Проблемы нормативного регулирования пропаганды наркотических средств

(Клочкова А. В.) («Наркоконтроль», 2006, N 1)

ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОПАГАНДЫ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

А. В. КЛОЧКОВА

Клочкова А. В., кандидат социологических наук, г. Москва.

Наркотизация населения является в первую очередь следствием криминализации общественного сознания. Федеральное законодательство практически не содержит какие-либо реальные преграды на пути вторжения наркобизнеса в духовную жизнь российского общества. Новой редакцией Уголовного кодекса легализованы приобретение, хранение, перевозка, переработка и даже изготовление всех видов наркотиков в размере до 10 доз, как мягких, так и жестких, при отсутствии у виновного цели их сбыта (ст. 228 УК РФ). При этом сужаются границы уголовно наказуемой пропаганды наркотиков — разрешена теперь пропаганда применения инструментов и оборудования, используемых для применения наркотиков, в целях профилактики ВИЧ-инфекции и других опасных инфекционных заболеваний (см. примечание к ст. 230 УК РФ). По данным многочисленных социологических исследований, каждый второй заявляет, что узнает о наркотиках из прессы. В первую очередь именно пресса, а также определенные телепрограммы и телефильмы являются неиссякаемым источником информацию о: о свойствах разных видов наркотиков; местах их приобретения и сбыта; расценках на различные виды наркотиков; преимуществах использования отдельных наркотических средств над другими; местах произрастания наркотиков растительного происхождения; эйфорических ощущениях после приема наркотических средств; способах и методах разработки наркотических средств. Подобная реклама оказывает пагубное воздействие в первую очередь на подростков с их еще не сформировавшейся психикой, быстрее поддающейся влиянию путем стимулирования интереса к потреблению этого зелья. Даже позитивная на первый взгляд информация об изъятии, к примеру, двух килограммов наркотиков на сумму в 150 млн. руб., может быть воспринята определенным контингентом как реклама легких способов зарабатывания денег. Особый вред наносит информация о возможности полного избавления от наркотической зависимости. Речь идет о рекламе различных частных наркологических клиник, «гарантирующих» избавление от данного недуга восьми из десяти обратившихся за помощью. При этом, по заключению наркологов, шансы полной реабилитации равны не более 5% от всех наркологических больных. В среднем же 99% наркоманов после лечения возвращаются к тем же проблемам в течение года <*>. ——————————— <*> Выступление Главного нарколога Москвы на заседании «круглого стола» «Роль прессы в профилактике наркомании среди молодежи». Минздрав. 15 февраля 2001 г.

Все чаще фиксируются случаи осознанной пропаганды наркотиков некоторыми представителями средств массовой информации, лицами, имеющими серьезное влияние на молодежь, прежде всего некоторыми звездами рок-музыки и культуры. Таким образом, СМИ у нас стали одним из основных источников распространения молодежной наркотической субкультуры. Не случайно четверо из пяти опрошенных нами студентов высказываются за введение для СМИ правовых ограничений в распространении негативной информации среди детей и подростков <*>. И в первую очередь, по их мнению, эти ограничения должны касаться пропаганды насилия и жестокости, информации порнографического характера, рекламирования наркотиков, проституции, алкоголя и табака. Каждый четвертый из числа опрошенных студентов считает необходимым за пропаганду потребления наркотиков в СМИ установить административную и более половины респондентов — уголовную ответственность. При этом лишь 6,6% из числа опрошенных не видят необходимости во введении юридической ответственности за данное деяние. ——————————— <*> Исследование, организованное лабораторией социально-правовых исследований и сравнительного правоведения юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова совместно с НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации охватило 510 студентов юридических факультетов трех московских государственных университетов: МГУ, МГЛУ, Государственной классической академии им. Маймонида.

Считаете ли Вы необходимым введение ответственности за пропаганду наркотиков в средствах массовой информации?

N Отношение к санкциям: %

01 Следует установить административную ответственность 25,5

02 Следует установить уголовную ответственность 60,4

03 Не считаю необходимым введение юридической ответственности 6,6

04 Следует повысить нравственно-этическую ответственность журналистов 5,9

О5 Затрудняюсь с ответом 1,6

Запрещение пропаганды употребления наркотиков в средствах массовой информации в Российской Федерации произошло на законодательном уровне в 1998 г., когда был утвержден Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах». Закон определяет понятие пропаганды наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров как деятельность физических или юридических лиц, направленную на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также производство и распространение книжной продукции, продукции СМИ, распространение в компьютерных сетях указанных сведений или совершение иных действий в этих целях. В 2000 г. этот запрет был внесен в Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации». В случае нарушения запретов на данную пропаганду оба закона предполагают приостановление или прекращение деятельности допустившего нарушение средства массовой информации. Но такое понимание пропаганды является поверхностным, поскольку оно не включает в себя распространение иных негативных знаний и идей (философских, исторических и т. д.), а также деформированных эстетических и морально-нравственных ценностей. Так что можно говорить о том, что в сферу права попадает только самая явная и, следует заметить, малая часть «пропаганды наркотических средств», которую можно назвать «открытой пропагандой». В то же время до сих пор нет ясности, что же такое скрытая пропаганда употребления наркотиков и каким образом следует принимать меры по ее недопущению. Сейчас, когда наркотическая субкультура столь тесно переплелась с современной музыкой, литературой, кино, внедрила в «обыденное» сознание свой «сленг», дать скрытой пропаганде четкое и «формализованное» определение вряд ли возможно. В то же время без подобного определения невозможно и ведение юридической практики. Число пользователей Интернета постоянно растет, и, что необходимо подчеркнуть особо, активно развивается именно подростковый и молодежный сегмент этой аудитории. Поисковики дают ссылки более чем на 5 тысяч различных сайтов, из которых менее 1% являются антинаркотическими. Остальные же представляют собой ресурсы, проводящие открытую пропаганду наркотиков и наркотического образа жизни. На страницах данных сайтов подробным образом рассказывается о способах приготовления наркотиков в домашних условиях, умышленно преуменьшается вред от их употребления, предлагаются к продаже предметы наркотического обихода, проводятся сборы подписей в поддержку легализации марихуаны в России. В соответствии с Конвенцией о психотропных веществах от 21 февраля 1971 г. государства должны выступать категорически против проведения в средствах массовой информации обсуждения вопросов легализации потребления наркотических средств и психотропных веществ. Если по отношению к другим СМИ, допускающим пропаганду наркотических средств, можно хотя бы указать на непосредственных виновников, например главного редактора, ответственного выпускающего и т. д., то специфика размещения информации в сети Интернет такова, что найти и призвать к ответственности подавляющее число нарушителей не представляется возможным. На сегодняшний день, пожалуй, единственным сколько-нибудь эффективным способом противодействия потоку подобной информации является воздействие административными мерами на интернет-компании «хостинг-провайдеров», т. е. на те организации, которые предоставляют свои технические возможности для размещения информации в глобальной сети. Проблема также состоит и в том, что авторами большинства статей о борьбе с наркоманией являются журналисты, которые зачастую не владеют специальными медицинскими знаниями в данной области, они не знакомы с законодательством, регулирующим вопросы борьбы с наркоманией. При этом в России сложилась ситуация, когда почти не публикуются посвященные наркомании статьи специалистов, имеющих прямое, профессиональное отношение к решению этой проблемы: врачей, психологов, педагогов, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов. Известны рекомендации, разработанные ООН, журналисту, пишущему о наркотиках, в соответствии с которыми публикация может принести вред, если: в наличии использование неточной или вводящей в заблуждение терминологии, как, например, искусственное разделение на так называемые сильные и слабые наркотики (все они запрещены международными документами); приводятся сообщения о потреблении наркотиков людьми, добившимися успеха или славы в обществе; фиксируется позитивный эффект от потребления наркотиков в песнях, кинофильмах, других коммерческих произведениях; привлекается внимание к огромным прибылям, которые могут быть получены от незаконной торговли наркотиками; присутствуют призывы к легализации немедицинского потребления наркотиков. Для того чтобы СМИ не занимались скрытой, зачастую не осознаваемой самими журналистами пропагандой наркотической субкультуры, следует вести просветительскую деятельность в самой журналистской среде. Столь многосложная тема, как наркомания, требует от пишущего о ней журналиста не только соблюдения правовых и этических норм, но и достаточно обширных специальных знаний и понимания ситуации в целом. При этом существующие правовые нормы должны применяться, а не оставаться декларативными, а случаи применения должны получать широкое освещение в СМИ. Бороться со скрытой пропагандой наркотиков может и должно само журналистское сообщество. Издания в целом и каждый журналист в отдельности должны руководствоваться в своей профессиональной деятельности правовыми и морально-нравственными нормами, считающими прямую либо косвенную пропаганду наркотиков несовместимой с понятием журналистской этики. Правильное освещение журналистом проблемы наркомании требует серьезного и осознанного подхода, который возможен только при условии понимания журналистом ситуации в целом, наличия у него широких и многокомпонентных знаний и, без сомнения, личной установки на неприятие наркотиков. В связи с этим можно говорить о необходимости проведения в журналистской среде учебных семинаров, тренингов и других форм просветительской деятельности. Необходимо с особой осторожностью подходить к освещению данной проблемы, акцентируя внимание на непрестижности потребления наркотических средств в противовес распространяющейся моде на наркотики и на неминуемых последствиях в виде личностной деградации.

——————————————————————