Приоритетные направления государственной политики РФ по обеспечению экономической безопасности в современных условиях

(Петросян Г. Г.)

(«Общество и право», 2009, N 3)

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РФ

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Г. Г. ПЕТРОСЯН

Петросян Генрих Григорьевич, преподаватель Государственного академического университета гуманитарных наук.

В работе автор затрагивает проблему защиты экономических интересов, прав граждан, что является одним из важнейших направлений обеспечения национальной безопасности и обеспечивается, прежде всего, Советом Безопасности Российской Федерации. Автором рассмотрены основные проблемы, вынесены предложения по способам их устранения.

Ключевые слова: экономическая безопасность, государственная политика, общественный строй, экономические процессы, общественная безопасность.

In-process an author affects the problem of defence of economic interests, rights for citizens, that is one of major directions of providing national safety and provided, foremost, by Security of Russian Federation Council. An author is consider basic problems, taken away suggestion on the methods of their removal.

Key words: economic security, public policy, framework of society, economic processes, public safety.

Реформирование политических и социально-экономических основ общественного строя в России не только не разрешило всех сложных проблем экономической безопасности государства, но и обусловило проявление новых, чрезвычайно опасных по долговременности и последствиям угроз, рисков и вызовов.

Угрозы экономической безопасности Российской Федерации продолжают нарастать, что обусловливает необходимость выработки комплекса системных мер по формированию благоприятных предпосылок для реализации стратегической цели — создания в России общества и экономики инновационного типа.

Специфика и многогранность данной задачи предполагают системное и комплексное ее решение. Данный подход должен включать в себя разработку и реализацию государственной политики на основе взаимосвязанных, взаимодополняющих мер и мероприятий, объединенных стратегической целью и охватывающих ресурсы всех субъектов общественного развития.

Основу государственной политики по обеспечению экономической безопасности должна составить, прежде всего, сбалансированная и непротиворечивая нормативно-правовая база. В этой связи, очевидно, следует отметить, что значение и место правовых мер в обеспечении экономической безопасности трудно переоценить, так как от их выработки, принятия, а в дальнейшем и применения зависят не только легитимность различных форм и методов обеспечения экономической безопасности, но и содержание, а также организация данной деятельности и, в конечном итоге, ее результативность.

Под законодательным обеспечением экономической безопасности мы понимаем закрепление в компетенции и ответственности органов государственной власти Российской Федерации взаимосвязанной и скоординированной совокупности целей, задач, принципов, основных направлений их функционирования как элементов системы обеспечения экономической безопасности.

В этой связи, по мнению автора, важнейшим условием эффективной реализации задач в области обеспечения экономической безопасности являются разработка и принятие соответствующего закона. Подчеркнем, что несмотря на острую необходимость законодательной регламентации основных положений государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности такой закон вплоть до настоящего времени не принят.

Следует отметить, что попытка разработки законопроекта была предпринята еще в 1999 г. Тогда, после масштабного кризиса, завершившегося дефолтом августа 1998 г., в Государственной Думе был разработан законопроект «Об обеспечении экономической безопасности Российской Федерации». Основные положения данного законопроекта предполагали запрет Правительству, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям учитывать целевые рекомендации и разработки Международного валютного фонда, иных международных финансово-кредитных организаций, международных и иностранных научных учреждений при разработке федерального бюджета Российской Федерации, среднесрочных и краткосрочных концепций социально-экономического развития Российской Федерации, а также при проведении внутренней и внешней политики Российской Федерации. Помимо этого предполагалось ввести мораторий на проведение платежей по обслуживанию кредитов, полученных ранее у стран НАТО, Международного валютного фонда, иных международных финансово-кредитных организаций для финансирования расходов федерального бюджета Российской Федерации.

Поскольку законопроект в нарушение Конституции существенно урезал полномочия органов исполнительной власти по реализации экономической политики, он не был поддержан Правительством и был отклонен уже в первом чтении.

Более того, в Государственной Думе на протяжении уже нескольких лет находятся законопроекты о продовольственной и биологической безопасности, имеющие непосредственное отношение к проблемам экономической и в целом национальной безопасности. В данном случае налицо уже неоправданная медлительность органов законодательной власти по разработке правовых основ в важнейших сферах жизнедеятельности российского общества.

В этой связи полагаем, что в настоящее время (до разработки базового закона об экономической безопасности) целесообразно провести ревизию законодательства, регулирующего экономические процессы. Недостаточная продуманность «правил игры», провозглашенных государством в нормативных актах, приводит к утрате грани между конъюнктурным ведомственным подходом и продуктивной деятельностью, которая по разным причинам выталкивается в «тень». Необходимо отделить правовые нормы, которые определяющим образом воздействуют на экономику и социальную сферу, от тех, которые влияют на них слабо (о чем может свидетельствовать малое число ссылок на них в судебных решениях), и в особенности от норм, которые в массовом порядке нарушаются либо по причине неосуществимости, либо в силу отсутствия эффективных механизмов их реализации.

В целом, как представляется, настоятельной потребностью является приведение всего законодательства в сфере экономической безопасности в соответствие с решаемыми в этой области задачами. Для этого, по мнению автора, необходимо осуществить кодификацию нормативно-правовой базы, устранить противоречия, содержащиеся в нормах федерального, регионального и местного законодательства, определив приоритеты правового регулирования в сфере экономической безопасности.

Анализ развития социально-экономической ситуации в стране свидетельствует, что необходим комплекс мер, которые бы позволили не только выявлять и нейтрализовывать угрозы экономической безопасности, но создавали условия для эффективного и динамичного развития российской экономики.

Речь идет об обеспечении действенности и эффективности компонентов политико-правового механизма обеспечения экономической безопасности, объединяющих все элементы системы в целях реализации стратегии экономической безопасности Российской Федерации, как концепции, определяющей одно из направлений государственной экономической политики.

В этой связи положения устаревшей Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, определяющие задачи органов государственной власти в данной сфере, должны быть переработаны с учетом реалий современной экономической ситуации в стране и в мире. Речь в данном случае должна идти о новой концепции экономической безопасности России, которая должна основываться на учете многообразия всех факторов, определяющих состояние экономической безопасности, а также практического опыта, в том числе негативного характера, по ее обеспечению.

При этом, наряду с принципами обеспечения экономической безопасности, в фундамент новой концепции должны быть заложены требования достижения инновационного характера экономики, повышения ее эффективности, показатели экономического роста, достигнутые на основе повышения производительности труда.

Это предполагает активную политику государства, ориентированную на экономическое развитие, которое обеспечивается всей системой хозяйственных отношений. В основе данной политики должно быть обеспечение технических, организационных и экономических условий функционирования экономики в режиме расширенного воспроизводства с учетом ее открытости для внешнеэкономического сотрудничества, при сохранении способности оперативного и адекватного реагирования на неблагоприятные внутренние и внешние воздействия и угрозы с целью сведения к минимуму их негативных последствий.

Реализация этих направлений предполагает не только улучшение социально-экономической ситуации в стране, а также обеспечение непосредственно экономической безопасности, но и национальной безопасности в целом. Без качественно нового характера экономических отношений и экономического роста Россия обречена на отставание от развитых стран мира, и, как следствие, на утрату экономического, а значит, и политического суверенитета.

Разработанная учеными Российской академии наук стратегия инновационного развития страны опирается на одно из главных конкурентных преимуществ — на реализацию человеческого потенциала, на наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом.

Центральным понятием всей концепции является «человеческий капитал», который, по мнению представителей данного направления, «состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг» [1].

Многие положения теории человеческого капитала все чаще применяются в ряде смежных направлений: теориях роста, распределения доходов, экономики благосостояния; в теории внешней торговли; в теориях миграции, планирования семьи, экономической теории преступности и т. п. В условиях переходной экономики реализация положений концепции человеческого капитала помимо расширения теоретических горизонтов имеет важное прикладное значение, в частности для проведения государственной политики в социально-экономической сфере общества.

На практике положения данной концепции были реализованы наиболее показательно в «экономическом чуде» Японии, буквально за десятилетие превратившейся из отсталой в экономическом отношении страны в мирового экономического лидера.

На протяжении более чем полувека концепция «человеческого капитала» являлась основой выработки и проведения экономической политики ведущих стран мира (США, Германии, Франции, Великобритании и др.). Мы же только сейчас подходим к возможности ее реализации на практике. Хотя очевидно, что без практического применения ее положений невозможно будет добиться ни инновационного развития, ни экономического роста, ни обеспечения экономической безопасности.

В этих целях необходимо не только увеличение финансирования фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным направлениям развития науки и техники, но также и повышение эффективности использования всех видов человеческих ресурсов.

Крайне важными представляются разработка и последовательное претворение в жизнь целостной системы мер, направленных на сохранение такого уровня развития отечественного научно-технического и производственного потенциала, который гарантировал бы развитие национальной экономики за счет собственных интеллектуальных и технологических ресурсов, оборонную достаточность и экономическую независимость страны в случае негативного изменения политических и экономических условий, осуществление строгого государственного и общественного контроля над использованием совокупного фонда изобретений и разработок.

Помимо этого требуется целенаправленное развитие научно-технического потенциала, способного обеспечить суверенитет России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса, приоритетных направлениях фундаментальной и прикладной науки, создание и развитие наукоемких и высокотехнологичных производств, прежде всего на основе реализации федеральных программ и инновационных проектов.

На основе повышения инновационной и инвестиционной активности в перспективе представляется необходимым осуществить обновление и глубокую модернизацию основных производственных фондов, производственного потенциала и технологий, обеспечивающих высокий технический и научный уровень производства и повышение конкурентоспособности отечественной продукции.

Что же касается истоков современных проблем социально-экономического развития России и соответственно уязвимости ее экономической безопасности, то в этом плане уместно будет привести слова, прозвучавшие еще в XIX в. и приписываемые начальнику Главного штаба русской армии Н. И. Обручеву, о том, что «если Россия бедна и слаба, то это прежде всего потому, что очень часто она неправильно решала самые коренные политические вопросы: где следует и где не следует жертвовать своим достоянием» [2].

Справедливость этих слов наиболее наглядна при анализе реформирования экономической сферы государства. Практически весь почти двадцатилетний период реформирования не принес системе экономической безопасности ничего, кроме комплекса проблем, многое же из того, что было накоплено в СССР, оказалось утрачено. В итоге только по итогам 2007 г. наша страна по ВВП вышла на уровень 1990 г. Сама же экономика страны, ее социально-экономическая сфера функционируют в режиме постоянной перестройки. При этом каждый новый этап часто предполагает отрицание предшествующего.

К этому следует добавить и тот факт, что сама по себе реформа предполагает действия по выходу из кризиса. Вывод здесь должен быть сделан один — прекратить всякого рода реформы и последовательно реализовывать цели и задачи обеспечения экономической безопасности страны. Это тем не менее не исключает возможности корректировки экономического курса, а также роли и места органов государственной власти в системе обеспечения экономической безопасности.

Для решения данных задач нужна разработка соответствующего механизма их реализации. Функционирование этого механизма обеспечивается в рамках взаимодействия между его основными структурными элементами, к которым относятся: субъекты политики обеспечения экономической безопасности, система законодательства, система политических и социальных отношений; система факторов, условий и предпосылок, способствующих возникновению угроз экономической безопасности России; система правотворчества и правоприменительной практики; деятельность субъектов обеспечения экономической безопасности.

Иными словами, политико-правовой механизм обеспечения экономической безопасности страны — это система взаимосвязанных политических, правовых, организационных и собственно экономических мер и мероприятий субъектов системы обеспечения экономической безопасности по предотвращению, снижению и минимизации экономических угроз. Указанный механизм охватывает следующие направления деятельности:

деятельность институтов государства и общества по разработке и реализации мер, направленных на оптимизацию экономических отношений в рамках системы «государство и его институты — субъекты хозяйственной деятельности и финансовые институты — социальные группы и институты гражданского общества — человек и институт семьи»;

мониторинг состояния экономики и общественных отношений по поводу производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз экономической безопасности;

мероприятия по предупреждению и минимизации внутренних и внешних угроз безопасности экономики государства в рамках законодательного регулирования отношений между субъектами хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации и внешнеэкономической деятельности государства за рубежом;

организационно-техническое обеспечение деятельности государственных субъектов системы обеспечения экономической безопасности;

формирование и совершенствование скоординированной по целям, задачам и сферам деятельности системы государственных органов, осуществляющих функции контроля и проверки исполнения законодательства в сфере экономической безопасности.

Важнейшим направлением обеспечения экономической безопасности является деятельность государства по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики.

В современных условиях, по мнению автора, можно выделить следующие основные направления этой деятельности.

Во-первых, это выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, а также разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности. Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность, разрабатываются одновременно с государственными прогнозами социально-экономического развития и реализуются в программе социально-экономического развития Российской Федерации.

Во-вторых, организация работы по реализации комплекса мер с целью преодоления или недопущения возникновения угроз экономической безопасности страны.

В-третьих, экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности.

Реализация внутриэкономического механизма обеспечения экономической безопасности не может быть осуществлена действиями какого-либо ведомства или на одном-двух отдельных направлениях деятельности. Защита экономических интересов, прав, свобод общества и граждан обеспечивается всеми институтами общества и государства. Ключевую роль в этом плане должен сыграть Совет Безопасности Российской Федерации как орган, непосредственно осуществляющий подготовку предложений Президенту Российской Федерации по важнейшим направлениям обеспечения национальной безопасности. Вместе с тем именно глава государства должен определять экономический курс и ставить стратегические задачи органам государственной власти по обеспечению экономической безопасности.

Литература:

1. Дятлов С. А. Основы теории человеческого капитала. СПб., 1994.

2. Аналитическая записка начальника Главного штаба. Основные исторические вопросы России и наша готовность к их решению // Документы русской истории. Приложение к журналу «Родина». 1994. N 6.

——————————————————————