Уточнен порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма и в собственность бесплатно (комментарий к Федеральным законам от 2 ноября 2013 года N 297-ФЗ и N 298-ФЗ)

(Корякин В. М.)

(«Право в Вооруженных Силах», 2014, N 1)

УТОЧНЕН ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

ПО ДОГОВОРУ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА И В СОБСТВЕННОСТЬ БЕСПЛАТНО

(КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНАМ ОТ 2 НОЯБРЯ 2013 ГОДА

N 297-ФЗ И N 298-ФЗ)

В. М. КОРЯКИН

Корякин В. М., доктор юридических наук.

В статье разъясняются последние изменения и дополнения, внесенные в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» в части, касающейся реализации жилищных гарантий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов семей погибших (умерших) военнослужащих.

Ключевые слова: право на жилище, договор социального найма жилого помещения, предоставление жилого помещения в собственность бесплатно.

The procedure for the provision of residential premises under the contract of social hiring and the property for free (commentary to the Federal Law of November 2, 2013 N 297-FZ and 298-FZ)

V. M. Korjakin

The article explains the recent amendments to the Federal Law «On status of servicemen» in respect of the implementation of housing guarantees of servicemen, citizens discharged from military service, members of families of killed (dead) servicemen.

Key words: the right to housing, the contract of social hiring of residential premises, provision of residential premises in the property for free.

Законодательную основу реализации права на жилище военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, составляют ст. 15 и ст. 15.1, а также ст. 24 (в части, касающейся жилищных гарантий семей умерших военнослужащих) Федерального закона «О статусе военнослужащих».

За время действия указанного Федерального закона (с 1 января 1998 г.) в его ст. 15 внесены изменения и дополнения 16 федеральными законами. Только в 2013 г. принято четыре таких закона. В результате такого активного нормотворчества от первоначальной редакции данной статьи не осталось практически ничего. Некоторые нормы о жилищном обеспечении претерпели изменения по нескольку раз.

Все изложенное свидетельствует о том, что, с одной стороны, государство активно ищет пути нормативного решения самой застарелой, самой болезненной социальной проблемы Вооруженных Сил Российской Федерации. Однако, с другой стороны, многочисленные изменения законодательства являются свидетельством того, что пока не все здесь получается. Более того, подверженность жилищных норм перманентным изменениям, поправкам и дополнениям свидетельствует о нестабильности правового регулирования, порождает у военнослужащих, ожидающих квартиры, неуверенность в завтрашнем дне, стимулирует распространение слухов о грядущем окончательном урезании их жилищных прав (например, очередную волну таких слухов породил законопроект о переходе преимущественно к денежной форме реализации военнослужащими права на жилище).

Последние по времени корректировки в жилищные нормы Федерального закона «О статусе военнослужащих» внесены Федеральными законами от 2 ноября 2013 г. N 297-ФЗ и N 298-ФЗ.

Суть изменений и дополнений состоит в следующем.

Во-первых, уточнен порядок предоставления жилых помещений военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. Согласно ранее действовавшему правовому регулированию указанным военнослужащим на первые пять лет военной службы предоставлялись служебные жилые помещения, а при продолжении военной службы сверх указанного срока они приобретали право на получение жилых помещений на общих основаниях.

С течением времени такая формулировка стали звучать явным диссонансом на фоне изменившихся норм о жилищном обеспечении военнослужащих. Так, с 1 января 2003 г. утратила правовое значение норма о пятилетнем сроке, по истечении которого у военнослужащего возникало право на получение жилого помещения для постоянного проживания. Кроме того, возникла неопределенность в толковании понятия «предоставление жилого помещения на общих основаниях». Внесенными в последующие годы изменениями в ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» были узаконены такие формы жилищного обеспечения, как предоставление жилого помещения по договору социального найма, предоставление жилого помещения в собственность бесплатно. В связи с этим стало окончательно непонятным: что означают слова «на общих основаниях»?

В целях устранения данной неопределенности Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. N 298-ФЗ соответствующие положения о жилищном обеспечении военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., изложены в новой редакции, согласно которой жилые помещения данным военнослужащим предоставляются по их выбору в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более — по избранному месту жительства.

Во-вторых, в ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» внесено изменение, касающееся реализации права на жилище граждан, уволенных с военной службы. Согласно прежней редакции п. 2.1 указанной статьи государственные гарантии жилищного обеспечения распространялись на граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Практика показала, что многие из указанных лиц по разным причинам были вынуждены изменить избранное место жительства, в связи с чем они были приняты на учет по новому месту жительства уже после 1 января 2005 г. В некоторых случаях при буквальном толковании прежней редакции п. 2.1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» указанным гражданам было отказано в получении жилых помещений на том формальном основании, что они приняты на учет после указанной в законе даты.

В целях защиты жилищных прав указанных лиц п. 2.1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» дополнен нормой, согласно которой за гражданами, состоявшими на жилищном учете в органах местного самоуправления, сохраняется право на получение жилых помещений по новому месту жительства и в случае изменения ими места жительства после 1 января 2005 г. Это же правило касается и семей погибших (умерших) военнослужащих и семей граждан, уволенных с военной службы, состоящих на жилищном учете в органах местного самоуправления.

В-третьих, устранена неопределенность в правовом регулировании реализации права на жилище военнослужащих, увольняемых с военной службы. Действовавшей до сих пор редакцией п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» было установлено, что указанные военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством. В таком же порядке предусматривалось обеспечение жилыми помещениями и военнослужащих, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

В соответствии с новой редакцией указанного пункта перечисленные выше категории военнослужащих обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном для военнослужащих Федеральным законом «О статусе военнослужащих». Тем самым установлено, что факт увольнения с военной службы никаким образом не влияет на порядок обеспечения жилыми помещениями: он остается тем же, что действовал до увольнения. Согласно прежнему правовому регулированию нередко возникали ситуации двоякого толкования норм о жилищном обеспечении лиц, уволенных с военной службы (в частности, иногда высказывалась мысль о том, что обеспечением жилыми помещениями лиц, уволенных с военной службы, должны заниматься органы местного самоуправления по месту их жительства).

В-четвертых, существенно укреплены гарантии жилищного обеспечения семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, умерших после увольнения с военной службы. Это нашло выражение в следующем:

1) право на жилищное обеспечение за счет государства распространено на семьи граждан, уволенных с военной службы, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более, вне зависимости от оснований увольнения. Согласно прежнему правовому регулированию такое право имели только семьи лиц, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более;

2) право на жилищное обеспечение сохранено не только за семьями погибших (умерших) военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, которые были на момент смерти признаны нуждающимися в получении жилых помещений и включены в соответствующие списки, но и за семьями, имевшими основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы.

Таким образом, внесенные в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и вступившие в силу с 14 ноября 2013 г. изменения и дополнения призваны укрепить гарантии жилищного обеспечения военнослужащих и членов их семей.

——————————————————————