Выявление прокурором легализации преступных доходов в сфере экономики

(Жубрин Р.)

(«Законность», 2007, N 8)

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОКУРОРОМ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ

ДОХОДОВ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ

Р. ЖУБРИН

Р. Жубрин, ведущий научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ, кандидат юридических наук.

Прокуроры в процессе осуществления надзора за исполнением законов в экономике могут выявить преступления, связанные с получением значительного криминального дохода, по факту совершения которых возбуждаются уголовные дела. Однако за время проверки виновные путем совершения сделок и финансовых операций успевают укрыть имущество, приобретенное в результате преступления. К тому же органы государственной власти и юридические лица не всегда оперативно принимают меры к возмещению ущерба.

Следует заметить, что прокуроры не всегда обращают внимание на выявление признаков данной категории преступлений. Например, при проведении проверок исполнения законов в бюджетной сфере прокуроры устанавливают факты хищения должностными лицами государственных и муниципальных средств путем присвоения и растраты, мошеннического завладения дотациями, субсидиями с использованием подставных фирм, которым за якобы выполненные работы перечисляются бюджетные средства. Однако в ходе проверки не выясняется, совершались ли с имуществом, приобретенным преступным путем, сделки или финансовые операции. В результате преступники продолжают пользоваться похищенными средствами под видом правомерно приобретенных.

Легализацию преступных доходов прокурор может выявить, отслеживая сделки и финансовые операции с имуществом, полученным в результате совершения преступления, о котором стало известно в ходе проверки исполнения законов. В этих целях прокурор использует предоставленные ему ст. 22 Закона о прокуратуре полномочия: изучает документы и материалы, содержащие сведения о таких сделках, требует у руководителей и других должностных лиц выделения необходимых специалистов, проведения проверок, ревизий по данным фактам, вызывает должностных лиц и граждан для объяснений.

При проведении проверок в сфере экономики прокурор может выявить подозрительные сделки, не имеющие очевидного экономического смысла или законной цели, носящие запутанный или необычный характер. Такие сделки могут не соответствовать целям деятельности проверяемой организации, проводиться за наличный расчет, поспешно, пренебрегая более выгодными условиями.

Необходимо также обращать внимание на выявление фактов уклонения организаций и лиц от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», когда невозможно в общепринятом порядке проверить информацию о клиенте и предоставляемых им учредительных и иных документах.

Подобные действия зачастую указывают на причастность организации к легализации преступных доходов, что требует проведения более тщательной проверки соблюдения законности. Например, о совершении легализации ценных бумаг, полученных преступным путем, может свидетельствовать:

регулярное заключение клиентом срочных сделок с одним или несколькими контрагентами, результатом чего является постоянный доход или постоянный убыток клиента;

разовая продажа (покупка) клиентом большого пакета не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг по ценам, существенно отличающимся от рыночных;

регулярные операции по покупке с последующей продажей ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, при условии, что доход от реализации ценных бумаг направляется на приобретение высоколиквидных ценных бумаг;

осуществление операций, при которых один и тот же финансовый инструмент многократно продается и затем выкупается в сделках с той же стороной.

Одно из направлений выявления легализации преступных доходов — надзор за исполнением законодательства о противодействии легализации преступных доходов, осуществление которого регламентировано Приказом Генерального прокурора РФ от 27 июля 2005 г. N 26 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Приказ устанавливает проведение в федеральных службах, подведомственных Министерству информационных технологий и связи РФ, Министерству финансов РФ, а также в Центральном банке РФ и его учреждениях регулярных проверок исполнения требований законодательства о противодействии легализации преступных доходов, в том числе в части фиксации, хранения, порядка передачи и своевременного направления надзорным органам информации по операциям, подлежащим обязательному контролю (за исключением операций по счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности»), а также организации внутреннего контроля. В ходе каждой проверки необходимо давать оценку соблюдения законов и достаточности мер, принимаемых по выявленным нарушениям, которые приобрели распространенный характер.

Несоблюдение законодательства, направленного на противодействие легализации преступных доходов, организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом, может оказаться результатом криминальной деятельности или фактором, способствующим ей.

В ходе прокурорских проверок соблюдения кредитными организациями требований ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» выявлены многочисленные нарушения, связанные с непредставлением в органы ФСФМ России сведений о финансовых операциях и сделках, подлежащих обязательному контролю.

Организации, осуществляющие небанковские переводы, уклоняются от выполнения требований об обязательном контроле, устанавливая предельную сумму перевода менее 600 тыс. руб. Ломбарды, тотализаторы и букмекерские конторы, проводящие лотереи и иные игры, в нарушение закона не встают на учет в ФСФМ России.

В банках, иных организациях, осуществляющих финансовые операции, не выполняются требования Закона об обязательных процедурах внутреннего контроля. Руководством банков не разрабатываются правила внутреннего контроля и программы его осуществления, не назначаются лица, ответственные за их разработку и реализацию, не организуется обучение персонала о способах выявления подозрительных сделок, сотрудники подразделений внутреннего контроля зачастую недостаточно квалифицированы. Нарушая закон, сотрудники финансовых организаций не фиксируют и не направляют в Росфинмониторинг информацию о подозрительных сделках. В 2005 г. 20 банков вообще не прислали ни одного сообщения о подозрительных операциях.

При осуществлении надзора за исполнением законов о противодействии легализации преступных доходов организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом, необходимо обращать внимание на следующие обстоятельства:

наличие разработанных и утвержденных в установленном порядке правил и программ внутреннего контроля;

наличие в организации специального должностного лица, ответственного за соблюдение указанных правил и программ;

соблюдение указаний закона об идентификации клиентов, а также требований о принятии мер по установлению и идентификации выгодоприобретателей;

исполнение требований по документальному фиксированию сведений;

соблюдение установленного порядка направления в уполномоченный орган сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также о подозрительных операциях;

исполнение требований по приостановлению операций с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных вышеупомянутым Федеральным законом;

соблюдение порядка и сроков хранения информации и документов.

Прокурор может выявить укрытые факты легализации преступных доходов при осуществлении надзора за исполнением органами государственного финансового контроля законодательства о противодействии данному негативному явлению.

Как показывает практика, в ряде случаев управления Банка России по субъектам Федерации не реагировали на выявленные нарушения Закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Органы государственного финансового контроля не всегда принимают меры к отзыву лицензий у организаций, нарушающих антилегализационное законодательство.

Активное использование рынка ценных бумаг для легализации преступных доходов объясняется недостаточным контролем со стороны государственных органов, которые зачастую не проверяли, на какие средства создавались тысячи брокерских и финансовых фирм. Не отслеживалось, кто размещает заказы брокерам и дилерам в фондовых биржах по купле-продаже ценных бумаг.

При выявлении в ходе проверки исполнения законов подозрительных сделок, предположительно связанных с легализацией преступных доходов, прокурор может обратиться с запросом в Росфинмониторинг с целью получения более подробной информации по данным сделкам.

Для повышения эффективности выявления легализации преступных доходов прокурору необходимо координировать деятельность правоохранительных органов с привлечением органов государственного финансового контроля, для чего создаются межведомственные рабочие группы, которые на постоянной основе собирают и анализируют информацию о состоянии исполнения законодательства о противодействии легализации преступных доходов. По итогам работы подобных групп возможны подготовка методических рекомендаций по проведению проверок, применение мер прокурорского реагирования.

——————————————————————