Российское общество и милиция, преодоление отчужденности и инструменты правового регулирования
(Мухортов А. А.) («Административное право и процесс», 2007, N 5)
РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО И МИЛИЦИЯ, ПРЕОДОЛЕНИЕ ОТЧУЖДЕННОСТИ И ИНСТРУМЕНТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
А. А. МУХОРТОВ
Мухортов А. А., кандидат юридических наук, доцент (г. Уфа).
В сложной политической ситуации, в условиях социального расслоения, увеличения числа совершаемых преступлений, массовых противоправных проявлений, усугубления межнациональных конфликтов возникает необходимость в проведении целенаправленной работы по повышению престижа службы в органах внутренних дел России. В дореволюционной России полиция не обладала общественным признанием, даже «здравомыслящие подданные империи сознавали необходимость полиции, даже важность выполняемых ею функций и вместе с тем в лучшем случае относились к полицейским сдержанно и терпимо» <1>. Отсюда вытекает необходимость и важность использования социологического инструментария в ходе оценки результатов деятельности правоохранительных органов и для внесения в нее нужных коррективов. ——————————— <1> Сапронов П. А. Воинский и полицейский этносы // Православие и правоохранительная деятельность в России: Материалы научно-практ. конф. Ч. 1. СПб.: СПбЮИ МВД РФ, 1996. С. 4.
Значимость общественного мнения для деятельности правоохранительных органов обусловливается тем, что оно является своеобразной формой обратной связи, свидетельствующей об оценке ее деятельности. От данной оценки зависит степень поддержки и помощи населением милиции, желание их давать нужную информацию, служить в качестве сотрудников правоохранительных подразделений. Нельзя противопоставить общество и правоохранительные органы, рассматривать роль последних узко, как аппараты, предназначенные только для репрессий, причем подчеркнем: исключительно в рамках закона. Органы внутренних дел должны осуществлять социальную помощь, стремиться наладить отношения социального партнерства с проживающими на обслуживаемой ими территории людьми. Разумеется, только в результате усилий правоохранительных органов невозможно обеспечить стабильный правопорядок, если объективные условия жизни общества воздействуют в целом негативно на режим законности. Поскольку правоприменительный процесс связан с институтом юридической ответственности за правонарушения, этот факт обусловливает его значимость для обеспечения правопорядка. Поэтому необходимо повышать эффективность правоприменения. В правоохранительной деятельности допустимо использование юридических средств, только разрешенных законами. Вообще под правовыми средствами понимают: «правовые явления, выражающиеся в инструментах (установления) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей» <2>. ——————————— <2> Проблемы теории государства и права / Под ред. М. Н. Марченко. М.: Проспект, 1999. С. 326.
В качестве правовых средств выступают нормативные и правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, меры наказания, акты реализации прав и обязанностей. К юридическим средствам обеспечения действия закона Ю. А. Тихомиров относит: «издание актов во исполнение закона (законов республик и подзаконных актов, решение местных органов, локальных актов), отмена и изменение актов; правильное применение норм закона для решения различных задач; изменение способа решения вопросов, налаживания отношений с новыми партнерами, освоение новых полномочий, более эффективное стимулирование труда, применение санкций» <3>. ——————————— <3> Тихомиров Ю. А. Действие закона. М., 1992. С. 50.
В ходе правоприменения необходимо, чтобы должностные лица правоохранительных органов не выходили за пределы своих полномочий, четко следовали предписанному в законах порядку разрешения дел. Успешность правоприменительного процесса зависит от наличия необходимых ресурсов для их реализации; оптимальности юридического механизма применения нормы; уровня правовой информированности, знаний и культуры исполнителей; достаточности стимулирования их работы; наличия и эффективности санкций, предусматривающих ответственность за правонарушения. Особенно значима в правоприменительном процессе роль правоохранительных органов, которые призваны обеспечить эффективное реагирование на заявления граждан о нарушениях их прав и свобод, осуществлять профилактику правонарушений, своевременно пресекать и раскрывать противоправные деяния кого бы то ни было, привлекать лиц, виновных в их совершении, к предусмотренной законом юридической ответственности <4>. ——————————— <4> Братусь С. Н. Юридическая ответственность и законность. М.: Юрид. лит., 1976. 216 с.
Должностные лица правоохранительных органов обязаны применять меры принуждения в строго индивидуальном порядке на основании фактических доказательств и сообразно действующему законодательству, причем наказание должно быть адекватно тяжести содеянного. Таким образом, требованием законности, имеющим большое значение, является эффективная правоприменительная деятельность, что предполагает недопущение бюрократизма, волокиты, безразличия к интересам людей, наличие гарантий соблюдения прав личности. Н. В. Клейгельс так охарактеризовал значение полицейской деятельности: «Назначение полиции — предупреждать и пресекать опасности, происходящие как от злых людей, так и от сил природы и разных несчастных случаев; устранять все, что мешает занятиям жителей, непротивным закону, пользоваться имущественными благами и душевными наслаждениями, для чего она принимает указанные в законе меры и является на помощь там, где средства частной и общественной деятельности оказываются недостаточными. Следовательно, помощь полиции проявляется только тогда, когда в ней нуждаются, в определенных в законе случаях, а иначе она будет беззаконным вмешательством в чужие дела» <5>. ——————————— <5> Клейгельс Н. В. Основы полицейской службы. СПб.: Тип. СПб. градоначальника, 1905. С. 8.
Фактически сочетание императивного и диспозитивного метода правового регулирования в разной пропорции, использование в различных комбинациях дозволения, обязывания и запрета присуще любой отрасли права. Ведь при использовании субъективных прав личность не должна ими злоупотреблять, препятствовать удовлетворению интересов других лиц, то есть активное поведение субъекта общественных отношений в связи с реализацией своих прав должно соответствовать требованиям законов. В правовом государстве правоохранительная система представляет собой гарантию свободы отдельного индивида выбрать по собственному усмотрению сферу и род деятельности. В правовом государстве четко и точно определены как формы, пути и механизмы деятельности должностных лиц, его представляющих, так и запреты для граждан, исходя из согласования интересов личности и общества. Наличие правовых законов и эффективность их воздействия на общественные отношения является: показателем развитости государства и социума, предпосылкой их успешной эволюции, стабильности политико-правовой системы, гарантией обеспечения и охраны прав и свобод человека и гражданина. Гражданское общество в правовом государстве должно обеспечить действие юридических гарантий прав личности с той целью, чтобы правоохранительные органы, предназначенные для защиты человека и общества, не представляли собой орудие подавления политической оппозиции, инакомыслящих; чтобы они, обеспечивая режим законности, предупреждая и раскрывая правонарушения, наказывая виновных, не игнорировали свои гуманные задачи как по оказанию помощи потерпевшим, восстановлению нарушенных прав, так и по социальной адаптации правонарушителей. Для обеспечения законности самой правоохранительной государственной деятельности, контроля за ее правомерностью, для оказания юридической и иной помощи в реализации и защите субъективных прав создаются иные по своей общественно-правовой сущности и статусу организации: адвокатура, различные юридические фирмы, детективные и охранные агентства, которые ставят своей целью оказание правоохранительных услуг населению, как правило, на возмездной и договорной основе. Закон призван гарантировать свободу личности, неприкосновенность собственности, жилища, невмешательство в частную жизнь, духовную свободу. В этой связи значимо следующее высказывание дореволюционного правоведа Б. А. Кистяковского: «Изучение права… является насущной потребностью для того, чтобы право не расходилось со справедливостью и чтобы само право было справедливым» <6>. Обоснованно утверждение: «В наших условиях пришла пора создавать в стране эффективно действующую полицейскую систему» <7>. ——————————— <6> Кистяковский Б. А. Социальные науки и право. М., 1916. С. 320. <7> Мартышин О. В. Несколько тезисов о построении правового государства в России // Государство и право. 1996. N 5. С. 13.
Нельзя оправдывать естественно-правовыми идеями совершение правонарушений, достижение своих эгоистических интересов путем нарушения законов. Благие цели защиты своих естественных личных интересов не оправдывают противоправные методы их охраны. В. Н. Кудрявцев полагает, что при естественно-правовом понимании «преодолевается юридический формализм, демократическая цель и идея данного подхода состоят в том, чтобы законность не только провозглашалась на бумаге, в тексте правового акта, но и воплощалась в жизни — в практической деятельности государственных органов и в правовом сознании граждан» <8>. ——————————— <8> Кудрявцев В. Н. О правопонимании и законности // Государство и право. 1994. N 3. С. 4.
Эффективность деятельности правоохранительных органов зависит: от соответствия между возлагаемыми на них обязанностями и целями правоохранительной деятельности, оптимальности их объема относительно количества сотрудников и требуемых затрат ресурсов, что предполагает адекватное материально-техническое оснащение соответствующих подразделений, и от рациональности организационного построения правоохранительных органов; от координации и взаимодействия различных правоохранительных структур, от воздействия иных объективных и субъективных факторов. В качестве приоритетов правоохранительной деятельности можно выделить следующие: создание благоприятных условий для развития личности и общества, безопасность общества и государства. Для этого необходимо обеспечить правопорядок. Правопорядок представляет собой многоуровневое, системное образование. Правовой порядок представляет не только управляемую сверху (государством), но и самоорганизующуюся систему. Для обеспечения высокой устойчивости необходима такая авторегуляция в системе, которая соответствовала бы иррегулярному характеру общественной жизни. Поэтому правовой порядок, поддерживающий устойчивость, стабильность в весьма широком диапазоне внешних условий, в переходный период с необходимостью должен быть организован вероятностным образом. Эта закономерность проявляется в преобладании диспозитивного (частноправового) правового регулирования в определенные исторические периоды. На нынешнем этапе первостепенное значение имеет повышение правовой культуры населения, осознания ценности государства, государственной власти как гаранта устойчивого правопорядка и безопасности общества. Это потребует переориентации государственной власти на новые ценности и приоритеты, новые общественные идеалы. Власть должна быть объединяющим символом страны, ее единства. Только тогда государственная власть может получить доверие и поддержку народа. Тогда возможно преодолеть отчуждение широких масс от государства, стойкий негативизм по отношению к любой власти. Правопорядок тяжело обеспечивать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, вооруженными конфликтами. Ю. А. Тихомиров обоснованно выделяет такую причину правонарушений, как «нигилистическое отношение к законности и противопоставление ей целесообразности: личной локальной, региональной, ведомственной» <9>. ——————————— <9> Тихомиров Ю. А. Коллизионное право. М., 2000. С. 160.
Отрицательно воздействуют на осуществление правоохранительной деятельности следующие социально-правовые и иные факторы: низкий уровень правовой культуры российского общества; отсутствие четкого скоординированного курса реформ; пороки законодательства, противоречия между федеральными и региональными нормативными актами; коррумпированность государственных служащих и сотрудников правоохранительных органов, их невысокий профессиональный уровень и отсутствие достаточного материального стимулирования их деятельности; несовершенство правовых механизмов и процедур решения социальных конфликтов.
——————————————————————