Правовые основы обеспечения безопасности лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим раскрытие и расследование преступлений
(Антонов И. А., Гурбанов А. Г., Шахматов А. В.) («Российский следователь», 2008, N 17)
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЦ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОДЕЙСТВИЕ ОРГАНАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ РАСКРЫТИЕ И РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
И. А. АНТОНОВ, А. Г. ГУРБАНОВ, А. В. ШАХМАТОВ
Антонов И. А., доцент (Санкт-Петербургский университет МВД России), доктор юридических наук.
Гурбанов А. Г., доцент (соискатель кафедры уголовного процесса Санкт-Петербургского университета МВД России), кандидат юридических наук.
Шахматов А. В., профессор (Санкт-Петербургский университет МВД России), доктор юридических наук.
Провозглашение Российской Федерации демократическим правовым государством (ст. 1 Конституции РФ), в котором общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы (ст. 15 Конституции РФ), а права и свободы признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст. 17 Конституции РФ), требует реализации в отечественном законодательстве рекомендаций международного сообщества по обеспечению безопасности потерпевших, свидетелей и иных лиц, содействующих правосудию, а также многолетнего опыта в исследуемой области различных государств. Законодательством многих стран не только четко регламентируются процессуальные права потерпевшего, а также иных участников процесса на всех стадиях уголовного судопроизводства, но и, что самое главное, уделяется соответствующее внимание защите их интересов по восстановлению нарушенных в результате преступления прав. При этом основной сферой деятельности государства в данном направлении является обеспечение личной и имущественной безопасности потерпевшего, свидетеля (их близких) и иных участников судопроизводства, а также максимальная компенсация причиненного преступлением вреда и перенесенных нравственных страданий. Сравнительно-правовой анализ российского и зарубежного законодательства показывает, что национальные законы, регламентирующие названные вопросы, нуждаются в совершенствовании. Особенно это касается проблем правового регулирования обеспечения безопасности лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим раскрытие и расследование преступлений, в том числе и на конфиденциальной основе. В Государственной программе «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006 — 2008 годы» (Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2006 г. N 200) совершенно верно отмечается, что резко изменившиеся экономические и социально-политические условия жизни в современном российском обществе привели к эскалации организованной и транснациональной преступной деятельности. Криминальные группы не стесняются в выборе средств и методов… они уверены в своей безнаказанности. Вместе с тем привлечение указанных лиц к уголовной ответственности зачастую затруднено оказываемым на потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, а также на членов их семей давлением с целью недопущения реализации их прав и обязанностей при осуществлении правосудия. К добросовестным участникам уголовного судопроизводства все чаще применяются изощренные, тщательно спланированные и умело реализуемые приемы физического и психологического воздействия. Результатом этого стали многочисленные случаи отказа и уклонения потерпевших и свидетелей от участия в уголовном судопроизводстве. Безусловно, для нормального функционирования института защиты участников раскрытия и расследования преступлений необходим целый комплекс мер (правовых, организационных, материальных), среди которых наиболее важной на сегодняшний день, как уже отмечалось, можно назвать проблему законодательного закрепления надежного механизма обеспечения их безопасности. 20 августа 2004 г. в Российской Федерации был принят Федеральный закон N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» <1>. Указанный Закон устанавливает систему мер государственной защиты участников уголовного процесса, включающую меры их безопасности, направленные на защиту жизни, здоровья и имущества и меры социальной поддержки. ——————————— <1> Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (в ред. ФЗ от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 34. Ст. 3634.
Его положения, согласно ст. 2, распространяются на участников уголовного судопроизводства, таких как: 1) потерпевший; 2) свидетель; 3) частный обвинитель; 4) подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено; 5) эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог; 6) гражданский истец, гражданский ответчик; 7) законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя. Кроме того, меры государственной защиты могут быть применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления, а также в отношении близких родственников, родственников и близких лиц, на которых оказывается противоправное посягательство со стороны правонарушителей с целью оказать воздействие на потерпевших, свидетелей, экспертов, понятых и других вышеуказанных лиц. И это совершенно оправданно. Особенно это касается лиц, способствующих предупреждению, пресечению и раскрытию преступления. Правоприменительная практика раскрытия и расследования преступлений показывает, что использование результатов работы оперативных подразделений в доказывании по уголовным делам часто сопряжено с угрозой безопасности как для лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, так и для лиц, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Проблема правовой и социальной защищенности личности в сфере оперативно-розыскной деятельности обозначилась в настоящее время достаточно остро. Защита лиц, оказывающих содействие оперативным подразделениям, актуальна уже в силу самой специфики их деятельности, поскольку участие в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий предполагает весьма тесные контакты с лицами, совершающими преступления, в целях их разоблачения и привлечения к ответственности. В связи с этим в практике имеют место случаи неправомерного воздействия на конфидентов, в частности, путем причинения им имущественного ущерба, вреда здоровью и даже физического их устранения в связи с их содействием правоохранительным органам. Все это наглядно демонстрирует объективную необходимость защиты как гласных, так и негласных сотрудников в оперативно-розыскной деятельности, принятия комплекса обязательных мер обеспечения их безопасности. Потребность применения таких мер официально уже была признана законодателем и закреплена в нормах Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», предусматривающего систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий, в том числе и гарантии социальной и правовой защиты граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Однако правоприменительная практика показывает их недостаточность. Так, согласно ст. 18 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, находятся под защитой государства. Государство гарантирует лицам, изъявившим согласие содействовать по контракту органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, выполнение своих обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе гарантирует правовую защиту, связанную с правомерным выполнением указанными лицами общественного долга или возложенных на них обязанностей. При возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а равно членов их семей и близких эти органы обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Лицо из числа членов преступной группы, совершившее противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченное к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, активно способствовавшее раскрытию преступлений, возместившее нанесенный ущерб или иным образом загладившее причиненный вред, освобождается от уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако реализация этого положения возможна лишь по основаниям, предусмотренным в уголовном законе, и в пределах существующих уголовно-процессуальных процедур <2>, а согласованности названных нормативных правовых актов по данному вопросу на сегодняшний день нет. ——————————— <2> См.: Михайлов В. И. Контролируемая поставка как оперативно — розыскная операция: Учебно-практическое пособие. М., 1998. С. 68 — 80; Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». М., 1997. С. 164 — 172.
Лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, либо оказавшие им помощь в раскрытии преступления или установлении лиц, их совершивших, могут получать вознаграждения и другие выплаты. Полученные указанными лицами суммы вознаграждений и другие выплаты налогами не облагаются и в декларациях о доходах не указываются. Виды, размеры и порядок выдачи денежных вознаграждений и других выплат регламентируются ведомственными нормативными актами органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, которые далеки от совершенства. Указанные органы в зависимости от характера и вида оказываемого им содействия могут устанавливать таким лицам выплату ежемесячного денежного содержания, разовых вознаграждений и иных поощрительных выплат. Размер вознаграждения может дифференцироваться с учетом региональных особенностей и предусматривать соответствующие надбавки <3>. ——————————— <3> См.: Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, А. Ю. Шумилова. М., 2001. С. 247.
При этом представляется необходимым предусмотреть возможность выдачи вознаграждения и других выплат лицам, не только оказавшим помощь в раскрытии преступлений или установлении лиц, их совершивших, но также содействовавшим решению иных задач по борьбе с преступностью. К таким задачам относятся, в частности, выявление противоправных деяний, их предупреждение, пресечение, розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, и т. д. Период сотрудничества граждан по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность в качестве основного рода занятий, включается в трудовой стаж граждан. Указанные лица имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом оформление трудового стажа и пенсии не должно предавать гласности факт конфиденциальности сотрудничества граждан с органами внутренних дел. Порядок подготовки необходимых для органов социального обеспечения документов определяется ведомственными нормативными актами МВД России. Однако и здесь нельзя не отметить слабую разработанность указанных вопросов, нерешенные проблемы соотношения трудового, пенсионного, оперативно-розыскного и иного законодательства, а также сложности правоприменения. В целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Кроме того, в ст. 14 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» особо оговорено, что при решении определенных этим Законом задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, безопасности и сохранности имущества лиц, оказывающих содействие, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств. При этом решение данной задачи не было подкреплено ни в организационном плане, ни материально. В случае гибели лица, сотрудничающего по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий семье пострадавшего и лицам, находящимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего и в установленном законодательством Российской Федерации порядке назначается пенсия по случаю потери кормильца. При получении лицом, сотрудничающим по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, травмы, ранения, контузии, увечья, наступивших в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий и исключающих для него возможность дальнейшего сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, указанному лицу выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания и в установленном законодательством Российской Федерации порядке назначается пенсия по инвалидности. Единовременное пособие и пенсия лицу (в случае гибели этого лица его семье), оказывающему содействие органам внутренних дел в осуществлении оперативно-розыскной деятельности, в случае травм, ранения, контузии и увечья, пособие и пенсия его семье выплачиваются: — во-первых, если конфиденциальное сотрудничество осуществлялось на контрактной основе; — во-вторых, если гибель, травма, ранение, контузия или увечье наступили в связи с участием лица в проведении оперативно-розыскного мероприятия или других действий, выполняемых по заданию органа внутренних дел; — в-третьих, если между гибелью лица или его ранением, травмированием, контузией, увечьем и проводимым с его участием оперативно-розыскным мероприятием, указанным в ст. 6 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», или другими его действиями, выполняемыми по заданию органов внутренних дел, существует причинно-следственная связь. Инициатива в оформлении указанных выплат и пенсий лежит на органе внутренних дел, с которым конфиденциально сотрудничал пострадавший или погибший. Порядок оформления выплат и пенсий определяется ведомственными нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. При одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных единовременных выплат в случаях, установленных настоящей статьей, выплаты осуществляются по одному основанию по выбору получателя. Ведомственные нормативные акты предусматривают и другие — дополнительные гарантии для отдельных категорий лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в частности для лиц, участвующих в оперативном внедрении. Так, например, согласно этим актам лица, подготавливаемые для долговременного внедрения в организованные преступные группы, а также в окружение к лицам, подозреваемым в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, могут направляться в лечебно-профилактические учреждения ведомств для обследования. Если в процессе выполнения специальных заданий внедрявшиеся лица испытали стресс или большие психологические перегрузки, они направляются в вышеуказанные учреждения для медико-психологической реабилитации на срок от 10 до 30 суток. При необходимости санаторно-курортного лечения путевки таким лицам при наличии соответствующих медицинских рекомендаций на санаторно-оздоровительное лечение могут в ряде случаев приобретаться и выдаваться бесплатно <4>. ——————————— <4> См.: Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, А. Ю. Шумилова. М., 2001. С. 246.
Нормы Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», регулирующие вопросы привлечения отдельных граждан к содействию органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, затрагивают интересы как лиц, оказывающих такое содействие в настоящее время, так и лиц, оказывавших его в прошлом. Например, в соответствии со ст. 12 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» предание гласности сведений о лицах, оказывавших содействие на конфиденциальной основе оперативным подразделениям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускается лишь с согласия этих лиц в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами. При этом указанные сведения подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Аналогичные нормы закреплены и в Федеральном законе «О Федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ <5>. Так, согласно ст. ст. 17 и 19 этого Закона сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам федеральной службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности только с письменного согласия указанных сотрудников и в случаях, предусмотренных федеральными законами. ——————————— <5> Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ (в ред. от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 15. Ст. 1269.
Еще более строгие ограничения содержатся в Федеральном законе «О внешней разведке» от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ <6>. Статьей 19 названного Закона установлено, что сведения о лицах, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки Российской Федерации, составляют государственную тайну и рассекречиванию в связи с истечением максимально допустимого срока засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не подлежат. Доступ к этим сведениям имеет только руководитель и уполномоченные им на то сотрудники соответствующего органа внешней разведки Российской Федерации. ——————————— <6> Федеральный закон «О внешней разведке» от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ (в ред. от 14 февраля 2007 года N 20-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 3. Ст. 143.
Письменное согласие указанных лиц необходимо получать и при решении вопроса о возбуждении уголовных дел о разглашении составляющих государственную тайну сведений об этих лицах. В практике имеют место случаи, когда возбужденные по указанным фактам разглашения уголовные дела расследуются в полном объеме, но лица, в отношении которых были разглашены такого рода сведения, отказываются дать согласие органам следствия о предании ими этих сведений гласности. При изложенной ситуации, хотя нормы уголовно-процессуального закона не требуют получения соответствующего разрешения и по окончании предварительного расследования предписывают направить уголовное дело в суд, принимались решения о прекращении уголовного дела. В данном случае следует исходить из того, что согласие на предание соответствующих сведений гласности должно получаться еще до принятия решения о возбуждении уголовного дела, а именно в процессе доследственной проверки. И если оно не будет получено, то необходимо выносить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием такого согласия. Однако УПК РФ не указывает это обстоятельство как исключающее производство по уголовному делу, в связи с чем на практике в названных случаях для отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уже возбужденного уголовного дела устанавливаются иные обстоятельства. Для приведения в соответствие уголовно-процессуального и оперативно-розыскного законодательства УПК РФ должен быть дополнен еще одним основанием для отказа в возбуждении уголовного дела и прекращения возбужденных уголовных дел. А именно ст. 24 УПК РФ следует дополнить положением о том, что возбуждение уголовных дел о преступлениях, связанных с преданием гласности сведений о лицах, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, допускается лишь с согласия этих лиц, выраженного в письменной форме, за исключением случаев совершения преступлений такими лицами. В случае если согласие получено, для защиты таких лиц, занимающих процессуальное положение, предусмотренное ч. 9 ст. 166 УПК РФ, следователем с согласия руководителя следственного органа может выноситься постановление о сохранении в тайне данных о личности этих лиц, и в дальнейшем в протоколах следственных действий указывается псевдоним такого участника следственного действия. Правоприменительная практика показывает, что государственные правоохранительные органы не в силах сдержать рост преступности, не в состоянии раскрыть все преступления и обеспечить охрану прав и свобод граждан и безопасность государства от преступных посягательств. Весь исторический опыт борьбы с преступностью убедительно свидетельствует о том, что достижение положительного результата, тем более какого-то эффекта в этой работе возможно лишь при поддержке и активном участии граждан. Криминальная полиция всех цивилизованных стран в работе опирается на помощь своих граждан. Все специальные службы полиции мира используют негласных помощников. Прагматичные американцы отмечают, что если полиция не в состоянии обеспечить безопасность одного осведомителя, то это лишит ее десятков других источников информации, и потому прилагают максимум усилий и мер, направленных на обеспечение безопасности и неприкосновенности осведомителей, выполнение данных им обещаний. Поэтому задача Российского государства сегодня состоит не в обосновании необходимости такого сотрудничества, а в постановке его на четкую правовую основу, в надлежащем законодательном регламентировании вопросов обеспечения безопасности лиц, содействующих раскрытию и расследованию преступлений. В этой связи нельзя не отметить, что закрепленные в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» положения о правовой и социальной защите выступают лишь в качестве предпосылки, юридической базы защиты лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. К сожалению, нормы, регламентирующие эти правоотношения, весьма специфические по характеру, далеки от совершенства. Предусмотренные в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» меры, обозначенные как гарантии, не конкретизированы, они зачастую невыполнимы, носят декларативный характер, не закреплен порядок их реализации, они не подкреплены материально и т. д. Поэтому принятие Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», закрепившего широкий перечень мер безопасности (личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице; переселение на другое место жительства; замена документов; изменение внешности; изменение места работы (службы) или учебы; временное помещение в безопасное место; применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое), положения которого распространяются на широкий круг лиц, в том числе и на лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступлений, в частности на лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (все они именуются «защищаемые лица», т. е. находятся в равном положении, пользуются равными правами), является значительным достижением реформирования российской правоохранительной системы. И эта реформа должна продолжаться в направлении максимального гарантирования защиты участников уголовного процесса, создания надежного механизма обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей и иных лиц, способствующих предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений.
——————————————————————