Международные правовые аспекты противодействия высокотехнологичному терроризму
(Степанов О. А.)
(«Современное право», N 2, 2003)
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОМУ ТЕРРОРИЗМУ
О. А. СТЕПАНОВ
О. А. Степанов, кандидат юридических наук, доцент Академии управления МВД РФ.
Современное общество находится на таком этапе своего развития, когда практически все сферы общественной жизни и государственной деятельности зависят от качества и безопасности связанных с ними информационных технологий и ресурсов. Совершенствование же информационных технологий тесно связано с такими понятиями, как информационное оружие, информационный терроризм, т. е. с возникновением принципиально новой среды противодействия — информационно-электронной. В связи с этим появились новые проблемы, которые сопряжены с защитой информационных ресурсов, важных структур государства, а также населения от компьютерных террористов.
Перевод на электронные способы управления различными технологическими процессами дает основания ожидать роста террористических действий, ориентированных на временный или окончательный вывод из строя информационной инфраструктуры или ее элементов, а также на создание условий, влекущих за собой катастрофические последствия для различных сторон жизнедеятельности общества.
Создание и расширение производства персональных компьютеров и иной информационной техники, являясь естественным этапом прогресса, породило проблему несанкционированного проникновения в электронные системы передачи и обработки информации, которая приобретает глобальные масштабы. Узаконенные средства противодействия высокотехнологичному терроризму, связанные с развитием всемирной компьютерной сети Интернет, имеют свои пределы, а опасности, возникающие в одном месте, уже сегодня проявляются в разных частях планеты. Из-за этого информационная инфраструктура современного общества превращается в объект особого внимания, связанный с разработкой международной нормативно-правовой базы, определяющей общие принципы построения и функционирования глобальной информационной инфраструктуры.
Единые подходы к локализации и устранению негативных факторов высокотехнологичного терроризма важно выработать на международном уровне. Еще в 1986 г. в итоговом документе Венской встречи представителей государств-участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе был выделен специальный юридический принцип, реализация которого на национальном уровне предполагала обеспечение соответствия законов и правил обязательствам по международному праву и гармонизацию их с положениями Декларации принципов СБСЕ. При этом государства-участники взяли на себя обязательства по совершенствованию своих законов, административных правил и политики в области гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав человека и основных свобод с учетом ориентации на выработку общеевропейских правовых стандартов.
Усиливающаяся интеграция правовых систем различных стран (например, сближение уголовного законодательства стран Евросоюза) выдвигает и ряд других актуальных практических проблем. Так, в отношениях государств повышается роль совместных договоренностей и признания общих нормативных устоев, что определяет необходимость единства правового пространства на международном уровне. Речь идет о широком понимании законности как категории, воплощающей в себе международные аспекты принципа (основополагающего начала деятельности), метода (совокупности способов приемов и средств осуществления юридически значимых действий) и правового режима (порядка осуществления действий, исходя из духа и буквы закона) общественной практики, которые позволяют более эффективно бороться с электронными террористами. При этом главное заключается не в обеспечении автоматического подчинения требованиям международных стандартов, а в их единообразном применении с учетом интересов человека и общества и восприятии целей, для которых они разработаны.
Ключевым положением борьбы с преступностью в сфере высоких технологий, с учетом скорости электронных коммуникаций и недолговечности электронных доказательств, является возможность международного доступа к национальной компьютерной информации. На международном уровне прежде всего требуется выработать единые подходы к локализации и устранению негативных факторов высокотехнологичных проявлений террористического характера, в том числе связанных с процедурой их расследования. Например, сегодня связи России с другими государствами по процессуальной линии в рамках ее интеграции в международное правовое пространство не позволяют направлять (и получать) без предварительного запроса в другую страну информацию, полученную в рамках собственного расследования (если это может помочь начать или завершить процессуальные действия в отношении высокотехнологичного преступления), в целях проведения расследований или судебного преследования либо сбора необходимых доказательств. В настоящее время нельзя гарантированно рассчитывать и на производство обыска, выемки и обеспечение сохранности доказательств по такому преступлению по просьбе одного государства другим государством на своей территории. Вместе с тем установление соответствующего порядка по делам, подпадающим под действие юрисдикции нескольких государств, приведет к устранению дублирования при расследовании высокотехнологичных преступлений и повышению возможностей привлечения виновных к ответственности. В качестве наглядного примера современного правового подхода к сотрудничеству государств в условиях перемен, вызванных внедрением цифровых технологий и глобализации компьютерных сетей, может служить Конвенция «О киберпреступности», подготовленная Советом Европы в 2001 г. Однако, поскольку высокотехнологичные правонарушения носят фактически планетарный масштаб, возникает необходимость в разработке и принятии на уровне ООН всемирной конвенции о противодействии интернет-преступности.
Природа современных сетей связи приводит к невозможности для любой отдельно взятой страны решить проблему высокотехнологичных преступлений. Для сокращения до минимума выгоды от террористической деятельности и увеличения до максимума риска наказания за участие в этой деятельности государства должны осуществлять обмен информацией именно в глобальных масштабах — только это позволит им противодействовать транснациональным террористическим проявлениям с использованием Интернета. Поэтому должны получить развитие национальные нормы, которые создавали бы возможность проведения совместных расследований в информационно-электронном пространстве, охватывающем территорию конкретного государства. Для этого во всех заинтересованных странах необходимо прежде всего создать национальные контактные пункты, наделенные полномочиями по выполнению определенных неотложных оперативных и процессуальных действий. Так, в некоторых случаях проведение розыска будет вполне допустимо без официального разрешения соответствующей стороны, но с последующим уведомлением по каналам национального контактного пункта государства, в котором он проводится.
В качестве официальных оснований для представления конкретной, ограниченной по времени возможности действовать в национальном информационно-электронном пространстве следует рассматривать решение судебного или иного правоприменительного органа, которое выносится в запрашиваемом государстве в соответствии с традиционными процедурами оказания правовой помощи. При этом важно, чтобы национальные правовые системы были адаптированы к функционированию в условиях развития информационно-электронной среды. Это предполагает определение общих правовых методик борьбы с интернет-преступностью.
В декабре 1997 г. на встрече министров юстиции и внутренних дел стран «восьмерки» в Вашингтоне были одобрены следующие принципиальные положения по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий:
— для тех, кто злоупотребляет информационными технологиями, не должно быть мест укрытия;
— расследования и наказания за международные высокотехнологичные преступления должны координироваться между всеми заинтересованными странами независимо от того, где был нанесен ущерб;
— сотрудники охраны правопорядка должны быть подготовлены и оснащены для борьбы с такого рода преступлениями;
— юридические системы должны защищать конфиденциальность, целостность и доступность данных информационных систем, а также гарантировать их защиту от несанкционированного вмешательства при одновременном обеспечении наказания за серьезные злоупотребления при их использовании;
— юридические системы должны разрешать сохранение и быстрый доступ к данным в электронной форме (не требующий разрешения государств, на территории которых они находятся) представителей охраны правопорядка для проведения более успешного расследования преступлений;
— режимы оказания взаимной помощи должны способствовать своевременному сбору и обмену уликами по делам, относящимся к международным преступлениям с применением современных информационных технологий;
— должны быть разработаны судебные стандарты получения электронных данных и определения их подлинности для использования при расследовании преступлений и судебном преследовании;
— информационные телекоммуникационные системы должны разрабатываться (по возможности) с целью оказания помощи в обеспечении защиты и в определении случаев злоупотреблений, а также способствовать выявлению преступников и сбору улик;
— работа в данной области должна координироваться с деятельностью других родственных международных организаций для предотвращения излишнего дублирования действий.
Одним из примеров реализации указанных принципов является Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий, подписанное в Минске 1 июня 2001 г. В соответствии с этим документом стороны обязуются обмениваться информацией о готовящихся или совершенных преступлениях и причастных к ним физических и юридических лицах, о формах и методах предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, о способах их совершения, о национальном законодательстве и международных договорах, регулирующих вопросы предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений в сфере компьютерной информации, и пр.
Предпосылкой для проведения единой правовой политики противодействия преступности в сфере высоких технологий является соответствующая координация действий по ее предупреждению и уголовному правосудию. Генеральная Ассамблея ООН в Резолюциях 53/70 от 04.12.98 и 54/49 от 01.12.99 обратила внимание на необходимость разработки международных принципов, направленных на безопасность глобальных информационных и телекоммуникационных систем, способствующих борьбе с информационным терроризмом и преступностью. На X Конгрессе ООН по предотвращению преступности (апрель, 2000 г.) основное внимание было уделено проблеме координации деятельности национальных правоохранительных структур в области компьютерной преступности, а также достижению договоренности об обмене видеофайлами с показаниями свидетелей преступлений и о совместной разработке технологий быстрого отслеживания атак и идентификации хакеров.
Вместе с тем координация международных усилий в борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий должна предполагать и разработку организационных и правовых основ осуществления совместных оперативно-розыскных и профилактических мероприятий. Поэтому к числу важнейших направлений работы МВД России по такой координации относится решение задач, связанных с участием государства в программах ООН.
В связи с этим по-своему уникальным является подписанный в Москве в 1989 г. Меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества в области предупреждения преступности и уголовного правосудия между МВД СССР с одной стороны и Центром по социальному развитию и гуманитарным вопросам Отделения ООН в Вене, Международным научно-исследовательским институтом ООН по проблемам преступности и правосудия, Хельсинским европейским институтом по предупреждению преступности и борьбе с ней — с другой. В документе, в частности, предусмотрены возможности обмена информацией и проведения взаимных консультаций по конкретным вопросам уголовного правосудия и предупреждения преступности, включая такие проблемы, как предупреждение организованной преступности, профилактика преступности в крупных городах, роль права и правосудия в решении экологических проблем, предупреждение преступности среди несовершеннолетних.
Уровень развития науки и техники дает возможность производства и массового распространения технологий, позволяющих создавать средства не только для прямого и косвенного воздействия на систему управления живыми организмами с целью изменения их функционирования через информационные сети, но и биокомпьютерные боевые системы. Ряд стран в настоящее время наращивает возможности по созданию вооружений нового поколения, вследствие чего возникают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий, которые обобщаются в концепции электронно-информационных войн.
С 1970-х гг. XX в. исследовательские программы по различным направлениям разработки высокотехнологичного оружия проводятся в США, Германии, Австрии, Франции, Италии, Японии, Израиле, Китае и других странах. Создаваемые стратегические военные ресурсы данного вида, по оценкам специалистов, могут оказаться значительно эффективнее, чем уже существующие виды оружия массового поражения. При этом нельзя не заметить, что в международно-правовых актах по правам человека отсутствуют, например, положения об информационно-психологической или нанотехнологической военной угрозе и о мерах защиты от нее. Поэтому особую актуальность приобретает проблема заключения международного соглашения по запрещению разработки, распространения и применения информационного оружия на базе признания всеми государствами принципов обеспечения безопасности психосферы и биологической самоидентичности человека, информационных ресурсов, информационных и телекоммуникационных систем, а также разработки международных гарантий такой безопасности. Это особенно важно в связи с возможностью попадания в руки террористов подобного рода разработок.
Рассматривая проблему международных гарантий борьбы с высокотехнологичным терроризмом, нельзя обойти вниманием вопрос правовой оценки хакерства, которое, являясь порождением противоречий современного общества, где информация объявлена свободной, но превращена в элемент системы управления, объект торга и манипуляций, активно используется террористами в своих целях.
Вызывают вопросы некоторые случаи, участниками которых являются граждане России. Например, дело программиста Дмитрия Склярова, который в июле 2001 г. был задержан в США сотрудниками ФБР по обвинению в нарушении Акта об авторских правах (DMCA). Скляров выступил с докладом на конференции в Лас-Вегасе, где обсуждались механизмы криптографической защиты электронных книг, и предложил программу для преодоления указанных механизмов защиты законным обладателям электронных книг. Разработанная Скляровым программа позволяет сохранить законно купленную электронную книгу на диске в незашифрованном виде и воспользоваться ею вновь после замены информационного носителя. Очевидно, широкое использование данной программы пользователями ЭВМ могло повлиять на формирование рынка с многомиллионными оборотами. На основании положений DMCA, запрещающих разработку подобных программных продуктов, компания «Эдоб Систем» обратилась за помощью к ФБР. По сути дела, Скляров обратил внимание общественности на низкое качество алгоритмов защиты, которые применялись компанией, однако американскому государству это не понравилось. Хотя разработанная программа и давала возможность воспользоваться ею для нелегального тиражирования электронной продукции, оценка этого аспекта в отношении действий Склярова в большей степени относится к области морали, а не права.
Таким образом, на международном уровне следует выработать единые подходы к локализации и устранению негативных факторов высокотехнологичного терроризма, но только при условии серьезных изменений в системе правовых и нравственных ценностей государств, осознающих актуальность данной проблемы.
——————————————————————