Портрет современного террориста: нравственно-психологические и личностные аспекты
(Дорохов Н. И.) («Военно-юридический журнал», 2006, N 5)
ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ТЕРРОРИСТА: НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ
Н. И. ДОРОХОВ
Н. И. Дорохов, кандидат юридических наук, профессор.
Последнее десятилетие минувшего XX в. и начало XXI в. явились периодом небывалого роста террористических актов и их жертв среди населения. Терроризм, по общему признанию мирового сообщества, представляет собой реальную угрозу для безопасности как конкретной личности, так и общества в целом, а борьба с ним приобрела уже масштабы глобальной проблемы современности. Современный терроризм — чрезвычайно многоликий феномен и имеет большое количество форм проявления. Для их классификации могут быть выделены следующие основания: по методам воздействия: применение физического насилия, уничтожение материальных объектов и морально-психологическое воздействие; по целям: сплачивающий, демонстрационный, конфронтационный и провокационный; по отношению к государству: международный, государственный и внутренний — проправительственный, межпартийный и оппозиционный; по средствам, используемым для проведения терактов: «классический» (применение огнестрельного и холодного оружия, взрывчатых веществ, ядов и других средств) и новый, или технологический (использование новейших достижений науки и техники в области компьютерных и информационных технологий, радиоэлектроники, ядерных материалов, генной инженерии, иммунологии и активизация террористической деятельности террористов-смертников, что в сочетании с высокими технологиями несет еще большую опасность личности и обществу) <*>. ——————————— <*> Thamm B. G. Terrorismus. Ein Handbuch uber Tater und Opfer. Buchvertieb.: Verlag Deutsche Polizeiliteratur GMBH. S. 108 — 112.
В качестве субъектов терроризма, которым противостоит объект, которые направляют на этот объект свое действие, могут выступать: государство, его специальные службы, международные и национальные террористические центры и организации, политические течения и партии экстремистского толка, группы граждан и даже отдельные лица, стремящиеся достичь своих целей с применением методов террора. Объектом терроризма могут быть отдельные лица (политические, духовные лидеры и обычные граждане), группы людей, объединенные общим признаком, например принадлежностью к определенной профессии, классы и слои в системе их отношений к собственности, народы. Террористические действия планируют, подготавливают и осуществляют конкретные лица, и направлены они в конечном итоге против жизни, здоровья и имущества других людей. Поэтому достаточно важным является анализ психологического портрета террориста, занимающего центральное место в системе терроризма, его нравственно-психологических и личностных идей. Что же представляет собой современный террорист? Какие условия и факторы предопределили его появление, какими чертами и характеристиками можно определить личностный портрет террориста? В ответе на данные вопросы мы обратимся к общепризнанным положениям теории личности, но при этом подчеркнем — применительно к террористу понятие личности употребимо только со знаком «минус». Под понятием «личность» в современной науке подразумевается: во-первых, человеческий индивид, выступающий в качестве субъекта сознательной деятельности в сфере общественных отношений; во-вторых, социально значимый индивид, его социально-этический и психологический облик. В данном контексте понятие личности, фиксируя меру социального в индивидуальном, употребляется в аксиологическом (оценочном) смысле <*>. Личность может быть признана великой, выдающейся, исторической, самостоятельной, волевой и т. п. Или же недостойной, жалкой, ничтожной. Как ни странно, но к террористам сегодня применяется весь спектр этих оценок. Террорист одновременно для одних людей является преступником, убийцей, отщепенцем, который противопоставляет себя цивилизованному обществу, для других — борцом за свободу и независимость своего народа, мучеником, отдающим жизнь за утверждение своей веры <**>. ——————————— <*> Философия: Основные проблемы философии / Под ред. В. И. Кириллова. М., 2002. С. 204. <**> Устинов В. В. Обвиняется терроризм. М., 2002. С. 12.
В структуру личности включают такие подструктуры, как: 1) биологически обусловленная подструктура: темперамент, половые, возрастные, иногда патологические свойства психики; 2) психологическая подструктура: память, эмоции, ощущения, восприятия, мышление, воля; 3) подструктура социального опыта: приобретенные знания, навыки, умения, привычки; 4) подструктура направленности личности: влечения, желания, интересы, убеждения, индивидуальная картина мира, кругозор <*>. ——————————— <*> Социальная психология / Под ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина. М., 1975. С. 39 — 42.
По-иному рассматривает структуру личности А. Н. Леонтьев. Личность, по его мнению, неразрывно связана с деятельностью. Личность и сознание человека порождаются его деятельностью <*>. Структура личности определяется иерархией видов деятельности, иерархией мотивов и соответствующих потребностей. Таким образом, можно предположить, что личность террориста обусловлена существующими в социальной среде мотивами и потребностями к экстремистской деятельности по преобразованию общества. ——————————— <*> Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 160 — 171.
Определенный интерес представляет личность террориста с точки зрения имеющихся концепций личности, которые можно разделить на два направления — биологизаторские и социологизаторские. Общей чертой биологизаторских концепций является стремление истолковать сущность человека преимущественно с позиций биологии. Еще Зигмунд Фрейд связывал насилие с природными инстинктами человека. Фрейд писал об «инстинкте смерти», который он назвал танатос. По мнению психолога, именно он обусловливает разрушительное поведение человека. В последние годы большой популярностью на Западе пользуется социобиология, которая пытается объяснить социальные действия человека, в том числе и насилие, исходя из его эволюционно-биологических и генетических характеристик. Один из основоположников социобиологии, американский ученый Э. Уилсон, не усматривая качественного различия между человеком и животными, провозглашает генетическую детерминацию всех, в том числе высших, форм человеческого поведения. Согласно логике Уилсона личности передаются на генетическом уровне склонность к агрессии, насилию и в конечном счете к убийству <*>. ——————————— <*> Wilson E. O Sociobijlogy. L., 1975. P. 150.
Можно согласиться, правда, с определенными оговорками и с тем, что подпитывать склонность человеческой личности к насилию могут и подсознательные импульсы: комплекс неполноценности; психологические фрустрации — разряды накопившихся гнева и ненависти; «внутренняя смута» и т. д. Таким образом, склонность к террористическому насилию выражается в сложном комплексе идей, взглядов, принципов, нравов, психических черт, подсознательных влечений, а также поступков и действий. Генетический компонент сказывается на всех сторонах жизни и деятельности человека, на самых возвышенных и самых низменных его качествах. Сторонники социологизаторской — другой концепции доказывают, что в человеке нет «генов насилия», что явления, связанные с социальным насилием, не запрограммированы генетически, т. е. у людей нет стремлений к ним, передаваемых посредством генных механизмов. К такому выводу, к примеру, пришел крупнейший российский исследователь проблемы личности человека Н. П. Дубинин. Поиск генов, несущих в себе социальные свойства человека, к которым относится и склонность некоторых из людей к террористическому насилию, является заблуждением: «Поведение человека формируется социальной программой, оно по своей структуре и содержанию соответствует человеческому образу жизни и не может быть записано в генетической программе» <*>. ——————————— <*> Дубинин Н. П. Что такое человек. М., 1983. С. 73.
Представители данного направления считают, что некритическое отношение к биологизаторским концепциям может привести к антинаучным выводам, что гены одной расы заслуживают социальной поддержки, а против другой допустимы все методы борьбы, включая террористические. Социологизаторские концепции абсолютизируют значение социальных отношений и соответствующих социологических методов изучения человека. Так, к примеру, основоположник школы структурно-функционального анализа, американский философ Т. Парсонс, считает, что общество, будучи целостной социальной системой, вместе со своими подсистемами состоит в конечном счете из миллионов индивидов, совершающих свои действия не просто как ответ на реакцию социальной среды, но и в соответствии с определенной программой. Социальные действия индивида, которого Парсонс называет «актером», предполагают также «ситуацию» и его «поведение», направленное на достижение какой-либо цели. В обществе имеются нормы или ценности. Это правила, которыми «актер» должен руководствоваться как своего рода сценарием или планом действий. Отсюда следует, что террорист — это человек с нарушенной социальной программой, «актер», играющий роль «злодея», руководствующийся в своих действиях сценарием, включающим искаженные моральные и духовные ценности, когда ради исполнения своей мечты ему необходимо принести в жертву жизни людей. Итак, обе рассмотренные концепции человека — биологизаторская и социологизаторская — страдают односторонностью. Первая абсолютизирует биологическое начало и в крайних своих выражениях низводит человеческую личность до уровня животного. Террорист же предстает перед нами как генетически обусловленный кровожадный хищник. Вторая концепция превращает человека в абстрактную социологическую схему, и террорист выступает неким терминатором, роботом-убийцей с нарушенной социальной программой поведения. Очевидно, что истина находится где-то посредине, но она не представляет собой механическое соединение этих подходов к личности. Представляется, что личность террориста, как и любого человека, представляет собой своеобразное сочетание природного и социального. Террористами не рождаются, ими становятся, но у этих людей существуют определенные психологические предпосылки для занятий террористической деятельностью, когда на одном из этапов жизни потенциального боевика происходит наложение этих предпосылок на особые социальные условия, в личности террориста происходит соединение психологической готовности к осуществлению насилия в практической среде, необходимой для реализации установки на вооруженное насилие. Вместе с тем нельзя не согласиться с мнением В. В. Кафтана о том, что достаточно сложно выявить универсальную причину или мотив, по которым человек избирает путь террориста, отвергает морально-нравственные ценности общества, противопоставляет себя ему <*>. ——————————— <*> Кафтан В. В. Современный терроризм: личностный аспект // Материалы заседания Философского клуба Ассоциации офицеров запаса Вооруженных Сил «Мегапир». М., 2004. С. 302.
Конечно, люди террористами не рождаются и не становятся сразу. Становление члена террористической организации проходит через социализацию личности, которая означает процесс вхождения индивида в социальную среду, усвоение им социальных влияний, приобщение к системе социальных и групповых ценностей. Социализация личности предполагает процесс построения ею определенной стратегии деятельности, процесс мобилизации сил и возможностей субъекта. Прежде чем стать террористом, человек проходит через определенные стадии социальной дезадаптации — трудности, нерешенные проблемы, неудовлетворенность, апатию, безысходность и т. п. Попытка смоделировать процесс формирования террористического типа личности была предпринята на Западе Э. Шоу <*>. Признавая недостатки и ограниченности своей модели, автор тем не менее четко выделяет четыре основных фактора, которые приводят человека к терроризму. Такими факторами являются: ——————————— <*> См.: Шахов М. Н. Теоретические проблемы современного терроризма. М., 2003. С. 124.
ранняя социализация; нарциссические нарушения; конфликтные ситуации, особенно конфронтация с правоохранительными органами; личные связи с членами террористических организаций. Э. Шоу приходит к выводу, что террористами чаще всего становятся выходцы из групп риска, которые с детства испытывали проблемы с самооценкой. Идентификация с террористической группой обеспечивает таким людям определенную социальную роль, хотя и негативную. Порвать с группой для террориста почти невозможно, это равносильно психологическому самоубийству. Террорист имеет столь низкую самооценку, что для него отказаться от обретенной самоидентификации практически невозможно. Будучи членом террористической организации, он получает защиту от своего страха. Любое нападение на группу воспринимается им как нападение на себя лично, а акция против организации извне соответственно усиливает групповую сплоченность. Важно также подчеркнуть, что, как всякое человеческое свойство, склонность человека к агрессии, террористическому насилию имеет внешнюю (открытую, видимую) и внутреннюю (скрытую) стороны <*>. ——————————— <*> См.: Серебрянников В. Человек и война // Безопасность Евразии. 2002. N 1. С. 392 — 415.
Внешняя сторона выражается в комплексе действий, поступков, поведении, таких, как: а) инициирование террористических угроз, акций; б) стремление к поиску все более мощных и разрушительных средств осуществления террора; в) увлеченность террористической идеей все большего количества молодежи, особенно в странах Азии; г) возведение террористов в ранг святых, мучеников за веру; д) не ограниченные никакими нормами морали, законами и правилами жестокие, решительные методы террористических действий, не считаясь с жертвами и разрушениями, а наоборот — прогнозирование как можно большего их числа. Внутренняя сторона насилия, проявляемого террористами, также отличается сложной структурой. Во-первых, это совокупность побудительных причин к проявлению террористического насилия: интереса (потребности), установок, мотивов, стимулов, привычек к инициативному его применению. Во-вторых, для террористов характерно восприятие (сознательное и бессознательное) теории терроризма, подготовки и проведения терактов как своей судьбы, необходимого способа удовлетворения общественных, групповых и личных потребностей, предпочтительной сферы проявления своих способностей, самоутверждения, творчества. В-третьих, это внутренняя нацеленность на поиск объектов приложения террористической активности, поиск врагов и жертв, целей для нанесения ударов по «слабым местам» общества. Наконец, для террористов характерно особое отношение к жизни и смерти, выражающееся в дихотомическом соотношении права убивать врагов и готовности погибнуть самому. Социально-психологические предпосылки становления террористического типа личности можно условно разделить на две группы. Первая касается социально-психологических особенностей макросреды, а вторая непосредственно затрагивает индивидуально-личностные особенности и склонности человека к террористической деятельности <*>. ——————————— <*> Шахов М. Н. Теоретические проблемы современного терроризма. С. 115 — 123.
Для проявлений терроризма должны существовать социально-психологические аномалии — отклонения от нормального состояния общественных отношений, которые и составляют благоприятную среду для их возникновения и существования. Среди таких аномалий возможно выделить: обострение противоречий в области общественных отношений на различных социальных уровнях социума — межличностном, социально-групповом, межнациональном, межрегиональном, а также на уровне общества в целом. Когда противоречия на разных уровнях социальной организации длительно не разрешаются, возникает такое их состояние, в котором усиливается активность не только здоровых общественных сил, но и представителей злонамеренных действий, которые по-своему, в том числе и террористическим путем, пытаются разрешить острые социальные проблемы и противоречия; нарастание напряженности, конфликтности в системе международных отношений — усиление современного терроризма в мире является одним из признаков кризисного состояния современной цивилизации, накопления мощного и опасного потенциала агрессивности, нетерпимости и непримиримости во взаимоотношениях между государствами и народами различных типов, потоков и очагов цивилизации; распространение негативных, антиобщественных проявлений человеческой психики — таких психических фрустраций, как ненависть и жестокость, непримиримость и нетерпимость, недоверие к официальным органам власти, правовой нигилизм и нравственный релятивизм, политический экстремизм и национальный сепаратизм, агрессивность и шовинизм, нарциссизм и некрофильность; криминализация системы общественных отношений, рост маргинального слоя, среды, в которой находят свою поддержку идеи терроризма; антисоциальная позиция некоторых СМИ, разрушающая хрупкое общественное согласие, проповедующая индивидуализм, хищническое отношение к жизни, неприязнь к представителям других народностей, классов, социальных групп. Вторая группа факторов непосредственно касается социально-психологической микросреды, в которой на индивидуально-психологическом уровне формируется террористический тип личности. Индивидуально-психологический уровень может быть выражен в обобщенном психологическом портрете террориста, состоящем из набора определенных личностных черт: мифологичность сознания — оторванность от реальности. Террористы живут в особом выдуманном мире и обладают специфической логикой мышления, порой совершенно непонятной окружающим людям; обладание аномалийными ценностными ориентациями, отличными от духовных ценностей общества, которые позволяют оправдывать любые свои действия, совершаемые якобы в благих целях; фанатизм — исключительная сосредоточенность на своих идеях и принципах и невероятная преданность этим идеям. По мере того как террорист проникается идеологией своей организации, он усваивает соответствующую риторику и психологию. Мир для него распадается надвое — на своих и врагов, черное и белое, правильное и неправильное; мировоззренческая неразвитость — пребывание в мире своих собственных представлений, а не в реальной действительности. Можно сказать, что мировосприятие экстремистов носит своеобразный, мистический характер. Религиозность сознания экстремистов заключается в обожествлении ими своих политических целей, слепой вере в правоту собственных взглядов и нетерпимости к чужим; экстернализация — возложение ответственности за свои неудачи на внешние обстоятельства и поиск внешних факторов для объяснения собственной неидентичности; неуверенность в себе, желание самоутвердиться проявляются в типичных для террористов самолюбовании, саморекламе и устрашающей символике; предельный максимализм в оценках и требованиях, острая, сугубо эмоциональная реакция зачастую заменяют экстремистам политическое мышление. Это, в свою очередь, исключает для них какую-либо возможность трезвого рассмотрения и оценки реальной социальной ситуации в стране; крайняя нетерпимость к другим взглядам заставляет террористов вести борьбу за переориентацию инакомыслящих в свою «истинную веру», для чего они нередко занимаются пропагандистской, миссионерской деятельностью или просто прибегают к насильственному навязыванию своих взглядов на мир; инфернализация действительности, то есть представление мира исключительно в черном свете. Как будто существованию террористов постоянно кто-то угрожает, и они вынуждены всеми силами защищаться от насилия со стороны государства и его институтов, других субъектов; своеобразное отношение к смерти. Террорист не дорожит жизнью, он готов, а иногда даже желает уйти из жизни якобы ради спасения всего человечества. Его влечет к смерти, к уничтожению и самоуничтожению. Ирреальность восприятия мира особенно проявляется в способах проведения террористических актов, представляющих собой форму жертвоприношения как «обмена жизнями» между убийцей и его жертвами, в странной атмосфере экстаза, постоянно соотносимого с мыслями о смерти. Другим не менее важным моментом является определение нравственно-психологической направленности террористических действий. Исходя из этого можно выделить три направления <*>. ——————————— <*> Бородин А. М. Политические проблемы современного терроризма. Дис. … докт. полит. наук. М., 2002. С. 58.
Во-первых, борьба против правительства своей страны. Цель такой борьбы — разрушение «детьми» традиционного «мира отцов», отмщение с помощью террористической практики за реальные или воображаемые обиды. Во-вторых, борьба за личное самоутверждение. Террористы этого психологического типа стремятся отомстить за обиду, нанесенную их родителям и родственникам. В-третьих, религиозный терроризм, который представляет собой первый и второй указанные типы, но с религиозным объяснением агрессивности. Классификация террористов по каким-либо основаниям представляет задачу большой сложности в связи с многообразием социально-психологических причин, форм проявлений феномена терроризма, которые зависят от культурно-национальных традиций государств, социальной структуры и многих других факторов. Но все же представляется, что определенная классификация террористов не только возможна, но и необходима. Существует несколько подходов к классификации личности террориста. Рассмотрим несколько из них. Исследователь терроризма А. М. Бородин считает, что исходя из личностной самооценки возможно выделить два психологических типа, которые чаще других встречается среди террористов. Первый тип — самоутверждающийся — отличается достаточным интеллектом, завышенной самооценкой. Из таких, как правило, формируются и руководители террористических организаций. Второй тип — неуверенный — объединяет людей с низкой самооценкой, обыденно практическим примитивным сознанием. Такие люди становятся «пушечным мясом», простыми исполнителями. Но как первым, так и вторым свойственна тенденция к поиску источников своих личных проблем вовне, стремление самоутвердиться через привлечение к себе внимания общественности способами чрезмерной агрессивности <*>. ——————————— <*> Там же. С. 60.
Один из первых российских террологов В. Витюк разделяет членов террористических организаций по их психологической мотивации на следующие группы: идеалисты (искатели истины); кондотьеры (искатели риска); неприкаянные (искатели содержания жизни) <*>. ——————————— <*> Витюк В. В. Под чужими знаменами — лицемерие и самообман «левого» терроризма. М., 1985. С. 126.
Российским психологом И. К. Мельником была предложена следующая система классификации психологических типов личности террористов: идеологизированные (политизированные); криминальные (корыстные); патологические <*>. ——————————— <*> Подробнее см.: Хлобустов О. М. Проблемы предупреждения террористических акций на объектах транспорта // Материалы II Международной научно-практической конференции «Терроризм и безопасность на транспорте». М., 2003. С. 187.
При этом сами выделенные социально-психологические группы террористов неоднородны. Так, среди идеологизированных террористов возможно выделить: фанатиков-экстремистов, которые живут в своем мире, являющемся для них источником духовной силы, а не слабости. Они считают, что обладают единственной истиной, которая может помочь в проведении коренной перестройки общества и даже всего мира или в спасении своей нации. Такая вера задает тип ценностных и поведенческих моделей террористических групп; революционеров, отличающихся глубокой верой в возможность спасения человечества через проведение революционных преобразований. Террористическая активность для них служит средством «пробуждения народа», создания предпосылок для революции; религиозных фанатиков, для которых не существует ничего, кроме постулатов их религии. Идеологической основой террористических актов, совершаемых религиозными фанатиками, выступает религиозный фундаментализм; политических авантюристов — тип, использующий сложившуюся ситуацию для достижения своих личных целей, таких, как богатство, власть и слава; террористов-романтиков, отличительной особенностью которых является вера в спасительную миссию своего жертвенного пути, готовность пожертвовать своей жизнью «ради народа»; интеллектуалов-теоретиков, как правило лично не участвующих в проведении терактов. Их задача — философское обоснование необходимости применения насилия, разработка теоретических аспектов терроризма; террористов-смертников — в настоящее время одна из самых опасных категорий боевиков в силу сложности профилактики и пресечения их террористической активности. Террорист-«камикадзе» совершает некий обряд жертвоприношения во имя своих идеалов, «забирая» чужие жизни взамен собственной. «Наградой» же ему служит осознание своей правоты или «воздаяние после смерти». В группе террористов-уголовников по мотивационной сфере можно различить: наемников — людей, участвующих в террористических акциях за определенное материальное вознаграждение; психопатов — индивидов с инвертированной психикой, которым мучения жертв доставляют садистское удовольствие; корыстолюбцев — ведущим мотивом деятельности их является жажда наживы. По методам деятельности выделяются: лица, занимающиеся киднеппингом (захватом заложников, особенно детей), целью которых является получение выкупа. При применении этого метода идеологизированными террористами цель состоит в выдвижении политических требований; хай-джекеры — угонщики транспортных средств. Среди них, в свою очередь, могут быть отмечены «беглецы», стремящиеся покинуть пределы страны; «вымогатели», использующие это средство с целью обогащения или получения уступок со стороны властей; пираты — некие романтики, избравшие своей профессией рискованную игру с законом в силу своего авантюрного склада личности и склонности к приключениям. Группа патологических, то есть страдающих теми или иными психическими расстройствами, террористов может включать в себя: лиц шизофрено-параноидального типа; лиц, страдающих маниакально-депрессивными психозами; лиц с «неадекватной социальной установкой». Представляет интерес классификация террористов из организации исламских фундаменталистов ассоциации «Братьев-мусульман». По характеру выполняемых обязанностей среди них выделяется четыре ступени боевиков. Первая ступень — помогающие, работают в первичной организации, платят взносы и называются «братья-помощники». Вторая ступень — присоединившиеся, соблюдающие все каноны ислама, подчиняющиеся советам проповедников и приказам наставников, называются «братья» (члены военизированных отрядов). Третья ступень — действующие члены, глубоко усвоившие догмы ислама и идеологию организации. На этой ступени все экстремисты являются либо проповедниками, либо наставниками в нелегальных военизированных группах. Четвертая ступень — братья, борющиеся за общее дело. В их ряды зачисляются посвященные и моджахеды. В посвященные принимаются проповедники, после чего им присваивается звание шейха. Моджахедами становятся наставники, отличающиеся в ходе террористической войны. Это главным образом руководители военных организаций и полевые командиры высшего звена. Помимо них существуют сеиды — духовные наставники и идеологи «братьев». Их послания (фетвы) — это своего рода обоснования и призывы совершения тех или иных террористических актов. Таким образом, рассмотрев нравственно-психологический аспект личности террориста, можно сделать вывод, что у человека, сделавшего выбор в пользу терроризма, формируются специфические, духовно-нравственные ценности и особенный стиль поведения, характеризующиеся крайней нетерпимостью к другим взглядам, культивированием насилия, жестокости и готовности пожертвовать любым человеком и даже собой ради исполнения своих замыслов. По меткому замечанию, каждый террорист — далеко не обязательно параноик и психопат. Наоборот, чаще всего это нормальный человек, нашедший себя на ненормальном пути и потому ставший впоследствии ненормальным <*>. ——————————— <*> Буртный К. П. Организационные структуры современного международного терроризма // Современный терроризм: теория и практика (сборник научных статей). М., 2002. С. 89.
В условиях системного кризиса, который испытывает современное мировое сообщество в силу обострения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, усиления противоречий между потребностями общества и инерцией отживших форм его жизнедеятельности, терроризм все чаще избирается лицами, имеющими определенные психологические особенности личности, методом борьбы с «чужими» идеологией, религией, традициями, с другим образом жизни. Для преодоления террористической угрозы необходимы активизация усилий всех институтов общества и государства в области защиты духовно-нравственных и культурных основ общества, проведения систематического социокультурного изучения личности террориста, социально-психологических факторов, способствующих росту рядов террористов, что позволяет выработать практические предложения для борьбы с этим феноменом современности <*>. ——————————— <*> В статье использованы материалы В. В. Кафтана, представленные на заседании Философского клуба Ассоциации офицеров запаса Вооруженных Сил «Мегапир» 21 мая 2003 г.
——————————————————————