Организационно-правовые основы построения информационного пространства в современной России
(Глушаченко Ю. Б.)
(«Информационное право», 2007, N 2)
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ
ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Ю. Б. ГЛУШАЧЕНКО
Глушаченко Ю. Б., доцент кафедры государственного управления и политики Государственного университета управления, кандидат военных наук.
Политико-экономический аспект формирования единого информационного пространства России заключается в преодолении информационного монополизма управленческих и коммерческих структур на открытые информационные ресурсы. Переход от закрытости информации к ее открытости невозможен без юридической поддержки. Именно правовое сопровождение открытости государственных информационных ресурсов является необходимой предпосылкой обеспечения интеграции единого информационного пространства России с европейским и мировым информационным пространством. Концепция нацеливает на развитие собственной российской информационной индустрии: создание современных отечественных информационных технологий и производственных мощностей для их реализации; модернизация отечественного производства систем и средств связи, телекоммуникационных сетей; содействие внедрению информационных технологий, используемых в зарубежных информационных системах национального и транснационального масштаба; подготовка квалифицированных кадров для работы в области информатизации. Отечественная информационная индустрия должна развиваться с учетом мировых достижений в области информационных технологий и средств телекоммуникационного обмена. Это позволит России выйти на мировой уровень технического развития. В едином информационном пространстве законодательство должно быть направлено на обеспечение: соблюдения конституционного права каждого «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (п. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации), в частности знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы; возможностей контроля со стороны граждан и общественных организаций за деятельностью органов государственной власти; защиты авторского права и права имущественной собственности на информационные ресурсы, информационные технологии и средства их обеспечения; формирования и использования информационных ресурсов в условиях равенства всех форм собственности путем создания информационного рынка и конкурентной среды, проведения государственной антимонопольной политики; ответственности субъектов единого информационного пространства за правонарушения при формировании информационных ресурсов и их использовании, в частности персональной ответственности руководителей органов государственной власти за качество формирования государственных информационных ресурсов и доступа к ним; согласованности решений органов государственной власти в области создания и использования единого информационного пространства; тесного информационного взаимодействия со странами — членами СНГ и активного информационного обмена в системе международного сотрудничества информационной безопасности.
Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства РФ от 27 сентября 2004 г. N 1244-р) детализирует Президентскую программу «Правовая информация органов государственной власти Российской Федерации», выделяя новые направления и ставя новые задачи. Основной целью провозглашается использование информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти для повышения эффективности государственного управления на основе создания общей информационно-технологической инфраструктуры, включающей государственные информационные системы и ресурсы, а также средства, обеспечивающие их функционирование, взаимодействие между собой, населением и организациями в рамках предоставления государственных услуг. Речь идет о создании так называемого электронного правительства. В результате реализации Программы до 2010 г. ожидается: утверждение основных стандартов использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти; внедрение информационных технологий, обеспечивающих для федеральных органов государственной власти возможность интерактивного информационного обслуживания граждан и организаций; подключение федеральных органов государственной власти и их территориальных управлений к единой защищенной телекоммуникационной инфраструктуре, формируемой для государственных нужд; интеграция ведомственных информационных систем в рамках общего информационного пространства, обеспечение эффективного и защищенного информационного обмена и электронного взаимодействия федеральных органов государственной власти между собой, с населением и организациями; внедрение систем электронного документооборота с использованием электронной цифровой подписи в федеральных органах государственной власти, в том числе и на межведомственном уровне; внедрение в федеральных органах государственной власти и их территориальных подразделениях комплексных информационных систем управления кадровыми, финансовыми и материально-техническими ресурсами; повышение квалификации пользователей и обслуживающего персонала по использованию информационных технологий; формирование основных государственных информационных ресурсов, а также обеспечение доступа к ним на межведомственном уровне; обеспечение поэтапного перевода открытой архивной информации федеральных органов государственной власти в электронный вид; обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти; обеспечение основных потребностей федеральных органов государственной власти в компьютерах, серверах, периферийном оборудовании, локальных сетях, компьютеризированной телефонии, а также в базовом и прикладном лицензионном программном обеспечении; применение Интернета в деятельности федеральных органов государственной власти; увеличение доли программных продуктов отечественного производства, используемых в деятельности федеральных органов государственной власти. Безусловно, на федеральном уровне наблюдается значительное продвижение в выполнении поставленных задач. Правительство РФ утвердило подготовленную Мининформсвязи РФ новую редакцию ФЦП «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)». Программа скорректирована с учетом новых задач, призванных повысить эффективность функционирования системы государственного управления в Российской Федерации, и направлена на создание электронного правительства. Основными задачами Программы являются обеспечение эффективного межведомственного информационного взаимодействия, построение единой информационной вертикали государственного управления, повышение доступности государственных услуг для населения и организаций, а также уровня профессиональной подготовки работников органов государственной власти в сфере использования ИКТ. При этом государственная поддержка отечественного конкурентоспособного производства в сфере ИКТ, развитие национальной инфраструктуры связи и внедрение ИКТ в деятельность отдельных органов государственной власти выделены в специальные государственные и ведомственные программы и проекты. В Программе предусмотрена реализация мероприятий по семи основным направлениям: формирование системы стандартов и рекомендаций в сфере использования ИКТ в государственном управлении; обеспечение эффективного межведомственного информационного взаимодействия на основе ИКТ и интеграция государственных информационных систем; обеспечение эффективности взаимодействия органов государственной власти с населением и хозяйствующими субъектами на основе ИКТ; внедрение информационных систем управления деятельностью органов государственной власти; создание информационных систем органов государственной власти, обеспечивающих деятельность Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также Федерального Собрания Российской Федерации; создание типовых программно-технических решений поддержки деятельности органов государственной власти; управление реализацией мероприятий Программы.
Минэкономразвития РФ предполагает сделать доступ к информации дешевым, быстрым, всеобщим, обеспечить непосредственный доступ граждан, компаний и государственных служащих к правительственной, правовой и другой актуальной информации на основе формирования и использования объединенных государственных информационных ресурсов. По мере компьютеризации местных органов власти российскому гражданину достаточно будет зайти на сайт соответствующей организации и сделать запрос, чтобы получить необходимый ему документ: справку, лицензию, копию и т. д. Уже сейчас во многих субъектах Российской Федерации действует система «одного окна», внедряются другие технологии электронного правительства (особенно они развиты в Москве). Речь идет о том, чтобы эта практика была распространена на все уровни и ветви власти в России. Требуется решить еще одну серьезную проблему: используемые в существующих информационно-правовых системах информационные технологии в субъектах Российской Федерации часто не согласованы с федеральными и между собой, а качество телекоммуникационных услуг остается неудовлетворительным. Это существенно затрудняет взаимодействие органов государственной власти всех уровней. Отражается подобная ситуация и на специфике российской системы правовой информации, вызывая дополнительные трудности по ее формированию и распространению. Открытость, доступность информации не снимает проблему информационной безопасности. Задача государства — сформировать оптимальный режим правового регулирования для сохранения баланса публичных и частных интересов, для обеспечения жесткого и надежного режима защиты определенной информации в сочетании с неприкосновенностью законных прав и интересов граждан. Концептуальную основу для развития законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности содержат: Концепция национальной безопасности, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. (в ред. от 10 января 2000 г.), Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации от 9 сентября 2000 г. N Пр-1895, и конкретизирующие ее основные направления нормативного правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, одобренные на заседании Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по информационной безопасности (27 ноября 2001 г.). В Доктрине впервые дана официальная оценка значимости и системной сущности информации: информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Основными направлениями совершенствования нормативно-правовой базы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации могут быть: разработка и принятие программы законотворческой деятельности в области обеспечения прав на информацию и информационную безопасность; создание правовых основ для развития государственной системы защиты информации, процессов формирования и использования информационных ресурсов Российской Федерации в органах исполнительной власти федерального уровня, субъектах Российской Федерации и в регионах. Создание такой системы обеспечит сохранение национальных информационных ресурсов России и ее равноправное вхождение в мировое информационное сообщество. Базовыми для этого могут стать правовые акты, регламентирующие вопросы защиты и страхования информационных ресурсов. Кроме того, принятые более десяти лет назад основополагающие законодательные акты, регулирующие данную сферу, уже не отвечают современному состоянию общественных отношений, по отдельным вопросам вступают в противоречие с более поздними законодательными актами. Так, Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» дал правовую квалификацию многим новейшим (и ставшим в XXI в. основными) общественным отношениям в информационной сфере. Законом было введено такое понятие, как «государственные информационные ресурсы», подчеркнуты их открытость и общедоступность для пользователей. А на органы государственной власти возложена обязанность и ответственность за сбор, хранение и предоставление гражданам социально и экономически значимой информации по самым различным направлениям. В то же время резкое снижение доли государственных информационных ресурсов, изменение их статуса не нашли отражения в Законе. С целью создания условий для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства был принят Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене». К сожалению, по мнению многих специалистов, этот Закон практически не работает, в том числе из-за плохой согласованности с Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации». За прошедшее десятилетие современное информационное общество пополнилось такими новыми понятиями, как «право на информацию», «Интернет», «правовая информатизация», «электронные: государство, правительство, средства массовой информации, торговля, документ, подпись, медицина», «распространение печатной продукции и книгоиздательство», «защита прав журналистов», «информационная безопасность» и др., которые не в полной мере, а иногда и вообще не урегулированы законодательно. Кроме того, действующие правовые документы необходимо гармонизировать с международными правовыми актами в сфере ИКТ. Это особенно важно в рамках предстоящего вступления России в ВТО, чтобы оказаться равноправным участником этой организации. С этой целью стоит еще раз обратиться к уже принятым международным актам с точки зрения целесообразности степени участия в них или ратификации Россией (Конвенция об информационном и правовом сотрудничестве, касающимся информационных общественных услуг (Москва, 4 августа 2001 г.); Окинавская хартия глобального информационного общества (Окинава, 22 июля 2000 г.)).
На Всемирной встрече по вопросам информационного общества в декабре 2003 г. в Женеве были согласованы и определены приоритеты и вектор развития законодательства в данной сфере в контексте глобальных процессов. При этом установлены критерии становления информационного общества: возможность для каждого гражданина создавать информацию и знания, иметь к ним доступ; пользоваться и обмениваться информацией, с тем чтобы отдельные лица, общины и народы в полной мере могли реализовать свой потенциал; использовать информацию и информационный обмен для устойчивого развития своих государств и повышения качества личной жизни на основе целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций.
Ключевым принципом построения открытого информационного общества названо укрепление доверия и безопасности при использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). При этом различаются информационная безопасность и безопасность сетей. Вместе с защитой неприкосновенности частной жизни и прав потребителей они призваны составить основу для доверия со стороны пользователей ИКТ.
——————————————————————