Концепция национальной безопасности как инструмент укрепления территориальной целостности и национальной безопасности России
(Федоров В. П.) («Право и политика», 2007, N 8)
КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ УКРЕПЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
В. П. ФЕДОРОВ
Федоров Виталий Петрович — соискатель Северо-Западной академии государственной службы.
В декабре 1997 года Указом Президента РФ была утверждена Концепция национальной безопасности, которая явилась результатом процесса, начатого Законом «О безопасности» и Конституцией РФ, и представляет собой наиболее эффективное средство административно-правового регулирования отношений безопасности. Концепция закрепляет полномочия, определяет основные задачи и функции государственных органов в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, соотносимые с внутренней и внешней политикой государства. Концепция национальной безопасности вводит такие социально-правовые категории, как «национальная безопасность РФ» и «национальные интересы», органически объединяет и конкретизирует нормы Конституции РФ, Закона «О безопасности», а также нормы законов, регулирующих отношения в сферах национальной безопасности. Концепция национальной безопасности отражает важнейшие направления государственной политики и включает в себя систему взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. Концепция определила и понятие национальной безопасности как безопасности ее многонационального народа, который, в свою очередь, является носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ. В Концепции национальной безопасности декларируется, что Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Действительно, несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах. Важная роль отводится национальным интересам как совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства в различных сферах международных и внутригосударственных отношений. В своей статье А. Саидов и Л. Кашинская указывают, что «концепция национальной безопасности представляет собой производную от концепции национальных интересов, а в более широком смысле — от общего видения гражданами того или иного государства его места и роли в современной мировой цивилизации» <1>. В этой связи интересно мнение ученого М. В. Ильина, который отмечает, что «национальный интерес есть интерес нации как двуединство суверенного территориального государства и гражданского общества. Государственный интерес и интересы гражданского общества содержательно связаны с понятием национального интереса и в значительной мере определяют его смысловую культуру» <2>. ——————————— <1> Саидов А. Х., Кашинская Л. Ф. Национальная безопасность и национальные интересы: взаимосвязь и взаимодействие (опыт политико-правового анализа) // Журнал российского права. 2005. N 12. С. 119. <2> Ильин М. В. Слова и смыслы. Опыт описания ключевых политических понятий. М., 1997. С. 141.
Значимым является вопрос, охватывающий интересы государства, состоящие в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, ее стабильности, в обеспечении законности и правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества. Обеспечение суверенитета и территориальной целостности РФ, безопасности ее пограничного пространства является одной из основных задач в области обеспечения национальной безопасности и главным национальным интересом России в международной сфере. Особое место в осуществлении контроля в области обеспечения национальной безопасности, безусловно, принадлежит Президенту РФ. Президент РФ уполномочен руководить системой обеспечения национальной безопасности России. В соответствии с Конституцией РФ Президент Российской Федерации принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Очень значима и неоспорима роль Президента в обеспечении национальной безопасности. Президент является гарантом суверенитета страны. Он определяет основные направления государственной военной политики, утверждает концепцию национальной безопасности и военную доктрину, руководит Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями, органами и силами обеспечения национальной безопасности, ведет переговоры и подписывает международные договоры в области обеспечения суверенитета России. Президент санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности. Президент формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы обеспечения национальной безопасности. В случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против России Президент объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит военное положение, вводит в действие нормативные правовые акты военного времени, формирует органы исполнительной власти на период военного положения, отдает приказ Верховного главнокомандующего на ведение военных действий. Защита независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности страны, предотвращение военной агрессии против России и ее союзников, обеспечение условий для мирного, демократического развития государства относится к сфере национальных интересов. Государственный суверенитет осуществляется государственной властью в лице ее федеральных органов. И, как справедливо отмечает в этой связи И. И. Прокудин, «действенность государственного контроля в сфере обеспечения национальной безопасности во многом предопределяется состоянием качества его нормативного правового регулирования. Одной из проблем его совершенствования является проблема более четкого законодательного закрепления разграничений полномочий Президента РФ и Правительства РФ по осуществлению контроля в этой области общественных отношений» <3>. Концепция национальной безопасности утверждается Президентом РФ и является нормативным правовым актом, призванным объединить органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления организаций и граждан. Являясь гарантом государственной целостности, Президент обязан добиваться того, чтобы конституции и нормативные акты субъектов Федерации полностью соответствовали Конституции страны, федеральному законодательству. Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, если эти акты противоречат Конституции страны, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации. ——————————— <3> Прокудин И. И. Полномочия Президента и Правительства Российской Федерации по осуществлению контроля в области обеспечения национальной безопасности // Право и политика. 2003. N 9.
Концепция национальной безопасности по своей сущности есть политический документ, в котором сформулированы важнейшие направления государственной политики России. На основе этого документа министерства, ведомства, государственные и общественные организации России формируют или корректируют свою концептуальную базу, а также нормативные правовые документы в части, касающейся их деятельности по обеспечению национальной безопасности России. На основе Концепции ежегодно в Совете Безопасности РФ готовится доклад Президенту РФ о внутренней и внешней обстановке, а в Администрации Президента РФ — послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Совет Безопасности РФ является органом, способствующим в реализации Президентом РФ своих полномочий по осуществлению контроля за деятельностью органов обеспечения безопасности. Администрация Президента РФ осуществляет функции контроля и проверки исполнения органами исполнительной власти и их должностными лицами федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента РФ и подготовки соответствующих докладов Президенту. В докладе и послании уточняются текущие цели и задачи государства, а также планы министерств, ведомств и организаций, составляющих систему обеспечения безопасности России. Таким образом, Концепция определяет два основных направления деятельности государственных структур. Первое — обеспечение национальных интересов и целей при исполнении своих обычных функций, и второе — обеспечение национальной безопасности путем выявления и нейтрализации внутренних и внешних угроз силами и средствами обеспечения безопасности. При этом понятно, что два упомянутых направления работы взаимосвязаны и взаимозависимы. Наше государство, расположенное в двух частях света, благодаря своей территории, численности населения, а также как ядерная держава всегда будет занимать не последнее место в общемировом геополитическом раскладе сил, оказывая значительное влияние на развитие международной ситуации. Осознание этого нашло свое отражение в Концепции, где указывается, что Россия «объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах… Вместе с тем активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях» <4>. Выступая с принципиальной позиции обеспечения юридической безопасности всех членов мирового сообщества, Россия осуществляет политику по поддержанию юридической безопасности собственного государства во всех ее аспектах. Сюда входят меры по охране государственной независимости и территориальной целостности страны, недопущению любых видов вмешательства во внутренние дела, а также упорядоченные на основе права действия по реализации собственных национальных интересов <5>. ——————————— <4> Концепция национальной безопасности РФ // СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 170. <5> Фомин А. А. Юридическая безопасность государства как особого субъекта российского права // Право и политика. 2005. N 6.
Одним из принципиальных отличий нашей Концепции от аналогичных документов ряда других стран, в которых речь идет исключительно о внешних аспектах интересов и безопасности, является то, что национальные интересы и безопасность во внутренней и внешней областях рассматриваются в совокупности и во взаимосвязи. Причем наибольшее внимание уделено рассмотрению внутренних факторов. С момента своего действия Концепция национальной безопасности подвергалась изменениям, которые были обусловлены процессами федерализации, конституционной реформой, проходящими в стране и предопределяющими новые подходы к проблемам национальной безопасности и территориальной целостности России, в связи с чем в Концепцию в 2000 году были внесены изменения. Концепция национальной безопасности, наряду с такими нормативными актами, как Конституция РФ, федеральные законы, другие нормативные правовые акты РФ, регулирующие деятельность федеральных органов государственной власти в сфере внешней политики, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры составляют правовую базу Концепции внешней политики РФ. Концепция внешней политики Российской Федерации представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления внешнеполитической деятельности России. Совокупность действий обеих Концепций способствует наиболее полному укреплению территориальной целостности и суверенитету нашего государства. Концепция национальной безопасности создает установки, которые используются и конкретизируются применительно к различным сферам обеспечения национальной безопасности, например в Военной доктрине РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 21.04.2000 N 706, Морской доктрине РФ на период до 2020 года, утвержденной Президентом РФ 27.07.2001 (N Пр-1387), и Основах пограничной политики Российской Федерации, которые являются составной частью Концепции национальной безопасности и представляют собой систему официально принятых взглядов на цели, задачи, принципы, основные направления и механизм реализации пограничной политики РФ. Перечень данных документов не является исчерпывающим, документы, относящиеся к различным аспектам национальной безопасности России, регулируют сферу международной безопасности, экономической и информационной, государственной и общественной, а также антитеррористическую деятельность. Далее мы остановимся на моменте, касающемся необходимости некоторой доработки Концепции национальной безопасности, но хочется не согласиться с мнением некоторых авторов, утверждающих, что «в правовой природе этих концепций и доктрин много неясного, выходящего за пределы конституционного поля. К тому же в обществе еще не сложилось целостное представление о государственной безопасности России, что затрудняет системный подход к законотворчеству в этой области» <6>. Более реалистичным представляется мнение Я. В. Волкова, автора докторского исследования по проблемам геополитики и безопасности, который отмечает, что «сложность разработки эффективных мер в области национальной безопасности объясняется во многом недостаточным научным сопровождением процесса принятия соответствующих решений, неразвитостью методологического инструментария исследований на стыке геополитики и безопасности, отсутствием достаточного количества фундаментальных междисциплинарных исследований в данной области гуманитарного знания. И от того, насколько плодотворным и результативным будет труд современного поколения ученых: философов, политологов, историков, социологов, экономистов, юристов и военных, во многом будет зависеть эффективность всего механизма обеспечения национальной безопасности» <7>. Необходимо объединить исследования ученых в данном направлении и использовать полученный результат на благо нашего государства. ——————————— <6> Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы укрепления государственно-правовых основ // Журнал российского права. 2005. N 2. С. 8. <7> Волков В. Я. Геополитика и безопасность в современном мире. М., 2000.
Несомненным достоинством Концепции национальной безопасности является закрепление и разделение национальных интересов личности, общества и государства в соответствии с Конституцией РФ; нормативное закрепление основных задач и функций органов государственной власти по обеспечению национальной безопасности; разделение национальной безопасности на сферы; определение полномочий по обеспечению национальной безопасности, предоставленных Президенту РФ, Правительству РФ, Совету Безопасности РФ, Федеральному Собранию РФ, федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации. Но результативно противостоять современным угрозам безопасности возможно как путем дальнейшего расширения и совершенствования международного сотрудничества, так и внутри государства, через укрепление взаимодействия между властью и обществом. Общество посредством политических институтов формирует само государство, задавая ему одновременно два основных качества: основного субъекта реализации общественных интересов, в том числе и в плане интересов обеспечения безопасности, и одновременно объекта безопасности. Во втором, внутреннем, аспекте речь должна идти о деятельности самого государства в плане обеспечения безопасности. Здесь государство формирует необходимые для этого структуры, организует и направляет их деятельность на реализацию соответствующих задач. Тем самым оно в первую очередь выполняет внешние и приоритетные для него самого функции обеспечения безопасности личности и общества. Вместе с тем одновременно решается и задача обеспечения безопасности государства <8>. ——————————— <8> Дмитриев Ю. А., Петров С. М., Идрисов Р. Ф. Государство как субъект обеспечения национальной безопасности России // Право и политика. 2001. N 11.
Высшим приоритетом внешнеполитического курса России является защита интересов личности, общества и государства. В рамках этого процесса главные усилия должны быть направлены на достижение определенных целей, в числе которых немаловажным является обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятельных центров современного мира. Определение и четкое обозначение таких целей необходимо для роста политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала государства. В подтверждение наших слов можно привести высказывание Ю. А. Тихомирова: «Интересы укрепления национальной безопасности России определяют необходимость создания пояса дружественных и зависимых от России государств. Но пока это может относиться только к Беларуси. На остальные страны действуют сейчас слишком разнонаправленные силы. Заметно весьма энергичное влияние на них стран Запада, стремящихся добиться их решительного отмежевания от России. В качестве примеров можно привести политику Соединенных Штатов в отношении Украины, а также США и Великобритании в отношении Грузии и т. д.» <9>. ——————————— <9> Тихомиров Ю. А. Геополитические императивы безопасности Российского государства // Государство и право. 2005. N 1. С. 80 — 87.
На современной международной арене Россия имеет все основания оставаться одной из полноценных великих держав, но для этого в первую очередь необходимо, чтобы стержнем ее политики были коренные национальные интересы. К ним в первую очередь относятся: обеспечение для страны благоприятных внешних условий; обеспечение политическими и военными средствами безопасности страны во всех сферах, включая суверенитет и территориальную целостность, укрепление периметра границ; защита прав, свобод, достоинства и благополучия граждан; формирование взаимовыгодных отношений со странами СНГ; закрепление за Россией достойной роли в мировом балансе сил. Необходимость проведения такой политики высказывает в своей работе и А. К. Шаваев, говоря о том, что «государство осуществляет свою деятельность главным образом в сфере всеобщих, общенациональных интересов и прежде всего занимается проблемами существования и развития общества как единой целостности. Одной из важнейших функций государства является именно защита интересов своих граждан, социальных групп, обеспечение их безопасного существования и жизнедеятельности. По существу, государство обеспечивает свою безопасность через обеспечение безопасности всех элементов (объектов безопасности) общества. И то государство, которое не способно этого добиться, обречено на гибель, исчезновение» <10>. ——————————— <10> Шаваев А. К. Национальная безопасность как сложная комплексная система, ее сущность и структура // Безопасность. 1999. N 1 — 2. С. 181.
Развитие нашего государства в данном направлении подтверждается и действиями Президента РФ, который в своем Послании Федеральному Собранию 2006 года (далее — Послание) обращал внимание на следующее: «Современной России нужна армия, имеющая все возможности адекватно реагировать на современные же угрозы. У нас с вами должны быть Вооруженные Силы, способные одновременно вести борьбу в глобальном, региональном, а если потребуется, и в нескольких локальных конфликтах. Должны — при любых сценариях — гарантировать безопасность и территориальную целостность России. Мы должны быть всегда готовы отразить потенциальную внешнюю агрессию и акты международного терроризма. Должны быть способны ответить на чьи бы то ни было попытки внешнеполитического давления на Россию, в том числе — с целью добиться укрепления своих собственных позиций за наш счет. И нужно прямо сказать: чем сильнее будут наши Вооруженные Силы, тем меньше будет соблазн такое давление на нас оказывать, под каким бы предлогом оно ни проводилось» <11>. В Послании 2007 года, опубликованном в «Российской газете» от 27.04.2007, Президент вновь заострил свое внимание на обязанности последовательного укрепления Вооруженных Сил. При этом необходимо соизмерять наши задачи с возможностями национальной экономики (так как решение вопросов военной безопасности требует системного подхода и жесткой увязки с экономическими возможностями страны), а также с характером потенциальных угроз и динамикой международной обстановки. ——————————— <11> http://www. kremlin. ru
В настоящее время наша страна старается проводить оптимальную внешнюю политику, укрепляя стратегический и тактический военный потенциал. Современная российская внешняя политика опирается на принципы прагматизма, предсказуемости и верховенства международного права и суверенитета государства. Россия всячески демонстрирует свое стремление стать одной из главных сил, стабилизирующих международную обстановку. На сегодняшний день нашей страной установлены взаимовыгодные отношения со многими странами Азии, особенно с Китаем и Индией, европейскими странами, США. Россия, восстанавливая свой экономический потенциал и осознавая свои возможности, стремится к равноправным отношениям со всеми странами. Президентом взят курс, который сочетает твердое отстаивание российских национальных интересов со стремлением избежать конфронтации с другими странами. В Послании 2006 года Президент в том числе остановился на отношениях России с ближайшими соседями, со странами СНГ, и обратил внимание на то, что до сих пор идут споры вокруг самой целесообразности и дальнейшей судьбы Содружества, но что работа над вопросами реформирования СНГ продолжается. Также Президент подчеркнул очевидность того факта, что Содружество помогло без особых потерь пройти период становления партнерских отношений между вновь образованными, молодыми государствами и сыграло свою позитивную роль в сдерживании региональных конфликтов на постсоветском пространстве. Из опыта СНГ выросло и несколько продуктивных инициатив экономического сотрудничества. Сегодня параллельно — на основе совпадающих интересов сторон — развивается союзное государство с Белоруссией, ЕврАзЭС, Единое экономическое пространство. Сообща решаются различные проблемы, и многостороннее партнерство позволяет это делать с меньшими затратами, с большей эффективностью. Содружество стало хорошей основой и для формирования Организации Договора о коллективной безопасности. В эту структуру вошли страны, по-настоящему заинтересованные в тесном военно-политическом взаимодействии. Не обошел он данной темы и в Послании 2007 года, в связи с чем хотелось бы процитировать его высказывание: «Россия и дальше намерена играть инициативную роль в процессах экономической интеграции на пространстве СНГ. А в более широком плане — и на всем евразийском пространстве. Надо укреплять интеграционные процессы и в ЕврАзЭС, и в Шанхайской организации сотрудничества. Подчеркну: это как раз тот случай, когда экономика является синонимом безопасности, в том числе безопасности наших границ» <12>. Сегодня немаловажным представляются вопросы сохранения и укрепления государственного суверенитета, территориальной целостности, развития и совершенствования демократических институтов, достижения политической стабильности, создания эффективной экономики и мирного сосуществования с государствами во всем мире. ——————————— <12> РГ. N 90(4353). 27.04.2007.
В целом, несмотря на то, что Концепция национальной безопасности является достаточно гибким и реально действующим нормативным правовым актом, необходимо признать, что она на сегодняшний день во многом отражает уже бывшую, а не нынешнюю политическую, экономическую, социальную и военную реальность, и настало время внести ясность, на каком же этапе мы находимся и каковы наши главные целевые установки, так как со времени ее принятия произошли значительные изменения как в мире, так и в самой России. Изменились характер и направленность внутренних, внешних и трансграничных угроз, вследствие чего появились новые проблемы, связанные с обеспечением безопасности России и ее национальных интересов. Данные обстоятельства признаются и органами власти, и уже на протяжении нескольких лет ведется работа по подготовке корректив для принятия новой концепции национальной безопасности. Учитывая сегодняшнее направление работы нашего государства во внутренней и внешней сферах, мы можем надеяться на скорое принятие новой концепции, которая четко определит приоритеты и стратегические цели России в сфере обеспечения национальной безопасности на обозримую перспективу, определит сферы национальной безопасности между федеральными органами государственной власти, органами субъектов и органами местного самоуправления, обозначит функции судебной и правоохранительной системы в сфере обеспечения национальной безопасности. Принципиально важным моментом обеспечения безопасности общества является его правовая организация. Однако чтобы обезопасить национальные интересы от внешних и внутренних угроз, правовая система должна быть интенсивно действующей, гарантирующей обеспечение безопасности в любой сфере. К сожалению, современная правовая жизнь Российского государства содержит в себе немало противоречий, стихийных и латентных элементов и других негативных сторон, зачастую замаскированных, потенциально вредных и опасных для общества <13>. Юриспруденция призвана более глубоко изучать происходящие в стране подобные процессы, делать необходимые обобщения и выводы, которые позволили бы давать практические рекомендации, направленные на стабилизацию общественных отношений, минимизацию негативной составляющей правовой жизни, стимулирование проводимых реформ, выявление и преодоление квазиправовых решений <14>. И мы полностью согласны с мнением Фомина А. А., который говорит: «Сегодня очевидна необходимость создания механизма обеспечения единства правового пространства России, который позволил бы оптимизировать взаимодействие системы федерального законодательства с региональными и муниципальными законодательными системами» <15>. Конечно же, все имеющиеся недостатки Концепции могут быть устранены путем внесения корректив указом Президента РФ, но этому должен предшествовать достаточно емкий процесс их создания. ——————————— <13> Михайлов А. Е. Правовая жизнь современной России: Теневые стороны // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. Сер. «Юриспруденция». Вып. 36. Тольятти, 2003. С. 75 — 88. <14> Фомин А. А. Юридическая безопасность государства как особого субъекта российского права // Право и политика. 2005. N 6. <15> Фомин А. А. Юридическая безопасность государства как особого субъекта российского права // Право и политика. 2005. N 6.
Несмотря на происшедшие в последние годы значительные изменения в мировой геополитике, мир не становится более безопасным. В связи с этим представляется действительно необходимым проводить активную внешнюю политику, направленную на решение проблем международной безопасности, и продолжить усилия по укреплению обороноспособности страны. Наше государство должно иметь все необходимые силы и средства, в том числе и для вооруженной защиты своих интересов. Подводя итог всему вышеизложенному, можно сказать, что наша страна вышла к настоящему времени на иной качественный уровень позиционирования себя на международной арене и укрепления своего суверенитета и территориальной целостности в рамках национальной безопасности. В этой связи представляются справедливыми и оптимистичными следующие слова, высказанные Евгением Примаковым: «Россия в настоящее время представляет собой страну, которая не намерена идти в фарватере чьей бы то ни было политики, но одновременно направляет свои усилия на борьбу с международным терроризмом, против расползания оружия массового поражения, не приемлет раздела мира по цивилизационно-религиозному признаку, стремится задействовать свои уникальные возможности для ликвидации опаснейшего конфликта на Ближнем Востоке» <16>. Но несмотря на оптимистичные прогнозы и проводимую политику, направленную на улучшение позиций России на мировой арене, необходимо приложить немало сил государства и субъектов безопасности (общества), которыми являемся и мы, граждане своей страны, для создания эффективной системы обеспечения национальной безопасности и укрепления территориальной целостности нашего государства. ——————————— <16> Примаков Е. 2006: успехи, но диспропорции // РГ. N 6(4269). 16.01.2007.
——————————————————————