Еще раз к вопросу о праве военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на получение жилого помещения в собственность бесплатно

(Ильменейкин П. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2012, N 4)

ЕЩЕ РАЗ К ВОПРОСУ О ПРАВЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, НА ПОЛУЧЕНИЕ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ В СОБСТВЕННОСТЬ БЕСПЛАТНО

П. В. ИЛЬМЕНЕЙКИН

Ильменейкин П. В., юрист

Проведен анализ особого специфического характера военной службы, на что неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, что обусловливает предоставление особых социальных гарантий и компенсаций военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, в том числе гарантий по жилищному обеспечению.

Ключевые слова: военная служба, особый статус, гарантии жилищного обеспечения.

Once more to the right of servicemen, citizens discharged from military service for the dwelling in the property free of charge P. V. Ilmeneykin

The analysis of the specific nature of the special military service, has been repeatedly pointed out in its decisions the Constitutional Court, which makes special provision of social guarantees and compensations to servicemen, citizens discharged from military service, and their family members, including guarantees for housing.

Key words: military service, a special status, warranty housing.

Особый специфический характер военной службы, на что неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, обусловливает предоставление особых социальных гарантий и компенсаций военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, в том числе гарантий по жилищному обеспечению. Такие гарантии установлены ст. ст. 15, 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В последние годы высшие должностные лица Российской Федерации (Президент и Председатель Правительства) неоднократно давали публичные обещания о том, что до конца 2012 г. все военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, нуждающиеся в жилых помещениях, будут обеспечены за счет средств федерального бюджета жильем для постоянного проживания. И следует заметить, что за последние годы государство действительно много сделало для практической реализации этих социальных гарантий, в результате чего десятки тысяч военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей смогли получить долгожданное и гарантированное им законами жилье для постоянного проживания в избранном месте жительства, что, безусловно, повышает престиж военной службы и укрепляет веру служивых людей в погонах в реальную действенность законов и правовых гарантий государства по их социальной и правовой защите. В то же время очевидно, что далеко не все из тех военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, которые нуждаются в получении жилых помещений от государства, смогут их получить реально до конца 2012 г. и даже в ближайшие 2 — 3 года. При этом автор хотел бы обратить внимание на два внешне малозаметных, но очень важных обстоятельства: 1) в настоящее время большинство жилых помещений для постоянного проживания предоставляются военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, только лишь по договорам социального найма (исключение составляют категории военнослужащих, указанные в абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», порядок предоставления которым жилья в собственность установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512); 2) до окончания установленного законами Российской Федерации периода (до 1 марта 2013 г.) бесплатной приватизации гражданами Российской Федерации того жилья, в котором они сейчас проживают (или которое будет им предоставлено по договорам социального найма в ближайшее время), осталось уже менее одного года. Таким образом, существуют объективные условия, свидетельствующие о том, что не все военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, смогут реализовать гарантию, установленную п. 6 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», о безвозмездном получении в собственность занимаемых жилых помещений. В то же время для отдельных категорий военнослужащих-граждан законодатель предусмотрел предоставление в соответствии с их волеизъявлением жилых помещений непосредственно в собственность. Так, согласно абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим-гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 названного Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512 (далее — Постановление N 512). При этом, как автором указывалось в предыдущих публикациях: — конструирование законодателем норм п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» свидетельствует о том, что им отнесены к субъектам права на предоставление гарантии, предусмотренной абз. 12 п. 1 ст. 15 данного Закона, только категории военнослужащих, указанные в абз. 5 — 7 п. 1 ст. 15 этого Закона. Вопрос об отнесении к субъектам этого права военнослужащих, проходящих военную службу в закрытых военных городках, является дискуссионным; — Постановлением N 512 не предусмотрено, что оно распространяется на правоотношения, возникшие до вступления его в силу. В то же время напомним, что уже в первой редакции п. 1 ст. 15 вышеназванного Закона была установлена гарантия, в соответствии с которой военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. О том, что такой механизм не был предусмотрено, не раз было написано на страницах нашего журнала. На практике при возникновении соответствующих оснований (достижение определенной выслуги лет, увольнение с военной службы по указанным выше основаниям) такие военнослужащие признавались в установленном порядке, в том числе после 1 марта 2005 г., по основаниям, предусмотренным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях по договорам социального найма, а после предоставления жилых помещений имели право их приватизировать. В настоящее время имеется достаточно большое количество граждан, уволенных с военной службы, которые: — в период прохождения военной службы относились к военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями; — были уволены с военной службы после 1 марта 2005 г. по льготным основаниям и при наличии общей продолжительности выслуги 10 лет и более; — были перед увольнением признаны нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации (ст. 51); — до настоящего времени жилое помещение не получили. Таким образом, на указанных граждан при прохождении военной службы в полной мере распространялась гарантия, установленная абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Указанная гарантия по отношению к ним не была реализована по независящим от них причинам. С учетом того что жилые помещения им до настоящего времени не предоставлены, логично предположить, что на них должен распространяться механизм, установленный Постановлением N 512. Однако из буквального толкования норм указанного Постановления этого не следует. Следует предположить, что уполномоченные органы и будут применять Постановление N 512 буквально, т. е. к тем военнослужащим, которые после подачи предусмотренного Постановлением заявления и документов будут поставлены на соответствующий учет <1>. В связи с изложенным автор предлагает дополнить Постановление N 512 нормой о том, что оно распространяет свое действие на указанных выше граждан, уволенных с военной службы. ——————————— <1> Ильменейкин П. В. Свет в конце туннеля (комментарий к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512) // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 10.

Таким образом, фактически с 1 марта 2013 г. право на безвозмездное получение жилого помещения в собственность будут иметь только военнослужащие, указанные в абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Другие военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, если не будет установлен правовой механизм (не в порядке приватизации) реализации гарантии, предусмотренной п. 6 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», такого права иметь не будут, что безусловно, по мнению автора, является дискриминацией. На страницах журнала автор не раз обращался к проблемам жилищного обеспечения граждан, уволенных с военной службы и оставшихся проживать в закрытых военных городках, которые не были (хотя и имели на это право в соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих») оставлены в списках очередников на получение жилых помещений по последнему перед увольнением месту военной службы, встали на учет в органах местного самоуправления после 1 января 2005 г., стоят многие годы в очереди на получение ГЖС как «граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков» <2>. Такие граждане не включены в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, и не имеют правовой возможности быть включенными в указанный реестр, что не позволяет им претендовать на получение жилых помещений по договору социального найма от Министерства обороны Российской Федерации. На них не распространяются нормы Федерального закона от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ, п. 2.1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Представляется, что при наличии выслуги 20 календарных лет и более, вне зависимости от основания увольнения, государство должно через федеральные органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, обеспечить таких граждан жилыми помещениями, в том числе непосредственно в собственность, в избранных местах жительства. Безусловно, реализация такого предложения потребует внесения изменений в законодательство. Автором предлагается: распространить гарантию, предусмотренную п. 2.1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», на всех фактически нуждающихся в жилых помещениях (в том числе в порядке переселения из закрытого военного городка) граждан, уволенных с военной службы и имеющих выслугу лет в календарном исчислении 20 лет и более (вне зависимости от основания увольнения). При этом предусмотреть, что в отношении таких граждан, не вставших на соответствующий учет в органах местного самоуправления до 1 января 2005 г., их учет в целях реализации гарантии, предусмотренной п. 2.1 ст. 15 вышеназванного Закона, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. Эти же органы непосредственно реализуют указанную законодательную гарантию за счет выделенных им средств федерального бюджета. ——————————— <2> См., напр.: Ильменейкин П. В. Важные новации нового закона по жилищному обеспечению граждан, уволенных с военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 3; Он же. О новациях в правовом регулировании жилищного обеспечения военнослужащих // Там же. N 1; и др.

——————————————————————