Способ преступления в структуре криминалистической характеристики преступлений, связанных с дорожно-транспортными происшествиями
(Савцов В. В.) («Российский следователь», 2011, N 23)
СПОСОБ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СТРУКТУРЕ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫМИ ПРОИСШЕСТВИЯМИ <*>
В. В. САВЦОВ
——————————— <*> Savtsov V. V. Method of committing of a crime in the structure of criminalistic characteristics of crimes related to road-traffic accidents.
Савцов Виталий Викторович, аспирант кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминологии юридического факультета Новосибирского государственного аграрного университета.
Статья посвящена вопросу включения в криминалистическую характеристику преступлений, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, способа преступления. В науке господствует мнение о том, что данные преступления совершаются лишь по неосторожности. Вопрос о том, существует ли способ у неосторожных преступлений, является в науке предметом дискуссий. Автор, относя к данным преступлениям также умышленные деяния, считает, что способ преступления должен быть включен в криминалистическую характеристику данных преступлений.
Ключевые слова: способ, дорожно-транспортное происшествие, неосторожный, умышленный.
The article focuses on the inclusion of criminalistics characteristics of crimes related to traffic accidents, the way of the crime. In a science the belief is dominating that these crimes are committed only by negligence. The question of whether there is a way of the crimes, committed by negligence, is a matter of debate in science. Author, by relating to these crimes also as intentional acts, thinks, that the way of the crime should be included in criminalistics characteristics of these crimes.
Key words: the way, traffic accident, negligent, intentional.
Структура криминалистической характеристики преступлений, связанных с дорожно-транспортными преступлениями (далее — преступления, связанные с ДТП), издавна является предметом научных дискуссий. Разные ученые в разное время высказывали различные мнения относительно того, какие элементы составляют такую структуру. Наиболее приемлемой, на наш взгляд, является позиция А. А. Бибикова, который в числе основных элементов, раскрываемых в криминалистической характеристике преступлений, связанных с нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, с учетом специфики их механизма выделяет подсистемы типовых сведений: — сведения о способах совершения рассматриваемых преступлений, способах их сокрытия, а также приемах иного противодействия расследованию; — о личности лиц, совершающих дорожно-транспортные преступления, а также особенностях их преступного поведения; — о личности потерпевших, особенностях их поведения до, во время и после совершаемого дорожно-транспортного происшествия; — о пространственно-временных и иных окружающих условиях (обстановке) совершения дорожно-транспортных преступлений; — о причинах дорожно-транспортных преступлений и их влиянии на механизм такого рода событий <1>. ——————————— <1> Бибиков А. А. Противодействие расследованию преступлений, связанных с нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, и криминалистические методы его преодоления: Дис. … к. ю.н. Тул. гос. ун-т, 2005. С. 17.
В рамках настоящей статьи автор хотел бы отдельно остановиться на вопросе включения в криминалистическую характеристику преступлений, связанных с ДТП, способа совершения преступления. Как известно, способ преступления относится к числу объектов, исследуемых целым рядом наук. Важность изучения криминалистического аспекта и включение способа преступления в предмет исследования криминалистики признаны по существу всеми авторами в дореволюционной, советской и постсоветской криминалистической литературе. Однако до сих пор в криминалистике отсутствует единый взгляд на это понятие, по-разному трактуется его содержание <2>. ——————————— <2> Бибиков А. А. Указ. соч. С. 19.
По мнению автора, наиболее приемлемое определение способа преступления дано Г. Г. Зуйковым: «…способ преступления представляет собой систему объединенных единым замыслом действий преступника (преступников) по подготовке, совершению и сокрытию преступления, детерминированных объективными и субъективными факторами, действий, сопряженных с использованием соответствующих орудий и средств» <3>. ——————————— <3> Криминалистика / Под ред. проф. Р. С. Белкина, В. П. Лаврова, И. М. Лузгина. М., 1987. Т. 1. С. 52.
Сегодня в криминалистической науке дискуссии по вопросу включения в структуру криминалистической характеристики преступлений, связанных с ДТП, способа совершения преступления обусловлены единой позицией ученых о том, что преступления, связанные с ДТП (или дорожно-транспортные преступления), являются исключительно неосторожными преступлениями. Вопрос о существовании способа совершения у преступлений, совершаемых по неосторожности, сегодня не решен. Часть ученых отрицают наличие способов у преступлений, совершаемых по неосторожности. Такой позиции придерживаются В. Г. Танасевич <4> и Э. Д. Куранова <5>. В. В. Агафонов и А. Г. Филиппов особо отмечают, что «поскольку преступления данной категории (дорожно-транспортные преступления) совершаются неумышленно, в их типовой криминалистической характеристике отсутствуют такие элементы, как непосредственный предмет преступного посягательства и способы совершения преступлений» <6>. ——————————— <4> Танасевич В. Г. Проблемы борьбы с хищениями государственного и общественного имущества: Дис. … д. ю.н. М., 1967. С. 23. <5> Куранова Э. Д. Об основных положениях методики расследования отдельных видов преступлений // Вопросы криминалистики. 1962. N 6 — 7. <6> Агафонов В. В., Филиппов А. Г. Криминалистика: вопросы и ответы. 4-е изд. М., 2004. С. 184.
Другая часть ученых придерживается диаметрально противоположной позиции. Так, В. Н. Кудрявцев отмечает, что «способ — объективная характеристика действия, не зависящая от того, с какой формой вины оно совершается. Поэтому тот или иной способ совершения преступления присущ всем преступлениям, как умышленным, так и неосторожным» <7>. ——————————— <7> Кудрявцев В. Н. Объективная сторона преступления. М., 1960. С. 24.
Еще одна часть ученых, признавая необходимость включения способа в криминалистическую характеристику неосторожных преступлений, указывает на неполноструктурный характер способа. Так, Г. Г. Зуйков, признавая трехчленную структуру способа совершения преступления (действия по подготовке, совершению и сокрытию), указывает, что способ у преступлений, совершенных по неосторожности, является неполноструктурным. «Основную группу преступлений, требующих для их раскрытия и установления виновных выявления и исследования способов их сокрытия, составляют преступления, совершенные по неосторожности. В способ совершения этих преступлений действия по сокрытию вообще не могут входить. Преступление не может быть признано неосторожным, если до или во время его совершения производились подготовительные действия или действия по сокрытию» <8>. ——————————— <8> Зуйков Г. Г. Способы сокрытия преступлений и уклонения от ответственности // Способы сокрытия следов преступлений и криминалистические методы их установления / Под ред. И. М. Лузгина. М., 1984. С. 26.
А. А. Бибиков, в свою очередь, определяет способ неосторожного преступления как детерминированную комплексом сложных объективных и субъективных факторов систему действий (бездействия), повлекшую за собой негативные последствия, предусмотренные уголовным законом <9>. ——————————— <9> Бибиков А. А. Указ. соч. С. 21.
Исследуя проблему места способа преступления в криминалистической характеристике преступлений, связанных с ДТП, мы склонны согласиться с мнением ученых, разделяющих позицию о том, что способ преступления должен быть включен в структуру криминалистической характеристики таких преступлений. При этом сам такой способ (при условии, что преступление совершено с неосторожной формой вины) является неполноструктурным или усеченным (в его структуре отсутствует стадия подготовки). В то же время нам хотелось бы особенно остановиться на следующем моменте. Как уже подчеркивалось выше, в криминалистической науке дискуссии по вопросу включения в структуру криминалистической характеристики преступлений, связанных с ДТП, обусловлены единой позицией ученых о том, что преступления, связанные с ДТП (или дорожно-транспортные преступления), являются исключительно неосторожными преступлениями. Такую позицию, на наш взгляд, нельзя признать полностью оправданной. Нами ранее уже высказывалась позиция о том, что понятие «преступления, связанные с ДТП» может применяться как в узком, так и в широком смысле <10>. ——————————— <10> Савцов В. В. Преступления, связанные с ДТП, как объект уголовного права и криминалистики // Актуальные проблемы права, экономики и управления: Сб-к статей межд. науч.-практич. конф-и. Иркутск: РИО САПЭУ, 2010. Вып. VI. Т. 2. С. 184.
На сегодняшний день в криминалистической науке данная категория преступлений рассматривается лишь в узком смысле (к ней отнесены лишь деяния, предусмотренные ст. ст. 264 и 268 УК РФ). В данном случае для таких преступлений действительно характерна лишь неосторожная вина. В то же время, рассматривая указанную категорию преступлений в широком смысле (в данном случае сюда отнесены все возможные преступные деяния, объективная сторона которых выполняется посредством совершения виновным лицом дорожно-транспортного происшествия), становится очевидно, что среди возможных деяний, определяемых как «преступления, связанные с ДТП», усматривается масса умышленных преступлений, таких как убийство, умышленное причинение вреда здоровью различной степени тяжести и пр. Учитывая, что категория преступлений, именуемая «преступлениями, связанными с ДТП», включает в себя достаточно широкий круг преступных деяний, часто разнообъектных, для которых характерна не только неосторожная, но и умышленная форма вины, криминалистическая характеристика рассматриваемых преступлений во всех случаях должна содержать информацию о способе преступления. Однако следует отметить, что сама структура способов преступлений, связанных с ДТП, в зависимости от формы вины, с которой совершается то или иное деяние, может быть различной. Способы преступления делят на полноструктурные и неполноструктурные. Полноструктурный способ включает действия, относящиеся ко всем трем его элементам: подготовке, непосредственному совершению преступления и его сокрытию. При неполноструктурном способе один, а то и два из этих элементов (подготовка к совершению преступления либо сокрытие) могут отсутствовать <11>. ——————————— <11> Волынский А. Ф., Аверьянова Т. В., Александрова И. Л. и др. Криминалистика: Учебник для вузов / Под ред. проф. А. Ф. Волынского. М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 1999. С. 25.
Так, для преступлений, связанных с ДТП, совершаемых по неосторожности, характерен усеченный (или неполноструктурный) способ преступления (в структуре способа всегда отсутствует элемент подготовки, может отсутствовать элемент сокрытия). В то же время для преступлений, связанных с ДТП, совершаемых умышленно, способ преступления может быть как полноструктурным, так и усеченным (может отсутствовать элемент сокрытия). Основываясь на вышеизложенном, автор приходит к следующему определению способа преступления, связанного с ДТП. Способом преступления, связанного с ДТП, является комплекс действий (или бездействие), прямым следствием которых явилось дорожно-транспортное происшествие, повлекшее неблагоприятные последствия, установленные законом и достаточные для привлечения виновного лица к уголовной ответственности по соответствующей норме Уголовного кодекса Российской Федерации (смерть потерпевшего, причинение вреда здоровью, причинение имущественного ущерба и т. д.). В юридической литературе традиционно выделяют следующие разновидности дорожно-транспортных происшествий: — столкновение транспортных средств; — наезд транспортного средства на пешехода; — опрокидывание транспортного средства; — наезд на стоящее транспортное средство; — наезд на препятствие; — наезд на пешехода; — наезд на велосипедиста; — наезд на гужевой транспорт; — наезд на животных; — прочие происшествия <12>. ——————————— <12> Расследование дорожно-транспортных происшествий / Под общ. ред. В. А. Федорова, Б. Я. Гаврилова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Экзамен, 2003. С. 93.
Таким образом, способами совершения преступлений, связанных с нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, являются: 1) нарушение лицом, управляющим транспортным средством, Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее столкновение транспортных средств, т. е. происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог; 2) нарушение лицом, управляющим транспортным средством, Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее опрокидывание, т. е. происшествие, при котором движущееся транспортное средство перевернулось на проезжей части или прилегающей территории; 3) нарушение лицом, управляющим транспортным средством, Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее наезд на стоящее транспортное средство или на препятствие; 4) нарушение лицом, управляющим транспортным средством, Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее наезд на пешехода или велосипедиста; 5) нарушение лицом, управляющим транспортным средством, Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее иные последствия. К дорожно-транспортным происшествиям данной группы относятся следующие деяния: — наезд на гужевой транспорт; — наезд на животных; — сход трамвая с рельсов; — падение перевозимого груза и отброшенного колесом транспортного средства предмета на человека, животное или другое транспортное средство; — наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения; — наезд на внезапно возникшее препятствие; — падение пассажиров с движущегося транспортного средства или в салоне движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др. Таким образом, по мнению автора, способ совершения преступления, безусловно, подлежит включению в структуру криминалистической характеристики преступлений, связанных с ДТП, независимо от того, в широком или в узком смысле применяется понятие «преступления, связанные с ДТП».
——————————————————————