Прокурор в арбитражном процессе

(Шемонаев П.)

(«Законность», 2009, N 5)

ПРОКУРОР В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ

П. ШЕМОНАЕВ

Шемонаев П., прокурор Оренбургской области.

На современном этапе основные усилия прокуратуры направлены на укрепление правопорядка в экономической сфере. Эта цель достигается посредством участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.

Прокуратура Оренбургской области в 2008 г. активно использовала право на обращение в арбитражный суд с исками и заявлениями.

Внимание уделялось восстановлению нарушенных прав граждан и государства при приватизации государственного и муниципального имущества, распоряжении государственной и муниципальной собственностью, исполнению бюджетного законодательства, защите прав субъектов малого и среднего бизнеса.

Проведена большая работа по проверке законности отчуждения государственного и муниципального имущества.

По искам прокурора арбитражный суд вынес решения о возврате в собственность Российской Федерации объектов гражданской обороны, расположенных в г. г. Орске и Бузулуке Оренбургской области.

За муниципальным образованием г. Орска закреплено право собственности на профилакторий городской больницы N 4, который незаконными способами пытались получить коммерческие структуры г. Санкт-Петербурга.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» прокуроры выявили незаконные договоры энергоснабжения с лечебными учреждениями области. Субъекты естественных монополий, занимающие доминирующее положение на рынке энергоресурсов, навязывали контрагентам невыгодные для них и не предусмотренные законом условия, которые могли привести к нарушению конституционных прав граждан на охрану жизни и здоровья. Путем обращения прокурора в арбитражный суд эти договоры приведены в соответствие с федеральным законодательством.

При проведении проверок исполнения законодательства в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности обнаружены факты принятия органами местного самоуправления нормативных правовых актов, не соответствующих закону о конкуренции и создающих дискриминационные условия для указанных субъектов, связанные с арендой муниципального имущества.

В защиту субъектов малого и среднего бизнеса в арбитражный суд предъявлено 38 заявлений о признании недействующими нормативных правовых актов. В результате принятия мер прокурорского реагирования большая часть правовых актов приведена в соответствие с законом в добровольном порядке, по некоторым делам вынесены положительные решения.

Выявлены нарушения в сфере исполнения земельного законодательства: при предоставлении участков для строительства; при использовании земель сельскохозяйственного назначения; при переводе земель из одной категории в другую.

В большинстве своем требования прокурора удовлетворялись арбитражным судом по причине очевидности нарушений закона.

Прокуроры надзирали за исполнением законов государственными контролирующими органами при осуществлении возложенных на них функций, пресекали действия, выходящие за пределы установленных полномочий.

По искам прокурора приведены в соответствие с законом 66 договоров оказания платных ветеринарных услуг, заключенных государственными учреждениями ветеринарии области с хозяйствующими субъектами. Включенные в условия договора услуги были функциональными обязанностями государственного контролирующего органа при осуществлении надзора за соблюдением ветеринарного законодательства.

В результате проверок выявлены нарушения в сфере административной юрисдикции указанных органов, а именно: несоблюдение процессуальных норм, касающихся составления протоколов об административных правонарушениях, нарушение сроков привлечения к ответственности, рассмотрение дел без лиц, в отношении которых ведется административное производство.

В арбитражном суде обжалованы решения административной комиссии Октябрьского района г. Орска, которая без законных полномочий привлекала к административной ответственности хозяйствующих субъектов за нарушение законодательства Оренбургской области.

В последние годы особое значение приобретает проблема эффективного противодействия коррупции. В качестве профилактических мер противодействия коррупции рассматриваются положения Указа Президента РФ от 15 мая 2008 г. «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» и ФЗ от 26 декабря 2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Указанными правовыми актами перед органами прокуратуры поставлена ответственная задача, связанная с обеспечением прокурорского надзора за исполнением законодательства о предпринимательской деятельности. В частности, внеплановые проверки по контролю в отношении субъектов малого и среднего бизнеса будут проводиться теперь только по согласованию с прокурором.

Эти нововведения существенно изменят в ближайшее время структуру дел, рассматриваемых арбитражным судом, поскольку прокурорами будет поставлен барьер незаконной деятельности контролирующих органов и обеспечены гарантии соблюдения прав хозяйствующих субъектов.

В соответствии с задачами, поставленными в Национальном плане противодействия коррупции, прокуратурой запланировано проведение в 2009 г. проверки исполнения законодательства, регламентирующего использование государственного имущества, расходование бюджетных средств.

В практике прокурорского надзора встречаются многочисленные примеры уклонения органов власти, управления и контроля, а также руководителей государственных и муниципальных предприятий и учреждений от возложенных на них обязанностей по обращению в арбитражный суд за защитой нарушенных прав. Причина такого поведения должностных лиц — игнорирование своих обязанностей, в том числе из-за корыстной заинтересованности. Поэтому иск прокурора в рамках противодействия коррупции нередко является единственно реальной возможностью запустить механизм судебной защиты нарушенных прав.

Продолжая тему коррупции, необходимо отметить, что ФЗ от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции» возлагает на прокуроров обязанности по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупционными проявлениями. В этих целях необходимо добиться взаимодействия и с арбитражными судами.

Одно из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции — неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.

В решении проблемы защиты судей от оказываемого на них давления необходимо перейти к реальному ведению журналов обращений по находящимся в производстве делам, разработать процедуру, по которой судья сообщает о фактах оказания давления на него, более активно применять меры привлечения к ответственности за проявление неуважения к суду.

В условиях нестабильной экономической ситуации перед прокуратурой стоит задача сосредоточить свои усилия на надзоре за исполнением законодательства при расходовании средств государственной поддержки с целью предотвращения фактов их нецелевого использования, соблюдением прав хозяйствующих субъектов, в том числе связанных с устранением административных барьеров в предпринимательской деятельности; на пресечении неправомерных действии при использовании государственного и муниципального имущества, противоправного захвата имущества, на устранении конкуренции.

В сложившейся ситуации прокурор остается единственной фигурой, обладающей полномочиями для обращения в арбитражный суд в защиту не только публичных интересов, но и прав хозяйствующих субъектов.

——————————————————————