» об административной практике органов внутренних дел Российской Федерации.
Деятельность экстремистских сообществ, с учетом социально-экономической ситуации в стране, способна существенно дестабилизировать обстановку как в отдельно взятом населенном пункте, так и в стране в целом. В качестве координаторов и участников протестных акций зачастую выступают лидеры и активисты таких организаций, как запрещенная «Национал-большевистская партия» (НБП), «Движение против нелегальной иммиграции» (ДПНИ), «Союз коммунистической молодежи» (СКМ), «Объединенный гражданский фронт» (ОГФ), «Авангард Красной Молодежи» (АКМ), «Славянский союз» (СС). Основную ставку деструктивные силы делают на молодежь как наиболее мобильную, легко подверженную внешним влияниям среду. При этом особое внимание они проявляют к скинхедским и фанатским группировкам, отличающимся организованностью, а также к студенчеству, пытаясь воздействовать на него через лидеров молодежной среды. Членами экстремистских группировок сегодня совершаются наиболее дерзкие антиобщественные деяния. Сегодня ПДН проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, указанных в пп. 4 — 14 п. 1 ст. 5 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию детей или отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними. Подобные права и обязанности должностных лиц ПДН также изложены в ст. 21 вышеуказанного Закона и в ведомственной Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утверждаемой Приказом МВД России <11>. ——————————— <11> Приказ МВД России от 26 мая 2000 г. N 569 «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел» (в ред. Приказов МВД России от 9 окт. 2004 г. N 639, от 6 апр. 2007 г. N 338).
В Инструкции дан исчерпывающий перечень категорий детей, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа: — употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества; — совершившие правонарушение, влекущее применение мер административного наказания, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность; — совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством; — условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания, освобожденные от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием; — осужденные за преступления небольшой и средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия и др. Сотрудники данных подразделений выполняют еще ряд функций, а именно: — выявляют лиц, вовлекающих детей в совершение преступления и антиобщественных действий или совершающих в отношении детей другие противоправные деяния, а также их родителей или их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних, и вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ; — осуществляют меры по выявлению детей, объявленных в розыск, а также детей, нуждающихся в помощи государства, и направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения; — информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности и правонарушениях, об антиобщественных действиях детей, а также о причинах и условиях, этому способствующих; — принимают участие в уведомлении родителей или законных представителей ребенка о доставлении их в подразделения ОВД в связи с их безнадзорностью и др. Необходимо принимать во внимание и использовать положительный опыт, накопленный в регионах страны. Так, в целях предупреждения противоправных деяний со стороны учащейся молодежи и студентов, недопущения с их стороны экстремистских проявлений Приказом министра внутренних дел по Республике Башкортостан от 23 декабря 2010 г. N 1630 за счет перераспределения имеющейся штатной численности создан отдел по работе с учащейся молодежью и студентами на базе УВД по г. Уфе в количестве 11 единиц, в состав которого вошли оперуполномоченные уголовного розыска, участковые уполномоченные полиции, инспекторы по делам несовершеннолетних. Аналогичные группы меньшей численностью созданы в 7 городах и районах Республики, где имеется наибольшее количество высших и средних специальных учебных заведений. Учитывая потребность в постоянной всесторонней работе по профилактике правонарушений со стороны и в отношении детей, следует рассмотреть вопрос о создании в штате ПДН должности инспектора по правовой пропаганде, работе с детьми в дошкольных и образовательных учреждениях, использовав опыт ГИБДД МВД России (Приказ МВД России от 2 декабря 2003 г. N 930 «Об организации работы ГИБДД МВД РФ по пропаганде безопасности дорожного движения»). При проведении работы ПДН по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних следует учесть, что агрессивное поведение с чертами расовой, этнической и религиозной неприязни возникает на ранних стадиях индивидуального развития, и если остается без должного внимания, то может закрепиться или обостриться по мере взросления индивида. Следовательно, чем своевременнее проводится работа с «моделями» агрессивного поведения, тем больше шансов избежать агрессивного поведения во взрослой жизни <12>. И детализация, и регламентация деятельности полиции (в частности, ПДН) позволит предупреждать противоправные действия детей, приведет к «сужению» базы для использования подростков радикально настроенными лицами в целях эскалации экстремистских действий. ——————————— <12> Кузьмин А. В. Административно-правовое противодействие экстремизму в молодежной среде // Административное право и процесс. 2011. N 6. С. 44.
С другой стороны, предупреждение экстремизма представляет собой сложную задачу, поскольку это явление вызвано многими социальными, экономическими, историческими и иными причинами. Данные причины невозможно решить только правоприменительной деятельностью одного органа государственной власти, следовательно, они должны быть объектами профилактического вмешательства со стороны всех органов государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных — в особенности.
——————————————————————