Правовые и экономические аспекты обеспечения экономической безопасности лесного комплекса. Финляндия и финско-российские отношения

(Синявский Н. Г.)

(«Международное публичное и частное право», 2014, N 1)

ПРАВОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА.

ФИНЛЯНДИЯ И ФИНСКО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Н. Г. СИНЯВСКИЙ

Синявский Николай Григорьевич, профессор Финакадемии при Правительстве РФ, доктор экономических наук.

В настоящее время актуальны проблемы экономической безопасности лесного комплекса. В статье рассмотрены меры правового и экономического характера, применяемые Финляндией для решения этой задачи, реализующие стратегии внедрения инновационных технологий и развития отношений с Россией.

По мнению финских аналитиков, негативными факторами, существенно влиявшими на развитие лесного комплекса в последние годы, являлись мировой финансовый кризис, последствия которого ощущаются до сих пор, и негативный тренд в использовании бумажных носителей информации. Также для финской лесопромышленности чрезвычайно важны взаимоотношения с Россией в силу высокого потенциала российских ресурсов, большой емкости рынка, территориальной близости.

Развитие лесной промышленности в Финляндии базируется на фундаменте эффективной правовой базы. В лесной отрасли отсутствует коррупция, государственные и частные лесные службы функционируют четко и слаженно.

Финское лесное законодательство включает международные соглашения, корпоративное право и национальное законодательство. Вопросы, определяющие условия организации лесного хозяйства, представлены в Конституции. Главным нормативным актом является Закон о лесе. Закон призван способствовать развитию экономически, экологически и социально устойчивого лесного хозяйства на лесных угодьях. Он нацелен на обеспечение высокой продуктивности лесов и одновременно сохранение их биологического разнообразия. К важнейшим правовым нормам относятся также законы об охране окружающей среды и нормативы Евросоюза.

На этой основе противодействие главным угрозам экономической безопасности лесного комплекса Финляндии заключается прежде всего в реализации направлений инновационного развития лесной промышленности, касающихся снижения затрат на основное производство. Инновационное развитие лесного комплекса подкрепляется соответствующими нормативными актами, отражающими экономическую и организационную поддержку государства (например, Закон о финансировании устойчивого лесного хозяйства, нормативные акты, обеспечивающие финансирование научных исследований, реорганизацию научных и учебных учреждений и др.)

Взаимоотношения с Россией базируются на тщательном изучении рынков сырья, товаров и инвестиций и законодательства нашей страны, а также на использовании механизмов права для обеспечения оптимальных условий международного взаимодействия. В частности, если, по мнению финских специалистов, действия российской стороны угрожают экономической безопасности лесного комплекса Финляндии, то реализуются меры правового и экономического характера. Среди применявшихся мер правового характера можно выделить меры, препятствовавшие вступлению России в ВТО и усложняющие движение товаров транзитом через Финляндию.

Ключевые слова: лесной комплекс, угрозы экономической безопасности, инновации, Закон о лесе, нормативы Евросоюза, Закон о финансировании устойчивого лесного хозяйства, реорганизация научных и учебных учреждений.

Legal and economic aspects of ensuring economic security of the forest complex. Finland and finnish-russian relations

N. G. Sinyavskij

The problems of economic security of the forest complex are topical at present. The article concerns measures of legal and economic character applied by Finland for solution the said problems, these measures implement strategies of introduction of innovative technologies and development of relations with Russia.

In accordance with the opinion of Finnish analysts negative factors, which have recently materially influenced development of forest complex, are the following: world financial crisis, the consequences of which are evident at present as well and the negative trend in use of paper carriers of information. Finnish forest industry recognizes great importance of relations with Russia due to the high potential of Russian resources, great market capacity and territorial proximity.

Development of Finnish forest industry is based on the efficient legal framework. There is no corruption in forest industry, state and private services work positively and consistently.

Finnish forest legislation includes international treaties, corporate law and national legislation. The issues which determine conditions of organization of forest economy are presented in the Constitution. The main regulatory rule is Law on forests. The law promotes development of an economically and ecologically stable forest economy. Its aims at ensuring high productivity of forests and simultaneous preservation of their biological variety. The most important legal rules also include laws on environmental protection and the European Union standards.

On this basis the counteraction of main threats to the economic security of the forest complex of Finland is primarily in implementation of trends of innovative development of the forest industry related to reduction of costs of core operations. Innovative development of the forest complex is supported by the relevant rules reflecting economic and organizational support of the state (for example, Law on financing of a stable forest economy, regulatory rules ensuring financing scientific studies, reorganization of scientific and educational establishments and etc.).

The relations with Russia are based on the careful study of markets of raw materials, goods, investments and legislation of this country as well as on the use of mechanisms of law for ensuring optimal conditions of international interaction. In particular, if Finnish specialists believe that actions of the Russian party threaten economic security of the forest complex of Finland, than measures of legal and economic character are implemented. Among measures of legal character there are measures preventing accession of Russia to the WTO and making transit of goods through Finland more difficult.

Key words: forest complex, threats to economic security, innovations, Forest law, European union standards, Law on financing of a stable forest economy, reorganization of scientific and educational establishments.

Вопросы обеспечения экономической безопасности лесного комплекса приобрели в последние годы особенно важное значение для предприятий России и Скандинавии. Это обусловлено последствиями мирового кризиса, начавшегося в 2008 г., тенденциями, имеющими долговременный характер, спецификой отрасли, в развитии которой традиционно большую роль играет оптимизация международных связей.

Последние годы лесной комплекс России и скандинавских стран существовал в условиях мирового финансового кризиса и его последствий, что не могло не сказываться на экономической безопасности лесного сектора промышленности наших стран. Однако главной угрозой экономической безопасности лесного комплекса является бурное развитие электроники. Во всем мире роль бумажных носителей информации неумолимо снижается. То есть данный процесс носит всеобъемлющий и неотвратимый характер. Также важнейшим фактором влияния на экономическую безопасность лесного комплекса является международная интеграция, мощным импульсом развития которой стало вступление России в ВТО.

В этой связи представляют интерес стратегии развития лесного бизнеса в такой передовой стране в этой области, как Финляндия, опыт Финляндии во взаимодействии государственных структур и частных компаний при реализации инновационных программ, направленных на обеспечение экономической безопасности отрасли. Важным также представляется анализ механизмов взаимодействия международных скандинавских компаний с Россией.

Рассмотрим здесь следующие вопросы:

— какие проблемы, с точки зрения экономической безопасности, возникают у лесного комплекса?

— какие направления развития международных лесных компаний актуальны в настоящее время?

— на чем основано взаимодействие государственных структур и международного частного бизнеса?

— какие подходы используются международными лесными корпорациями в России?

— какие проблемы возникают при реализации международного инвестиционного процесса в нашей стране?

— как связаны таможенная политика России и ее членство в ВТО?

Выручка лесного кластера Финляндии сравнима с половиной выручки, получаемой газовым сектором России.

Эта страна не знает равных по значимости и весу лесного сектора в экономике, лесной кластер Финляндии является одним из самых развитых в мире, этот комплекс создает новые технологии. Финляндия является крупнейшим импортером леса из России и в то же время крупнейшим экспортером изделий из древесины и лесной техники в Россию.

Поэтому представляет интерес описание направлений развития лесного комплекса этой страны.

Наиболее значительными предприятиями лесного комплекса Финляндии являются Stora Enso, Metsaliito, UPM-Kymmene. Это международные корпорации. Наиболее крупная из них — Stora Enso, один из мировых лидеров лесного бизнеса. Основной продукцией для всех лидеров финской лесной промышленности является бумага.

Существенное влияние на состояние отрасли оказал мировой финансовый кризис.

Например, капитализация компании Stora Enso в 2009 г. уменьшилась примерно в два раза по сравнению с 2008 г.

Однако как бы ни влиял отрицательно кризис на развитие отрасли, специалисты финского лесного комплекса отмечают такую важную долговременную проблему, как отказ во всем мире от бумажных носителей информации в пользу электронных носителей.

Развитие лесной промышленности в Финляндии базируется на прочном фундаменте эффективной правовой базы. Современное российское лесное законодательство во многом использует финский опыт. Однако в лесной отрасли Финляндии отсутствует коррупция, государственные и частные лесные службы функционируют четко и слаженно.

Финское лесное законодательство включает международные соглашения, корпоративное право и национальное законодательство. Вопросы, определяющие условия организации лесного хозяйства, представлены в Конституции. Главным нормативным актом является Закон о лесе. Закон призван способствовать развитию экономически, экологически и социально устойчивого лесного хозяйства на лесных угодьях. Он нацелен на обеспечение высокой продуктивности лесов и одновременно сохранение их биологического разнообразия. К важнейшим правовым нормам относятся также законы об охране окружающей среды и нормативы Евросоюза [5].

Несмотря на последствия экономического кризиса и негативный тренд в использовании бумажных носителей информации, в настоящее время основу развития финского лесного бизнеса составляют важные разработки в области снижения затрат в процессе варки целлюлозы и производства бумаги. Вместе с другими европейскими компаниями финны, например, уже внедряют в практику новейшую органосольвентную технологию варки целлюлозы, которая позволяет резко сократить сброс сульфатов по сравнению с традиционным производством. Другая передовая разработка — технология озонной бесхлорной отбелки, дающая возможность освободить стоки от вредных элементов и дионинов.

Но есть в арсенале финских производителей лесной продукции и менее традиционные направления развития.

Среди принципиально новых разработок можно отметить:

— получение продуктов с помощью инновационных технологий глубокой химической переработки биомассы (создание клеев новых типов, консервантов, полимеров, восстановленного волокна и других химикатов, биотоплив и фармацевтических товаров из древесного сырья);

— модернизация технологий в достаточно традиционных, но в то же время возникших относительно недавно областях лесной деятельности (например, производство композитных материалов);

— совершенствование маркетинговых технологий, сервисов и потребительских свойств продукции на зрелых товарных рынках, таких как производство бумажной продукции.

Объем финансирования инновационного развития лесного кластера в Финляндии составляет в год около 200 млн. евро. Частные компании при участии национальных научных и образовательных учреждений (технологические, лесные университеты) создали две организации (Forestcluster Ltd и Finnish Wood Research Oy), осуществляющие разработку и выполнение исследовательских программ. Forestcluster Ltd проводит исследования для лесного комплекса в целом. Finnish Wood Research Oy ориентирована на производство изделий из дерева. Эти организации заказывают исследовательским структурам инновационные разработки в размере около 50 млн. евро в год. Государство не является участником указанных организаций, но частично субсидирует их деятельность. В 2009 г. соглашение об объединении своих профильных лесных подразделений подписали VTT (Государственный центр технических исследований Финляндии, третья по размеру исследовательская компания в Европе) и KCL (Исследовательская компания финской лесной индустрии). Наконец, в 2010 г. на базе нескольких хельсинкских вузов был создан национальный университет АОЛЬТО со специальным «лесным» курсом обучения [6].

То есть мы видим, что развитие инновационных технологий является одним из самых важных направлений развития финского лесного кластера с учетом наиболее реальных угроз.

Взаимодействие скандинавских стран и России является важным фактором обеспечения экономической безопасности лесного комплекса Скандинавии. Международная деятельность скандинавских стран по отношению к России осуществляется различными путями: за счет реализации экономических мер; за счет исследований возможностей российского рынка и российского правового поля; за счет реализации возможностей, предоставляемых международными правовыми отношениями.

Для России характерно то, что в нашей стране слабо развита деревообрабатывающая промышленность по сравнению с европейским странами и Китаем. Это является одной из причин, почему общая характеристика маркетинговой политики крупных финских компаний (например, Stora Enso Timber) заключается в освоении всего российского рынка. Особенное предпочтение отдается северо-западу, юго-западу России и Московской области.

Важным маркетинговым ходом является участие финских компаний в выставках-ярмарках малоэтажного жилья. Цель такого участия — предоставление возможности для российского потребителя «вживую» оценить достоинства финской продукции.

Что касается оценки конкурентов крупных финских лесопереработчиков при взаимодействии с Россией, то первая группа конкурентов — это компании, использующие аналогичные маркетинговые стратегии. Что касается другой группы конкурентов, то это небольшие предприятия. Их отличает низкая цена продукции, но, соответственно, низкое качество. Точка же зрения менеджеров крупных компаний состоит в том, что российский рынок является дорогим рынком, что оправдывает продажи продукции крупных компаний.

Тщательное изучение рынка и многочисленные исследования (например, для Stora Enso Timber этот процесс длится уже с начала нашей экономической перестройки) позволяют увеличить клиентскую базу в России. В частности, исследования показали, что наибольший интерес для Stora Enso Timber представляют предприятия-деревообработчики и домостроители.

Крупные зарубежные компании давно пытаются развивать свой бизнес на территории нашей страны. Однако сегодня инвестиционная стратегия финских компаний по отношению к России заключается в повышении эффективности сравнительно небольших финских предприятий, уже работающих на территории России. Только после тщательного изучения проблем этих предприятий и их решения финской стороной может быть рассмотрен вопрос о строительстве новых финских заводов в нашей стране.

Анализ практики реализации стратегий в депрессивных отраслях промышленности (к которым относится и лесной комплекс России) позволил В. А. Дадалко и А. В. Дадалко оценить влияние на объемы привлекаемых инвестиций таких факторов риска, как [1]:

— рост риска потери инвестором вложенных средств при увеличении объема инвестиций;

— противодействие отраслевых монополистов вхождению на рынок новых компаний;

— противодействие со стороны чиновников открытости процесса инвестирования.

По мнению финских специалистов, можно также выделить следующие основные препятствия инвестициям в российскую экономику [7]:

— плохие дороги;

— ограничения на вес перевозимых грузов;

— высокие транспортные расходы;

— проблемы административного и юридического оформления инвестиционных проектов.

Как известно, существовала проблема, заключающаяся в повышении Россией таможенных пошлин на вывоз круглого леса. Таможенные пошлины изменялись несколько раз [3, 4].

Финляндия и Швеция предприняли меры по противодействию таким российским действиям (в т. ч. и превентивные). Во-первых, это были меры, использующие нормы международного права. То есть Финляндия и Швеция предпринимали все возможные усилия против вступления России в ВТО (заявление министра внешней торговли Финляндии Пааво Вяюрюнена во время визита Премьер-министра Михаила Фрадкова в Хельсинки о том, что вступление России в ВТО будет зависеть от решения вопроса по таможенным пошлинам на лес, переговоры Премьер-министра Финляндии Матти Ванханена с Виктором Зубковым, одной из главных тем которых были пошлины на лес, угроза введения пошлины на транзитные перевозки грузов через Финляндию в Россию, письмо министра торговли скандинавского королевства Стена Тольгфорса Еврокомиссару по торговле Питеру Мандельсону с требованием выдвинуть новые условия по присоединению России к ВТО и др.). Во-вторых, это были организационные и экономические меры, заключающиеся в развитии сырьевого рынка в других странах (в частности, в Латинской Америке).

В итоге России пришлось пойти на существенное снижение таможенных пошлин, чтобы преодолеть указанное препятствие для вступления в ВТО [2].

Таким образом, можно отметить следующие основные подходы к решению проблем, возникающих при формировании и реализации стратегии обеспечения экономической безопасности финского лесного комплекса.

1. Государственная политика Финляндии в области обеспечения экономической безопасности лесного комплекса страны и его международной деятельности за счет реализации инноваций выразилась, в частности, в следующих мерах:

— объединение лесных подразделений крупнейших исследовательских центров;

— создание специализированных организаций, проводящих исследования для лесного кластера;

— создание национального университета с «лесным» курсом обучения.

2. Основой управления рисками при работе на российском рынке является глубокое многолетнее изучение рынка, законодательства России и правовых вопросов, связанных с международной деятельностью России и Финляндии.

3. Маркетинговая политика международных лесных компаний направлена на освоение всего российского рынка, и в первую очередь северо-запада, юго-запада и Московской области. Финские аналитики считают российский рынок «дорогим». Наряду с традиционным экспортом в Россию в последнее время большое внимание уделяется рынку малоэтажного жилья.

4. Финские компании по отношению к России в настоящее время реализуют инвестиционную стратегию достижения максимального результата на имеющихся предприятиях. Дальнейшая экспансия ограничивается рядом условий экономического, организационного и правового характера.

5. Реализация мер экономического и правового характера по отношению к России в случае, если действия российской стороны угрожают экономической безопасности лесного комплекса Финляндии. Среди применявшихся мер правового характера можно выделить:

— меры, препятствовавшие вступлению России в ВТО;

— угроза введения пошлин на транзит товаров через Финляндию и др.

Итак, противодействие главным угрозам экономической безопасности лесного комплекса Финляндии заключается прежде всего в реализации направлений инновационного развития лесной промышленности, касающихся снижения затрат на основное производство. Взаимоотношения с Россией базируются на тщательном изучении рынка и законодательства нашей страны, а также на использовании механизмов права для обеспечения оптимальных условий международного взаимодействия.

Список литературы

1. Дадалко В. А., Дадалко А. В. Стратегии управления экономическими процессами в депрессивных отраслях промышленности России: Монография. Минск: ИВЦ Минфина, 2010.

2. Федеральный закон от 21 июля 2012 г. N 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апр. 1994 г.».

3. Постановление Правительства РФ от 21 июля 2012 г. N 756 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств — участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

4. Постановление Правительства РФ от 23 дек. 2006 г. «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств — участников соглашений о Таможенном союзе, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

5. Правовая база лесной отрасли РФ и Финляндии. URL: http://rsk-factory. ru/ les7.php (дата обращения: 15.12.2013).

6. Рубанов И. Чем дольше кризис, тем больше инноваций // Эксперт. 2011. N 23 (13 июня). URL: http://expert. ru/ expert/2011/23/ chem-dolshe-krizis-tem-bolshe-innovatsij/.

7. Троскот О. Преимущество в качестве: интервью с дир. по маркетингу Stora Enso Timber П. Хямяляйненом // ЛесПромИнформ. 2008. N 8. С. 112 — 115. URL: http://www. lesprominform. ru/jarchive/ articles/itemshow/60.

——————————————————————