Региональная безопасность в системе национальной безопасности

(Кирьянов А. Ю.) («Российский судья», 2005, N 9)

РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

А. Ю. КИРЬЯНОВ

Кирьянов А. Ю., помощник председателя комитета Совета Федерации.

Феномен <*> региональной безопасности находится в тесной взаимосвязи с феноменом национальной безопасности, поскольку в определенной мере является составной частью системы обеспечения национальной безопасности страны. ——————————— <*> Под феноменом понимается явление, данное нам в опыте чувственного познания, в отличие от ноумена, постигаемого разумом и составляющего основу, сущность феномена. См.: Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2002. С. 477.

Необходимо обратить внимание на то, что «национальная безопасность» определяется способностью нации длительно сохранять такие свои состояния, при которых обеспечивается как а) удовлетворение потребностей, необходимых для ее самосохранения и самосовершенствования, так и б) минимальный риск ущерба не только народам, образующим нацию сейчас и в будущем, но и базовым ценностям ее нынешнего и последующих поколений. При этом под риском подразумевается мера опасности, одновременно указывающая и на возможность причинения ущерба объекту национальной безопасности, и на величину этого ущерба. Что касается объекта национальной безопасности, то речь идет о системе «территория страны — ее народы — и уклад их жизни». Она включает не только нацию, но и базовые ценности, необходимые для гарантированного поддержания ее жизнестойкости. В самом деле, если наши народы — собственно цель, то их территория — средство (источник), а уклад духовной и общественной жизни — эволюционно выбранный ими способ удовлетворения соответствующих потребностей. Национальные интересы Российской Федерации в региональном аспекте определяются прежде всего, исходя из следующего: — региональная безопасность играет ключевую роль в реализации конституционных прав и свобод граждан, в обеспечении возможности самореализации личности, духовном обновлении, политической и социальной стабильности общества, обеспечении функционирования государства и становится все более важным фактором развития экономики Российской Федерации; — само существование федеративного государства в большей степени зависит от устойчивого развития регионов, которые в связи с этим активнее используют свои внешнеэкономические связи и возможности; — реализация национальных интересов Российской Федерации в региональном разрезе заключается в соблюдении конституционных прав и свобод граждан <*>. ——————————— <*> См.: Билалов А. Г. Законодательное обеспечение национальной безопасности в условиях становления государственности РФ // Право и безопасность. 2003. N 4.

В научной литературе понятие «региональная безопасность» чаще употребляется применительно к внешней безопасности страны, при этом под регионом понимается группа государств, выделяемая на основе общих географических, исторических и прочих особенностей. Так, говорят о региональной безопасности применительно к Азиатско-Тихоокеанскому региону, применительно к Центральной Азии, Ближнему Востоку и другим регионам. Региональный подход с учетом перечисленных выше групп интересов предполагает классификацию национальных интересов России по определенным приграничным территориям: в Арктическом регионе; в Северо-Западном регионе; в Западном регионе; в Северо-Кавказском регионе и на Кавказе в целом; в Центрально-Азиатском регионе; в регионах Забайкалья, Дальнего Востока и Приморья. Интересную попытку в этом направлении предприняли авторы книги «Основы национальной безопасности России», рассмотрев в одной из глав субрегиональные, региональные и глобальные аспекты национальных интересов России <*>. ——————————— <*> Абдурахманов М. И., Баришполец В. А., Манилов В. Л., Пирумов В. С. Основы национальной безопасности России. М.: Друза, 1998. С. 111 — 156.

В рамках указанного подхода В. М. Родачин указывает: «Вместе с тем в рамках региональной классификации национальных интересов целесообразна и их конкретизация применительно к участкам Государственной границы с отдельными сопредельными странами, поскольку на этом уровне чаще всего обнаруживаются противоречия между интересами сторон и потребность в их урегулировании… Не случайно национальные интересы России в области пограничной политики выделены отдельным блоком в последней редакции Концепции национальной безопасности РФ» <*>. ——————————— <*> Родачин В. М. Национальные интересы России и их защита в пограничном пространстве // Право и безопасность. 2003. N 3 — 4.

Существует несколько возможных подходов к пониманию феномена региональной безопасности в зависимости от двух условий: во-первых, в зависимости от выбора определения понятия «регион», а во-вторых, от выбора масштаба рассмотрения проблем региональной безопасности. Говоря о первом из указанных условий — возможном определении понятия «регион», необходимо заметить, что оно, как правило, может пониматься в трех смыслах: а) зачастую в теории конституционного права понятие «регион» приравнивается к понятию субъекта Российской Федерации. Так, говорится о трех уровнях (федеральном, региональном и муниципальном) организации публичной власти <*>; ——————————— <*> См., например: Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 27. Ст. 2710. Ч. 2. Ст. 15.

б) в работах ряда авторов регион обозначает некоторую территорию России, выделенную по критериям общности экономического и социального развития, как правило, включающую несколько соседних субъектов Российской Федерации; в) регион как понятие, приравненное по своему содержанию к федеральному округу Российской Федерации: Центральный ФО, Северо-Западный ФО, Южный ФО, Приволжский ФО, Уральский ФО, Сибирский ФО, Дальневосточный ФО <*>. По сути, третий из перечисленных подходов в определенной мере коррелирует со вторым подходом, однако появился после создания системы федеральных округов. ——————————— <*> Перечень федеральных округов. Утвержден Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 (с изменениями от 21 июня 2000 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 20. Ст. 2112.

Второе из указанных условий является концептуально более важным, поскольку в большей степени определяет объект, анализируемый при изучении феномена региональной безопасности. По сути дела, понятие региональной безопасности может быть сведено к обеспечению необходимого с точки зрения безопасности состояния внутренних отношений в России с учетом федеративной формы политико-территориальной организации государства. Региональная безопасность — это безопасность конкретной сферы жизнедеятельности личности, общества, государства в России, а не вида деятельности (как, например, электроэнергетика, внешняя торговля и т. д.) или конкретного объекта материального мира. Как любая сфера деятельности, региональная безопасность, являясь частью системы обеспечения национальной безопасности, по сути, ее подсистемой, является, в свою очередь, комплексным институтом, который включает в себя элементы иных видов деятельности и самостоятельных сфер, безопасность которых обеспечивается в соответствии с российским. Понятие региональной безопасности, как уже было сказано выше, относится к внутренней составляющей национальной безопасности. Иногда применительно к указанной составляющей национальной безопасности применяется термин «внутренняя безопасность» <*>. ——————————— <*> См., например: Материалы конференции «Проблемы внутренней безопасности России в XXI веке» / Науч. ред. В. А. Возжеников. М.: ЗАО «ЭДАС-ПАК», 2001.

Внутренняя и региональная безопасность соотносятся как общее и частное. Поскольку с учетом определения понятия «безопасность» в Законе РФ «О безопасности» внутреннюю безопасность можно определить как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних угроз», постольку региональная безопасность, являясь по своему содержанию меньше, включает в себя только ту часть внутренней безопасности, которая обусловлена воздействием угроз, исходящих из организации государства в пространстве своей территории. Также различаются указанные понятия и по субъекту обеспечения: обеспечение безопасности региона относится главным образом к компетенции региональных властей, а в обеспечение региональной безопасности, являющейся конструктивным компонентом национальной безопасности, участвуют главным образом федеральные органы власти, хотя играют определенную роль и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации <*>. ——————————— <*> Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2000. N 2. Ст. 170. Раздел IV.

Понятие «региональная политика», содержание которого является объектом обеспечения региональной безопасности, закреплено в Концепции национальной безопасности, но не раскрыто. Согласно указанной Концепции важность региональной политики определяется тем, что «сближение интересов населяющих страну народов, налаживание их всестороннего сотрудничества, проведение ответственной и взвешенной государственной национальной и региональной политики позволит обеспечить в России внутриполитическую стабильность. Комплексный подход к решению этих задач должен составлять основу внутренней государственной политики, обеспечивающей развитие Российской Федерации как многонационального демократического федеративного государства». Региональной политикой можно считать лишь такую систему намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами и способами, учитывающими природу современных региональных процессов, и которая осуществляет все это преимущественно в структуре меж — и внутрирегиональных связей. Региональная политика — это целостное и самодостаточное звено политической основы общества, без которого последнее, а также каждый человек в отдельности и природная среда могут лишь случайно и без гарантированного успеха существовать на каждой конкретной территории, оставаясь «наедине» с государством, его экономической, внешней, внутренней и иной политикой. Объединительной идеей и государственной, и местной региональной политики могут и должны стать устойчивость, стабильность меж — и внутрирегиональных отношений. Региональная политика имеет ряд уровней реализации: государственную стратегию регионального развития, межрегиональную политику, региональную политику субъектов Российской Федерации, политику местного самоуправления. На верхнем (федеральном) уровне реализации региональной политики осуществляются общее ее планирование и реализация посредством федеральных органов государственной власти (главным образом законодательной и исполнительной ветвей, а также главой государства). На данном уровне принимаются нормативные правовые акты общероссийского значения, такие, как Закон РФ «О безопасности», Концепция национальной безопасности, Доктрина информационной безопасности <*>, Концепция государственной национальной политики Российской Федерации <**> и другие. ——————————— <*> Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ 9 сентября 2000 г. N Пр-1895 // Российская газета. 2000. N 187. <**> Указ Президента РФ от 15 июня 1996 г. N 909 «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 25. Ст. 3010.

Формирование и реализация региональной политики на межрегиональном уровне осуществляется главным образом органами государственной власти, образуемыми в рамках федеральных округов (полномочными представителями Президента РФ <*>). Учитывая скорее подчиненный, нежели самостоятельный статус полномочных представителей Президента РФ, можно сказать, что они являются, по сути, посредниками при реализации федеральной региональной политики. Сами институты федеральных округов и полномочных представителей Президента РФ были созданы в целях упрочения федеративных отношений, восстановления единого правового пространства в стране, слома децентрализаторских тенденций, ставших особенно заметными в конце 90-х гг. <**>. Также на данном уровне идет формирование межрегиональной политики самими субъектами Российской Федерации. ——————————— <*> Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 20. Ст. 2112. <**> Краюшкин И. А. Институт полномочных представителей Президента РФ в системе государственной власти России // Научные труды. Российская академия юридических наук. Вып. 4. В 3 т. Т. 1. М.: Издательская группа «Юрист», 2004. С. 406 — 409.

На уровне субъектов Российской Федерации формируется та составляющая региональной политики, которая фактически называется политика конкретных субъектов Российской Федерации (регионов). На последнем (муниципальном) уровне региональная политика формируется и реализуется в той мере, в которой муниципальные образования взаимодействуют с субъектами Российской Федерации, на территории которых они находятся, а также с соседними и иными субъектами Российской Федерации. Говоря об угрозах в сфере региональной политики, А. А. Балабанов указывает, что с точки зрения государственного строительства, особенно регионального управления Российской Федерации, в настоящее время наиболее серьезными являются следующие внутренние угрозы национальной безопасности страны: — неравноправное положение субъектов Российской Федерации (республика — край/область — национальный округ) с порочной конституционно-договорной основой их взаимоотношений с центром; — несовершенство избирательной системы страны, при которой половина депутатов Госдумы РФ не защищает интересов населения, а лишь своей партии, а выбранные губернаторы и мэры безнаказанно в компании своих «команд» правят территориями и населенными пунктами на свое усмотрение; — неспособность федерального центра (прежде всего органов исполнительной власти) своевременно и адекватно реагировать на возникающие угрозы безопасности субъектов Федерации, особенно экономического, социально-политического, техногенного, экологического, информационного и иного характера; — культивируемое региональными и местными элитами негативное отношение населения субъектов Федерации к центральной власти с обвинением ее во всех бедах народа; — неудовлетворительный уровень профессиональной, политической и правовой подготовки значительной части государственных и муниципальных чиновников; — высокая степень коррупции органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного управления и территориальных органов федеральных министерств и ведомств, приводящая к беззаконию <*>. ——————————— <*> Балабанов А. А. О влиянии проблем региональной политики России на состояние и перспективы внутренней безопасности страны // Материалы конференции «Проблемы внутренней безопасности России в XXI веке» / Науч. ред. В. А. Возжеников. М.: ЗАО «ЭДАС-ПАК», 2001. С. 33 — 37.

Национальная безопасность как сложное явление представляет собой систему взаимосвязанных элементов. Данная система включает в себя определенную совокупность концептуальных установок и положений, социально-политических и правовых институтов и учреждений, определенных средств, методов и форм, позволяющих не допускать или адекватно реагировать на возникающие опасности и угрозы <*>. ——————————— <*> Цисар Л. А. Проблемы определения понятия «национальной безопасности» в России и ее виды // Безопасность бизнеса. 2005. N 1.

Методологически схема выработки концепции национальной безопасности строится из формулирования концепции национальных интересов и обозначения реальных и потенциальных угроз национальным интересам. В данной связи целесообразно показать взаимосвязь системы обеспечения национальной безопасности и системы обеспечения региональной безопасности именно через интересы, их определяющие. По мнению О. Арина, «интересы государства — это субъективная форма выражения объективных потребностей общества, которые в аккумулированном виде выражаются через интересы государства, т. е. они, по сути дела, являются государственными интересами» <*>. ——————————— <*> Арин О. А. Мир без России. М.: ЭКСМО-Алгоритм, 2002. С. 381.

Таким образом, национальные интересы, являясь по своей форме категорией идеальной, в то же время имеют объективную основу, выражают сущностную характеристику первопричин, побуждающих государство к принципиально важным политическим и иным действиям. После этого формулируется политика предотвращения или нейтрализации угроз, т. е. политика национальной безопасности. «Национальный интерес» — основополагающее, методологически важное понятие государственной политики, выражающее важнейшие ориентиры развития государства и пути приращения ее мощи, а также направленность действий руководства страны, всех органов государственной власти. По своему объему оно значительно шире используемых в политической практике понятий «государственные интересы», «жизненно важные интересы», «интересы отдельных этнических групп и общностей». Государственный интерес, в узком смысле этого слова, связан с системой публичной власти и функциями ведомственных структур социального управления. Вне интересов власти и ведомств формально, а порой и фактически оказываются интересы личности и общества. Жизненно важный интерес самим названием подчеркивает наличие иерархии интересов и принадлежность к высшей их группе. Этнический интерес нетождествен национальному интересу, поскольку служит выражением потребностей определенной национальной общности, тогда как последний — потребностей нации как более сложной экономической и культурно-исторической общности народа (народов). Национальные интересы к тому же являются способом интеграции и выражения жизненно важных потребностей и ценностей личности, общества и государства. Они приводят в движение нацию и направляют ее развитие, способствуя приращению национальной мощи страны. Ориентация на национальные интересы позволяет реализовать функции выживания в противоречивом и меняющемся мире, безопасности страны и ее прогрессивного развития. Национальные интересы России можно определить как обусловленные потребностями выживания, безопасности и развития страны, а также ценностями исторического и культурного наследия, российского образа жизни, устремления и стимулы деятельности субъектов государственной политики, служащие приумножению национальной мощи во всех ее основных составляющих (экономической, научно-технической, духовной, военной), а также повышению благосостояния большинства граждан. В пространственно-географическом плане сфера национальных интересов не ограничивается национальной территорией и простирается за ее пределы, однако не произвольно, а в соответствии с реальной базой реализации национальных интересов государства, прежде всего экономической. Система национальных интересов России определяется совокупностью базисных интересов личности, общества и государства в важнейших сферах общественной жизнедеятельности: в области экономики, социальной и духовной жизни, во внутриполитической, международной, оборонной, информационной сферах, в пограничном пространстве и др. Систематизацию национальных интересов в региональной сфере следует осуществлять по нескольким основаниям: — с позиции конкретных функциональных, а также региональных направлений социально-экономической политики; — исходя из дифференциации национальных интересов страны применительно к определенной пространственной (континентальной, морской, воздушной и иной) среде их реализации; — из потребности определения приоритетных национальных интересов в пространстве в целях более эффективной их защиты. Базисные интересы личности состоят в реальном обеспечении конституционных прав и свобод граждан, в поддержании такого уровня их жизни, который предоставляет необходимые минимальные возможности для физического, духовного и интеллектуального развития. Базисные интересы общества заключаются в упрочении влиятельных и независимых институтов гражданского общества, внутренней социально-политической стабильности и целостности, в повышении созидательной активности трудоспособного населения, а также в духовном возрождении России. Базисные интересы государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в наращивании национальной мощи, в ослаблении угроз национальной безопасности, в создании пояса добрососедства по периметру территории страны и развитии межгосударственного сотрудничества на основе партнерства. В Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию <*> подчеркивается, что переход к устойчивому развитию в целом возможен только в том случае, если будет обеспечено устойчивое развитие всех регионов страны. Автор полагает, что такую позицию лучше трактовать как необходимость стремления каждого региона к собственной устойчивости, которая и станет ключевым фактором в движении к устойчивому развитию всего государства. Такое стремление важно в первую очередь на уровне отдельных городов и регионов микроуровня. Многие регионы России относятся к территориям с неблагоприятной экологической обстановкой, вследствие чего экологические угрозы безопасности становятся приоритетными для направления усилий всех сторон с целью их предотвращения. ——————————— <*> Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. N 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 15. Ст. 1572.

Критическое состояние дел в указанных сферах жизни в результате проявленных внешних и внутренних угроз может достигать таких показателей «пороговых значений», при которых возрождение может быть связано с очень большими трудностями для населения, значительными затратами ресурсов. В ряде зон существования интересов положение дел может оказаться просто катастрофическим. Поэтому, чтобы сконцентрировать усилия сил обеспечения национальной безопасности, имеющиеся ресурсы прежде всего в зонах катастрофического состояния дел в отдельных сферах жизни, необходима диагностика защищенности интересов преимущественно в отраслях экономики, где велик износ основных фондов, где подрыв экономических интересов перешел показатели «пороговых значений» (особенно очевидна и велика опасность в зоне рынка продовольственных товаров, где импортное продовольствие по отдельным товарам достигает более 50%), во властных структурах, где коррупция «зашкалила» все допустимые показатели «пороговых значений», в общественной жизни, где уровень криминализации общественного сознания и общественных отношений также перешел «пороговые значения» и начинает приближаться к показателям, близким к характеристикам отношений, существующих в расконвоированной зоне, — требуется измерение степени деформации национальных интересов. По мнению А. Стахова, «открытый перечень сфер национальной безопасности, установленный Концепцией, создает правовые предпосылки для формирования самостоятельных, обособленных административно-правовых институтов национальной безопасности России» <*>. ——————————— <*> Стахов А. Концепция национальной безопасности России: административно-правовой аспект // Российская юстиция. 2003. N 3.

Указанная открытость перечня сфер национальной безопасности и позволяет выделить региональную безопасность в самостоятельную сферу. Таким образом, региональная безопасность является самостоятельной подсистемой обеспечения национальной безопасности, характеризующейся состоянием защищенности жизненно важных интересов Российской Федерации (прежде всего ее многонационального народа) в сфере осуществления региональной политики от внутренних и внешних угроз.

——————————————————————