Чрезвычайное положение — особое управление
(Михайлова А., Косихин Д., Яшина Н., Мельников О.)
(«ЭЖ-Юрист», 2012, N 43)
ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ — ОСОБОЕ УПРАВЛЕНИЕ
А. МИХАЙЛОВА, Д. КОСИХИН, Н. ЯШИНА, О. МЕЛЬНИКОВ
Анна Михайлова, юрист, г. Москва.
Дмитрий Косихин, газета «ЭЖ-Юрист».
Надежда Яшина, газета «ЭЖ-Юрист».
Олег Мельников, газета «ЭЖ-Юрист».
На территории, где установлен режим чрезвычайного положения, может вводиться особый порядок управления этой территорией путем создания временного специального или федерального органа управления. Каковы особенности такого управления?
Временный специальный или федеральный
При необходимости введения особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, Президент РФ обращается к населению этой территории, а также должностным лицам органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, действующих на ней, с предупреждением о возможности введения особого порядка управления территорией путем создания временного специального органа управления либо федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение. Указанное обращение доводится до сведения населения и других лиц через средства массовой информации.
Особое управление вводится Указом Президента РФ в соответствии со ст. 22 ФКЗ от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (с изменениями и дополнениями от 07.03.2005).
Если создается временный специальный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, то он действует на основании Положения, утв. Президентом РФ (п. 1 ст. 24 Закона N 3-ФКЗ).
Этому органу управления могут быть переданы полностью или частично полномочия органов исполнительной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение.
Комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение, переходит в подчинение руководителю временного специального органа, также назначаемому Президентом РФ, и по должности является его первым заместителем.
Если же на территории, где введено чрезвычайное положение, создание временного специального органа управления не обеспечило достижения целей введения этого режима, может быть создан федеральный орган управления. При этом временный специальный орган управления указанной территорией прекращает свои полномочия (п. 1 ст. 25 Закона N 3-ФКЗ).
Руководитель федерального органа управления территорией также назначается Президентом РФ и действует согласно Положению о федеральном органе управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, утв. главой государства.
Органы особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, вправе издавать в пределах своих полномочий обязательные для исполнения на соответствующей территории приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения (п. 1 ст. 26 Закона N 3-ФКЗ).
Организации, должностные лица и граждане, находящиеся на территории, на которой введено чрезвычайное положение, обязаны оказывать всемерную поддержку органам особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, и выполнять приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения.
Органы особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, на период его действия могут наделяться функциями распоряжения в установленном порядке бюджетными ассигнованиями, направляемыми на восстановление объектов жизнеобеспечения, социальной сферы, жилого фонда, расположенных на указанной территории (п. 3 ст. 27 Закона N 3-ФКЗ).
Кто обеспечивает режим
Для обеспечения режима чрезвычайного положения используются силы и средства органов внутренних дел, в том числе полиции (ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции»), уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы и средства органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ст. 16 Закона N 3-ФКЗ).
В исключительных случаях на основании Указа Президента РФ в дополнение к силам и средствам, указанным выше, для обеспечения режима чрезвычайного положения могут привлекаться Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы. Пограничные органы, осуществляющие защиту и охрану Государственной границы РФ, привлекаются для обеспечения режима чрезвычайного положения только в целях непосредственной охраны Государственной границы РФ.
Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы привлекаются для выполнения таких задач, как:
а) поддержание особого режима въезда на территорию, на которой введено чрезвычайное положение, и выезда с нее;
б) охрана объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, и объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей природной среды;
в) разъединение противоборствующих сторон, участвующих в конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями с применением оружия, боевой и специальной техники;
г) участие в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований;
д) участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасении жизни людей в составе сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (п. 2 ст. 17 Закона N 3-ФКЗ).
Указанные выше задачи, за исключением п. «д», военнослужащие Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов выполняют совместно с сотрудниками органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности и военнослужащими внутренних войск. При этом на военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов распространяются положения федерального законодательства о внутренних войсках в части, касающейся условий, порядка и пределов применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники, гарантий личной безопасности военнослужащих и членов их семей, гарантий их правовой и социальной защиты.
Руководящие функции коменданта
Для осуществления единого управления силами и средствами (в том случае, если нет необходимости устанавливать особое управление) Указом Президента РФ назначается комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение.
Комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение:
а) издает в пределах своих полномочий приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения, обязательные для исполнения на соответствующей территории всеми организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и должностными лицами указанных организаций, гражданами, а также начальниками (командирами) органов внутренних дел, органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, воинских формирований, расположенных (дислоцирующихся) на территории, на которой введено чрезвычайное положение, и дополнительно привлекаемых для обеспечения режима чрезвычайного положения;
б) устанавливает время и срок действия комендантского часа;
в) определяет особый режим въезда на территорию, на которой введено чрезвычайное положение, и выезда с нее;
г) устанавливает особый режим продажи оружия, боеприпасов, лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества, этилового спирта, спиртных напитков и спиртосодержащей продукции;
д) определяет порядок и места хранения изъятых оружия, боеприпасов, веществ и военной техники в том случае, когда допускается временное изъятие оружия и боеприпасов у граждан, а у организаций также боевой и учебной военной техники, взрывчатых и радиоактивных веществ (п. «д» ст. 12 Закона N 3-ФКЗ);
е) выдворяет в установленном порядке за пределы территории, на которой введено чрезвычайное положение, лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения;
ж) обращается к Президенту РФ с предложениями о необходимости применения на территории, на которой введено чрезвычайное положение, мер и временных ограничений, предусмотренных ст. ст. 11 — 13 Закона N 3-ФКЗ;
з) оповещает через средства массовой информации население соответствующей территории о порядке выполнения отдельных мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;
и) устанавливает особый порядок аккредитации журналистов на территории, на которой введено чрезвычайное положение, и порядок их работы.
Комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение, вправе принимать участие во всех заседаниях органов государственной власти и заседаниях органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, и вносить предложения по вопросам, отнесенным Законом N 3-ФКЗ и иными нормативными правовыми актами РФ к его компетенции.
Комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение, осуществляет руководство комендатурой указанной территории. Деятельность комендатуры регулируется Положением, утв. Президентом РФ (п. 4 ст. 18 Закона N 3-ФКЗ). Образование комендатуры не приостанавливает деятельность органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, действующих на указанной территории.
Координация действий
При введении режима чрезвычайного положения большое значение приобретает координация действий сил и средств, обеспечивающих этот режим. Для соответствующей координации в составе комендатуры территории, где введено чрезвычайное положение, Указом Президента РФ может быть создан объединенный оперативный штаб из представителей органов, обеспечивающих режим чрезвычайного положения (п. 1 ст. 19 Закона N 3-ФКЗ).
Объединенным оперативным штабом руководит комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение.
При введении чрезвычайного положения на всей территории РФ все войска и воинские формирования передаются в оперативное подчинение федеральному органу исполнительной власти, который определяется Президентом РФ.
Гарантии и компенсации
На сотрудников органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, военнослужащих внутренних войск, органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также на иных лиц, участвовавших в обеспечении режима чрезвычайного положения, распространяются дополнительные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством РФ (Постановление Правительства РФ от 15.08.2002 N 601 «О порядке учета лиц, участвовавших в обеспечении режима чрезвычайного положения, на которых распространяются дополнительные гарантии и компенсации»).
Следует отметить, что вопрос о гарантиях имущественных и социальных прав граждан и организаций в период действия чрезвычайного положения также является очень важным.
Согласно ст. 29 Закона N 3-ФКЗ лицам, мобилизованным для проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, гарантируется оплата труда в соответствии с главой 21 ТК РФ.
Лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, которые установлены Правительством РФ (п. 2 ст. 29 Закона N 3-ФКЗ).
Организации, имущество и ресурсы которых использовались для обеспечения режима чрезвычайного положения, имеют право на возмещение причиненного ущерба в порядке и размерах, которые также установлены Правительством РФ.
Чрезвычайные меры обязательны для исполнения
Введение режима чрезвычайного положения — это вынужденная мера, посредством которой возникшее нарушение нормальной обстановки должно быть устранено. Поэтому ограничения и меры, установленные Законом N 3-ФКЗ для граждан и организаций, являются обязательными, и за нарушение законодательных установлений наступает ответственность. Так, граждане, нарушившие правила комендантского часа, задерживаются силами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, до его окончания, а граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, — до выяснения их личности, но не более чем на 3 суток по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя. По решению суда указанный срок может быть продлен не более чем на 10 суток. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и транспортные средства могут быть подвергнуты досмотру (п. 1 ст. 31 Закона N 3-ФКЗ).
Соответствующее решение начальника органа внутренних дел или его заместителя о задержании может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу или в суде.
——————————————————————