Цели и задачи уголовного судопроизводства с позиций обеспечения безопасности личности, общества и государства

(Антонова Л. Г., Гурбанов А. Г., Кондрат И. Н.) («Юридический мир», 2008, N 10)

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА С ПОЗИЦИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

Л. Г. АНТОНОВА, А. Г. ГУРБАНОВ, И. Н. КОНДРАТ

Гурбанов А. Г., кандидат юридических наук, доцент.

Кондрат И. Н., кандидат юридических наук, доцент.

На современном этапе развития российского общества в период проведения так необходимых нашей стране демократических социально-экономических и политико-правовых реформ обостряется проблема роста криминальной угрозы национальной безопасности. Так, если в 2005 г. было зарегистрировано 3 554 738 преступлений, что на 22,8% превысило показатели 2004 г. (среди них почти треть — 1 076 988 (рост — 15%) преступлений относится к категории тяжких и особо тяжких), то в 2006 г. эта цифра увеличилась еще на 8,5%, составив уже 3 855 373 преступления <1>. В январе — декабре 2007 г. органами внутренних дел рассмотрено уже 20,53 млн. заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях (+6,6%). Почти по каждому седьмому сообщению (14,6%) принято решение о возбуждении уголовного дела <2>. При этом анализ состояния преступности дает достаточные основания прогнозировать и дальнейшее осложнение криминогенной обстановки. ——————————— <1> См.: Сведения о состоянии преступности и результатах деятельности правоохранительных органов по раскрытию преступлений за январь — декабрь 2006 года. М.: ГИАЦ МВД России, 2007. <2> См.: Краткая характеристика состояния преступности в России за январь — декабрь 2007 года. М.: ГИАЦ МВД России, 2008.

Следуя положениям Концепции национальной безопасности Российской Федерации <3> — основного политико-правового документа, в котором сформулированы важнейшие направления и принципы государственной политики в области противодействия преступности, общество и государство должны консолидировать усилия по ограничению экономической и социально-политической основы противоправных явлений, выработке комплексной системы мер правового, специального и иного характера для эффективного предупреждения и пресечения преступлений, для обеспечения защиты личности, общества и государства от противоправных посягательств, для создания надежной системы контроля за уровнем преступности. Большое значение в решении данной проблемы играют разработка и принятие стабильного и эффективного законодательства (уголовного, административного, уголовно-процессуального и иного). Законы должны в полном объеме и своевременно регулировать вопросы обеспечения безопасности личности, общества и государства, а весь нормативно-правовой массив должен быть сбалансирован и внутренне непротиворечив. Это напрямую касается и сферы уголовного судопроизводства. В настоящее время как никогда актуальным становится вопрос развития концепции безопасности в сфере уголовно-процессуальных правоотношений. И первоначально, на наш взгляд, важно закрепить концептуальные положения национальной безопасности при правовой регламентации назначения уголовного судопроизводства, чтобы обеспечение безопасности личности, общества и государства выступало в качестве основополагающего начала производства по уголовным делам. ——————————— <3> Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 2. Ст. 170.

Термин «безопасность» имеет довольно широкую сферу приложения. На уровне общественного сознания понятие безопасности включает в себя отсутствие опасности, состояние и меру защищенности субъекта от угроз и ущерба и употребляется применительно к самым различным процессам — как природным, так и социальным. При этом оно отражает не только специфические признаки феномена безопасности в конкретной сфере деятельности, но и включает то общее, устойчивое, что характерно для всех областей жизнедеятельности общества. Это общее состоит в том, что безопасность как условие и стратегия защиты нацелена в конечном счете на выживание социальной системы, личности, общества и государства. Положения статьи 1 Закона «О безопасности» <4>, которые входят и в Концепцию национальной безопасности России, содержат три основополагающих момента: ——————————— <4> Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-1 «О безопасности» // Российская газета. 1992. 6 мая (в ред. Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 24-ФЗ // Российская газета. 2007. 6 марта).

а) безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз; б) под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства; в) к основным объектам безопасности относятся: личность, ее права и свободы; общество, его материальные и духовные ценности; государство, его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Из этих нормативных положений следует, что приоритеты в области безопасности определены однозначно. Первое место среди них занимает личность, далее следует общество, а уже в последнюю очередь — государство. Однако если встать на позицию четкого разграничения понятия безопасности как таковой, с одной стороны, и ее обеспечения — с другой, то такого рода противоречие снимается с позиций соотношения категорий цели и средств. При этом с точки зрения целей основополагающей является триада личность — общество — государство, а с позиций средств ведущим является государство, затем общество, а уж после — личность как таковая <5>. ——————————— <5> См.: Идрисов Р. Ф. Государство в обеспечении национальной безопасности России. М., 2001. С. 37.

В уголовно-процессуальном праве названные телеологические положения преломлялись в различные исторические периоды. Сегодня развитие Российского государства определяет все большее внимание к проблеме прав и свобод человека. Становится очевидным тот факт, что обеспечение и защита прав человека являются необходимыми условиями существования всех систем — политических, экономических, правовых, социальных. Права человека, их обеспечение и охрана должны являться ориентиром для совершенствования этих систем. Особенно это значимо в плане совершенствования правоохранительной системы государства. В этой связи Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации 2001 г. указал на исключительно правозащитное назначение российского уголовного судопроизводства (ст. 6). При анализе ст. 6 УПК РФ можно отметить, что законодатель определяет две цели, два основных направления уголовного судопроизводства. Законодатель требует от осуществляющих производство по уголовным делам государственных органов и должностных лиц, чтобы они обеспечивали по каждому уголовному делу: 1) защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений (п. 1 ч. 1 ст. 6 УПК РФ); 2) защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод (п. 2 ч. 1 ст. 6 УПК РФ). В п. 1 ч. 1 ст. 6 УПК РФ сформулирована главная цель уголовного судопроизводства — защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений. Защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, обеспечивает реализацию положений ст. 52 Конституции Российской Федерации, гарантирующей охрану прав потерпевших от преступлений и обеспечение им доступа к правосудию. В соответствии с Декларацией основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью, принятой Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/34 от 29 ноября 1985 г., жертвы преступлений — это лица, которым индивидуально или коллективно был причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав в результате действия или бездействия, нарушающего действующие национальные уголовные законы, включая законы, запрещающие преступное злоупотребление властью. Они имеют право на доступ к механизмам правосудия и скорейшую компенсацию за нанесенный им ущерб в соответствии с национальным законодательством <6>. В этой связи в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 1999 г. N 1-П отмечается, что любое преступное посягательство на личность, ее права и свободу является одновременно и наиболее грубым посягательством на человеческое достоинство, поскольку человек как жертва преступления становится объектом произвола и насилия. Государство, обеспечивая особое внимание к интересам и требованиям потерпевшего от преступления, обязано способствовать устранению нарушений его прав и восстановлению достоинства личности <7>. ——————————— <6> См.: Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 2000. С. 165. <7> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 1999 г. N 1-П по делу о проверке конституционности ч. 1 и 2 ст. 295 УПК РСФСР в связи с жалобой гр-на М. А. Клюева // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 4. Ст. 602.

Однако здесь важно уточнить следующее. В ст. 6 УПК РФ говорится о защите прав и интересов лишь физических и юридических лиц, но уголовное судопроизводство — отрасль публичного права и государственной деятельности, большинство уголовных дел являются делами не частного, а публичного обвинения (ст. 20 УПК РФ). В ходе уголовно-процессуальной деятельности серьезно ограничиваются некоторые права и свободы граждан. На цели подобной деятельности прямо указывает ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Поэтому авторы Комментария к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации совершенно обоснованно указывают, что ч. 1 ст. 6 УПК РФ следует толковать расширительно, а в уголовном процессе должна осуществляться защита не только частных, но и названных в Конституции Российской Федерации публичных интересов <8>. В обеспечении безопасности нуждается как каждый отдельный гражданин, так и все общество и государство. Более того, представляется наиболее приемлемым и принципиально важным указать в уголовно-процессуальном законе на защиту законных интересов общества и государства как на цель уголовного судопроизводства. ——————————— <8> См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. А. В. Смирнова. СПб.: Питер, 2003. С. 72.

Помимо этого, нельзя забывать о профилактической функции уголовно-процессуального права, предупредительной составляющей уголовно-процессуального законодательства и самой деятельности государственных органов и должностных лиц, осуществляющих производство по уголовным делам. На наш взгляд, указания на защиту прав и законных интересов лиц и организаций, а также интересов общества и государства, уже нарушенных преступлением, недостаточно. Целью уголовного судопроизводства должна являться и превентивная защита личности, общества и государства. Кроме того, ст. 6 УПК РФ «Назначение уголовного судопроизводства» входит в главу 2 «Принципы уголовного судопроизводства». Общепринятым в юридической науке считается понимать под принципами уголовного судопроизводства основополагающие начала, исходные положения, руководящие идеи, определяющие его сущность и лежащие в основе организации и функционирования всех уголовно-процессуальных институтов. Принцип всегда характеризуется основоположностью, фундаментальностью. Он первичен, невыводим из других положений и, в свою очередь, охватывает положения более частного характера. На основании всего вышеизложенного представляется необходимым в п. 1 ч. 1 ст. 6 УПК РФ указать фундаментальное, основополагающее требование о необходимости обеспечения безопасности личности, общества и государства, изложив его в следующей редакции: «Уголовное судопроизводство имеет своим назначением: 1) обеспечение безопасности личности, общества и государства; защиту прав и законных интересов лиц и организаций, а также интересов общества и государства, нарушенных преступлением». Далее необходимо отметить, что в законе совершенно справедливо сделан акцент также и на защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод (п. 2 ч. 1 ст. 6 УПК РФ), что служит не менее важной целью уголовно-процессуальной деятельности. Назначение уголовно-процессуальной деятельности не может достигаться за счет необоснованного и незаконного ограничения прав граждан, нарушения их конституционных свобод. Совершенно справедливо в этой связи отмечает П. А. Лупинская, что назначение уголовного судопроизводства с полной определенностью свидетельствует о том, что законные и обоснованные действия и решения, принятые в ходе и в результате этой деятельности, должны способствовать укреплению законности и правопорядка, обеспечению прав и свобод граждан. Вместе с тем уголовное судопроизводство нельзя рассматривать как деятельность, имеющую своей задачей борьбу с преступностью, поскольку преступность — социальное явление, имеющее различные причины и множество факторов, ее определяющих, а в уголовном процессе речь идет о конкретном преступлении и человеке, его совершившем. Поэтому уголовное судопроизводство недопустимо использовать для борьбы с преступностью путем ограничения прав лиц, подозреваемых или обвиняемых в преступлениях, упрощения форм судопроизводства или ужесточения назначаемых судом наказаний <9>. ——————————— <9> Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник. М., 2003. С. 21.

По смыслу ч. 2 ст. 6 УПК РФ уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания, а также отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания и реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию, не являются целями уголовного судопроизводства как такового. Они лишь отвечают общей правозащитной цели судопроизводства, то есть соответствуют ей, работают на нее. Таким образом, цели уголовного судопроизводства, указанные в ч. 1 ст. 6 УПК РФ, достигаются путем решения задач, конкретизированных в ее части второй. При этом в юридической литературе верно отмечается, что в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации должна более отчетливо прослеживаться линия уголовного преследования, раскрытия и расследования преступлений, несомненно, в контексте защиты прав и законных интересов лиц, попадающих в сферу уголовного судопроизводства. Уголовно-процессуальная деятельность — это сложная, неоднозначная, но высоконравственная деятельность, а потому не надо прятать, в частности, необходимость применения мер процессуального принуждения в ходе предварительного расследования в отношении лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, за ширму защиты их прав и свобод от незаконного и необоснованного ограничения как цели уголовного судопроизводства. Сегодня важно сбалансировать средства достижения обеих целей уголовно-процессуальной деятельности, обеспечить оптимальное сочетание правоприменительных мер по противодействию преступности и защите потерпевших и укрепление гарантий соблюдения прав и законных интересов лиц, вовлекаемых в производство по уголовным делам. В этой связи предлагается в ст. 6 УПК Российской Федерации среди задач уголовного судопроизводства назвать: уголовное преследование виновных (эффективное, быстрое и полное раскрытие и расследование преступлений); выявление и устранение обстоятельств, способствовавших совершению преступления; восстановление в правах потерпевших от преступлений и возмещение причиненного им преступлением ущерба; назначение виновным справедливого наказания; отказ от уголовного преследования невиновных; освобождение невиновных от наказания; реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию <10>. ——————————— <10> Антонов И. А. Нравственные основы уголовно-процессуальной деятельности: назначение и принципы уголовного судопроизводства. СПб., 2004. С. 84 — 87.

Развивая данную мысль, необходимо указать следующее. Учитывая вышеозначенные концептуальные положения обеспечения безопасности личности, общества и государства от преступных посягательств, принципиальную важность их закрепления в уголовно-процессуальном законодательстве в качестве основополагающих требований, а также необходимость четкого и полного определения задач уголовного судопроизводства, должно ст. 6 УПК РФ изложить в следующей редакции: «Назначение уголовного судопроизводства 1. Уголовное судопроизводство осуществляется в целях: 1) обеспечения безопасности личности, общества и государства; защиты прав и законных интересов лиц и организаций, а также интересов общества и государства, нарушенных преступлением; 2) защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. 2. Цели уголовного судопроизводства, указанные в части первой настоящей статьи, достигаются решением следующих задач: 1) защита личности, общества и государства от противоправных посягательств; 2) уголовное преследование виновных (эффективное, быстрое и полное раскрытие и расследование преступлений); 3) выявление и устранение обстоятельств, способствовавших совершению преступления; 4) восстановление в правах потерпевших от преступлений и возмещение причиненного им преступлением ущерба; 5) назначение виновным справедливого наказания; 6) отказ от уголовного преследования невиновных; 7) освобождение невиновных от наказания; 8) реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию». Именно при такой регламентации целей и задач уголовного судопроизводства в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации будет наиболее полным образом прослеживаться современная концепция национальной безопасности, концепция обеспечения безопасности личности, общества и государства при производстве по уголовным делам.

——————————————————————