Правовое положение полиции России в условиях ее становления
(Бутылин В. Н., Дугенец А. С., Васильев Ф. П.)
(«Административное право и процесс», 2011, N 5)
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОЛИЦИИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЕЕ СТАНОВЛЕНИЯ
В. Н. БУТЫЛИН, А. С. ДУГЕНЕЦ, Ф. П. ВАСИЛЬЕВ
Бутылин Валерий Николаевич, заместитель начальника Академии управления МВД России, заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор.
Дугенец Александр Сергеевич, заместитель начальника ВНИИ МВД России, заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор.
Васильев Федор Петрович, ведущий научный сотрудник НЦ Академии управления МВД России, доктор юридических наук, доцент.
Авторами излагаются общие вопросы правового положения полиции в период ее становления. В статье изложены процессы правового регулирования деятельности полиции, затронуты основные функции, задачи на основе проведенного анализа указов Президента РФ и иных нормативных правовых актов.
Ключевые слова: полиция, реформа, гражданин, правопорядок, правовое положение, правонарушение.
The legal position of police under its fledgling
V. N. Butylin, A. S. Dugenets, F. P. Vasilyev
The authors present general issues of legal status of police during the period of formation thereof. The article describes the processes of legal regulation of activity of police, touches upon the basic functions, and tasks on the basis of analysis of edicts of the President of the RF and normative-law acts.
Key words: police, reform, citizen, legal order, legal status, legal violation.
В условиях реформирования МВД России Президент страны за последние 1,5 года внес существенные изменения в деятельность Министерства. В сущности, Президент страны поставил все точки над «i», т. е. разрешил проблемные в течение длительного времени вопросы определения места и роли органов внутренних дел РФ. Это недопущение раздробления силовой структуры (правоохранительного органа) по аналогу бывшей милиции, а также разрешение проблем финансирования полиции.
Это мы можем заметить, в частности, в президентских указах:
— от 1 марта 2011 г. N 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации». Этим же Указом утверждены Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Структура центрального аппарата МВД России;
— от 1 марта 2011 г. N 250 «Вопросы организации полиции»;
— от 1 марта 2011 г. N 254 «О признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации»;
— от 1 марта 2011 г. N 253 «Об утверждении Перечня должностей высшего начальствующего состава в органах внутренних дел Российской Федерации, в Федеральной миграционной службе, в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территориях государств — участников Содружества Независимых Государств и соответствующих этим должностям специальных званий»;
— от 1 марта 2011 г. N 249 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации»;
— от 1 марта 2011 г. N 251 «О внеочередной аттестации сотрудников ОВД Российской Федерации» и др.
В процессе анализа Указа Президента России «Вопросы организации полиции» мы можем заметить, что в состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возлагаются:
а) прием, регистрация и проверка заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях;
б) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц;
в) выявление и устранение причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
г) обеспечение безопасности граждан и общественного порядка, в том числе в местах проведения публичных и массовых мероприятий, а также при ЧС и осложнениях оперативной обстановки;
д) обеспечение безопасности дорожного движения;
е) производство дознания, отдельных процессуальных действий по уголовным делам, а также производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством РФ к подведомственности полиции;
ж) осуществление оперативно-розыскной деятельности (ОРД), оперативно-поисковых и специальных технических мероприятий;
з) противодействие коррупции, терроризму и экстремистской деятельности;
и) обеспечение собственной безопасности;
к) осуществление лицензионно-разрешительной работы;
л) осуществление экспертно-криминалистической деятельности;
м) государственная охрана объектов, а также охрана имущества граждан и организаций;
н) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также иных защищаемых лиц;
о) сбор, анализ и хранение оперативно-розыскной информации;
п) содержание, охрана и конвоирование задержанных, подвергнутых административному аресту и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД РФ;
р) контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы;
с) подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников полиции;
т) обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств — членов Международной организации уголовной полиции — Интерпола и с Генеральным секретариатом Интерпола.
По существу, Президент России своим Указом «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» определил, чем должно заниматься МВД России. Практически каждый главк, департамент, управление получили четкую задачу, детально очерченный круг обязанностей. Здесь же определена структура Министерства.
В итоге МВД России подверглось серьезному преобразованию, в частности, некоторые департаменты поменяли названия, иные стали главными управлениями, а некоторые подразделения выделились из департаментов, став самостоятельными управлениями.
В итоге видим рождение МВД России и полиции в новом облике.
С другой стороны, подобная реорганизация МВД России (милиции) улучшит управляемость системой, избавит многие подразделения от избыточных функций. Меньше станет контролирующих инстанций, когда, скажем, конкретные исполнители будут «замыкаться» не на промежуточных руководителей, а напрямую, скажем, на курирующего данное направление заместителя министра. Именно дифференцированный подход к управленческим вопросам способствует успешному решению не только внутренней административной деятельности правоохранительных органов, но и улучшению вопросов взаимодействия полиции с другими правоохранительными органами. Так, ФЗ «О полиции» и президентские Указы более конкретно определили необходимость участия (роли) полиции (прежде всего в лице участкового уполномоченного полиции, инспектора по делам несовершеннолетних) в осуществлении контроля за лицами, отбывающими уголовное наказание, не связанное с лишением свободы.
Необходимо отметить два момента. Первое — каким образом действующий милиционер становится полицейским. Второе — каков порядок отличительных особенностей по вопросам наличия специальных званий в системе МВД России.
В первом случае на основании Указа Президента России «О внеочередной аттестации сотрудников ОВД Российской Федерации» все сотрудники милиции проходят внеочередную аттестацию. Так, данным Указом утверждены:
а) Положение о Комиссии при Президенте России по проведению внеочередной аттестации сотрудников ОВД РФ, претендующих на замещение должностей высшего начсостава в этих органах;
б) Состав Комиссии при Президенте России по проведению внеочередной аттестации сотрудников ОВД РФ, претендующих на замещение должностей высшего начсостава в этих органах.
Во исполнение данного Указа МВД России обязано:
а) до 15 марта 2011 г. представить на рассмотрение образованной Комиссии, кандидатуры на должности, подлежащие замещению лицами высшего начсостава ОВД РФ;
б) до 1 июня 2011 г. обеспечить в установленном законодательством порядке проведение внеочередной аттестации сотрудников ОВД РФ, претендующих на замещение иных должностей в этих органах;
в) обеспечить учет мнения постоянно действующих координационных совещаний по обеспечению правопорядка в субъектах РФ, образованных в соответствии с Указом Президента России от 11 декабря 2010 г. N 1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка», при проведении внеочередной аттестации сотрудников ОВД РФ, претендующих на замещение должностей заместителей руководителей территориальных органов и руководителей подразделений территориальных органов МВД России по субъектам РФ, назначение на которые будет осуществляться Министром внутренних дел РФ.
Подобная процедура должна проходить и в отношении других категорий сотрудников милиции. Прохождение аттестации, направленное на комплектование полицейских подразделений из числа сотрудников милиции, должно завершиться в течение 2011 г.
Во втором случае порядок определения, кто будет аттестован полицейским, а у других специальное звание будет как «офицер внутренней службы», «офицер юстиции». Например, сотрудники подразделений: уголовного розыска, экономической безопасности, вневедомственной охраны, собственной безопасности, дорожной безопасности, патрульно-постовой службы, дежурной части, участковые и инспекторы по делам несовершеннолетних дознания — являются полицейскими. При том те, кто служит, скажем, в Контрольно-ревизионном управлении, кадрах, тыловых службах и финансовых подразделениях или медицинских и др., — нет.
Положительным фактором является то, что Д. А. Медведев определил не только полицейские функции и обязанности, но и порядок создания, реорганизации и ликвидации.
В указах практически определены не только взаимоотношения полицейских и населения, но и порядок внутренней службы. То есть определены права и обязанности полицейского и иных сотрудников по отношению друг к другу начальников и подчиненных, уровень и степень их ответственности.
Безусловно, мы не можем не учитывать нормы основного Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», который определяет назначение полиции (ст. 1). Так, полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.
В пределах своих полномочий полиция оказывает содействие:
— федеральным органам государственной власти;
— органам государственной власти субъектов РФ и иным государственным органам;
— органам местного самоуправления и иным муниципальным органам;
— общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности и должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав.
Законом также определены основные направления деятельности полиции. Так, деятельность полиции осуществляется по следующим направлениям:
— защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
— предупреждение и пресечение преступлении и административных правонарушений;
— выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
— розыск лиц;
— производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
— обеспечение правопорядка в общественных местах;
— обеспечение безопасности дорожного движения;
— контроль за соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия;
— контроль за соблюдением законодательства РФ в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
— охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
— государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
— осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
По решению Президента России сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.
Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, ФКЗ, другие нормативные правовые акты Президента и нормативные правовые акты Правительства России, а также ведомственные акты МВД России.
В своей деятельности полиция руководствуется также законами субъектов РФ по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.
МВД России разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту и в Правительство России проекты ФКЗ, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента и нормативных правовых актов Правительства РФ, а также предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к деятельности полиции.
Полиция является составной частью единой централизованной системы МВД России (ст. 4), и в ее состав могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей. Руководство деятельностью полиции осуществляют руководитель МВД России, руководители территориальных органов МВД России и руководители подразделений полиции, и они несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.
Состав полиции, порядок ее создания, реорганизации и ликвидации определяются непосредственно Президентом России, а нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции определяются руководителем МВД России.
В заключение представляется необходимым отметить, что формирование правового поля деятельности полиции должно быть завершено при принятии всех необходимых нормативных правовых актов.
——————————————————————