Основные черты правоохранительной деятельности социалистического государства в период Гражданской войны (1917 — 1922 гг.)

(Мелехин А. В.) («Административное право и процесс», 2008, N 2)

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА В ПЕРИОД ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ (1917 — 1922 ГГ.)

А. В. МЕЛЕХИН

Мелехин А. В., доктор юридических наук (Академия управления МВД России).

Революционные эпохи регулируют общественные отношения по собственным законам, наполненным диктаторским содержанием. В противном случае новую власть может ждать участь Временного правительства России. Пришедшие к власти большевики не были намерены повторять ошибок Временного правительства. Проводимая ими политика не предусматривала места для нерешительности и терпимости к классовым врагам. Выражение «Кто не с нами, тот против нас» стало официальной программой действия новых властей. Даже по прошествии двенадцати лет после начала революции Президиум ЦИК своим Постановлением от 21 ноября 1929 г. посчитал необходимым объявлять вне закона должностных лиц — граждан СССР, «перебежавших в лагерь врагов рабочего класса и крестьянства и отказывающихся вернуться в Союз ССР» <1>. ——————————— <1> Корольков Н. Н. История государства и права России. Источники права. Ч. I. М., 1999. С. 118 — 119.

Значительная часть законодательного массива рассматриваемого времени носит исключительный характер как ответная мера на остроту и непосредственность угроз новому государственному строю. О реальном правовом статусе личности на конституционном уровне, а тем более на уровне текущего законодательства, в рассматриваемый период речь не велась. Многие положения текстов нормативных актов содержали такие выражения, как «в интересах защиты революции и ее завоеваний»; «…обеспечение Советской Республики от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях…»; «провозглашение Советской Республики «военным лагерем» и т. д. Многие действия руководителей РСФСР были заимствованы из опыта Парижской коммуны (Республика Советов, отказ от института частной собственности, непримиримость к классовым врагам). Например, использование в практической деятельности понятия «враг народа», предусматривавшее для лиц, признанных таковыми, большие юридические неприятности. Впервые оно было введено в официальный оборот Декретом о революционном трибунале (10 июня 1794 г.). Принцип «Все, что приказывает власть, есть право» носил официальный характер и широко использовался в практической деятельности органами государственной власти всех уровней. Абсолютное большинство правоотношений в этот период носит «вертикальный» (управленческий) характер и регламентируется нормами административного права. Основной формой реализации революционного законодательства является возложение на граждан подлежащих беспрекословному исполнению обязанностей по выполнению правовых предписаний государства и воздержание от неправомерных действий под угрозой применения жесткой юридической ответственности, соответствующей переживаемому периоду. Постановлением ВЦИК от 3(16) января 1918 г. объявлялась контрреволюционным действием «всякая попытка со стороны кого бы то ни было или какого бы то ни было учреждения присвоить себе те или иные функции государственной власти». Она подавлялась «всеми имеющимися в распоряжении советской власти средствами вплоть до применения вооруженной силы». Первая советская Конституция РСФСР 1918 г. открыто закрепляла неравенство граждан. Избирательных прав были лишены «эксплуататоры и их пособники». Избирательное право, посредством установленных на конституционном уровне диспропорций, предоставляло значительные преимущества представителям рабочего класса перед крестьянами, которые делились на бедняков, середняков и зажиточных. Исторический опыт свидетельствует, что в борьбе за власть противостоящие силы нередко использовали метод, получивший название «избирательная география». В ее основе лежит выгодное для одной из сторон (чаще всего обладающей властью) изменение родовой, территориальной, сословной, классовой или административной организации выборов с целью достижения победы и придания ей легитимного характера. 5 сентября 1918 г. Совет народных комиссаров принял Постановление о красном терроре, который для обеспечения тыла «является прямой необходимостью». «Классовые враги» советской республики изолировались в концентрационных лагерях. Эту идею впоследствии использует фашистская Германия. Подлежали расстрелу «все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам». Для большей наглядности посчитали необходимым «опубликовать имена всех расстрелянных, а также основания применения к ним этой меры». Право революционного периода определялось как «система (порядок) общественных отношений, соответствующая интересам господствующего класса и охраняемая организованной его силой». Нетрудно заметить, что такое определение четко отражало позицию В. И. Ленина, формулировавшего это понятие как «возведенную в закон волю господствующего класса». Уголовное право считалось ведущим среди других отраслей. При этом предусматривалась возможность применения аналогии уголовного закона. Подобное правило действовало до 1958 г., когда были приняты Основы уголовного законодательства СССР. Стремясь достигнуть провозглашенных целей, государство использовало все возможности, которые условно можно разделить на две группы: массовое привлечение населения к вопросам управления государством и создание властных структур, которые наделялись чрезвычайными карательными полномочиями. Декретом СНК от 14 ноября 1917 г., т. е. через неделю после начала революции, было принято Положение о рабочем контроле, который создавался в «интересах планомерного регулирования народного хозяйства». Многие из вновь образуемых органов революционной власти создавались на ограниченный срок действия. Это отражалось в их названиях. Институт адвокатуры, сложившийся в царской России, так же как и ранее существовавшие «судебные установления», был упразднен вместе с прежними правоохранительными структурами. Это нашло свое отражение в Декрете ВЦИК о суде N 1 от 24 ноября 1917 г. Новая власть установила, что впредь в качестве обвинителя, защитника и судебного представителя мог выступать любой «неопороченный» гражданин. Широко использовалось создание квазисудебных органов в виде трибуналов различных видов с наделением их правом вынесения самых жестких решений. Декретом СНК «О суде» N 1 (п. 8) для борьбы «против контрреволюционных сил», мародерства, хищничества, саботажа и иных деяний, «идущих против всех завоеваний Октябрьской революции и направленных к ослаблению силы и авторитета советской власти», учреждались рабочие и крестьянские революционные трибуналы. Оспаривание подсудности по принятым им делам не допускалось. Для «суждения» по делам, изъятым из подсудности местных революционных трибуналов постановлениями Президиума ЦИК СНК и народного комиссариата юстиции, учреждался Революционный трибунал при Центральном исполнительном комитете, избираемый в составе одного председателя и шести членов. 20 ноября 1919 г. Декретом ВЦИК принимается положение о революционных военных трибуналах. Им также предоставлялось ничем не ограниченное право в определении меры репрессии. Кроме того, при вынесении приговора они наделялись полномочиями руководствоваться не только выяснившимися при рассмотрении дела обстоятельствами, но и «своей революционной совестью». Если на определенной территории действовал правовой режим военного или осадного положения, то соответствующему революционному военному трибуналу были подсудны и гражданские лица. Репрессивный характер этих органов революции выражался в том, что трибунал самостоятельно, во внесудебном порядке мог выносить приговоры, руководствуясь исключительно оценкой обстоятельств дела и интересами пролетарской революции. Отчаянное положение, складывающееся для молодой республики на всех фронтах, продиктовало необходимость срочного принятия ряда организационных мер. Декретом ВЦИК от 30 сентября 1918 г. объявляется Положение о революционном военном совете (РВС) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики как «органе высшей военной власти в стране», наделявшемся исключительными полномочиями. Декретом ВЦИК от 24 октября 1919 г. было объявлено Положение о революционных комитетах. Таким образом, завершалась работа по формированию революционных комитетов на всех административно-командных уровнях. Для тех же целей, но уже в тылу, предусматривалась возможность создания постановлением Совета рабоче-крестьянской обороны губернских революционных комитетов, которые должны находиться в подчинении РВК, а также уездных революционных комитетов, подчиненных «губернским революционным комитетам». Решением СНК от 7 декабря 1917 г. N 21 была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) при Совете народных комиссаров по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Постановлением ВЦИК от 17 февраля 1919 г. полномочия ВЧК были расширены. При наличии вооруженного выступления (контрреволюционных, бандитских и т. п.) чрезвычайные комиссии имели право «непосредственной расправы для пресечения преступлений». Такое право сохранялось за чрезвычайными комиссиями в местностях, объявленных на военном положении, «за преступления, указанные в самом Постановлении о введении военного положения». 6 февраля 1922 г. Декретом ВЦИК было принято решение об упразднении ВЧК и правилах производства обысков, выемок и арестов. В этой связи на Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) возлагалось выполнение дополнительных задач. Подводя итоги изложенному выше, отметим следующие особенности в организации правоохранительной деятельности социалистического государства: 1. Основной формой реализации революционного законодательства является исполнение правовых предписаний государства и воздержание от совершения неправомерных действий под страхом (угрозой) суровой юридической ответственности. 2. Реализация процессуальных норм права предусматривает упрощенный характер и отличается многосубъектностью. 3. Полномочиями по определению мер уголовной ответственности наделяются не только суды, но и силовые (карательные) государственные структуры. 4. Критерии определения вида юридической ответственности и конкретного вида наказания, как правило (особенно до принятия в 1918 г. УК РСФСР), носили не конкретный, а чаще всего субъективный характер (руководствуясь «революционным правосознанием и классовым чутьем», «своей революционной совестью», «интересами пролетарской революции» и т. д.). Специфику законодательства рассматриваемого периода определяет то, что оно стало основой формирования права социалистического типа, отдающего «предпочтение» в вопросах защиты государственной собственности и охраны общественного правопорядка в ущерб интересам отдельной личности.

——————————————————————