Организационно-правовые основы деятельности государственной противопожарной службы в России во второй половине XVIII века (историко-правовой аспект)

(Аксенов С. Г.)

(«История государства и права», 2007, N 11)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА

(ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)

С. Г. АКСЕНОВ

Аксенов С. Г., начальник кафедры конституционного права Уфимского юридического института МВД России, член Российской академии юридических наук, кандидат юридических наук, доцент.

Анализируются проблемы, связанные с организацией государственной противопожарной службы в России во второй половине XVIII в. Рассматриваются проблемы развития противопожарной службы на определенном историческом этапе. Исследуется правовая регламентация ее деятельности.

Во второй половине XVIII в. развивалась противопожарная служба. В 1752 г. приказано было всем без исключения воинским командам прибывать на пожары, даже тем, у кого не имелось пожарного инвентаря [1]. Также в 1754 г. распоряжения о прибытии войск на пожары повторялись: «всехъ полковъ камандамъ при тушении пожарныхъ случаевъ быть генерал-полицмейстеру послушнымъ» [2]. С 1755 г. все полки, находящиеся в столицах, распределялись по пожарным командам для обучения солдат овладевать навыками тушения пожаров [3].

Следовательно, воинские команды были самыми мобильными и боеспособными силовыми структурами для тушения пожаров.

На полицейские органы возлагалось сообщение о пожарах на местах. Им же предоставлялось право выдачи поощрительных наград первым прибывшим в район бедствия пожарным. В городах для приобретения пожарных инструментов были необходимы денежные средства, и поэтому, например, с 1761 г. в Санкт-Петербурге, Москве и Кронштадте введены особые сборы с извозчиков — 1 рубль в год [4].

С 1762 г. по Указу Екатерины II сведения о пожарах полицмейстерские канцелярии направляли в правительственные органы. Сенату указывалось «впредь, тотъ часъ же по поручению рапортовъ о пожаре, снимать съ нихъ копии и давать мне ихъ немедленно въ Кабинетъ» [5]. Военные и штатс-конторы требовали присылать «верные описи того, что осталось, что сгорело» [6], которые затем также пересылались в Сенат. Позднее, в 1793 г., Синод предписывал духовенству, чтобы оно доносило через духовное руководство о всех пожарных случаях.

В Санкт-Петербурге Екатерина II лично определила районы выхода войск на пожары [7]. Этот порядок просуществовал довольно долго и всегда соблюдался.

В 1763 г. были наконец-то утверждены полные штаты полиции в Санкт-Петербурге и Москве. Надзор за съезжими дворами в Санкт-Петербурге поручался особому премьер-майору. Обособлялась «пожарная контора», включавшая брандмайора, брандмейстера, [7] унтер-офицеров, обслуживающий персонал и команды трубочистов [8].

Следовательно, утверждено было первое распоряжение о формировании пожарной команды из полицейских служителей.

В 1764 г. издано Наставление губернаторам, в котором предусматривалось полное подчинение противопожарной службы в провинциальных городах губернским канцеляриям. В дальнейшем Учреждением для управления губерний (1775 г.) обязанность руководить тушением пожаров возлагалось на городничего. Исходя из местных условий, составлялись распоряжения «къ утушению и погашению пожара и обывателей заставить приложить о томъ старание» [9].

По Указу императрицы во всех губернских городах начиная с 1765 г. учреждались пожарные команды. Правда, без постоянного личного состава, лишь с обозами и инструментами, которые доставлялись к месту пожара.

Б. С. Рябинин отмечал, что при крупных пожарах на небольшой площади происходило скопление большого количества людей и обозов с инструментами. Все это создавало трудности в управлении и организации тушения пожара. Действия пожарных затрудняли и большие толпы зрителей. Правда, пожары всегда собирали много праздношатающихся и «зевак», которые, создавая «великое утеснение» и давку, не помогали, а зачастую только мешали гасить огонь [10]. Поэтому в мае 1771 г. Екатериной II издан Указ «О строжайшем запрещении ездить и ходить на пожар для одного любопытства» [11].

В 1782 г. Императрицей был подписан «Устав благочиния, или полицейский» [12]. Структура полицейских органов в городах дополнялось, в частности, пожарными, сторожами и другими должностными лицами.

Так, например, в Санкт-Петербурге создавалась противопожарная служба, в которую определялось 1396 огнегасительных работников и 226 извозчиков. Сверх штата вводились ночные сторожа (их в Санкт-Петербурге в 1794 г. было 500). Москва была разделена на 20 частей и 88 кварталов, к восстановленным будкам определялись 1200 стражников [13].

В конце XVIII — в начале XIX столетия в организации противопожарной службы происходили значительные изменения. Начались они в Москве, где в 1784 г. в каждой части города образовывались при органах полиции своеобразные пожарные команды. Для борьбы с огнем привлекалось около трех тысяч жителей от всех домовладений пропорционально числу комнат в доме.

В Санкт-Петербурге реорганизация противопожарной службы проходила несколько иначе. В 1786 г. было утверждено примерное Положение об ассортименте пожарного оборудования, которое должна иметь каждая полицейская часть и каждый городской квартал, включая наличие «казенных» лошадей.

С 1792 г. для перевозки пожарных инструментов за счет государственной казны приобретались лошади, которые передавались в управы благочиния. Извозчиков подбирали «изъ людей праздношатающихся» [14].

В 1798 г. принят Устав столичного города Санкт-Петербурга, в главе VI которого указывался порядок организации «пожарной экспедиции» [15]. Следовательно, созданные правительством в 1763 г. «пожарные конторы» в 1798 — 1799 гг. переименовываются в «пожарные экспедиции».

Вместе с тем для заведования пожарным обозом и соблюдения мер пожарной безопасности в городах Санкт-Петербурге и Москве, в соответствии с нормативными актами, при полицейских органах учреждаются высшие пожарные должности брандмайора и брандмейстера [16].

Деятельность государственной противопожарной службы коснулась и лесных массивов. Ранее, в 1735 г., нормативным актом предусматривались меры по тушению лесных пожаров [17]. Нормы повторялись. В 1765 г. Сенат издал Указ, которым обязывал привлекать к тушению пожаров в лесах и на болотах уездных обывателей [18]. Позднее, в 1800 г., введена должность обер-форштмейстера, в обязанности которого входило следить за порядком в лесах. В губерниях вводилась должность форштмейстеров, в помощь которым в «казенных» селениях учреждались пожарные старосты, избираемые на три года из числа селян. Они следили за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах и возле них. Виновных привлекали к ответственности, донося на них в городах городничему, а в уездах — нижним земским судам [19].

В дальнейшем в штате лесных служителей появились обер-ферстеры, ферстеры и унтер-ферстеры [20].

Реорганизация в деле борьбы с огнем коснулась и сельской местности. В 1797 г. крестьянам предписывалось в случае пожара иметь несколько крюков и 3 — 4 лестницы. Пожарные инструменты закреплялись заранее, за каждым жителем. За неприбытие на пожар по неуважительной причине жители несли административную ответственность — по 1 рублю штрафа [21].

Именным Указом 1800 г. вносилось единообразие в организацию противопожарной службы. Было установлено, что ею заведуют военные губернаторы и коменданты, а там, где их нет, — батальонные командиры в небольших городах, одновременно были городничий, полицмейстер и комендант [22].

Таким образом, организационно-правовые основы деятельности государственной противопожарной службы в России во второй половине XVIII в. были преимущественно сформированы по западноевропейскому образцу.

Литература

1. ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. XIII. N 9999. С. 653.

2. ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. XIV. N 10253. С. 174 — 176.

3. См.: ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. XIV. N 10403. С. 357.

4. Желудкова Т. И. Основные направления деятельности полиции дореволюционной России по охране феодального и буржуазного общественного порядка: Лекция. М.: Академия МВД СССР, 1977. С. 36.

5. ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. XV. N 10910. С. 415.

6. ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. XV. N 10910. С. 416.

7. ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. XVI. N 11901. С. 337 — 338.

8. См. подробнее: ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. XVIII. N 12949. C. 192 — 280; N 13075. С. 473 — 478.

9. ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. XX. N 14392. С. 229 — 304.

10. См.: Рябинин Б. С. Укротители огня. Свердловск, 1979. С. 28.

11. ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. XIX. N 13611. С. 274.

12. ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. XXI. N 15379. С. 470.

13. См. подробнее: ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. XX. N 15047. С. 971 — 972; Т. XXI. N 15347. C. 396; N 15390. С. 500; N 15397. С. 502 — 503; N 15530. С. 690 — 693.

14. ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. XXIII. N 17020. С. 303.

15. ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. XXV. N 18663. С. 378.

16. ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. XXV. N 18663. С. 378; N 18822. С. 536.

17. ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. IX. N 6732. С. 515.

18. ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. XVII. N 12707. С. 860 — 861.

19. ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. XXVI. N 19116. С. 460.

20. ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. XXVIII. N 21514. С. 661 — 669.

21. ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. XXIV. N 18082. С. 672 — 677.

22. См. подробнее: ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. XXIII. N 17506. С. 931 — 933; Т. XXIV. N 17878. С. 512 — 513; N 17933. С. 586; N 17992. С. 622; N 18269. С. 820; Т. XXV. N 18478. С. 197 — 198; N 18663. С. 369 — 382; N 18829. С. 542 — 543; N 18985. С. 668 — 671; N 19104. С. 120; Т. XXVI. N 19343. С. 99 — 101; N 19624. С. 360 — 365; N 19671. С. 414; N 19785. С. 588.

——————————————————————

Вопрос: Что понимается под первичными мерами пожарной безопасности? Является ли обязательным создание муниципальной пожарной охраны?

(«Государственная власть и местное самоуправление», 2007, N 6)

Вопрос: Что понимается под первичными мерами пожарной безопасности? Является ли обязательным создание муниципальной пожарной охраны?

Ответ: В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» создание муниципальной пожарной охраны не является обязательным для муниципальных образований.

При этом необходимо отметить, что тушение пожаров в населенных пунктах относится к полномочиям территориальных подразделений федеральной противопожарной службы, оперативное руководство которыми осуществляют органы государственной противопожарной службы субъектов РФ (статьи 16, 18 указанного Федерального закона).

Под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации тушения пожаров (статья 1 указанного Федерального закона).

При принятии первичных мер пожарной безопасности следует руководствоваться Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденными Приказом МЧС России от 18 июня 2003 года N 313.

Согласно статье 19 указанного Федерального закона вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Также одной из первичных мер пожарной безопасности может являться создание в муниципальном образовании муниципальной и добровольной пожарной охраны.

Разъяснения Комитета Государственной Думы

по местному самоуправлению

——————————————————————