Информационная безопасность как объект правового регулирования в Российской Федерации

(Куняев Н. Н.) («Юридический мир», 2008, N 2)

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Н. Н. КУНЯЕВ

Куняев Н. Н., к. и.н., доцент, заведующий каф. Московской финансово-юридической академии, начальник отдела документационного обеспечения Администрации Президента РФ.

Информация — это важнейшая составляющая жизнедеятельности современного общества. В официальных документах ЮНЕСКО информация определяется как универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и мнений, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, утверждения стереотипов мышления и поведения. Современное российское общество также трудно представить без широкого применения информационных и телекоммуникационных технологий, являющихся одним из факторов социально-экономического развития нашей страны. Информационное обеспечение государственного управления играет важную роль в обеспечении его эффективности. Информация о деятельности органов государственной власти является одной из основ функционирования политической структуры государства. От этой информации, той смысловой нагрузки, которую она несет, средств и способов ее подачи зависит качество взаимодействия государства с гражданским обществом. Информационно-коммуникативное воздействие оказывает большое влияние на формирование у населения образа государственной власти, ее лидеров, политических институтов. При этом именно информационное взаимодействие гражданского общества и государства определяет в дальнейшем возможность последнего осуществлять управляющие функции с наибольшей эффективностью и результативностью при наименьших затратах. Поэтому государственная политика в нашей стране направлена на совершенствование форм и методов распространения информации. Так, в рамках ФЦП «Электронная Россия (2002 — 2010)» предусмотрено внедрение новых методов работы государственных органов, предусматривающих «информационный диалог» с гражданами. Благотворное воздействие на развитие демократических институтов и процедур оказывает расширение национального информационного пространства. За четыре года количество зарегистрированных в России печатных средств массовой информации выросло на 40%, электронных — почти в 2,5 раза. Постоянная российская аудитория Интернета увеличилась за это время более чем в 4 раза и превысила сегодня 25 млн. человек <1>. ——————————— <1> См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 г. о важнейших общенациональных задачах.

Наряду с преимуществами, которые предоставляет интеграция высоких технологий в различные сферы деятельности нашей страны, возникают и нарастают угрозы национальной безопасности. Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним <2>. ——————————— <2> Указ Президента Российской Федерации от 17.12.1997 N 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. N 52. Ст. 5909.

Президент Российской Федерации в своих посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации обращал внимание на проблему информационной безопасности. В частности, в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 г. <3> отражено, что «далеко не всем в мире хочется иметь дело с самостоятельной, сильной и уверенной в себе Россией. Сейчас в глобальной конкурентной борьбе активно используются средства политического, экономического и информационного давления. Укрепление же нашей государственности подчас сознательно толкуется как авторитаризм». ——————————— <3> Российская газета. N 109. 2004.

Основными целями информационного воздействия противоборствующих сторон являются государственные информационные и телекоммуникационные ресурсы, на которых базируется система государственного управления, а также сам человек, на которого оказывается информационно-психологическое воздействие. Способность противостоять подобному влиянию обусловлена качеством государственной политики в области обеспечения информационной безопасности, полнотой и своевременностью финансирования мероприятий по обеспечению информационной безопасности, развитием технологической и научной базы в сфере информационных технологий. Значительную роль в обеспечении информационной безопасности Российской Федерации играет ее правовое регулирование. К сожалению, имеющаяся в настоящее время правовая нормативная база, регламентирующая отношения в информационной сфере, далека от совершенства и характеризуется фрагментарностью, несогласованностью, а порой и противоречивостью актов не только на федеральном и региональном уровне, но и на международном. В законодательстве Российской Федерации отсутствует определение информационной безопасности. В то же время само понятие встречается в таких актах, как Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-1 «О безопасности» <4>, Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» <5>, Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2004 г. N 611 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена» <6>, Указ Президента Российской Федерации от 12 июня 2006 г. N 601 «Вопросы межведомственных комиссий Совета Безопасности Российской Федерации» <7>, и ряде других. ——————————— <4> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 15. Ст. 769. <5> Собрание законодательства РФ. 1995. N 15. Ст. 1269. <6> Собрание законодательства РФ. 2004. N 20. Ст. 1938. <7> Собрание законодательства РФ. 2006. N 25. Ст. 2698.

Единственным документом, определяющим понятие «информационная безопасность», является утвержденная Президентом Российской Федерации в 2000 г. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации <8>. Информационная безопасность Российской Федерации согласно указанному документу — это состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. ——————————— <8> Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утверждена Президентом Российской Федерации 09.09.2000 N Пр-1895 // Российская газета. N 187. 2000.

Вышеупомянутая Доктрина, представляющая собой лишь совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации <9> и не носящая нормативного характера <10>, является в настоящее время единственным документом, закрепляющим методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, основные положения государственной политики обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и первоочередные мероприятия по ее реализации; организационную основу системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. В этой Доктрине получили развитие положения, ранее закрепленные в Концепции национальной безопасности Российской Федерации. ——————————— <9> Абзац 1 Доктрины информационной безопасности Российской Федерации; см. также: письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.2000 N С1-7/УЗ-1121 «О Доктрине информационной безопасности Российской Федерации». <10> Согласно ст. 90 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации формулирует задачи обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, к которым относятся: — реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в сфере информационной деятельности; — совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство; — противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере. Также Доктриной выделяются четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере: — соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны; — информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам; — развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов; — защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем. Указанный документ в настоящее время служит основой для формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Качественное нормативно-правовое регулирование информационной безопасности является важной составляющей совершенствования системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий и обеспечения ее интересов в информационной сфере. Задача общества, стремящегося к повышению качества жизни граждан, обеспечению конкурентоспособности страны, заключается в определении стратегических направлений этой деятельности с учетом того, что формирование единого информационного пространства и информационного общества — важнейшее условие интенсификации процессов социально-экономического, политического, культурного и духовного развития страны. Для Российской Федерации совместные целенаправленные усилия органов государственной власти и гражданского общества являются мощным ресурсом в модернизации страны, повышении эффективности государственного управления на основе современной информационно-технологической инфраструктуры. В связи с этим принимаемые политические решения и нормативные правовые акты в информационной сфере в первую очередь должны обеспечивать благоприятные условия для развития инновационных проектов; поддержку отечественных предприятий-производителей современной вычислительной техники и научных организаций, обеспечивающих разработку перспективных информационных технологий; а также возможность использования высоких технологий в целях укрепления обороноспособности и безопасности государства. Политика Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности, основанная на балансе интересов личности, общества и государства, с одной стороны, должна создавать все условия для возможности противостояния информационным угрозам, направленным на подрыв стабильности государственной власти, препятствующим гармоничному развитию общества и человека, с другой — гарантировать соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере. Развитие глобального информационного пространства диктует новые потребности правового и организационного регулирования в информационной сфере, связанные с обеспечением защиты государства и его граждан от посягательств со стороны других стран или террористических организаций. Следует отметить, что в последние годы принят ряд нормативных правовых актов, направленных на совершенствование законодательного регулирования информационной сферы. К ним, в частности, относятся: Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» <11>; Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» <12>; Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» <13>; Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» <14>; Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 144-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части создания благоприятных условий налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также внесении других изменений, направленных на повышение эффективности налоговой системы» <15> и др. ——————————— <11> Собрание законодательства РФ. 2006. N 11. Ст. 1146. <12> Собрание законодательства РФ. 2006. N 12. Ст. 1232. <13> Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448. <14> Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3451. <15> Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3443.

Между тем вышеперечисленного нормативно-правового регулирования информационного пространства явно недостаточно, а часть из ранее принятых законов в связи с интенсивным развитием информационных и телекоммуникационных технологий в настоящее время потеряли свою актуальность. Так, действующий Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-1 «О безопасности» фактически устарел, отдельные его статьи не в полной мере согласуются с положениями Конституции Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации, направленного на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Несовершенство законодательной базы является одним из серьезных факторов, сдерживающих интенсификацию развития современных информационных технологий и обеспечение национальных интересов Российской Федерации в глобальном информационном пространстве. Таким образом, на современном этапе важным вопросом обеспечения информационной безопасности Российской Федерации является необходимость подготовки и принятия новых нормативных правовых актов, а также уточнение существующих концептуальных и доктринальных документов, которые адекватно отражали бы национальные интересы России, в том числе в информационной сфере, и способствовали бы реализации задач обеспечения информационной безопасности.

——————————————————————