Форма — не формальность
(Горшков Г.)
(«ЭЖ-Юрист», 2013, N 30)
ФОРМА — НЕ ФОРМАЛЬНОСТЬ
Г. ГОРШКОВ
Герман Горшков, юрист, г. Самара.
Внешний вид сотрудников охраны, а также то, как выглядят автомобили, используемые в деятельности частных охранных организаций, играют немалую роль при создании имиджа ЧОО. Но важно помнить, что использование форменной одежды и специальной раскраски транспорта регламентировано законодательством.
Встречают по одежке
Использование форменной одежды сотрудниками частной охранной организации (ЧОО) создает положительный имидж такой организации и является фактором, способным привлечь потенциальных заказчиков охранных услуг. Сотрудники ЧОО могут носить форменную одежду, например, при охране муниципальных предприятий, объектов акционерных обществ с государственным участием, коммерческих объектов и т. д. (осуществление контроля доступа на охраняемые объекты, патрулирование (обход) периметров охраняемых объектов и т. п.). Рассмотрим нормативно-правовые акты, регулирующие порядок и условия ношения охранниками специальной форменной одежды при оказании различных видов охранных услуг.
В соответствии с ч. 8 ст. 12 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» работники ЧОО имеют право оказывать охранные услуги в специальной форменной одежде, если иное не оговорено в договоре с заказчиком охранных услуг. То есть вопрос целесообразности ношения сотрудниками ЧОО форменной одежды при оказании охранных услуг решается руководителем ЧОО по согласованию с заказчиком охранных услуг. Правила ношения специальной форменной одежды при оказании различных видов охранных услуг определен Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности». В соответствии с приложением N 10 к этому Постановлению при оказании охранных услуг работниками частной охранной организации не допускается ношение:
— отдельных предметов специальной форменной одежды совместно с иной одеждой;
— специальной форменной одежды, аналогичной форме одежды сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, а также сходной с ними до степени смешения;
— специальной форменной одежды без личной карточки охранника, а также не позволяющей определить принадлежность работников частной охранной организации к конкретной частной охранной организации. Для определения такой принадлежности на форменной одежде сотрудников может быть указано, например, наименование частной охранной организации (фирменное наименование юридического лица).
КоАП РФ предусматривает ответственность за незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов лицом, имеющим специальное разрешение (лицензию) на осуществление частной детективной или охранной деятельности, в связи с осуществлением этой деятельности (ч. 2 ст. 17.12 КоАП РФ). За такое правонарушение может быть наложен штраф в размере от 1,5 до 2,5 тыс. руб. с конфискацией как самой форменной одежды, так и незаконных знаков различия и символики.
Транспортное средство охраны
Нередко в процессе работы частных охранных организаций возникает необходимость в использовании транспортных средств, несущих специальную раскраску, информационные надписи и знаки.
Часть 8 ст. 12 Закона N 2487-1 устанавливает, что специальная раскраска, информационные надписи и знаки на транспортных средствах частных охранных организаций подлежат согласованию с органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством РФ. Правила согласования утверждены Постановлением Правительства РФ N 587 (приложение N 11).
В соответствии с Правилами руководителю ЧОО необходимо представить в орган внутренних дел, выдавший лицензию на осуществление частной охранной деятельности (лицензирующий орган), соответствующее заявление и его копию. К заявлению необходимо приложить схему (описание) расположения на транспортных средствах ЧОО специальной раскраски, информационных надписей и знаков в 2 экземплярах. Схема (описание) в течение 3 рабочих дней со дня принятия документов на рассмотрение направляется должностным лицом лицензирующего органа в орган управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства (главного управления, управления) внутренних дел по субъекту РФ для подготовки заключения о ее согласовании либо об отказе в ее согласовании.
Основанием для отказа в согласовании схемы является полное или частичное дублирование в представленной схеме специальных цветографических схем, используемых на наружных поверхностях транспортных средств пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции и следственных органов Следственного комитета РФ. Также основанием для отказа в согласовании схемы является ее несоответствие положениям ст. 20 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе». Например, ч. 2 ст. 20 данного Закона предусматривает, что использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций запрещается.
Схема (описание) рассматривается органом управления ГИБДД министерства (главного управления, управления) внутренних дел по субъекту РФ в течение не более 20 рабочих дней. Заключение о согласовании схемы либо об отказе в ее согласовании, утвержденное руководителем данного органа управления, в течение указанного срока направляется в лицензирующий орган.
Лицензирующий орган информирует руководителя частной охранной организации о принятом решении в течение 3 рабочих дней со дня получения заключения о согласовании схемы (описания) либо об отказе в ее согласовании.
Обратим внимание, что ч. 3 ст. 12.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за незаконное нанесение на наружные поверхности транспортного средства специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб в виде наложения административного штрафа на граждан в размере 2,5 тыс. руб.; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, — 20 тыс. руб.; на юридических лиц — 500 тыс. руб.
——————————————————————