Значение частной охранной и сыскной деятельности в профилактике преступлений: региональный аспект
(Ильясов Э. А.) («Российский следователь», 2006, N 11)
ЗНАЧЕНИЕ ЧАСТНОЙ ОХРАННОЙ И СЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Э. А. ИЛЬЯСОВ
Ильясов Э. А., аспирант кафедры уголовного права и криминологии Дагестанского государственного университета.
В период рыночной экономики существенна роль негосударственных организаций безопасности в профилактике преступлений в сфере экономики. Сегодня темпы развития рынка негосударственных услуг безопасности напрямую увязаны с темпами рыночных преобразований в России, так как одна из основных потребностей бизнеса и общества в целом — наличие оптимального уровня национальной, общественной и личной безопасности. Негосударственные организации безопасности (НОБ), в число которых входят охранно-сыскные структуры, производители и поставщики специальных технических средств защиты, фирмы-поставщики и провайдеры специальных защитно-коммуникационных услуг, обеспечивают защиту предпринимательства, собственности и государства в целом, активно способствуют формированию инфраструктуры малого и среднего бизнеса, созданию полноценного гражданского общества в стране <1>. ——————————— <1> Гудков Г. В. Охрана — частная, интересы — государственные // Мир безопасности. 2006. N 1. С. 20.
В декабре 2005 г. в республике зарегистрировано 11,3 тыс. малых предприятий со статусом юридического лица, 29,7 тыс. индивидуальных предпринимателей, общая численность работающих в сфере малого предпринимательства составляет 54,7 тыс. человек <2>. По данным территориального органа Федеральной государственной статистики по РД, за десять месяцев 2005 г. оборот малых предприятий по всем видам деятельности превышает 45 млрд. рублей, инвестиции в основной капитал малых предприятий — более 100 млн. рублей, выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг составляет — 24,4 млрд. руб. По таким показателям, как число малых предприятий, плотность их распространения, численность работников списочного состава, оборот малых предприятий, инвестиций в основной капитал, удельный вес в общем обороте розничной торговли, удельный вес по вводу в действие жилых домов в общем объеме, Дагестан занимает первое место среди республик Южного федерального округа. Удельный вес малого бизнеса в структуре валового регионального продукта в 2004 г. и за 10 месяцев 2005 г. составил 41,7%. За последние пять лет число субъектов малого предпринимательства увеличилось более чем на 20%, в том числе в торговле на 25%, промышленности — на 12, строительстве — на 25%. Наибольшее число малых предприятий зарегистрировано в сферах оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий — 60,2%, строительства — 17,7%, операции с недвижимым имуществом — 7,5%, добычи полезных ископаемых, производства электроэнергии, газа, — 5,8% <3>. ——————————— <2> Большой прорыв малого бизнеса // Дагестанская правда. 2005. 2 дек. <3> Там же.
Как показывает статистика, на сегодня охранный бизнес в России — один из самых динамично развивающихся в России видов коммерческой деятельности. Только за первое полугодие 2005 г. число фактически действующих охранно-сыскных предприятий выросло более чем на 1300 единиц и составляло 22210 организаций, а количество «лицензированных» работников увеличилось на 45 тысяч человек, всего их сейчас 582256 человек. Но главный показатель — это рост количества охраняемых ЧОП и СБ объектов, который составил свыше 20 тысяч объектов только за шесть месяцев 2005 г., что дало увеличение по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. примерно на 35% <4>. ——————————— <4> Климочкин О. В. Охрана и сыск в России: перспективы регулирования // Мир безопасности. 2005. N 12.
Первые частные охранные предприятия в Дагестане появились в 1993 г. после принятия Закона «О частной охранной и детективной деятельности». Это были ЧОП «Мазари» и «Безопасность». Каждый из них занимался отдельными видами деятельности, разрешенными в целях охраны. «Мазари» было создано бывшим работником ФСБ и занималось сопровождением грузов предпринимателей с границы с Азербайджаном по территории Дагестана. В нее входило порядка 40 охранников, все являлись ветеранами-афганцами. «Безопасность» было создано знаменитым спортсменом-ветераном и осуществляло охрану банка, охрану жизни граждан и их имущества. За период с 2000 по январь 2006 г. количество частных охранных предприятий в Республике Дагестан возросло в три раза, количество служб безопасности увеличилось на 41%, количество лицензированного персонала увеличилось в 2,62 раза. Увеличение числа ЧОПов обусловлено определенным ростом экономики нашего региона, как было показано выше, в частности развитием малого предпринимательства, а также перерегистрацией части служб безопасности в ЧОПы. Становление региональных рынков охраны в немалой степени обусловлено ростом малого предпринимательства. Эта тенденция объясняется еще и тем, что основная часть малого предпринимательства концентрируется в сфере услуг, прежде всего в торговле и общественном питании <5>. ——————————— <5> Ильин С. А. Состояние и основные тенденции развития рынка охраны и коммерческой безопасности России в наступившем году // Охранная деятельность. 2006. N 1. С. 29.
Количество частных охранников в нашей республике увеличилось в 2005 г. на 40% и составило 4,5 тысячи человек. Это произошло после изменения в апреле правил работы частных охранных структур (ЧОС). Дело в том, что, согласно Постановлению Правительства РФ от 4 апреля 2005 г. N 179, на четырех сотрудников частных охранных структур (то есть служб безопасности предприятий и частных охранных предприятий — ЧОПов) должна приходиться одна единица оружия. Тогда как в предыдущем Постановлении от 1992 г. разрешалось иметь одну единицу на двух сотрудников <6>. Частные охранные структуры вынуждены были увеличить штат в целях сохранения необходимого количества оружия для предоставления охранных услуг. ——————————— <6> Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2005 г. N 179 «О внесении изменений в Постановления Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587 и от 21 июля 1998 г. N 814» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 15. Ст. 1343.
Однако за все годы в Республике Дагестан не зарегистрировано ни одного частного детективного предприятия, люди обычно стараются решать проблемы сами, думают, что они могут все. Пытаются сами провести расследование. Но обычно эти люди не стремятся получить лицензию и действуют нелегально. Частные детективы не имеют права носить оружие — таков закон. И они, видимо, думают, что нет смысла регистрироваться, если это не дает такого преимущества, как право на ношение оружия. Руководителями частных охранных структур в Дагестане в подавляющем большинстве являются бывшие работники правоохранительных органов: МВД, ФСБ. В структуре же персонала ЧОПов количество бывших работников правоохранительных органов составляет около 25%. Взаимодействие с правоохранительными органами осуществляется только в рамках получения лицензии, оружия, удостоверений охранника, прохождения проверок, т. е. по организационным вопросам. Взаимодействие по вопросам профилактики преступлений на охраняемой территории, обеспечения порядка на охраняемой территории, иное информационное взаимодействие с правоохранительными органами осуществляется только на основе личных связей руководителей частных охранных структур. В Дагестане невозможно из официальной статистики получить информацию о месте и роли негосударственных охранных структур в системе предупреждения и борьбы с преступностью, так как правонарушения и преступления, выявленные либо предотвращенные с помощью частных охранных структур, специальным образом не выделяются, а становятся лишь достоянием истории соответствующей охранной структуры. Нет ни одного объединения, ассоциации, совета, иного формирования в области негосударственной охранной деятельности, обеспечивающих взаимодействие и координацию деятельности частных охранных структур и правоохранительных органов. Все частные охранные предприятия в Дагестане созданы под конкретный объект и развиваются на его материальной базе. Поэтому главным катализатором развития ЧОПов является материальная база и наличие финансовых ресурсов. Лидером в сфере частных охранных услуг в Дагестане является ЧОП «Гард-М». Оно основано в декабре 2003 г., предоставляет охранные услуги на всей территории РД. В штат предприятия входит более 100 сотрудников. Сотрудники ЧОПа охраняют более 50 объектов в городах Махачкала, Каспийск, Буйнакск, среди которых банки, сеть игровых автоматов, рестораны, гостиницы, культурно-развлекательные центры, школы. Сотрудники ЧОПа обеспечивают безопасность и общественный порядок в местах проведения массовых мероприятий — концертов, вечеров, банкетов, спортивных мероприятий. Остальные же структуры остаются, по сути, субъектами самоохраны, учреждаемыми предприятиями в целях обеспечения безопасности бизнеса. Это, по сути, те же службы безопасности, но в организационно-правовой форме ЧОПа, которая устраняет проблемы, связанные с доступом к оружию, и поднимает вопросы обеспечения безопасности на более высокий уровень, решая вопрос с текучестью кадров. Специфика охранного бизнеса такова, что он не только высокозатратный, но и высококонкурентный. Для него характерно следующее положение: «предложение превышает спрос» (и эта тенденция наблюдается во всем мире). На спрос охранных услуг в нашей республике влияют такие факторы, как: 1) наличие на рынке государственных структур в виде Управления вневедомственной охраны и ФГУП «Охрана»; 2) отсутствие у еще не окончательно сформировавшегося в Дагестане третьего класса финансовых средств на наем охраны (либо установки сигнализации) и зачастую понимания того, необходимо это или нет; 3) наличие у большого слоя высокообеспеченных дагестанцев (которые, как правило, занимают государственные посты) собственных служб безопасности, сформированных в основном по «земляческо-родственному» принципу <7>. ——————————— <7> Магомедов М. А. Частная охрана: это бизнес или // Черновик. 2005. 2 дек. N 47.
В последние несколько лет к проблемам безопасности бизнеса прибавились новые и очень серьезные угрозы жизни и здоровью людей, связанные с активизацией террористической деятельности на территории Дагестана. В отличие от криминальных структур, угрожающих бизнесу, террористы обычно преследуют политические цели, и борьба с ними — прерогатива государственных структур безопасности. Однако в этой борьбе государству, безусловно, должны помогать частные охранно-сыскные структуры, имеющие необходимую материальную базу и соответствующим образом подготовленных сотрудников. Однако деятельность негосударственных организаций безопасности как неотъемлемой составной части российской экономики пока не нашла адекватного нормативно-правового закрепления, признания их равноправными партнерами для взаимодействия с государственными органами власти и управления, международными и российскими общественно-политическими структурами <8>. ——————————— <8> Гудков Г. В. Охрана — частная, интересы — государственные // Мир безопасности. 2006. N 1. С. 20.
Построение конкурентоспособной, социально-ориентированной экономики невозможно без создания эффективного механизма правового регулирования предпринимательских отношений, в т. ч. в сфере оказания охранно-сыскных услуг. Как показывает мировой опыт, только развитие государственно-частного партнерства позволит создать необходимые стабилизационные условия и обеспечить государственную поддержку деятельности социально ориентированных и законопослушных негосударственных организаций безопасности. В целях развития государственно-частного партнерства в сфере оказания охранно-сыскных услуг в Дагестане необходимо совершенствовать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, систему координации и взаимодействия рынка охранных услуг. Анализ современного состояния рынка охранных услуг Дагестана показывает, что назрела необходимость в привлечении на этот рынок структур, не занимающихся непосредственно охранной деятельностью, но обслуживающих общие потребности участников рынка и, как следствие, появилась задача обеспечения координации их действий. Таким органом должен стать Координационный Совет негосударственных охранно-сыскных структур Дагестана. Основными задачами Совета должны стать: научно-методическое и организационное содействие государственным органам власти и управления в обеспечении безопасности физических и юридических лиц, защите их прав, свобод, законных интересов от противоправных посягательств; содействие законодательному признанию и повышению престижа профессии охранника и детектива, участие в определении квалификационных требований к лицам, занимающимся негосударственной охранной и детективной деятельностью; изучение и распространение положительного опыта работы охранных, детективных, образовательных, технических и иных предприятий, разработка и внедрение новых форм, методов и тактических приемов, повышающих качество охранно-детективных услуг; организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для рынка охранно-детективных услуг; сбор и обработка криминологической, коммерческой и иной, необходимой для решения уставных задач информации, создание соответствующих банков данных для оперативного информационного обмена, статистической и аналитической обработки информации в интересах участников рынка охранно-детективных услуг; организация научных исследований в области социальных и технических наук по проблемам безопасности личности и бизнеса; осуществление информационно-издательской деятельности в сфере безопасности; организация конференций, семинаров, выставок и иных мероприятий, способствующих формированию спроса на охранно-детективные услуги, расширению их номенклатуры и повышению качества. Решение этих и других уставных задач партнерства будет способствовать повышению качества охранно-детективных услуг, направленных на обеспечение безопасности личности и бизнеса. Создание и развитие этой системы — одна из приоритетных целей скоординированных действий правоохранительных органов, государственных и негосударственных учебных заведений разного уровня. В заключение хочется отметить следующее. Охранно-сыскной бизнес характеризуется повышенной по сравнению с другими видами бизнеса ориентированностью на общественную пользу, особыми возможностями служить общественным интересам и должен использоваться для решения широкого круга краткосрочных и долгосрочных задач развития всего общества. Негосударственные структуры безопасности, профессиональное ядро которых составляют преимущественно ветераны и пенсионеры правоохранительных и иных государственных органов, поддерживают и могут активно участвовать в реализации приоритетных национальных проектов в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье, реально обеспечивая безопасную жизнедеятельность медицинских и образовательных учреждений, строительных и жилых объектов. Данная проблема наиболее актуальна в Республике Дагестан в свете активизации террористической деятельности, необходимости поддержания положительных показателей развития экономики. Поэтому закономерной представляется необходимость принятия законодательных решений, направленных на поддержку деятельности частных охранных и сыскных предприятий по профилактике преступлений и административных правонарушений, снижение налоговой нагрузки и оптимизацию налогообложения негосударственных структур безопасности, устранение бюрократических препятствий на пути их развития.
——————————————————————