Вопросы административной ответственности за пропаганду наркотиков
(Аксенкин А. Л.) («Административное право и процесс», 2011, N 3)
ВОПРОСЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРОПАГАНДУ НАРКОТИКОВ
А. Л. АКСЕНКИН
Аксенкин Андрей Леонидович, студент Орловской региональной академии государственной службы.
Статья посвящена актуальной проблеме — борьбе с пропагандой и незаконной рекламой наркотических средств и психотропных веществ в сети Интернет. Рассмотрена проблема появления и распространения информации о новых наркотиках и способах их приготовления через Интернет.
Ключевые слова: пропаганда и незаконная реклама наркотических средств и психотропных веществ, аудионаркотики, наркопреступность.
Issues of administrative responsibility for propaganda of drugs A. L. Aksenkin
The article actual problem at the moment — the fight against propaganda and illegal advertising of drugs and psychotropic substances in the Internet. Also, the problem of the emergence and dissemination of information on new drugs and methods of their preparation over the Internet.
Key words: propaganda and illegal advertising of drugs and psychotropic substances; audionarkotiki; drug crime.
Значительные достижения в области информационных технологий сделали процесс обмена, передачи и хранения информации простым и доступным для большинства. Такие возможности используются для распространения и пропаганды наркотиков. Проблема пропаганды и незаконной рекламы наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров имеет, на наш взгляд, три разновидности: во-первых, это акт непосредственного исполнителя (например, размещение соответствующей символики на одежде и т. д.); во-вторых, всегда скрытая от посторонних пропаганда молодежной субкультуры наркотиков и эффекта от их воздействия в узких коллективах; в-третьих, незаконная реклама и пропаганда наркотиков в сети Интернет. Что касается первой разновидности, то никаких проблем с привлечением к ответственности в случае доказанности вины не возникает. Типичный пример: в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за II-й квартал 2009 г. (административные дела), опубликованном 23 сентября 2009 г., приводится решение суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, в соответствии с которым продавец товаров с изображением листьев конопли был подвергнут административному наказанию по ст. 6.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 4000 руб. с конфискацией 14 пряжек с изображением листьев растения (конопли). Из материалов дела усматривается, что при проверке торгового места, расположенного на территории вещевого рынка, были обнаружены 14 поясных ремней с пряжками, имеющими изображения листьев растения, похожего на коноплю, реализуемых индивидуальным предпринимателем П. Согласно письму Федеральной антимонопольной службы в субъекте Российской Федерации изображения на пряжках поясных ремней являются рекламой, так как привлекают внимание к объекту рекламирования, формируют и поддерживают интерес к нему. В соответствии с заключением эксперта Главного управления здравоохранения «Республиканская психиатрическая больница» Министерства здравоохранения и социального развития изображения на указанных предметах могут оказывать воздействие на восприятие окружающих. Совершенное П. административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.13 КоАП РФ, квалифицировано в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями КоАП РФ <1>. ——————————— <1> Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за II квартал 2009 г. (адм. дела). Производство по делам об административных правонарушениях [Электронный ресурс]. URL: http:// oblsud. hmao. sudrf. ru/ modules. php? name= press_dep&op;= I&did;=115.
В данном случае правомерность решения суда не вызывает сомнений, так как каннабис запрещен к обороту в России в соответствии с Перечнем наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (список I) <2>. ——————————— <2> Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 N 681 (в ред. от 21.04.2010 N 255) // СЗ РФ. 06.07.1998. N 27. Ст. 3198.
Относительно второй разновидности проблем следует отметить, что в распространении пронаркотических субкультур в России существенную роль сыграл отказ от старых и несформированность новых ценностей. Отсутствие цензуры на художественные, музыкальные произведения на телевидении, радио, в театре и кино широко открывает двери для формирования аморального поведения <3>. Открытость нашего общества перед экспансией субкультур, основанных на потреблении наркотиков, также повлияла на рост числа наркоманов в стране <4>. ——————————— <3> Дерюга А. Н. Актуальные проблемы развития административной деликтологии. М.: Издательство СГУ, 2009. С. 295. <4> Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: Учебное пособие. Часть II / Под ред. А. Н. Сергеева. М.: ГУБНОН СКМ МВД России; Московская академия МВД России; Изд-во «Щит-М», 2001. С. 16.
Можно говорить о наличии во всем мире интернет-наркоугрозы, т. е. такого состояния, при котором наносится или может быть нанесен ущерб посредством использования возможностей сети Интернет наркологической безопасности общества. Для борьбы с пропагандой и незаконной рекламой наркотиков в Интернете необходима правовая база. На сегодняшний день существует законодательный запрет на «распространение в СМИ, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах потребления наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной информации <5>. Реклама наркотических средств и психотропных веществ признается недопустимой в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона «О рекламе». ——————————— <5> Закон Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» // Российская газета. N 32. 08.02.1992.
Таким образом, единственный законный случай распространения информации о наркотических средствах и психотропных веществах — это распространение информации о них в специализированных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников и т. д., что разрешается примечанием к ст. 6.13 КоАП РФ. За пропаганду и незаконную рекламу наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в России предусмотрена административная ответственность, устанавливаемая ст. 6.13 КоАП РФ. Однако санкция данной статьи, на наш взгляд, предполагает для правонарушителя несущественное наказание. По нашему мнению, необходимо внести несколько предложений. 1. Диспозицию ст. 6.13 КоАП РФ изложить в следующей редакции: «Пропаганда либо незаконная реклама наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, а равно распространение заведомо ложных сведений о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах либо побуждение (призыв) к покупке, изготовлению, употреблению, распространению наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, а также распространение любой ложной информации о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах в любой форме». В свете этого следует внести дополнение в примечание к ст. 6.13 КоАП РФ, содержащее разъяснение понятия «заведомо ложная информация о психотропных средствах, психотропных веществах и их аналогах», под которой следует понимать всякие сведения, содержащие информацию о пользе влияния данных веществ. В заключение хотелось бы подчеркнуть, что пропаганда и незаконная реклама наркотиков в Интернете воздействует в первую очередь на молодежь, а значит, уже сегодня необходимо принимать серьезные меры, чтобы избежать возможных негативных последствий.
——————————————————————