Надзор в сфере экономики и противодействия коррупции
(Сергиенко А.)
(«Законность», 2008, N 2)
НАДЗОР В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
А. СЕРГИЕНКО
Сергиенко А., прокурор Республики Мордовия, кандидат юридических наук.
В целях более оперативного реагирования на ситуацию в республике в 2006 г. в прокуратуре Республики Мордовия создана рабочая группа по борьбе с правонарушениями в сфере экономики и коррупцией, которая с выездом на места проверяла законность деятельности администраций районов.
В состав группы входили следственные работники и общенадзорники, благодаря чему ее работа достаточно эффективна, а оперативность принятых ею решений позволяет незамедлительно реагировать на ситуацию. Так, группой выявлены существенные нарушения законов в сфере приватизации, распоряжения муниципальной собственностью, расходования бюджетных средств и т. д. Через призму выявленных группой нарушений законности дается оценка качеству работы и принципиальности районных прокуроров (некоторые райпрокуроры привлечены к дисциплинарной ответственности). В настоящее время совместная работа со следственными работниками продолжается уже в рамках совместного приказа прокурора республики и руководителя следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по РМ, в котором регламентирован механизм взаимодействия при проведении совместных проверок и принятии решений.
На сегодняшний день в России действует единственный закон, в котором прямо оговорено, что он направлен на предотвращение коррупции и других злоупотреблений, — Федеральный закон от 21 июля 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
При осуществлении надзора за законностью размещения государственного и муниципального заказа прокуратурой республики в тесном взаимодействии с антимонопольным органом наработана практика привлечения к административной ответственности должностных лиц органов исполнительной власти республики и органов местного самоуправления. Они, как правило, поставщиков товаров, исполнителей работ и услуг отбирают по своему усмотрению из числа «своих» предпринимателей, в то время как торги (конкурсы, аукционы, котировки цен) проводятся для выявления организаций, предложивших бы наименьшую цену за аналогичные товары и услуги. При проверках установлены массовые факты неправомерного расходования бюджетных средств при закупках товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Реестров муниципальных контрактов либо нет, либо они не отвечают требованиям закона. Главы местных администраций без проведения торгов приобретали служебные автомашины, ремонтировали служебные помещения и муниципальные школы, жилье, закупали лекарственные средства для больниц и т. д. Так, без торгов главы администраций Болотниковского и Лямбирьского сельских поселений Лямбирьского района приобрели автомашины соответственно за 220 и 260 тыс. руб.; главой Краснослободского муниципального района ООО «Коммерческий центр «Айон» оплачено 70 тыс. руб. за оценку рыночной стоимости муниципального имущества; главой Кадошкинского муниципального района оплачен ремонт терапевтического корпуса муниципальной больницы на сумму 2 млн. руб. По постановлениям прокуроров управлением Федеральной антимонопольной службы по РМ оштрафованы: министр образования РМ, министр культуры РМ, 20 глав местных администраций и 3 иных должностных лица администраций, 5 руководителей бюджетных учреждений, директор ООО «Мордовгазификация», наделенного функциями государственного заказчика. Причем привлечение к административной ответственности должностных лиц органов местного самоуправления реально стало возможным лишь с февраля 2007 г., когда Правительство РФ наделило антимонопольные органы правом рассмотрения таких административных дел. Администрацией Ковылкинского района в 2006 г. проведены два конкурса с существенными нарушениями закона: подделаны протоколы конкурса, в котором в качестве участников указаны лица, не принимавшие в нем участия. Уголовное дело, возбужденное по этому факту по признакам преступлений, предусмотренных ст. ст. 159 и 327 УК, рассматривается судом. Надзорная практика прокуратуры республики в этом направлении в 2007 г. освещена на федеральном уровне — в «Российской газете», журнале «Государственная власть и местное самоуправление», в местной прессе.
Администрации всех проверенных семи районов допустили существенные нарушения закона при выдаче муниципальных гарантий коммерческим организациям для обеспечения их кредитных обязательств перед ГУП «Развитие села». Так, главы районных администраций своими распоряжениями с превышением полномочий выдали гарантии на сумму, значительно превышающую предел, предусмотренный в местных бюджетах и ст. 111 БК РФ (0,01% расходов). Например, главой администрации Зубово-Полянского района выдано их на сумму 70 млн. руб., бюджет же предусматривал на эти цели 35 млн.; главой администрации Ковылкинского района — на сумму 117 млн. руб., бюджет предусматривал 2,5 млн. Главой администрации Краснослободского района ООО «Селищинское» предоставлена вообще не предусмотренная решением о бюджете на 2006 г. гарантия в размере 1,5 млн. руб. Во всех случаях муниципальные гарантии в нарушение решений о бюджетах предоставлены не на конкурсной основе.
Незаконно передается в залог для обеспечения кредитных обязательств коммерческих организаций (взятых в рамках реализации ПНП «Развитие АПК») муниципальное имущество, не подлежащее приватизации. Так, главой администрации Краснослободского района переданы в залог здания библиотеки, спортивной школы, стадиона, что запрещено п. 2 ст. 6 ФЗ от 16 июля 1998 г. «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и п. 1 ст. 30 ФЗ от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества». Заключенные договоры ипотеки вопреки ст. 42 БК не предусматривали плату коммерческой организации за переданное в залог муниципальное имущество и соответственно поступление этих средств в бюджет. Арбитражным судом РМ позиция прокуратуры о платности таких договоров залога и предоставления их исключительно на конкурсной основе поддержана при рассмотрении заявлений о признании недействительными распоряжения главы администрации Атюрьевского района.
Грубые нарушения допускаются при приватизации муниципального имущества. При приватизации в 2006 г. муниципального нежилого помещения, вместо привлечения для определения его рыночной стоимости независимого оценщика, по распоряжению главы администрации Кадошкинского района К. оценка произведена созданной ею комиссией. Прокуратурой республики готовится заявление в арбитражный суд о признании сделки по приватизации недействительной. На продажу на аукцион (в декабре 2007 г.) распоряжением главы администрации Краснослободского района выставлен не имущественный комплекс МП «Маслодельный завод», а в нарушение ФЗ от 14 ноября 2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», ФЗ от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» — его части (все 28 объектов, из которых состоит комплекс). Передаточный акт с оценкой сведений об имуществе предприятия не составлен вовсе. Дополнительные обязательные сведения о наличии у предприятия долгов (неисполненных долгосрочных (13550 тыс. руб.) и краткосрочных (11500 тыс. руб.) обязательств) главой администрации района опубликованы только в ходе прокурорской проверки. Принадлежащие Кадошкинскому району два нежилых помещения главой администрации проданы в порядке приватизации по инвентаризационной и балансовой стоимости. Прокуратурой республики в Арбитражном суде РМ оспариваются договоры купли-продажи, решения советов депутатов и распоряжения глав администраций районов.
Большинство районов республики дотационные, находятся на государственном финансировании. Несмотря на это, с превышением полномочий главы местных администраций практически всех районов республики повсеместно поощряли руководителей коммерческих организаций, а также должностных лиц, занимающих государственные и муниципальные должности, в виде премий и подарков за счет местных бюджетов. По проведенному прокуратурой республики рейтингу «щедрый глава администрации» признаны таковыми главы администраций Краснослободского и Рузаевского районов, потратившие на эти цели более 150 тыс. руб. каждый. В некоторых случаях размер бюджетных средств, потраченных на подарки, превысил суммы финансирования социальных мероприятий. Например, в 2006 г. на ремонт и содержание сельской школы в селе Перхляй Рузаевского района (требующей капитального ремонта) выделено из бюджета района 14 тыс. руб., а на подарки и другие поощрения израсходовано около 200 тыс. руб. По требованию прокуроров незаконная практика главами местных администраций прекращена и приняты меры по возмещению этих средств в бюджеты.
По протестам прокуроров около сотни распоряжений глав администраций о награждениях отменены. Районные суды удовлетворили заявления прокуроров о взыскании с глав местных администраций в интересах муниципальных бюджетов незаконно выплаченных денежных сумм в виде премий и подарков. После вступления их в законную силу будет предъявлено около сотни таких заявлений. В добровольном порядке во время судебного рассмотрения заявлений денежные суммы возвращены теперь уже бывшим главой Ельниковского муниципального района, действующим главой администрации Большеберезниковского района и главой администрации поселка Березники. Суд рассматривает такое заявление к главе администрации Кадошкинского муниципального района. Прокуратурой республики подобное расходование бюджетных средств расценено как нецелевое.
Министерством финансов РМ по 9 постановлениям прокуратуры республики привлечен к административной ответственности в виде штрафа глава администрации Краснослободского района по Закону РМ «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия», предусматривающему ответственность за нецелевое расходование средств местных бюджетов. После вступления в силу решений аналогичные дела будут возбуждены по десяткам фактов нецелевого использования бюджетных средств.
В нарушение Бюджетного кодекса РФ ни одна проверенная администрация района не отчитывалась о своей деятельности перед представительным органом местного самоуправления. Были выявлены факты невыхода муниципальных служащих из состава учредителей коммерческих организаций. В целях устранения нарушений принесены сотни протестов, судами удовлетворены заявления прокуроров о признании договоров и решений недействительными, возбуждены уголовные дела и дела об административных правонарушениях.
Представления прокурора республики, внесенные по результатам выездных проверок, рассмотрены советами депутатов — представительными органами местного самоуправления, которыми позиция прокуратуры поддержана, — главы администраций пяти муниципальных районов привлечены ими к дисциплинарной ответственности. Привлечение советами депутатов к дисциплинарной ответственности глав местных администраций, работающих по контракту с советами, по требованиям прокурора практикуется в республике впервые. В свою очередь, главы местных администраций по представлениям прокурора республики привлекли к дисциплинарной ответственности более двадцати своих подчиненных — муниципальных служащих. О результатах проверки деятельности каждой администрации прокуратурой республики направлены информационные письма райпрокурорам с целью устранения типичных нарушений на поднадзорных территориях, а также информации главе Республики Мордовия — в связи с неправомерным расходованием бюджетных средств дотационными районами, который в свою очередь доводит сведения об этих нарушениях до глав администраций других районов.
Информация о выявленных нарушениях по результатам выездных проверок прокуратуры республики освещается на координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов республики в присутствии главы республики, Председателя Правительства республики и глав администраций всех 26 районов.
——————————————————————