Защита секретной информации
(Назаров П.)
(«Законность», 2007, N 1)
ЗАЩИТА СЕКРЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ
П. НАЗАРОВ
П. Назаров, старший помощник прокурора Хабаровского края.
Любое государство, малое или большое, со слабой и высокоразвитой экономикой, с различным государственным устройством, всегда защищало и будет защищать свои тайны и секреты.
По данным информационного центра УВД Хабаровского края, за последние 30 лет судами края не рассматривались дела о разглашении государственной тайны. Но только в 2005 — 2006 гг. с постановлением обвинительных приговоров рассмотрено четыре уголовных дела в отношении лиц, разгласивших сведения, составляющие государственную тайну. Все четыре дела возбуждены по материалам оперативных работников УФСБ РФ по Хабаровскому краю и расследованы следователями того же управления.
Кто же они — разгласители государственной тайны?
Бывший начальник районного узла связи Ш. попал в поле зрения органов безопасности еще в 2004 г., когда стало известно об утечке информации лицам, в отношении которых проводились оперативно-розыскные мероприятия — прослушивание телефонных переговоров, что практически сводило «на нет» работу чекистов. А попался заслуженный работник связи, когда не смог устоять перед желанием угодить местному главе администрации. На его просьбу он и сообщил сведения о прослушивании служебного телефона и телефонов иных фигурантов по возбужденным уголовным делам.
Приговором Хабаровского краевого суда «связист» признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 283 УК, т. е. в разглашении сведений, составляющих государственную тайну, и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года. Верховным Судом РФ приговор был изменен, с учетом преклонного возраста и бывших заслуг Ш. постановлено считать наказание условным.
Чиновник администрации Г., занимая должность начальника отдела по земельным отношениям комитета по управлению муниципальным имуществом, в угоду вышестоящему начальству предал огласке сведения с грифом «секретно», содержащиеся на картах масштаба 1:25, предъявил секретные карты лицам, не имеющим допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. За это Хабаровским краевым судом был осужден с применением ст. 64 УК РФ к наказанию в виде штрафа на 5 тыс. руб., с лишением права занимать должности, связанные с оформлением допуска к государственной тайне.
Но, пожалуй, самые циничные факты разглашения государственной тайны имели место в судах Кировского и Индустриального районов Хабаровска, где в порядке гражданского и уголовного судопроизводства защищали свои интересы бывшие оперативные работники УФСИН РФ по Хабаровскому краю и УВД Центрального района Хабаровска.
Старший оперуполномоченный УФСИН РФ по Хабаровскому краю П., со стажем оперативной работы более десяти лет, за грубое нарушение служебной дисциплины (неслужебные контакты с лицами, содержащимися в следственном изоляторе) был уволен со службы в 2005 г. Однако с таким решением руководства УФСИН он не согласился и обратился в суд с иском о восстановлении на работе. В ходе судебного разбирательства по иску, ложно понимая возможности защиты своих интересов любыми способами, предал огласке сведения о методах оперативной работы в следственном изоляторе и разгласил сведения о лице, сотрудничающем на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. В результате иные лица узнали сведения о негласном осведомителе. Руководству УФСИН в срочном порядке пришлось принимать меры, направленные на обеспечение безопасности конфидента. К счастью, на этот раз все обошлось благополучно.
П. осужден на 1 год лишения свободы условно. Условное осуждение было избрано лишь с учетом бывших заслуг осужденного.
По тем же ложным соображениям в суде Индустриального района Хабаровска раскрыл агента бывший оперуполномоченный одноименного УВД А. И вновь возникла реальная угроза безопасности конфидента, и вновь пришлось принимать меры его защиты.
Оба «опера» получили заслуженное и справедливое наказание. Сдать «агента» всегда считалось «последним делом». Но будут ли такие дела последними, вот в чем вопрос, если с такой легкостью сегодня это делают лица, в силу закона обязанные хранить в тайне секретные сведения?
——————————————————————