Правовое регулирование работы по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих и членов их семей в органах федеральной службы безопасности

(Ильменейкин П. В.)

(«Право в Вооруженных Силах», 2013, N 8)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ

ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ

В ОРГАНАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

П. В. ИЛЬМЕНЕЙКИН

Ильменейкин П. В., юрист.

Рассмотрены формы реализации права военнослужащих ФСБ на жилище через органы ФСБ и из федерального жилищного фонда.

Ключевые слова: военнослужащий, ФСБ, жилище, право, формы реализации.

The legal regulation of work to ensure that the living quarters of servicemen and their families in the federal security service

P. V. Ilmeneykin

Consider the form of the right to housing FSB servicemen through the organs of the FSB and the federal housing.

Key words: military, FSB, housing, law, forms of implementation.

Право на жилище гарантировано всем гражданам Российской Федерации нормами ст. 40 Конституции Российской Федерации, где указано, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Военнослужащие — граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту в органах федеральной службы безопасности (далее — военнослужащие), граждане, уволенные с военной службы из органов федеральной службы безопасности (далее — ФСБ или органы безопасности) с оставлением в списках очередников на получение жилых помещений, и члены их семей отнесены к иным гражданам, указанным в нормах Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», которые в настоящее время при признании их нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с нормами ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации могут приобрести и реализовать специальное право военнослужащих на обеспечение их бесплатно или за доступную плату жилыми помещениями из государственных и муниципальных жилищных фондов согласно установленным ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» нормам.

Специальные жилищные права для всех указанных категорий иных граждан установлены и регулируются в общем случае нормами ст. ст. 15 и 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Реализация специальных жилищных прав военнослужащих органов безопасности через муниципальные органы (и из муниципальных жилищных фондов) ранее осуществлялась на основании норм Жилищного кодекса РСФСР и Постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства».

Однако в связи с произошедшими в последние годы значительными изменениями федерального законодательства Российской Федерации жилищное обеспечение военнослужащих ФСБ через муниципальные органы (и из муниципальных жилищных фондов) в настоящее время на практике маловероятно. И потому большинство военнослужащих ФСБ в последнее время реализуют право на жилище в основном только через органы ФСБ и из федерального жилищного фонда.

До октября 2010 г. жилищное обеспечение в органах безопасности регулировалось Приказами директора ФСБ России от 9 октября 2006 г. N 478 «Об утверждении Инструкции по организации в органах федеральной службы безопасности работы, связанной с предоставлением служебных жилых помещений» и от 8 мая 2008 г. N 228 «О внесении изменений в Инструкцию, утвержденную Приказом ФСБ России от 9 октября 2006 г. N 478», которые были признаны утратившими силу в связи с принятием директором ФСБ нового Приказа — от 24 октября 2011 г. N 590 «Об утверждении Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 декабря 2011 г., регистрационный номер 22763).

Утвержденные Приказом N 590 Правила организации в органах Федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями (далее — Правила) определяют порядок организации в органах ФСБ работы по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих — граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в органах ФСБ, граждан, уволенных с военной службы из органов безопасности с оставлением в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) (далее — граждане), и членов их семей, а также членов семей погибших (умерших) военнослужащих (граждан), признанных в органах ФСБ нуждающимися в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) и принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В Правилах конкретно указано, что для военнослужащих (граждан), не имеющих жилых помещений для постоянного проживания или проживающих в жилых помещениях по договору социального найма, членами их семей, на которых распространены положения этих Правил, являются лица, определенные ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации: «К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке».

А для военнослужащих — собственников жилых помещений членами семей признаются лица, определенные ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации: «К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи».

В Правилах также особо оговорено, что признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставление им жилых помещений в собственность бесплатно осуществляются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно», т. е. «в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по избранному постоянному месту жительства».

В Правилах указано, что в целях признания нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (далее — нуждающийся в жилом помещении), принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении военнослужащим подается в жилищную комиссию рапорт по рекомендуемому образцу:

Руководителю (начальнику)

______________________________

______________________________

(органа безопасности,

структурного подразделения)

Рапорт

о принятии на учет в качестве нуждающегося

в жилом помещении (служебном жилом помещении)

(нужное подчеркнуть)

Прошу принять меня и членов моей семьи, проживающих по адресу:

___________________________________________________________________________

N Ф. И.О., воинское звание Степень Паспорт (свидетельство о рождении для

п/п военнослужащего, Ф. И.О. родства лиц, не достигших возраста 14 лет),

членов его семьи серия, номер, когда и кем выдан,

сведения о регистрации по месту

жительства (пребывания)

всего (_____________ человек) на учет.

Я и члены моей семьи за последние пять лет не производили действий

по намеренному ухудшению жилищных условий.

От органов государственной власти или органов местного самоуправления

бюджетные средства на строительство или приобретение жилья не

получали/получали (если получали, то что именно, от кого и когда).

___________________________________________________________________________

К рапорту прилагаю документы, подтверждающие право состоять на учете,

на _____ листах.

«___» ____________ 20__ г. _____________________________________________

(воинское звание, подпись, фамилия, инициалы)

К рапорту должны быть приложены следующие документы:

1) справка подразделения кадров с указанием: воинского звания, выслуги лет в календарном исчислении, даты заключения первого контракта о прохождении военной службы, даты окончания действия контракта о прохождении военной службы, состава семьи, сведений о трудовой деятельности и военной службе (периода, населенного пункта), реквизитов документа, подтверждающего дату фактического прибытия к месту военной службы (приказ о зачислении в списки личного состава и (или) о назначении на воинскую должность);

2) выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета с места жительства военнослужащего и членов его семьи (вместо указанных документов может предоставляться единый жилищный документ);

3) копии свидетельств о регистрации права собственности на жилое помещение, договоров, послуживших основанием для приобретения жилых помещений в собственность (купли-продажи, мены, дарения, передачи жилого помещения в собственность граждан и т. д.), договоров социального найма жилого помещения, а при вселении в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя — копии дополнительных соглашений к ним в части указания в договорах социального найма нового члена семьи нанимателя.

В случае отсутствия заключенного в установленном порядке договора социального найма жилого помещения прилагается копия ордера на вселение в жилое помещение (эти документы прилагаются в случае наличия у военнослужащего и (или) членов его семьи жилых помещений, занимаемых по договору социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности);

4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащего и членов его семьи на жилые помещения на всей территории России (начиная с 31 января 1998 г.);

5) справка (сообщение) бюро технической инвентаризации о наличии (отсутствии) у военнослужащего и членов его семьи жилых помещений на праве собственности (представляется со всех мест регистрации по месту их жительства с 11 июля 1991 г. по 31 января 1998 г.);

6) справка о сдаче жилого помещения или документ, подтверждающий передачу в установленном порядке военнослужащим и членами его семьи жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности по прежнему месту жительства соответствующему государственному, муниципальному органу (учреждению);

7) копии документов о праве на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

8) копии документов, удостоверяющих личность военнослужащего и членов его семьи;

9) копии свидетельств о заключении (расторжении) брака, установлении отцовства, усыновлении (удочерении).

Прилагаемые к рапорту копии документов должны быть заверены начальником подразделения кадров органа безопасности. В случае невозможности представления каких-либо из вышеуказанных документов военнослужащий должен подать отдельный рапорт с объяснением причин невозможности их представления.

Военнослужащие и члены их семей вправе прилагать и другие документы, подтверждающие их право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от него этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Орган, осуществляющий принятие на учет, должен самостоятельно запрашивать документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.

Правилами установлено, что признание военнослужащих и членов их семей нуждающимися в жилых помещениях осуществляется жилищными комиссиями в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

В Правилах также указано, что в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации военнослужащие и члены их семей не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на них стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, в том числе связанных с изменением права пользования жилым помещением, обменом жилого помещения, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака (за исключением случая, указанного в Правилах), выделением доли жилого помещения собственниками, отчуждением жилого помещения или его части.

При этом положительной новацией жилищного права является то, что в Правилах конкретно перечислены те действия, которые не могут рассматриваться в качестве действий по намеренному ухудшению жилищных условий. Это:

1) вселение несовершеннолетних детей по месту жительства любого из родителей (ч. 2 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации);

2) вселение в установленном порядке в жилое помещение супруга (супруги), родителей военнослужащего (гражданина), если по предыдущему месту жительства они могли быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации);

3) расторжение договора ренты по инициативе получателя ренты с возвратом жилого помещения получателю ренты;

4) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке;

5) отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения;

6) отказ наследника от наследства;

7) сдача жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или на праве собственности по прежнему месту жительства, соответствующему государственному или муниципальному органу или уполномоченному ими лицу в связи с убытием к месту военной службы военнослужащего;

8) выезд членов семьи военнослужащего в другое место жительства к месту военной службы военнослужащего и совершение ими в связи с этим действий по прекращению права пользования жилыми помещениями;

9) утрата права пользования жилым помещением в связи с прекращением семейных отношений с собственником жилого помещения.

Так как при решении вопроса о признании военнослужащего и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении (в улучшении жилищных условий) одной из причин возможного отказа им в этом бывает вывод о намеренности их действий по ухудшению жилищных условий, целесообразно перед обращением с рапортом заранее получить справки и документы, подтверждающие правомерность их действий (например, справки: из ЗАГСа — о разводе и из жилотдела — о выселении из квартиры, где гражданин проживал до развода).

При наличии у военнослужащих и членов их семей нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Жилищная комиссия должна рассмотреть рапорт военнослужащего и приложенные к нему документы в течение 30 рабочих дней со дня их получения.

По итогам рассмотрения рапорта жилищная комиссия принимает решение о признании военнослужащего и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении или об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Решение о признании военнослужащего и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в виде надлежаще заверенной выписки из протокола заседания жилищной комиссии должно быть выдано или направлено жилищной комиссией военнослужащему не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения. А решение об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении должно содержать причины отказа с обязательной ссылкой на основания, предусмотренные ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При этом отказ в принятии военнослужащего и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении производится в случаях, если:

1) не представлены предусмотренные Правилами документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

2) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной им организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

4) не истек установленный пятилетний срок со дня совершения действий по изменению жилищных условий, оцениваемых как намеренное их ухудшение.

Решение об отказе в принятии военнослужащего и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в виде надлежаще заверенной выписки из протокола заседания жилищной комиссии должно быть выдано или направлено жилищной комиссией военнослужащему не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения.

В разд. III Правил нормативно урегулирован порядок организации работы уполномоченных органов ФСБ по определению нуждаемости военнослужащих органов безопасности и членов их семей в служебных жилых помещениях, который во многом аналогичен приведенному выше.

При этом в Правилах указано, что не подлежат принятию на учет в качестве нуждающихся в служебных жилых помещениях военнослужащие и члены их семей, обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания в населенном пункте по месту расположения органа безопасности (структурного подразделения органа безопасности), в котором военнослужащие проходят военную службу, или в близлежащих (находящихся в непосредственной близости) населенных пунктах (независимо от общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого проживающего).

Военнослужащий и члены его семьи, не обеспеченные жилым помещением в населенном пункте по месту расположения органа безопасности (структурного подразделения органа безопасности), в котором военнослужащий проходит военную службу, и в близлежащих (находящихся в непосредственной близости) населенных пунктах, принимаются на учет в качестве нуждающихся в служебном жилом помещении, в частности, в следующих случаях:

а) проживают в жилом помещении в общежитии;

б) проживают в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

в) проживают в жилом помещении на условиях договора найма (поднайма), безвозмездного пользования, других сделок (соглашений), в результате которых они не имеют равные с собственником жилого помещения или нанимателем жилого помещения по договору социального найма права пользования жилым помещением, а также в качестве временных жильцов;

г) размер площади служебного жилого помещения, приходящийся на проживающих в нем военнослужащего и членов его семьи, стал ниже учетной нормы площади жилого помещения, используемой при принятии военнослужащего на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Жилищная комиссия должна рассмотреть рапорт военнослужащего о принятии на учет в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении и приложенные к нему документы в течение 30 рабочих дней со дня их получения.

По итогам рассмотрения рапорта жилищная комиссия принимает решение о принятии военнослужащего и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в служебном жилом помещении или об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в служебном жилом помещении.

Решение о принятии военнослужащего и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в служебном жилом помещении в виде надлежаще заверенной выписки из протокола заседания жилищной комиссии также должно быть выдано или направлено жилищной комиссией военнослужащему не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения.

Отказ в принятии военнослужащего и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в служебном жилом помещении допускается в случаях, если:

1) не представлены документы, предусмотренные Правилами, или содержащиеся в представленных документах сведения неполные или недостоверные;

2) представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в служебных жилых помещениях.

Решение об отказе в принятии военнослужащего и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в служебном жилом помещении должно содержать причины отказа с обязательной ссылкой на основания отказа. Такое решение в виде надлежаще заверенной выписки из протокола заседания жилищной комиссии выдается или направляется жилищной комиссией военнослужащему не позднее чем через три рабочих дня со дня его принятия.

Отказ жилищной комиссии в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении может быть оспорен в суде. С учетом того что подобные заявления граждан суды обычно рассматривают и разрешают в порядке норм гл. 23 и 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, целесообразно подавать в суд заявления об оспаривании отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в течение трех месяцев со дня получения этого отказа.

Учет военнослужащих (граждан) и членов их семей в качестве нуждающихся в жилых помещениях и служебных жилых помещениях (далее — учет, если не оговорено иное) осуществляется жилищными комиссиями в отношении:

1) военнослужащих (граждан) и членов их семей, признанных нуждающимися в жилых помещениях и принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

2) военнослужащих и членов их семей, принятых на учет в качестве нуждающихся в служебных жилых помещениях.

Датой принятия военнослужащего на соответствующий учет является дата подачи им рапорта о принятии его на такой учет.

Военнослужащие, в отношении которых жилищной комиссией принято решение о признании нуждающимися в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, включаются в список военнослужащих (граждан), нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, из которого в отдельные списки включаются военнослужащие, имеющие право на внеочередное и первоочередное обеспечение жилыми помещениями. А военнослужащие, в отношении которых жилищной комиссией принято решение о принятии их на учет в качестве нуждающихся в служебных жилых помещениях, включаются в список военнослужащих, нуждающихся в служебных жилых помещениях.

Вышеуказанные раздельные списки учета ежегодно до 30 декабря текущего года подлежат рассмотрению на заседании жилищной комиссии и утверждению должностным лицом, имеющим право утверждения протокола заседания жилищной комиссии. Копии утвержденных списков размещаются для ознакомления военнослужащих (граждан) в органе безопасности.

Учет ведется на основании сведений, содержащихся в документах, предоставляемых военнослужащими, и подтвержденных в результате проверки жилищными комиссиями, а также данных, выявляемых жилищными комиссиями при принятии на учет и перерегистрации. Указанные документы хранятся в учетных делах, формируемых жилищными комиссиями на каждого военнослужащего, принятого на учет. В учетные дела военнослужащих (граждан) приобщаются выписки из решений жилищных комиссий.

При этом следует учесть, что на военнослужащего, принятого на учет в качестве нуждающегося одновременно в жилом помещении и служебном жилом помещении, в органах безопасности ведется одно учетное дело.

Ежегодно в период с 1 октября по 1 декабря текущего года проводится перерегистрация военнослужащих органов ФСБ и граждан, состоящих на учете.

Для перерегистрации военнослужащие (граждане) подают в жилищную комиссию рапорт (заявление), в котором указывают сведения об изменении (или об отсутствии изменений) их жилищных условий за истекший период. Рапорт (заявление) составляется в произвольной форме. В случае изменения жилищных условий к рапорту (заявлению) должны прилагаться документы, подтверждающие изменение жилищных условий. В период проведения перерегистрации военнослужащим (гражданам), которые не прошли перерегистрацию в течение двух и более лет, а также в отношении которых имеется информация об изменении их жилищных условий, направляются извещения о проведении перерегистрации с указанием перечня документов, которые необходимо представить в жилищную комиссию, и разумного срока представления таких документов.

Перед заключением с военнослужащим (гражданином) и членами его семьи договора социального найма жилого помещения или договора найма специализированного жилого помещения военнослужащий (гражданин) должен представить в жилищную комиссию документы, предусмотренные Правилами для принятия на соответствующий учет, но только в случае, если такие документы отсутствуют в его учетном деле или срок их действия истек.

Военнослужащие (граждане) органов безопасности и члены их семей снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

4) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;

5) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия их на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Военнослужащие (граждане) и члены их семей снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях также в случае перевода их к новому месту военной службы (службы) в другой орган безопасности или перевода для дальнейшего прохождения военной службы из одного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в другой федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Военнослужащие (граждане) органов безопасности и члены их семей, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г., сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Такие военнослужащие (граждане) и члены их семей снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях только по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 — 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (в случае подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет), а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Таким военнослужащим жилые помещения предоставляются в порядке, установленном Правилами.

В общем случае военнослужащие органов ФСБ и члены их семей снимаются с учета в качестве нуждающихся в служебных жилых помещениях в случаях:

1) подачи военнослужащими рапорта о снятии с учета в качестве нуждающихся в служебных жил ых помещениях;

2) утраты ими оснований, дающих право на получение служебных жилых помещений;

3) перевода военнослужащего к новому месту военной службы в другой орган безопасности или перевода для дальнейшего прохождения военной службы из одного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в другой федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба;

4) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществлявшего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Важной гарантией Правил является то, что предоставление военнослужащим и членам их семей жилых помещений в общежитиях и арендованных жилых помещений не является основанием для снятия их с учета в качестве нуждающихся в служебных жилых помещениях.

Другой важной гарантией Правил является то, что принятие на учет военнослужащих, переведенных к новому месту военной службы из одного подразделения ФСБ в другое подразделение ФСБ, осуществляется по дате принятия их на соответствующий учет по прежнему месту военной службы.

Также очень важной гарантией жилищных прав военнослужащих органов ФСБ является то, что в соответствии с п. 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» военнослужащие (граждане), переведенные к новому месту военной службы (службы) в органы безопасности, дислоцированные на постоянной основе на территории Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Чеченской Республики, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики и Республики Северная Осетия — Алания, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и служебных жилых помещениях по прежнему месту их военной службы.

Кроме того, за военнослужащими органов ФСБ, направленными для прохождения военной службы за пределы Российской Федерации, в том числе в долгосрочные заграничные командировки, сохраняется право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по прежнему месту военной службы на весь период нахождения за пределами Российской Федерации.

Решение о снятии с учета должно быть принято жилищной комиссией не позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для принятия такого решения, и должно обязательно содержать ссылку на эти обстоятельства. Решение жилищной комиссии о снятии с учета оформляется протоколом заседания жилищной комиссии и должно быть направлено жилищной комиссией в виде надлежаще заверенной выписки из данного протокола военнослужащему (гражданину) не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения.

В целях осуществления контроля за использованием жилых помещений (специализированных жилых помещений) жилищного фонда ФСБ России в органах безопасности в настоящее время проверяется наличие справки о сдаче жилого помещения. Справка о сдаче жилого помещения выдается военнослужащим (независимо от нахождения их на учете) при переводе их к новому месту военной службы. Справки о сдаче жилых помещений должны представляться военнослужащими в жилищные комиссии при решении вопроса о принятии их на учет.

Предоставление жилых помещений по договорам социального найма (далее — жилые помещения) производится жилищной комиссией после оформления на них права собственности Российской Федерации и права оперативного управления балансодержателя, а служебных жилых помещений, кроме того, после отнесения их к специализированному жилищному фонду. При этом при предоставлении жилых помещений и служебных жилых помещений применяется норма предоставления площади жилого помещения, установленная ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (из расчета 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Для лиц, имеющих право на дополнительную общую площадь, размер общей площади предоставляемого жилого помещения увеличивается в пределах от 15 до 25 квадратных метров. С учетом конструктивных и технических параметров жилого дома жилое помещение может быть предоставлено с превышением размера общей площади: не более 9 квадратных метров в общей сложности, а для одиноко проживающего гражданина — не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения), с учетом положений ч. 1 ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации (т. е. при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия).

Жилые помещения военнослужащим (гражданам) органов ФСБ предоставляются в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Вне очереди жилые помещения предоставляются военнослужащим (гражданам) органов ФСБ и членам их семей по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации:

— военнослужащим (гражданам), жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

— военнослужащим (гражданам), если они сами или члены их семей страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378.

В первоочередном порядке жилые помещения предоставляются:

а) военнослужащим (гражданам) и членам их семей, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. и уже были включены в списки первоочередников;

б) военнослужащим (гражданам) и членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях и включенным в списки первоочередников после 1 марта 2005 г., в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Военнослужащим (гражданам) органов безопасности и членам их семей, имеющим право на первоочередное обеспечение жилыми помещениями, жилые помещения предоставляются ранее лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в том же году.

Служебные жилые помещения предоставляются в установленный законодательством срок военнослужащим и членам их семей в порядке очередности исходя из времени принятия военнослужащих на учет в качестве нуждающихся в служебных жилых помещениях.

При отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в населенном пункте по месту расположения органа безопасности (структурного подразделения органа безопасности), в котором военнослужащие проходят военную службу, они предоставляются в других близлежащих (находящихся в непосредственной близости) населенных пунктах.

При отсутствии военнослужащих, состоящих на учете в качестве нуждающихся в служебных жилых помещениях, по решению жилищной комиссии служебные жилые помещения в населенном пункте по месту расположения органа безопасности (структурного подразделения органа безопасности) могут предоставляться военнослужащим и членам их семей, обеспеченным служебными жилыми помещениями в близлежащих (находящихся в непосредственной близости) населенных пунктах.

На этапе формирования служебного жилищного фонда в органах безопасности служебные жилые помещения предоставляются прежде всего военнослужащим из числа руководящего состава органов безопасности и их структурных подразделений, переведенным в установленном порядке к новому месту военной службы в другую местность. При предоставлении служебного жилого помещения не допускается заселение одной комнаты лицами разного пола старше девяти лет (кроме супругов), а также лицами, страдающими тяжелой формой некоторых хронических заболеваний, в связи с которыми они не могут проживать в одной комнате с членами своей семьи.

Проживание в служебном жилом помещении обусловлено рядом ограничений жилищных прав, так как такое жилое помещение не подлежит приватизации, бронированию, обмену, сдаче в поднаем, переустройству и перепланировке.

В случае отсутствия служебных жилых помещений или общежитий военнослужащим и членам их семей могут быть предоставлены арендованные жилые помещения. Арендованные жилые помещения предоставляются в порядке, установленном Правилами для служебных жилых помещений.

Жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета не менее 6 квадратных метров жилой площади на одного человека. При этом преимущественным правом на получение жилых помещений в общежитии пользуются военнослужащие органов ФСБ, имеющие право на внеочередное и первоочередное обеспечение их жилыми помещениями.

Решение о предоставлении жилого помещения, принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации, является основанием заключения договора социального найма в срок, установленный данным решением.

Решение о предоставлении служебного жилого помещения, арендованного жилого помещения и жилого помещения в общежитии является основанием заключения соответствующего договора найма в срок, установленный данным решением.

В решении о предоставлении жилого помещения, служебного жилого помещения и жилого помещения в общежитии должны в обязательном порядке быть указаны: воинское звание, фамилия, имя, отчество военнослужащего (гражданина), фамилия, имя, отчество каждого из членов его семьи, дата рождения детей, адрес места нахождения предоставляемого жилого помещения, его общая площадь, ссылка на нормативные правовые акты, устанавливающие дополнительные социальные гарантии в части жилищного обеспечения, и другие обстоятельства, имеющие значение при принятии решения.

В случае если решение о предоставлении жилого помещения, служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии принимается не балансодержателем, то выписка из данного решения и учетное дело военнослужащего (гражданина), который состоит на учете и которому было предоставлено это жилое помещение, направляются балансодержателю. Копии заключенных балансодержателем соответствующих договоров направляются балансодержателем в жилищные комиссии. При этом копии договоров социального найма жилого помещения должны направляться с приложением учетных дел.

Организация работы по заключению договоров социального найма, найма служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии, заселению, содержанию и эксплуатации жилых помещений возлагается на органы безопасности (подразделения ФСБ России), являющиеся балансодержателями соответствующих жилых помещений.

Жилые помещения в зависимости от мест жилищного строительства или приобретения жилых помещений предоставляются военнослужащим (гражданам) и членам их семей в населенных пунктах по месту расположения органа безопасности (структурного подразделения органа безопасности), в котором военнослужащие проходят военную службу, в пределах границы соответствующего населенного пункта общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

При переводе к новому месту военной службы, а также при истечении срока действия договора найма служебного жилого помещения военнослужащие и члены их семей обязаны освободить и сдать в трехмесячный срок служебные жилые помещения балансодержателям в надлежащем состоянии по акту приема-передачи и технического состояния служебного жилого помещения с представлением документов, свидетельствующих об отсутствии задолженности по коммунальным платежам. Это условие основано на нормах п. 1 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, где указано, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений.

При этом следует учесть, что в силу норм п. 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления им других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1) члены семей военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов ФСБ, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

2) пенсионеры по старости;

3) члены семьи военнослужащего, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;

4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.

Всем указанным гражданам уполномоченные органы ФСБ должны предоставлять другие жилые помещения, которые должны находиться в черте соответствующего населенного пункта.

Кроме того, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта.

В случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные жилые помещения предоставляются военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в органе ФСБ, в котором проходили военную службу военнослужащие, освободившие эти жилые помещения.

В случае обеспечения военнослужащего жилым помещением, увольнения с военной службы или перевода к новому месту военной службы в другой орган безопасности или другой населенный пункт, не являющийся близлежащим, служебное жилое помещение освобождается в установленном порядке и предоставляется военнослужащему, проходящему военную службу в органе безопасности, которому данное служебное жилое помещение было распределено.

В целях повторного заселения освободившихся жилых помещений орган безопасности в зависимости от принадлежности жилищного фонда направляет ходатайство в соответствующий орган местного самоуправления или подразделение, отвечающее за эксплуатацию жилого помещения государственного жилищного фонда, о предоставлении данного жилого помещения военнослужащему и членам его семьи и заключении с ними соответствующего договора.

Следует отметить, что, хотя рассмотренные нами Правила урегулировали общий порядок жилищного обеспечения военнослужащих (граждан) органов ФСБ и членов их семей по месту их военной службы, все же их нормы в силу ряда объективных причин не смогли охватить собой всю сферу существующих в настоящее время в органах ФСБ жилищных правоотношений, в том числе по вопросам реализации гарантированного нормами абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» права военнослужащих на получение от органов ФСБ в избранном ими месте постоянного жительства, не совпадающем с местом их военной службы, жилого помещения в собственность или, по их выбору, по договору социального найма в порядке норм Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512.

——————————————————————