Зависимость объема жилищных гарантий военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, от времени их поступления на военную службу и увольнения с военной службы
(Корякин В. М.) («Право в Вооруженных Силах», 2014, N 1)
ЗАВИСИМОСТЬ ОБЪЕМА ЖИЛИЩНЫХ ГАРАНТИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, ОТ ВРЕМЕНИ ИХ ПОСТУПЛЕНИЯ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ И УВОЛЬНЕНИЯ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
В. М. КОРЯКИН
Корякин В. М., доктор юридических наук.
В статье анализируются нормы Федерального закона «О статусе военнослужащих», предусматривающие дифференциацию объема социальных гарантий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в зависимости от времени поступления военнослужащих на военную службу и времени увольнения с военной службы. Обоснован вывод о том, что такая дифференциация обусловлена реализацией принципа правового государства о том, что закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет.
Ключевые слова: социальные гарантии, социальная защита, право на жилище, обратная сила закона.
The dependence of the volume of housing guarantees of servicemen and citizens discharged from military service, from the time of receipt on military service and dismissal from military service V. M. Korjakin
In the article are analyzed the norms of the Federal Law «On status of servicemen», providing differentiation of the volume of social guarantees of servicemen, citizens discharged from military service and members of their families depending on the time of receipt of the soldiers on military service and the time of discharge from military service. The conclusion is justified that such differentiation is due to the implementation of the principle of a legal state that the law, worsening the position of citizens, shall not be retroactive.
Key words: social guarantees, social protection, retroactivity, right to housing.
При анализе норм Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и изданных в его развитие подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих право на жилище военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, обращает на себя внимание то обстоятельство, что виды и объем жилищных гарантий указанных лиц варьируются в зависимости от времени поступления граждан на военную службу и от времени их увольнения с военной службы. При этом можно выделить несколько ключевых (или рубежных) дат, разграничивающих военнослужащих и граждан, проходивших военную службу, на определенные категории по объему предоставляемых им жилищных прав (см. таблицу, Приложение к настоящей статье). Первой такой датой является 1 января 1998 г. Именно с указанной даты вступил в силу Федеральный закон «О статусе военнослужащих», который впервые установил правило, согласно которому военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на весь период военной службы гарантируется предоставление служебных жилых помещений. Право на получение жилых помещений для постоянного проживания (по договору социального найма или в собственность бесплатно) военнослужащие приобретают при достижении общей продолжительности военной службы 20 лет либо ранее указанного срока в случае увольнения с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (при наличии на момент увольнения общей продолжительности военной службы не менее 10 лет). Однако при введении данного вполне разумного правила возник вопрос: а как быть с военнослужащими, приобретшими право на получение жилых помещений по ранее действовавшему Закону Российской Федерации от 22 января 1993 г. N 4338-1 «О статусе военнослужащих», который с 1 января 1998 г. утратил силу? Согласно данному Закону военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях) предоставлялись служебные жилые помещения или общежития, а при продолжении службы сверх данного срока они приобретали право на получение жилых помещений для постоянного проживания. Согласно ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Именно руководствуясь указанной конституционной нормой, законодатель установил упомянутую выше рубежную дату: за военнослужащими, поступившими на военную службу в рамках прежнего правового регулирования, т. е. до 1 января 1998 г., сохранен прежний порядок жилищного обеспечения, а для тех, кто поступил на военную службу после указанной даты, установлены иные правила реализации права на жилище: на весь период прохождения военной службы им гарантируется предоставление служебных жилых помещений. Вторая ключевая дата, которая фигурирует в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» и которая разграничивает военнослужащих на категории с точки зрения объема и форм реализации их права на жилище, — 1 января 2005 г. Значимость указанной даты для сферы жилищного обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, проявляется в двояком смысле: — во-первых, с указанного времени вступил в силу Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих». Все офицеры, закончившие военные образовательные учреждения после 1 января 2005 г., и граждане, поступившие на военную службу по контракту после указанной даты, являются участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения. На время прохождения военной службы им предоставляются служебные жилые помещения, а право на получение постоянного жилья они реализуют путем участия в указанной системе; — во-вторых, с 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (вошедшим в историю как Закон о монетизации льгот) с органов местного самоуправления снята функция жилищного обеспечения граждан, увольняемых с военной службы. За теми гражданами, которые были уволены с военной службы и успели встать в органах местного самоуправления по избранному месту жительства на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в рамках прежнего правового регулирования, т. е. до 1 января 2005 г., сохранилось право на получение жилых помещений от органов местного самоуправления, но за счет средств федерального бюджета, специально выделяемых на эти цели. Те же граждане, которые увольняются с военной службы после 1 января 2005 г. (кроме участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения), обеспечиваются жилыми помещениями теми федеральными органами исполнительной власти, в которых они проходили военную службу, на условиях и в порядке, которые установлены для военнослужащих. Третьей датой, разграничивающей военнослужащих на категории по порядку реализации их права на жилище, должна стать дата вступления в силу закона, предусматривающего предоставление военнослужащим, признанным нуждающимися в получении жилых помещений, единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилья. По первоначальному замыслу разработчиков данного законопроекта переход от предоставления жилья в натуре к получению соответствующих денежных средств на эти цели должен был коснуться всех военнослужащих, имеющих право на жилищное обеспечение. Однако такой подход вступил бы в противоречие с упомянутой в начале настоящей публикации конституционной нормой о том, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, умаляющие права граждан. В связи с изложенным первоначальная редакция законопроекта была доработана, и порядок применения новой формы жилищного обеспечения военнослужащих (кроме участников накопительно-ипотечной системы) сформулирован следующим образом: — за военнослужащими, признанными нуждающимися в получении жилых помещений до вступления в силу данного закона, будет сохранено право выбора формы жилищного обеспечения: либо получение жилого помещения по договору социального найма, либо в собственность бесплатно, либо получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья; — для военнослужащих, которые будут признаны нуждающимися в получении жилых помещений после даты вступления в силу рассматриваемого закона, получение единовременной денежной выплаты будет единственной формой жилищного обеспечения. К их числу будут относиться военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составит 20 лет и более после 1 января 2014 г. либо которые будут признаны нуждающимися в жилых помещениях после 1 января 2014 г. в связи с увольнением с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более. Таким образом, исходя из времени поступления на военную службу, военнослужащие по объему и формам жилищного обеспечения подразделяются на три большие группы: 1) военнослужащие, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г.; 2) военнослужащие, заключившие первый контракт о прохождении военной службы в период с 1 января 1998 г. по 1 января 2005 г.; 3) военнослужащие, заключившие первый контракт о прохождении военной службы в период после 1 января 2005 г. В силу естественных причин число военнослужащих первых двух категорий с годами будет постепенно снижаться, и когда-то (примерно к 2025 г.) наступит время, когда разделение военнослужащих на категории по рассматриваемому признаку исчезнет вовсе и будет действовать единая форма жилищного обеспечения — накопительно-ипотечная. Что касается граждан, уволенных с военной службы, то вся их совокупность подразделяется на две группы: а) граждане, уволенные с военной службы до 1 января 2005 г. (их жилищное обеспечение осуществляется органами местного самоуправления по избранному месту жительства); б) граждане, уволенные и увольняемые с военной службы в период с 1 января 2005 г. до даты вступления в силу закона о переходе к жилищному обеспечению путем производства единовременной денежной выплаты (их жилищное обеспечение осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти на условиях, предусмотренных для военнослужащих). С течением времени численность обеих указанных групп постепенно уменьшится до нуля, поскольку, как отмечалось выше, примерно к 2025 г. в Российской Федерации останется единственная форма жилищного обеспечения военнослужащих и лиц, проходивших военную службу, — участие в накопительно-ипотечной системе. В целях более полного уяснения рассмотренных в настоящей статье вопросов автором составлена таблица (см. Приложение к настоящей статье), которая позволит более наглядно представить дифференциацию форм и объема жилищных гарантий военнослужащих, и граждан, уволенных с военной службы, в зависимости от времени их поступления на военную службу и времени увольнения с военной службы.
Приложение
Объем жилищных гарантий различных категорий военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы <1>
——————————— <1> Таблица составлена с учетом норм законопроекта, предусматривающего введение с 1 января 2014 г. новой формы жилищного обеспечения военнослужащих — предоставление им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья.
N п/п Категории военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы Жилищные гарантии 1 Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных образовательных организаций) Предоставляются жилые помещения по выбору военнослужащих в собственность бесплатно или по договору социального найма по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более — по избранному месту жительства 2 Военнослужащие, окончившие военные образовательные организации в период с 1 января 1998 г. по 1 января 2005 г., и военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту в период с 1 января 1998 г. по 1 января 2005 г. На весь период прохождения военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями 3 Военнослужащие, указанные в п. 2 настоящей таблицы, достигшие общей продолжительности военной службы 20 лет и более до 1 января 2014 г. либо признанные нуждающимися в жилых помещениях до 1 января 2014 г. в связи с увольнением с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более Предоставляются жилые помещения по выбору военнослужащих в собственность бесплатно или по договору социального найма 4 Военнослужащие, поступившие на военную службу после 1 января 2005 г. На весь период прохождения военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями. Право на получение жилого помещения в собственность реализуется путем участия в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения 5 Граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, принятые до 1 января 2005 г. органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях Обеспечиваются жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета по их выбору в форме предоставления: — жилого помещения в собственность бесплатно; — жилого помещения по договору социального найма; — единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения
6 Граждане, уволенные с военной службы в период с 1 января 2005 г. по 1 января 2014 г. по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более (за исключением участников накопительно-ипотечной системы) Обеспечиваются жилыми помещениями федеральным органом, в котором они проходили военную службу, путем предоставления жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма 7 Военнослужащие, указанные в п. 2 настоящей таблицы, общая продолжительность военной службы которых составит 20 лет и более после 1 января 2014 г. либо которые будут признаны нуждающимися в жилых помещениях после 1 января 2014 г. в связи с увольнением с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более Обеспечиваются жилыми помещениями путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья
——————————————————————