Залог успеха борьбы с отмыванием «грязных» денег

(Чекушина Т.) («ЭЖ-Юрист», N 30, 2004)

ЗАЛОГ УСПЕХА БОРЬБЫ С ОТМЫВАНИЕМ «ГРЯЗНЫХ» ДЕНЕГ

Т. ЧЕКУШИНА

Татьяна Чекушина, аспирант Саратовской государственной академии права, юрист фирмы PRO SECURITY GmbH, Германия.

Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон) вступил в действие с 1 февраля 2002 года. Многие вопросы, связанные с его реализацией, так и остаются без ответа. В частности, это касается и положений Закона о содействии кредитных институтов и Центрального банка РФ борьбе с легализацией преступных доходов.

Детальное законодательное регулирование мер профилактики и борьбы с легализацией преступных доходов содержится в Законе. В соответствии с ним в России создан орган, призванный противодействовать этому явлению — Комитет по финансовому мониторингу (КФМ России), законодательно урегулированы его задачи и функции.

Банк вне компетенции

КФМ России обязан взаимодействовать с ЦБ РФ, а Банк России по отношению к Комитету — предоставлять всю необходимую информацию по запросу уполномоченного органа и в порядке, согласованном с последним. Предоставление информации не является нарушением служебной, банковской, налоговой и коммерческой тайны. Установленные правила не распространяются на информацию и документы, полученные Банком России при исполнении им установленных законодательством надзорных функций. Банк России как орган, осуществляющий банковский надзор, призван контролировать исполнение кредитными организациями и их сотрудниками Закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля в кредитных организациях. С этой целью ЦБ РФ издал указания оперативного характера «Об осуществлении Банком России контроля за исполнением кредитными организациями (их филиалами) ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», содержащиеся в письме от 25.07.2003 N 115-Т. Банк России устанавливает порядок представления кредитными организациями отчетности по указанным вопросам, проводит инспекционные проверки кредитных организаций в рамках выполнения своих функций в области банковского надзора. В задачу указанных проверок не входят осуществление сплошного контроля за операциями кредитной организации с целью выявления среди них тех, которые подлежат обязательному контролю, и предоставление информации о них уполномоченному органу. При выявлении в ходе инспекционной проверки операций, подлежащих обязательному контролю, информацию о которых кредитная организация не представила в уполномоченный орган, Банк России не вправе направлять в последний информацию об этих операциях. В данном случае Банк России принимает меры воздействия к кредитной организации в целях приведения ее деятельности в соответствие с требованиями законодательства и нормативными актами Банка России <*>. ——————————— <*> Тосунян Г. А., Викулин А. Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». М.: Дело, 2002. С. 121.

За нарушения в этой сфере ЦБ РФ применяет к кредитным организациям санкции банковского права, предусмотренные в ст. 74 ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)». Вместе с тем органом, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации преступных доходов, Банк России не является. В связи с этим он не уполномочен применять каких-либо мер принудительного воздействия в случае обнаружения правонарушений, имеющих отношение к отмыванию преступных доходов, но не относящихся к процессу фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также организации внутреннего контроля в кредитных организациях. К таким правонарушениям относятся: осуществление или содействие осуществлению операции (сделки) в случаях, когда сотрудник знает, подозревает или имеет основания подозревать, что денежные средства были получены преступным путем, сокрытие или перевод незаконно полученных средств, приобретение, владение или использование преступных денежных средств. Применение мер принудительного воздействия на основе представленной информации относится к компетенции правоохранительных органов. Сказанное свидетельствует о необходимости прокурорского надзора за исполнением кредитными организациями и их сотрудниками Закона. Прежде всего следует отметить, что органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и Банк России как орган со специальной компетенцией. Отсюда вытекает, что предметом прокурорского надзора при проведении проверок исполнения законов кредитными организациями могут быть лишь вопросы, не лежащие в компетенции Банка России. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов. До сих пор открытым и не отрегулированным в законе остается вопрос об источниках таких сведений в случае уклонения кредитных организаций от представления необходимой информации.

Как квалифицировать операцию?

Наиболее сложным является вопрос определения подозрительных операций, параметры которых точно не указаны в Законе, но подлежащих в силу п. 3 ст. 7 Закона идентифицированию для направления сведений о них в КФМ России самими кредитными организациями. Финансовым организациям оставляется определенная свобода действий по самостоятельной оценке степени подозрительности операций. В основу могут быть положены критерии оценки риска осуществления клиентом легализации доходов, полученных преступным путем, а также критерии выявления и признаки необычных сделок, установленные Банком России в указании оперативного характера от 28.11.2001 N 137-Т. Выявление признаков, свидетельствующих о том, что операция с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, не зря согласно законодательству относится к одной из функций уполномоченного по борьбе с легализацией преступных доходов органа — КФМ России. Поскольку речь идет о выявлении признаков преступления, целесообразным представляется разработка КФМ России в тесном взаимодействии с другими правоохранительными органами криминалистической методики выявления, предупреждения и расследования преступлений, предусмотренных ст. 174, 174.1 УК РФ. Методика, относящаяся к способу совершения и сокрытия преступления, к оценке возможных признаков незаконной легализации преступных доходов, к приемам противодействия выявлению «отмывания» незаконно полученных средств, необходима из-за наличия общих задач как для подразделений внутреннего контроля банка, так и для самого КФМ России и других правоохранительных органов <*>. ——————————— <*> Гамза В. А., Ткачук И. Б. Банк как субъект борьбы с легализацией (отмыванием) преступных доходов // http://merlin. axbank. ru/smi/.

Такая необходимость вызвана прежде всего тем, что КФМ России и иные правоохранительные органы, уполномоченные проверять операции, подлежащие обязательному контролю, обязаны в целях защиты законопослушных клиентов действовать обоснованно и при наличии достаточных оснований для проведения проверок указанных операций и лиц, их совершающих. В этой связи наличие научно обоснованных рекомендаций криминалистического характера по выявлению подозрительных операций и признаков необычных сделок является необходимой предпосылкой защиты прав и законных интересов в массе своей вполне легально действующих клиентов. Подтверждением необходимости более детальной разработки признаков подозрительных операций является тот факт, что в течение 2003 года в КФМ России поступило около 1 млн. обращений о сомнительных операциях, из которых 13 тыс. было переправлено в правоохранительные органы. На основании этой информации было возбуждено 13 уголовных дел, из которых только два увенчались вынесением обвинительного заключения и переданы в суд.

***

Несомненно, кампания по правовому урегулированию вопросов борьбы с легализацией незаконно полученных средств будет продолжена. Остается только надеяться, что ужесточение мер ответственности будет проходить на фоне кардинального реформирования экономической системы, способствующей (а в чем-то вынуждающей) совершению подобного рода преступлений.

——————————————————————