Типология преступников, совершивших уголовно наказуемое нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

(Гвоздева Е. В.) («Российский следователь», 2007, N 11)

ТИПОЛОГИЯ ПРЕСТУПНИКОВ, СОВЕРШИВШИХ УГОЛОВНО НАКАЗУЕМОЕ НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Е. В. ГВОЗДЕВА

Гвоздева Е. В., соискатель ВНИИ МВД России.

Рассматривая преступление, квалифицируемое по ст. 264 Уголовного кодекса Российской Федерации (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств), следует отметить, что оно является неосторожным преступлением. Лица, совершившие неосторожные преступления, характеризуются определенными особенностями, отличающимися от умышленных преступников. Для неосторожных преступников менее характерно наличие криминогенных свойств личности. Нарушитель правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, выполняя определенные действия (бездействие), не осознает их общественно опасный характер, не предвидит их возможных последствий либо легкомысленно рассчитывает на предотвращение вредных последствий, и в то же время обязан осознавать и предвидеть их <1>. ——————————— <1> Мешалкин С. Н. Проблемы борьбы с преступлениями в сфере безопасности дорожного движения: уголовно-правовые и криминологические аспекты: Монография. Домодедово: ВИПК МВД России, 2003. С. 57.

По мнению П. С. Дагеля, лицо совершает неосторожные действия, нарушая при этом Правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, в силу определенных дефектов неосторожно действующего лица. Данные дефекты он подразделяет на три группы: 1) дефекты восприятия и переработки информации (субъект не воспринял имеющуюся информацию о необходимости соблюдения правил предосторожности, не осознал воспринятую информацию, неправильно оценил ее, сделал ошибочные выводы); 2) дефекты решения (субъект не нашел решения, которое исключило бы причинение вреда обществу, принял неправильное решение); 3) дефекты действия (субъект не смог правильно осуществить действие, необходимое для предотвращения вредного результата) <2>. ——————————— <2> Дагель П. С. Неосторожность. Уголовно-правовые и криминологические проблемы. М., 1977. С. 52.

С. Н. Мешалкин согласен с П. С. Дагелем, но отмечает, что личность и конкретные жизненные обстоятельства внешней среды примерно в равной степени обусловливают большинство преступных деликтов, в том числе и неосторожных <3>. Автор же отстаивает точку зрения, согласно которой решающую роль в совершении неосторожных преступлений играет личность человека, ее нравственные свойства и психологические особенности, а обстоятельства внешней среды при совершении неосторожных преступлений отходят на второй план. Только поведение человека при взаимодействии с конкретной ситуацией приводит к совершению дорожно-транспортного преступления. ——————————— <3> Мешалкин С. Н. Проблемы борьбы с преступлениями в сфере безопасности дорожного движения: уголовно-правовые и криминологические аспекты: Монография. Домодедово: ВИПК МВД России, 2003. С. 58.

Криминальная неосторожность слагается из различного рода дефектов поведения и их комбинаций, что предполагает у неосторожных преступников дефекты интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфер. Те дефекты, которые считаются устойчивыми, нередко напрямую связываются с отрицательными чертами личности. Эти отрицательные черты принято рассматривать в качестве основной причины неосторожного преступления <4>. ——————————— <4> Клочков В. В. Серебряков В. А., Ястребов В. Б., Эминов В. Е. Проблема преступной неосторожности в советской криминологии // Вопросы борьбы с преступностью. М.: Юрид. лит., 1977. Вып. 27. С. 5.

У неосторожных преступников проявляются склонность к образованию реакции тревоги на различные ситуации, неуверенность в себе, склонность к волнениям при стрессе и избыточный самоконтроль. В экстремальных ситуациях такие лица легко поддаются страху и склонны к эмоциональной реакции на ситуацию, содержащую угрозу. Все это предполагает снижение эффективности выполняемых действий в экстремальных условиях и увеличение количества ошибок. Для таких лиц являются стрессовыми ситуации с непредсказуемым исходом, быстрой сменой действующих факторов и неупорядоченными параметрами. Каждая экстремальная ситуация требует: 1) оценки ситуации в целом, выделения главных и второстепенных факторов; 2) мгновенного прогноза возможного ее развития; 3) выбора оптимального решения для данной сложившейся ситуации, которое не может быть стереотипным. Эти требования к успешному разрешению экстремальной ситуации должны осуществляться в считанные секунды. Наличие тревожности, даже в скрытом виде, может способствовать принятию объективно неправильных решений в экстремальных ситуациях. Опьянение, конфликтные ситуации, психические травмы, переутомление могут приводить к активизации скрытых особенностей, ранее присутствовавших у человека в психически нейтральном состоянии. Такой психологический феномен повышает аварийность в условиях дорожного движения. Одной из центральных задач наук, изучающих человека и личность, является разработка личностной типологии. При изучении различных групп людей и их социальных функций социологию интересует не столько конкретное поведение отдельного человека, обусловленное его индивидуальными качествами, сколько обобщенное, типическое, выраженное в сумме определенных признаков, присущих определенному множеству. Иными словами, проблема состоит в том, чтобы определить черты некой абстрактной личности, с наибольшей полнотой выражающей сущность данной социальной группы. У криминологов нет единого мнения по наиболее принципиальным положениям, связанным с типологическими чертами личности, совершившей дорожно-транспортное преступление. Исследования феномена личности неосторожного преступника с неизбежностью приводят к необходимости ответить на вопрос: к какому типу личности относится эта категория преступников? В. И. Жулев отмечает, что, по мнению самих осужденных за автотранспортные преступления, им присущи такие нравственно-психологические черты, как беспечность, легкомыслие, неосмотрительность (64% опрошенных), самоуверенность (94%), неумение оценивать ситуацию (43%) <5>. ——————————— <5> Предупреждение дорожно-транспортных происшествий. С. 118.

Отдельные авторы представляют лицо, совершившее дорожно-транспортное преступление, преступником «случайного типа» <6>, личностные особенности которого не имеют общих свойств <7>. ——————————— <6> Смирнов Г. Л. Советский человек. М., 1980. С. 324 — 325. Блувштейн Ю. Д. О содержании понятия «личность преступника» // Теоретические проблемы учения о личности преступника. М., 1979. С. 53. <7> Иванова В. В. Предупреждение уголовно наказуемых нарушений правил безопасности дорожного движения: Дис. … канд. юрид. наук. М.: Академия МВД России, 1995. С. 142.

Сторонниками противоположной точки зрения являются П. С. Дагель, В. В. Клыков и др. Психологическими корнями преступного поведения, по мнению П. С. Дагеля, в области дорожного движения являются дефекты восприятия и переработки информации, дефекты решения, дефекты действия <8>. Данные психологические дефекты, приводящие к совершению дорожно-транспортного преступления, соответственно могут корениться и в интеллектуальной, и в волевой, и в эмоциональной сферах личности. Эти дефекты находят свое выражение в отрицательных индивидуально-психологических свойствах личности, таких как разбросанность внимания, несобранность воли, пренебрежение правилами предосторожности, расхлябанность, самоуверенность, неосмотрительность и др. ——————————— <8> Дагель П. С. Неосторожность. Уголовно-правовые и криминологические проблемы. М., 1977. С. 52.

По мнению В. В. Ивановой, лицам, совершившим дорожно-транспортные преступления, свойственны индивидуализм, одним из проявлений которого является игнорирование предписаний и мер предосторожности, эгоизм, черствость. Особенно заметны отрицательные личностные качества при анализе действий преступников после совершения дорожно-транспортного происшествия. В этих действиях проявляется стремление избежать ответственности, пренебрежение к установленным правилам поведения и общепринятым нормам морали, обязывающим оказывать помощь лицам, в этом нуждающимся <9>. ——————————— <9> Иванова В. В. Предупреждение уголовно наказуемых нарушений правил безопасности дорожного движения: Дис. … канд. юрид. наук. М.: Академия МВД России, 1995. С. 144.

Это подтверждается и исследованием соискателя. Так, при анализе 140 уголовных дел, в 10,9% случаев водитель пытался скрыться с места дорожно-транспортного происшествия. К другим умышленным нарушениям правил дорожного движения, которые привели к совершению дорожно-транспортного происшествия, относятся: превышение скорости или движение со скоростью, не обеспечивающей постоянный контроль за движением транспортного средства (абзац 1 п. 10.1 ПДД) — 64,7%; управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения (п. 2.7 ПДД) — 25,0%. Факт нарушения правил дорожного движения является определяющим в установлении психического отношения лица к совершенному им деянию. Изложенное выше и проведенное исследование позволяют автору смоделировать типичные черты лица, совершившего преступление в сфере дорожного движения. 1. Лица, которые в силу своих психологических особенностей, имеют хорошие навыки управлять транспортным средством. Они самоуверенны, эгоистичны, бывают неуравновешенны. Уверенность в себе, в своих способностях мастерски управлять автомобилем приводит к тому, что данный тип личности сознательно нарушает Правила дорожного движения. В свою очередь, данный тип личности автотранспортного преступника можно разделить еще на два подтипа. 1.1. Лица, которые имеют склонность к частым авариям. Шаблоном управления транспортным средством является опасная езда (для осуществления обгона — выезд на встречную полосу движения, где это запрещено Правилами дорожного движения; обгон транспортного средства на дороге с подъемом, когда видимость встречного потока транспорта ограничена, и т. п.). В их темпераменте проявляется агрессивность, ярость, неуравновешенность. 1.2. Лица, которые практически не попадают в дорожно-транспортные происшествия. Другими словами, это лица, которым дано управлять автомобилем «от бога». Они предвидят на дороге все, предвидят несколько вариантов развития той или иной дорожной ситуации (если впереди них движется транспортное средство, то они уже предвидят, что оно может повернуть вправо, влево, резко остановиться и др.). И попадают в дорожно-транспортные происшествия по стечению обстоятельств. 2. Лица, у которых в силу своих психологических особенностей отсутствует способность управлять транспортным средством. Как правило, такие люди имеют запоздалое восприятие окружающей среды, плохую реакцию, недооценку опасности или непонимание ее степени, высокую напряженность, повышенную тревожность, взвинченность. Их также можно разделить на два подтипа. 2.1. Лица, которые соблюдают Правила дорожного движения и несознательно их нарушают. Управляют транспортным средством аккуратно, не «лихачат», но в силу своих психологических особенностей (повышенной тревожности, напряженности и т. д.), невозможности своевременно принять правильное решение в экстремальной ситуации нарушают Правила дорожного движения и совершают автотранспортные преступления. 2.2. Лица, которые сознательно нарушают Правила дорожного движения с целью самоутвердиться. Им присущ «хронический латентный страх». Они не могут допустить, чтобы их обогнали, и тут же увеличивают скорость, ночью включают дальний свет фар, чтобы их не ослепили и т. д. Предложенная типология преступников в определенной сфере показывает и направление работы с ними по предупреждению рассматриваемых преступлений.

——————————————————————

Вопрос: Освобождаются ли от налогообложения выплаты, осуществляемые государством в отношении физических и юридических лиц, которым был причинен ущерб в результате совершения террористического акта? («Законодательство и экономика», 2007, N 5)

Вопрос: Освобождаются ли от налогообложения выплаты, осуществляемые государством в отношении физических и юридических лиц, которым был причинен ущерб в результате совершения террористического акта? А. М.Исаков, г. Москва

Ответ: Статья 20 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (в ред. от 27 июля 2006 г.) предусматривает, что лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите. К указанным лицам относятся: 1) военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом; 2) лица, содействующие на постоянной или временной основе федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим борьбу с терроризмом, в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористических актов и минимизации их последствий; 3) члены семей лиц, указанных в пунктах 1 и 2, если необходимость в обеспечении их защиты вызвана участием указанных лиц в борьбе с терроризмом. Согласно ст. 21 вышеназванного Закона (вступившей в силу с 1 января 2007 г.) возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу ранее указанных лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном Правительством РФ. В данной норме содержится перечень случаев, позволяющих соответствующим лицам получить компенсационные выплаты в определенном размере. Например, в случае гибели лица, принимавшего участие в мероприятиях по борьбе с терроризмом, членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере шестисот тысяч рублей. При этом гарантируется сохранение очереди на получение жилья, компенсаций по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг, если имелось право на получение таких компенсаций. Нетрудоспособным членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, назначается пенсия по случаю потери кормильца. Если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу за счет средств федерального бюджета выплачивается единовременное пособие в размере трехсот тысяч рублей и назначается пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации. При получении ранения, не повлекшего за собой наступления инвалидности, этому лицу выплачивается единовременное пособие в размере ста тысяч рублей. Кроме того, если имущество лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, утрачено или повреждено, это лицо имеет право на возмещение его стоимости в порядке, установленном Правительством РФ. Следует отметить, что при одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных единовременных выплат выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя. С принятием Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму» начал формироваться механизм надлежащего обеспечения прав и законных интересов вышеназванных лиц. На основании ст. 8 указанного Закона были внесены дополнения в ряд положений главы 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй НК РФ. Так, в п. 8.1 ст. 217 НК РФ указано, что освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц: — вознаграждения, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации лицам за оказание ими содействия федеральным органам исполнительной власти в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, выявлении и задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такие акты; — вознаграждения за оказание содействия органам федеральной службы безопасности и федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. В связи с этим в налоговых декларациях физические лица должны указывать все полученные ими в налоговом периоде доходы, за исключением вышеперечисленных доходов (п. 4 ст. 229 НК РФ). Подобные налоговые освобождения от различных видов налоговых платежей в отношении юридических лиц пока отсутствуют.

Н. В.Герасименко Советник Аналитического управления ФАС России, кандидат юридических наук

——————————————————————