Основное противоречие дорожного движения
(Майоров В. И.) («Транспортное право», 2008, N 3)
ОСНОВНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
В. И. МАЙОРОВ
Майоров В. И., заведующий кафедрой конституционного и административного права Южно-Уральского государственного университета, доктор юридических наук, профессор.
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Правила дорожного движения определяют дорожное движение как «совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дороги» <1>. ——————————— <1> Правила дорожного движения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090, с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 8 января 1996 г. N 3 и от 31 октября 1998 г. N 1272. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 50. Ст. 873; 1999. N 10. Ст. 1158; 2002. N 18. Ст. 1721.
По мнению ряда ученых, это определение понятия «дорожное движение» не совсем корректно, так как допускает для выражения такого сложного явления, как дорожное движение, термин «совокупность». Обусловлено это тем, что дорожное движение в научных исследованиях рассматривается как сложная открытая система, которая характеризуется целенаправленностью и динамичностью <2>. ——————————— <2> См.: Якубенко Н. В. Политика безопасности и сущность антропотехнической системы дорожного движения (социально-правовые и технические аспекты). Тюмень, 2000. С. 52. Денисов Р. И. Административный надзор в сфере дорожного движения. М., 1981. Лукьянов В. В. Безопасность дорожного движения. М., 1983. С. 12. Клинковштейн Г. И., Афанасьев М. Б. Организация дорожного движения. М., 1992. С. 14. Шахриманьян И. К. Безопасность дорожного движения. М., 1970. С. 36. Иванов В. Н., Сытник В. Н. Проблемы развития общей теории управления дорожным движением // Материалы Первой научно-технической конференции стран — членов СЭВ по проблемам безопасности дорожного движения. Алма-Ата, 1977.
Позволим себе заметить, что под «совокупностью» понимается «сочетание, соединение, общий итог чего-нибудь» <3>. ——————————— <3> Ожегов В. И. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С. 742.
Дорожное движение, включающее в себя пространственное перемещение людей и грузов, в целом не является стихийным процессом, а представляет собой результат сознательной и управляемой деятельности, причем это деятельность не отдельных индивидуумов, а функционирование дорожно-транспортной системы государства. Дорожно-транспортная система государства удовлетворяет потребность общества в пространственном перемещении людей, средств и продуктов их труда. Удовлетворение этой потребности жизненно важно как с социальной, так и с экономической позиции развития общества. Это вполне естественно и закономерно, так как пространство и время являются основными формами существования материи, в том числе ее социальной составляющей <4>. ——————————— <4> Фролов И. Г., Араб-Оглы Э. А., Арефьева Г. С. и др. Введение в философию: Учебник для вузов в 2 ч. М., 1990. С. 66.
Транспортная потребность осознанно трансформируется в интерес. Притом не просто в интерес, а в различные интересы: у одних социальных групп интерес связан с возможностью получения материальных благ, у других — достижения социального комфорта, у третьих — самоутверждения. Процесс удовлетворения транспортной потребности имеет свою качественную характеристику. Основным качеством удовлетворения транспортной потребности является время, затраченное на перемещение людей и продуктов их деятельности. Именно время является основной существенной определенностью, которая отличает процесс перемещения в пространстве от других процессов. Человек, участвуя в дорожном движении, не прекращает, естественно, связи с теми общественными структурами, функционирование которых обусловило само это участие. Поэтому каждый участник дорожного движения может являться носителем множества интересов, удовлетворение которых достигается, в частности, и участием в дорожном движении. Интересы могут быть различными, но после включения в дорожное движение один из них объективно становится практически для всех определяющим. Таковым является минимизация времени, которое вынужденно тратится на перемещение. Время участия в дорожном движении — это те затраты овеществленного или живого труда, которые являются для абсолютного большинства субъектов вынужденными и потому непроизводительными. Отсюда практически единое для всех участников дорожного движения стремление максимально уменьшить время пребывания в этой социальной роли. Интерес к экономии времени дорожного движения может иметь различную социальную окраску. Независимо от конкретного мотива реализация этого интереса выражается в стремлении к движению с возможно большей скоростью по территории наименьшей протяженности, а также при максимально полном использовании грузоподъемности и вместимости транспортных средств. Объективность минимизации времени пространственного перемещения обусловила применение уже на ранних стадиях существования человечества транспортной техники и само возникновение процесса, именуемого в настоящее время дорожным движением. Движение механических транспортных средств потенциально опасно при любой скорости. Следовательно, вероятность наступления неблагоприятных последствий существует в любой момент времени участия в дорожном движении. На этом основании можно сделать вывод о том, что участие в дорожном движении есть деятельность в условиях постоянного риска, степень которого зависит от того, как реализуется интерес минимизации времени. Причем люди сознательно идут на это, ибо по-другому у них нет возможности удовлетворить насущную, жизненно важную потребность в пространственном перемещении. Это так называемый добровольный риск, когда люди мирятся с существованием возможных негативных последствий из-за того, что им необходимо или выгодно получить тот результат, который с этим риском связан. В дорожном движении имеет место ситуация, когда наличие постоянной угрозы, избежать которой невозможно, приводит к пренебрежению ею. Действующее в сфере дорожного движения законодательство нормативно закрепляет за участником дорожного движения обязанность разрешать противоречие «время — безопасность» в пользу последней. Законодатель однозначно предписывает не считаться со временем передвижения во имя безопасности. И это абсолютно оправданно, ибо жизнь и здоровье людей являются общественной ценностью. Не может быть ситуации, когда участнику дорожного движения даже по неосторожности было бы разрешено совершать действия, приводящие к происшествию, тем более что само происшествие прерывает, как правило, процесс движения, и следовательно, им не достигается главная его цель — пространственное перемещение. Способность человека действовать, добиваясь решения поставленных перед ним задач, в соответствии со своими интересами, желаниями, намерениями характеризуется категорией свободы. Состояние полной свободы, то есть полной реализации перевозочных возможностей при условии выполнения требований безопасности (устойчивости и автономности движения транспортного средства) является крайне редким явлением в силу ряда причин. Сочетание свойств безопасности транспортных средств, состояния дорожных условий, подготовленности и организованности участников дорожного движения в подавляющем большинстве дорожно-транспортных ситуаций таковы, что для предотвращения дорожно-транспортных происшествий требуется снизить скорость по сравнению с максимально возможной, увеличить расстояние, а в итоге — больше потратить времени. Таким образом, возможности удовлетворения интереса к сбережению времени ограничиваются необходимостью сохранить жизнь и здоровье себе и другим людям, личную свободу, материальные ценности. Налицо конфликт интересов, благоприятное разрешение которого — суть стратегии поведения участников дорожного движения <5>. Острота конфликта при прочих равных условиях тем больше, чем в большей степени ограничена свобода передвижения. Как уже было отмечено, законодательство закрепляет за участниками дорожного движения обязанность разрешать противоречие «время — безопасность» в пользу последней. Но нормативное предписание обеспечивать при любых условиях безопасность движения далеко не устраняет причину анализируемого противоречия, хотя и делает его менее антагонистическим. По-прежнему чем больше расхождение между возможным, задаваемым физическими кондициями пешехода и тягово-динамическими качествами транспортных средств и реальным, определяемым действием описанных выше факторов, тем в большей степени ограничена потенциальная свобода участников дорожного движения, тем более значительный дискомфорт они испытывают и тем более вероятно даже при наличии запрещающих нормативных предписаний совершение ими действий, квалифицируемых как причины дорожно-транспортных происшествий. Следующее за этим привлечение виновных к гражданской, административной, уголовной ответственности является, безусловно, серьезным превентивным фактором, но, как показывает статистика дорожно-транспортных происшествий, не решающим проблему по существу. Стремление к сбережению времени — главная побудительная причина, обусловливающая для большинства правонарушений в дорожном движении невыполнение ими нормативных предписаний о режимах движения, за что они в дальнейшем расплачиваются материально, свободой, здоровьем, жизнью. ——————————— <5> Туник Ю. Н. Административно-правовые отношения в сфере контрольно-надзорной деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1992. С. 26.
Можно утверждать, что полной свободы в дорожном движении для всех его участников нет и в принципе быть не может. Потому и не может быть полной безопасности. Данное утверждение обусловливает наличие во всех странах дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Однако масштабы дорожно-транспортного травматизма, соотнесенные с объемом выполненного перемещения людей и грузов, существенно различны. По нашему мнению, они производны от степени обеспечения свободы передвижения, поскольку чем меньше реальных ограничений (именно реальных, а не только и не столько нормативно установленных) на скорость и направление движения, в том числе и обусловленных недостаточной подготовленностью участников дорожного движения, тем меньше риск совершения ими действий, не учитывающих или игнорирующих эти ограничения и приводящих к дорожно-транспортным происшествиям. Поэтому позволим себе высказать гипотезу, что генеральный путь повышения безопасности дорожного движения — максимально возможное устранение действия факторов, ограничивающих свободу передвижения, определяющих необходимость увеличения затрат времени участия в дорожном движении сверх того, которое считается оптимальными. Это путь, который позволяет, естественно, не устранить, но в значительной мере ослабить остроту имманентно присущего движению противоречия «время — безопасность».
——————————————————————