Армия и коррупция

(Макаров В. Д.) («Военно-юридический журнал», 2008, N 6)

АРМИЯ И КОРРУПЦИЯ

В. Д. МАКАРОВ

Макаров В. Д., помощник военного прокурора Сибирского военного округа, подполковник юстиции.

Коррупция как одно из самых пагубных явлений для любого государства стала для России в начале третьего тысячелетия основным препятствием для политического, экономического и духовного возрождения, превратилась в реальную угрозу национальной безопасности страны, главный тормоз на пути любых преобразований. В одном из своих посланий Федеральному Собранию, будучи Президентом Российской Федерации, Путин В. В. говорил о том, что деятельность публичной власти всех видов и уровней в области борьбы с коррупцией по-прежнему недостаточна и не дает пока еще ощутимых результатов. Сложившаяся в стране ситуация свидетельствует о серьезной болезни общества. Некоторые эксперты считают, что коррупция перешла в хроническую стадию с такими симптомами, как всевластие чиновничества, незащищенность граждан от произвола. Словно раковая опухоль, коррупция разрушает любой социальный организм, но для армии подобное разрушающее воздействие может иметь самые катастрофические последствия. Военнослужащие, попав под ее влияние, превращаются из защитников Отечества в его самых опасных врагов. Опасных тем более, что эти враги внутренние. В Вооруженных Силах, несмотря на проводимые реформы, по-прежнему сохраняется достаточно сложная криминогенная обстановка. Более того, большинство наиболее опасных преступлений стали возможны при весьма распространенной коррумпированности среди командного состава Вооруженных Сил страны, что самым ярким образом демонстрирует взаимосвязь организованной преступности и коррупции. Представителей организованной преступности применительно к Вооруженным Силам интересуют, прежде всего <1>: ——————————— <1> Эминов В., Мацкевич И. Организованная преступность в армии. 2004.

— оружие, в том числе взрывчатые вещества; — значительные материальные ценности, находящиеся на армейских складах; — армейские склады как база для незаконного хранения, например, наркотиков, угнанных автомашин и т. п. Особенно привлекательным для преступников является то, что на территорию воинской части без специального разрешения не могут проникнуть представители невоенных правоохранительных и контролирующих органов; — радиоактивные вещества, имеющие значительные поражающие свойства и высокую рыночную стоимость; — финансовые средства Министерства обороны и других министерств и ведомств, где имеются воинские формирования. С помощью кредитно-финансовой системы МО РФ преступники вкладывают деньги во всевозможные околоармейские ветеранские фонды, обладающие рядом налоговых льгот; — возможность использования государственно-чиновничьего аппарата; — военный транспорт, который, как правило, освобожден от обычного досмотра и маршруты его движения часто проходят в стороне от транспортных магистралей; — государственная граница. Представителей организованной преступности в первую очередь интересуют вопросы прохождения контрабандного товара, незаконно добытой валюты и, особенно в последнее время, наркотиков; — новейшие образцы военной техники, а также секретные военные разработки и материалы, представляющие доходный товар для иностранных спецслужб; — высокопрофессиональные специалисты, хорошо владеющие огнестрельным оружием, имеющие навыки рукопашного боя и умеющие на практике обращаться со взрывчатыми веществами. Определяя основные причины коррупции в Вооруженных Силах страны, необходимо выделить следующие: 1. Проведение реформ в армии сопряжено с серьезными трудностями, которые усугубляются тем, что реформирование проводит организационно-управленческий аппарат, не видящий конечную цель реформирований, преобразований. Планируемые мероприятия спонтанны, в финансовом плане не просчитываются. 2. Растет социальное расслоение среди военнослужащих. Некоторые должностные лица, как правило, имеющие доступ к военному имуществу, технике и вооружению, пользуются значительными материальными благами (имеют квартиры в разных городах, дорогие автомашины, дачи), другие военнослужащие вынуждены жить либо в общежитиях, либо снимать комнаты или квартиры, тратя на это значительную часть своего денежного довольствия. 3. До сих пор не удалось повысить престиж военной службы, что крайне негативно отражается на отношении общества к армии. 4. Отсутствуют четкие и понятные морально-этические правила поведения высших военных чиновников. В правовом поле действующего законодательства не работают ограничительные нормы, призванные не допускать участия должностных лиц в осуществлении коммерческой деятельности. 5. Правоохранительная система, сложившаяся в Вооруженных Силах, устарела и требует серьезной реконструкции. Причем речь должна идти не только о структурно-штатной реорганизации, а о пересмотре некоторых принципов в ее деятельности (например, финансирование работников военной юстиции не должно идти через Министерство обороны). Неоднократно высказывалось мнение различных экспертов о давно назревшей необходимости создания военной полиции в качестве самостоятельной структуры, не подчиненной командиру части, однако законопроект о военной полиции так и не был принят. Вследствие этих проблем с сожалением приходится констатировать рост преступности среди офицеров. Каждое пятое преступление, совершенное в армии, приходится на долю командиров, желающих обогатиться за чужой счет. Самые популярные статьи: мошенничество, взяточничество, присвоения и растраты. В одном из недавних выступлений, еще будучи первым вице-премьером, Дмитрий Медведев определил борьбу с коррупцией как одну из национальных программ <2>. ——————————— <2> Доронина О. Коррупции конец? // Аргументы и факты. N 5. 2008. 30 января.

Противодействие коррупции стало в настоящее время важнейшей стратегической задачей деятельности Российского государства и его гражданского общества. В России процесс совместной антикоррупционной деятельности государства и общества длится уже не один год. Однако деятельность публичной власти всех видов и уровней в области борьбы с коррупцией по-прежнему недостаточна и не дает пока еще ощутимых результатов. Госдума пыталась принять закон о борьбе с коррупцией в течение 14 последних лет. Правительство инициативы тоже не проявляло. Призыв-предостережение Путина В. В. к чиновникам любого ранга осознать, что государство не будет беспечно взирать на их деятельность, если они извлекают незаконную выгоду из особых отношений друг с другом, свидетельствует о том, что борьба с коррупцией переходит на новый качественный уровень. Этот уровень требует проведения последовательной системной работы всего государства и общества по пресечению деятельности коррумпированных должностных лиц любого уровня и формированию действенных условий, препятствующих дальнейшему развитию коррупции <3>. ——————————— <3> Доклад подкомиссии Общественной палаты по проблемам противодействия коррупции (г. Москва) «Уровень коррупции в Российской Федерации и некоторые антикоррупционные приоритеты». 20 декабря 2007 г.

В этой связи органы прокуратуры разработали планы противодействия коррупции, определили новые подходы к организации прокурорского надзора, в 2007 году был проведен ряд мероприятий, направленных на реализацию мер борьбы с коррупцией. Было создано специализированное управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. В прокуратурах субъектов Российской Федерации сформированы профильные подразделения. А на прошедшей в феврале т. г. коллегии по итогам работы за 2007 год Главный военный прокурор Фридинский С. Н. сообщил о создании в военной прокуратуре специального отдела по борьбе с коррупцией <4>. ——————————— <4> «В армии подсчитали коррупцию» // Российская газета. N 4584. 2008. 8 февраля.

Таким образом, создана вертикаль, способная предупреждать коррупционные преступления, выявлять и устранять порождающие их причины и условия. Вместе с тем проведенные мероприятия будут бессмысленны без четко выработанного антикоррупционного законодательства <5>. ——————————— <5> О расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации // Генеральная прокуратура Российской Федерации. 19.02.2008.

Изучение материалов средств массовой информации, статистических данных позволило сделать определенные выводы о путях преодоления коррупции в Вооруженных Силах. Полагаю, справиться с коррупцией усилиями только правоохранительной, уголовно-исполнительной и судебной систем невозможно, многое зависит от отношения общественности к этой проблеме. К сожалению, у большинства населения нашей страны и у военнослужащих в том числе отсутствует представление о противодействии коррупции. В связи с этим необходимо: — для выявления фактов коррупции привлекать военнослужащих, членов их семей и других граждан. При этом важно отработать механизм защиты военнослужащих, сообщающих о взяточничестве должностных лиц, особенно органов военного управления, установить горячие телефонные линии для сбора и анализа подобной информации; — создать нормативную базу ответственности и наказания должностных лиц, занимающихся коммерческой деятельностью; — для правильного действия закона не должно быть неприкасаемых или стоящих над ним персон; — закрепить на законодательном уровне положение, согласно которому взяточники, привлеченные к уголовной ответственности, лишались бы права занимать государственные должности либо должности, связанные с материальными средствами, пожизненно; — поскольку в 2006 году Россия присоединилась к международным конвенциям о противодействии коррупции, то чиновники любого ранга обязаны декларировать доходы всех членов своей семьи; — выявить коррупционные схемы и механизмы, влекущие за собой коррупционные проявления в различных сферах правоотношений, что в дальнейшем может способствовать выработке действенного механизма противодействия коррупции (либо на основе их анализа выработать действенные механизмы противодействия коррупции).

——————————————————————