Выступление по теме: «Руководство и координация действий участников управления антитеррористической операцией»
(Мыльников Б. А.)
(«Право и политика», 2006, N 4)
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ: «РУКОВОДСТВО И КООРДИНАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ
УЧАСТНИКОВ УПРАВЛЕНИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИЕЙ»
Б. А. МЫЛЬНИКОВ
Мыльников Борис Александрович — руководитель Антитеррористического центра СНГ.
Уважаемые участники семинара!
Обострение угрозы терроризма в последнее время сделало совершенно необходимым налаживание международной системы противодействия этому явлению, координации усилий различных государств на долгосрочной основе и на самом высшем уровне. В этой связи перед странами Содружества встала задача создания соответствующих правовых механизмов, позволяющих, в первую очередь, объединить все силы и средства государств в целях пресечения террористических актов.
Антитеррористический центр государств — участников СНГ включился в эту работу с первых дней своей деятельности.
Первый всесторонний и глубокий обмен мнениями по этой теме состоялся на сборе руководителей антитеррористических подразделений органов безопасности и спецслужб государств Содружества, проведенном в ходе оперативно-тактических учений «Юг-антитеррор-2001» в г. Ош Кыргызской Республики. Уже тогда представители компетентных органов высказывали большую озабоченность в связи с отсутствием правовых механизмов, позволяющих наладить эффективное взаимодействие антитеррористических подразделений государств, оказания взаимной помощи в пресечении террористических актов, преследования террористов на территории соседних государств, и в конечном счете — отсутствием правовых основ для проведения совместных антитеррористических мероприятий.
В ходе этого сбора впервые были проработаны различные варианты организации взаимодействия компетентных органов при проведении контртеррористических операций. Как показывает практика, даже в рамках одного государства весьма непросто организовать слаженные действия подразделений различных министерств и ведомств, привлекаемых к проведению специальных контртеррористических мероприятий. Но задача многократно усложняется в случае организации взаимодействия на межгосударственном уровне, когда совместные антитеррористические мероприятия осуществляются спецподразделениями различных государств.
Для ее решения Центром было разработано и внесено на рассмотрение вышестоящих органов Содружества Положение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств — участников СНГ, Протокол об утверждении которого был подписан 7 октября 2002 года главами 10 государств Содружества (ратифицирован 9 государствами, кроме Грузии). Основная цель, которая преследовалась при разработке Положения — создание действенного правового механизма, позволяющего в максимально короткие сроки аккумулировать силы и средства государств Содружества для пресечения террористической деятельности. При этом документ регламентирует все этапы совместных антитеррористических мероприятий, начиная от принятия решения об их проведении и заканчивая изданием приказа об их завершении, а также статус и меры социальной защиты их участников.
Ключевое место в Положении занимает регламентация вопросов, касающихся организации управления проведением совместных мероприятий, так как от их решения в немалой степени зависит согласованность и эффективность деятельности задействованных подразделений, а в конечном счете и успех всей операции.
Как же формируется орган управления проведением совместных антитеррористических мероприятий, какова его структура и состав и решение каких задач входит в его компетенцию? Эти и ряд других вопросов я полагаю необходимым осветить в своем кратком выступлении.
Согласно Положению для непосредственного управления специальными антитеррористическими формированиями при проведении совместных антитеррористических мероприятий запрашивающей стороной создается орган управления и назначается его руководитель, который в зависимости от целей проведения мероприятий определяет структуру органа управления, задачи и функции его подразделений. Положением предусмотрено, что по решению Совета глав государств Содружества Независимых Государств, а при необходимости по решению глав заинтересованных государств — участников СНГ, руководство проведением совместных антитеррористических мероприятий может быть поручено АТЦ СНГ. В таких случаях орган управления создается руководителем Центра.
В состав руководства органа управления включаются руководители специальных антитеррористических формирований, принимающих участие в совместных антитеррористических мероприятиях, представители компетентных органов сторон и АТЦ СНГ. Лица, привлекаемые к проведению мероприятия, подчиняются руководителю органа управления.
Руководитель органа управления:
— руководит подготовкой и проведением совместного антитеррористического мероприятия;
— принимает решения об использовании привлекаемых для проведения совместного антитеррористического мероприятия сил и средств, применении ими специальных средств и материалов обеспечения;
— назначает должностных лиц органа управления;
— утверждает план проведения совместного антитеррористического мероприятия;
— осуществляет допуск лиц к ведению переговоров с террористами;
— информирует руководителей органов государственной власти запрашивающей стороны и средства массовой информации о ходе и результатах проведения совместных антитеррористических мероприятий и о масштабах последствий террористической акции;
— вносит предложение запрашивающей стороне об окончании совместного антитеррористического мероприятия и представляет в компетентные органы сторон отчет о результатах его проведения.
Вмешательство в руководство проведением совместных антитеррористических мероприятий допускается только по поручению главы запрашивающего государства.
Основными задачами органа управления в ходе проведения совместных антитеррористических мероприятий являются:
— сбор сведений об обстановке, оценка, обобщение и анализ информации, доведение ее до специальных антитеррористических формирований и других подразделений, привлекаемых к совместному антитеррористическому мероприятию, подготовка предложений для принятия решения руководителем органа управления;
— разработка плана проведения совместного антитеррористического мероприятия;
— организация подготовки и применения привлекаемых сил, специальных средств и материалов обеспечения, принятие мер к предотвращению возможных негативных последствий;
— выработка тактики ведения переговоров и организация их проведения с лицами, являющимися объектами проведения совместного антитеррористического мероприятия (при необходимости);
— осуществление взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления;
— обеспечение проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий;
— подведение итогов проведенных мероприятий.
Решение о порядке проведения совместного антитеррористического мероприятия, в том числе применения сил, специальных средств и материалов обеспечения, принимается руководителем органа управления по согласованию с руководителем специального антитеррористического формирования запрашиваемой стороны и оформляется письменным приказом.
Если мнение руководителя специального антитеррористического формирования запрашиваемой стороны не будет принято во внимание, то он вправе, по согласованию со своим компетентным органом, отказаться от участия в мероприятии возглавляемого им подразделения, решение о чем представляется руководителю органа управления в письменном виде.
Практическая реализация Положения была опробована в ходе очередного антитеррористического учения «Запад-Антитеррор-ф», проведенного в период с 28 по 30 июня 2004 года в Кишиневе при координирующей роли АТЦ СНГ с участием сотрудников органов безопасности и специальных служб Беларуси, Молдовы, России и Украины.
Схема развития обстановки учения была выбрана таким образом, чтобы отработать согласованные действия спецслужб нескольких государств по пресечению террористического акта, проверив при этом реальность механизмов управления совместными антитеррористическими мероприятиями.
По замыслу учения террористами в столице Республики Молдова был осуществлен захват двух объектов: железнодорожного состава, перевозящего отравляющие вещества, и воздушного судна, принадлежащего белорусским авиалиниям. Обстановка осложнялась тем, что операции по освобождению заложников на объектах необходимо было проводить одновременно.
В сложившейся ситуации для пресечения терактов было принято решение задействовать силы и средства спецподразделений двух государств: Молдовы и Беларуси. Для управления антитеррористической операцией был создан оперативный штаб с включением в его состав представителей АТЦ СНГ для координации и взаимодействия спецслужб разных государств.
В ходе проведения учения была реально отработана схема запроса одного из государств Содружества (Республики Молдова) в Совет глав государств СНГ на выделение специального антитеррористического подразделения (группы «Альфа» Республики Беларусь) и обеспечение его беспрепятственного перемещения по территории стран Содружества (Украины) для участия в специальной операции.
В итоге группа «Альфа» КГБ Республики Беларусь в установленные сроки прибыла к месту через границы двух государств со штатным вооружением и специальными средствами. Считаю это определенным успехом в реализации практического взаимодействия компетентных органов государств при возникновении кризисной ситуации. Однако должен отметить, что на этапе согласования с украинской стороной вопросов перемещения по Украине спецподразделения иностранного государства возникли некоторые затруднения из-за несовершенства схемы получения разрешительных санкций в органах исполнительной власти. В итоге оперативность прибытия группы «Альфа» Республики Беларусь была несколько снижена, но не повлияла на выполнение запланированной спецоперации.
Таким образом, учение, доказав актуальность Положения, одновременно показало необходимость детальной проработки ряда организационных и правовых вопросов.
По нашему мнению, для эффективной реализации комплекса задач, связанных с вопросами подготовки и управления проведением совместных антитеррористических мероприятий на территории СНГ, необходимо:
— разработать нормативные правовые акты, регламентирующие порядок доставки и перемещения личного состава, а также ускоренного выполнения установленных процедур при пересечении государственной границы специальными антитеррористическими формированиями;
— определить состав специальных антитеррористических формирований, предназначенных для проведения совместных антитеррористических мероприятий, и информировать об этом АТЦ СНГ;
— совместно с АТЦ СНГ разработать программы дополнительной подготовки личного состава специальных антитеррористических формирований и организовать его обучение как на национальной учебной базе, так и в учебных центрах других государств Содружества;
— организовать совместную подготовку специальных антитеррористических формирований в ходе проведения командно-штабных и оперативно-тактических учений, организуемых как АТЦ СНГ, так и на основе взаимной договоренности между государствами Содружества, проработать вопрос заблаговременного определения порядка принятия решения о проведении совместного антитеррористического мероприятия и подготовить формы соответствующей документации. Вместе с тем одним из важнейших элементов обеспечения согласованности действий всех участников антитеррористической деятельности на национальном уровне является создание такого инструмента, как межведомственные государственные антитеррористические структуры.
Исходя из позитивной практики функционирования Федеральной антитеррористической комиссии России и региональных антитеррористических комиссий, АТЦ СНГ выступил с предложением о распространении данного опыта в остальных государствах Содружества.
В настоящее время по предложению Службы безопасности Украины в целях обобщения и распространения передового опыта создания и функционирования в ряде государств Содружества (Азербайджанской Республике, Республике Беларусь, Грузии, Республике Казахстан, Украине, Республике Молдова) антитеррористических центров, и главное — определения перспектив дальнейшего взаимодействия нами планируется проведение в июне с. г. рабочей встречи руководителей этих подразделений под эгидой АТЦ СНГ.
Заканчивая свое выступление, хочу отметить, что Антитеррористическим центром государств — участников СНГ и компетентными органами стран Содружества сформирован механизм руководства и координации совместными антитеррористическими операциями, пусть и нуждающийся в некотором совершенствовании, но уже опробованный на практике и доказавший свою эффективность и действенность.
——————————————————————