Постановка ломбардов на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу
(Беляева Н. А.)
(«Налоги» (газета), 2007, N 6)
ПОСТАНОВКА ЛОМБАРДОВ НА УЧЕТ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ
ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ
Н. А. БЕЛЯЕВА
Беляева Н. А., консультант по налогам ЗАО «BKR-Интерком-Аудит».
Постановка ломбардов на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу осуществляется в соответствии с Положением о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы. Данное Положение утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 года N 28 «Об утверждении Положения о постановке на учет в федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы» (далее — Положение N 28).
Согласно пункту 2 Положения N 28 ломбарды подлежат обязательной постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу.
Вновь созданные ломбарды обязаны встать на учет в течение 30 дней с даты их государственной регистрации (пункт 3 Положения N 28).
В соответствии с пунктом 4 Положения N 28 для постановки на учет в Федеральную службу по финансовому мониторингу ломбарды обязаны представить:
— заявление о постановке на учет, которое составляется в произвольной форме, подписывается руководителем ломбарда и заверяется печатью ломбарда;
— карту постановки на учет по форме, утвержденной Приказом Росфинмониторинга от 30 ноября 2005 года N 164 «Об утверждении формы карты постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы».
Вышеперечисленные документы могут быть представлены представителем ломбарда лично или отправлены по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
Федеральная служба по финансовому мониторингу обязана в течение 10 дней с даты представления ломбардом документов принять решение о постановке либо отказе в постановке на учет ломбарда (пункт 7 Положения N 28). Отказать в постановке ломбарда на учет Федеральная служба по финансовому мониторингу имеет право в случае представления документов, оформленных ненадлежащим образом.
Согласно пункту 8 Положения N 28 ломбард вправе после устранения причин, по которым ему было отказано в постановке на учет, в течение 5 дней после получения уведомления об отказе вновь представить документы в Федеральную службу по финансовому мониторингу.
При ликвидации ломбарда либо изменении вида его деятельности ломбард обязан направить заявление о снятии его с учета, подписанное руководителем и заверенное печатью организации, в Федеральную службу по финансовому мониторингу. Заявление подается в произвольной форме.
В случае изменения сведений, содержащихся в карте постановки на учет, ломбард в течение 5 дней обязан сообщить о них в Федеральную службу по финансовому мониторингу (пункт 10 Положения N 28).
Специальный учет и внутренний контроль
Напомним, что необходимым требованием к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, является постановка на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу.
Внутренний контроль относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом. К таким организациям относятся ломбарды, другие организации, занимающиеся скупкой и куплей-продажей драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
Сфера отношений таких организаций контролируется Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон N 115-ФЗ).
В целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, согласно пункту 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, ломбарды обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля и программу его осуществления.
Утверждаются правила внутреннего контроля в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 января 2003 года N 6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» (далее — Постановление N 6).
В соответствии с Постановлением N 6 в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, правила внутреннего контроля утверждаются руководителями организаций в течение 1 месяца:
— для создаваемых организаций — со дня их государственной регистрации в установленном порядке;
— для иных организаций — со дня вступления в силу Постановления N 6.
Затем они представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций — в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 июля 2002 года N 983-Р «Об утверждении рекомендаций по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» утвердило Рекомендации по разработке организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Согласно пункту 3 данных Рекомендаций разработанные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями правила внутреннего контроля должны включать следующие разделы:
— порядок документального фиксирования информации;
— критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенности деятельности организации;
— обеспечение конфиденциальности информации, ее хранение и использование;
— квалификационные требования к ответственному лицу, к подготовке и обучению кадров.
За неисполнение ломбардами законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля предусмотрена административная ответственность.
Статья 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) «Нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» гласит:
«Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятисот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток».
Так, в Постановлении от 15 июня 2004 года N Ф09-2379/04-АК ФАС Уральского округа суд вынес правомерное решение о привлечении ломбарда к административной ответственности по статье 15.27 КоАП РФ, поскольку организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, обязана выполнять требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.
Организация охраны
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны проводить мероприятия по укреплению объектов, на которых эти операции осуществляются.
Следовательно, ломбарды должны быть оборудованы специальными техническими средствами охраны, сигнализации и связи. Кроме того, необходимо создавать собственные охранные службы или заключать договоры о предоставлении услуг с организациями, специализирующимися на охране объектов.
Транспортировка заложенного имущества осуществляется специализированными организациями. Ответственность за сохранность такого груза при транспортировке собственными средствами возлагается на ломбард.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, нарушившие требования законодательства в части, касающейся хранения драгоценных металлов или продукции из них, несут административную ответственность согласно статье 19.14 КоАП РФ:
«Нарушение установленных правил извлечения, производства, использования, обращения (торговли, залоговых операций, сделок, совершаемых банками с физическими и юридическими лицами), получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, камней или изделий —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц организаций, совершающих операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими, в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда».
——————————————————————