К вопросу о правовой безопасности

(Осипов В. А.) («Юрист», 2008, N 10)

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В. А. ОСИПОВ

Осипов В. А., заместитель директора Департамента конституционного законодательства и законодательства о безопасности Министерства юстиции Российской Федерации, действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 3-го класса.

В ценностной иерархии человечества безопасность составляла далеко не самое последнее место в процессе жизнедеятельности. Она следует за (а может быть, и опережает) такими потребностями, как нужда в пище, воде, одежде и жилище. Безопасность представляет собой некий стереотип поведения, который эволюционно выработан на базе инстинкта самосохранения и выживания, и является достаточно предметным объективно проявленным феноменом, характеризующим состояние жизнеспособности и иммунитета организма от различного рода опасностей и угроз. Другими словами, безопасность — это состояние иммунитета любого организма, объекта и процесса, защищенности либо незащищенности от внешнего воздействия со стороны других объектов и процессов. Безопасность является вполне конкретным, четким и ясным свойством любого организма, отражающим состояние оперативного анализа и реакции на изменения в жизненно важных интересах и потребностях личности, общества и государства со стороны внешней среды. В современных условиях первоочередной становится проблема социальной безопасности в самом широком смысле, т. е. безопасности всего общества, человечества и цивилизации. Необходимо отметить, что в вопросе о социальной безопасности среди ученых наблюдается относительное единодушие. Большинство авторов категорию «безопасность» признают комплексной и основной в жизнедеятельности государства, личности и общества. Больше полемики вызывает один из видов безопасности общества — правовая безопасность, в отношении которой мнения авторов несколько различаются. Так, например, Б. В. Дрейшев усматривает два аспекта в правовой безопасности: 1) обеспечение защищенности самой системы права, ее совершенствование, развитие; 2) осуществление в рамках правовой системы посредством правового регулирования общественных отношений мер безопасности в различных сферах (экономической, военной и т. д.). Правовая безопасность призвана обеспечить защищенность национальных интересов, опосредовать все виды безопасности <1>. ——————————— <1> Цит. по: Галузин А. Ф. О понятии «правовая безопасность» и ее принципах // Теория права. 2007. N 4. С. 4.

А. А. Тер-Акопов юридическую (правовую) безопасность определил как состояние юридической защищенности жизненно важных интересов личности (общества и государства) от внешних и внутренних угроз и как механизм отражения опасностей и угроз в юридико-правовой надстройке. Под юридической безопасностью человека (ЮБЧ) он понимает состояние защищенности человека в связи с вступлением человека в сферу правовых отношений, где предметом защиты являются жизнь, здоровье (физическое и психическое), законные права и интересы, вытекающие из данных отношений <2>. ——————————— <2> Тер-Акопов А. А. Безопасность человека (Теоретические основы социально-правовой концепции). М. С. 148 — 149.

А. А. Фомин считает юридическую безопасность разновидностью социальной безопасности, состоянием правовой защищенности (обеспеченности, гарантированности) жизненно важных интересов субъектов права в связи с вступлением их в сферу правовых отношений, способностью юридическими средствами противостоять внешним и внутренним угрозам объективного и субъективного характера. Суть юридической безопасности — в защите граждан, отдельных групп и социальных слоев, населения в целом от этих негативных воздействий, их предотвращение, иначе — минимизация юридических факторов риска, т. е. таких состояний, явлений или процессов, которые при определенных условиях могут стать опасными. Выделяются следующие основные направления обеспечения юридической безопасности: в сфере 1) правотворческой деятельности и 2) реализации права <3>. ——————————— <3> Цит. по: Галузин А. Ф. Там же. С. 5.

По мнению Т. Б. Тюриной, безопасность следует рассматривать в двух аспектах: как состояние (результат) и как процесс ее обеспечения. Как состояние безопасность определяется отсутствием реальной угрозы для субъекта со стороны внешних и внутренних деструктивных факторов, наличием у субъекта сил и средств противостоять им. Как процесс безопасность характеризуется динамикой основных ее параметров. Соответственно если речь идет о правовой безопасности, то, по логике автора, правовая безопасность есть необходимое правовое состояние отсутствия угрозы для субъекта права со стороны внешних и внутренних деструктивных факторов и наличия у субъекта сил и средств противостоять им. А как процесс правовая безопасность — это динамика основных правовых параметров. С точки зрения Г. А. Гаджиева, юридическая определенность или юридическая безопасность — один из наиболее общих принципов, признанных Судом Европейского союза. Это широкая концепция, стержнем которой является предсказуемость. Общая идея юридической определенности признана большинством правовых систем. В праве Европейского союза она конкретизируется в различных подконцепциях <4>. Потому, с точки зрения Г. А. Гаджиева, правовая (юридическая) определенность отождествляется с эффективным правотворчеством и правоприменением, о чем указал А. Ф. Галузин <5>. ——————————— <4> Цит. по: Галузин А. Ф. Там же. С. 5. <5> Галузин А. Ф. Там же. С. 6.

А. А. Фомин, по мнению того же А. Ф. Галузина, гораздо шире толкует исследуемое понятие, полагая, что юридическая безопасность не должна сводиться только к охране существующих правоотношений, но призвана содействовать рациональному и прогрессивному развитию правовой системы. Отсюда, по мнению последнего, юридическую безопасность следует оценивать не столько с точки зрения незыблемости государственно-правового устройства и порядка, сколько по тому, в какой мере она способствует эволюции права и государства к общественным идеалам. По сути, правовой безопасности А. А. Фомин приписывает стимулирующий характер, с чем оппонент не согласен <6>. ——————————— <6> Галузин А. Ф. Там же. С. 6 — 7.

По мнению же А. Ф. Галузина, правовую безопасность следует рассматривать как защищенность от правовых опасностей и угроз (правовых — в значении опасных праву, правовому, правомерному, т. е. противоправных по содержанию и юридических по форме), причем в широком и узком смыслах. В широком смысле она включает в себя защищенность правовой системы, системы права и системы законодательства в целом от правовых опасностей и угроз, правовые средства обеспечения всех видов безопасности (государственной, экологической, экономической и др.); в узком смысле — это устранение правовых опасностей и угроз, во-первых, возникающих в процессе законотворчества (например, Президент РФ, выступая на Всероссийском координационном совещании руководителей правоохранительных органов, указал на необходимость проведения криминологической экспертизы принимаемых законов, в том числе на предмет их коррупционности), во-вторых, сопутствующих правоприменению. К опасностям и угрозам правотворчества, по его мнению, относятся: несоответствие законов социально-экономической ситуации, целям и задачам, сформулированным в Конституции РФ, иным основополагающим законодательным актам (ГК, УК, УПК и др. Кодексам); противоречия между нормативными актами и противоречивость норм одного акта; неполнота, незавершенность правового регулирования тех или иных отношений; ограничения прав человека и др. Опасности и угрозы правоприменения суть нарушение основных правовых принципов (гуманизма, справедливости, законности и т. д.), правовой нигилизм, несоблюдение прав и свобод граждан, правовых гарантий, злоупотребление правом, чрезмерное судейское усмотрение и др. <7>. ——————————— <7> Галузин А. Ф. Там же. С. 8.

Таким образом, авторы рассматривают правовую безопасность как: 1) деятельность; 2) меры защиты; 3) состояние защищенности; 4) механизм отражения опасностей; 5) результат и процесс; 6) принцип предсказуемости и определенности; 7) охрану; 8) режим; 9) способность и др. На основе ключевых параметров правовой безопасности можно выделить сходные по своей методологии направления ее понимания: 1) предметно-деятельностный подход (Б. В. Дрейшев, А. Ф. Галузин); 2) инструментальный подход (Б. В. Дрейшев, А. А. Фомин); 3) функционально-психологический подход (А. А. Тер-Акопов); 4) структурно-институциональный подход (А. А. Тер-Акопов); 5) процессуально-телеологический подход (Т. Б. Тюрина); 6) идеологический подход (Г. А. Гаджиев). Путем анализа и классификации подходов к категории «правовая безопасность» можно выявить содержательную и сущностную основу данного явления с позиции собственного видения, дав теоретическую характеристику этому явлению. Среди основных характеристик правовой безопасности как направления деятельности, режима, способа функционирования и состояния можно назвать следующие: 1) потребность в поддержании правовой безопасности обусловлена объективно возникающими, социально направленными угрозами, недостатками и опасностями, а также противодействием со стороны неправомерного поведения субъектов в правоотношениях. Классификацию угроз по отношению к состоянию правовой безопасности можно провести по следующим основаниям: а) по месту возникновения угрозы; б) по характеру источника угрозы; в) по степени влияния угрозы на состояние общества и отношений; г) по наличию в данный момент угрозы; д) по степени опасности угрозы; е) по степени влияния человека и общества на природную среду и т. д. Таким образом, правовыми угрозами, опасностями и недостатками являются: 1) пробельность, противоречивость и неэффективность правовых норм, регламентирующих конкретную сферу общественных отношений, их экономическая необеспеченность и социальная непопулярность (примером может быть Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» <8> или Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ о монетизации социальных льгот, выплат и пособий (в редакции 2006 г.) <9>; 2) неприменение правовых норм юридическими органами и должностными лицами, что подрывает авторитет власти и закона, способствует беспределу, развитию теневого права, авторитета криминала и в целом криминализации отношений, а значит, дальнейшему подрыву безопасности общества и его уклада; 3) непресекаемый произвол противоположной стороны конфликтов. Используя силовые средства, отсутствие должного юридического контроля, одна сторона вымогает выгодное для нее соглашение у противоположной стороны, обходясь без судебного решения либо диктуя суду свое решение, основанное якобы на согласии сторон; 4) произвол работников судебных, правоохранительных и иных юридических органов и должностных лиц, призванных решать возникший юридический конфликт; 5) произвол и другие недостатки в исполнении наказаний и других судебных решений; 6) незащищенность юридических органов и должностных лиц, решающих юридические конфликты и исполняющих принятые решения <10>; ——————————— <8> Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 3. Ст. 168. <9> Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 35. Ст. 3607. <10> Тер-Акопов А. А. Безопасность человека (Теоретические основы социально-правовой концепции). М., 1998. С. 149 — 150.

2) непременным условием исследования правовой безопасности должен стать ответ на вопрос, какие цели преследуются деятельностью, направленной на обеспечение правовой безопасности. Любая деятельность общества, личности и государства обусловлена наличием и постановкой конкретных целей. Наличие у субъектов целей предполагает осуществление определенной деятельности, при помощи которой цель объективируется, становится реальным результатом и достигается. В ежегодных обращениях, посланиях, выступлениях Президент России обозначает приоритетные, стратегические цели и задачи, стоящие перед Российским государством. Но, к сожалению, в условиях отсутствия устойчивой идеолого-пропагандистской работы известные цели и задачи осознаются и воспринимаются довольно узким кругом лиц. Экономические, политические, социальные, экологические, идеологические, культурные цели в сумме образуют некую генеральную цель, при этом каждая из них обусловливает соответствующую деятельность государства, ибо реализация цели предполагает выполнение определенной деятельности, посредством которой цель объективируется. Для правовой безопасности также характерна постановка тактических и стратегических целей, к ним можно отнести такие, как: а) развитие и совершенствование правовой системы, системы правоохранительных органов, органов правосудия, правообеспечения, права и законодательства; б) применение мер к ее укреплению и стабильности функционирования; в) создание механизмов гарантий и защиты прав личности, граждан и общества от правовых опасностей и угроз (но и не только правового характера, учитывая правовой способ жизнедеятельности универсальным); г) прогнозирование и страхование политико-правовых и иных рисков и т. д.; д) ограничение прав и свобод тех граждан, которые злоупотребляют ими и нарушают права других. Основной же стратегической целью правовой безопасности является жизнеспособность правовой системы и государства; 3) правовая безопасность предполагает нормативно регламентированную деятельность общества, личности и государства по ее обеспечению. Правовая основа, представляющая собой совокупность нормативных актов, регламентирующих деятельность государства, является не только неотъемлемым признаком любого государства и правовой системы, но и важным элементом механизма координации и коррекции их деятельности. В нормативной регламентации правовая система (или государство) находит наиболее рациональную и эффективную форму осуществления своего функционирования. В правовой регламентации функционирования правовой системы общества и государства проявляется устойчивая взаимосвязь системы права и правовых институтов (учреждений), их единство и отличие, их взаимодействие, взаимообусловленность и относительная самостоятельность. Кроме того, нормативная регламентация показывает, каким образом работают правовая система и ее субъекты, государственный аппарат, должностные лица, какие юридические действия они совершают. Практически в каждой стране существуют законы о политической организации, о социальной поддержке населения, о безопасности, об экологии, о культуре, образовании и науке и т. п., в совокупности образующие правовую основу для осуществления соответствующей деятельности. Отсюда правовая безопасность включает в себя различные аспекты: а) безопасность, осуществляемая на основе права и правовых актов (законодательства); б) состояние защищенности наиболее важных структур жизнедеятельности общества, а также самой правовой системы (правовой науки, правовых учреждений образования, правосудия, правоохранительных органов, правовых отношений, правовой идеологии, правовых традиций и правовой культуры), и др.; 4) правовая безопасность как отдельное направление деятельности организационно обеспечено. Непосредственно с правовой безопасностью связана структура правовой системы и механизма государства, осуществляющих и организующих правовую безопасность. Являясь неотъемлемой частью деятельности общества и государства, правовая безопасность объективно нуждается в обеспечении и управлении соответствующим органом (системой органов) государственной власти. В современном государстве в осуществлении каждого направления безопасности так или иначе участвуют органы всех ветвей власти, весь аппарат государства. Вместе с тем, поскольку участие государственных органов в осуществлении той или иной безопасности неодинаково, в системе государственной власти функционируют особые органы, для которых осуществление конкретной деятельности является основным предназначением. Например, как представляется, основную нагрузку и ведущую роль в осуществлении военной безопасности выполняет Министерство обороны Российской Федерации; экономической безопасности — Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Федеральная служба по финансовому мониторингу; информационной безопасности — Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации; правовой безопасности — Министерство юстиции Российской Федерации; безопасности правопорядка, правосудия и правовой системы в целом — Министерство внутренних дел Российской Федерации, судебная система Российской Федерации и ФСБ России; духовно-нравственной безопасности — Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации; социальной безопасности — Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и т. д. Необходимо подчеркнуть, что, признавая правовую безопасность как самостоятельное и отдельное направление в правовой сфере деятельности (юстиция), можно предположить, что оно может и должно оперативно организовываться и управляться непосредственно специально созданным органом государственной власти. По нашему мнению, таким органом в правовом государстве может выступать Министерство юстиции, обеспечивающее необходимыми силами и средствами правовую безопасность общества и государства. Не случайно во всех западных государствах Министерство юстиции является лидирующим правовым органом исполнительной власти, в функции которого входят правообеспечение, правовая безопасность и правовая защита; 5) в правовой безопасности проявляется не только общее социальное содержание (право опосредует экономику, политику, духовность и др.), но и свойственное ей специфичное содержание. Свойственное ей содержание проявляется в такой правовой деятельности, которая способствует укреплению жизнеспособности правовой системы общества. Правовая безопасность в целом служит выражением и конкретизацией всех видов социальной безопасности (государственной, военной, политической, экономической, информационной и т. д.). В свою очередь, правовая безопасность, ее социальное назначение и содержание обусловливают эффективную деятельности государства, делают его более защищенным, предсказуемым, целеустремленным и поддерживающим его общую направленность, стабильность и эволюцию правовой составляющей общества. В пределах исторически определенного социального периода безопасность свидетельствует о жизнеспособности и выживаемости государства в постоянно изменяющихся условиях; 6) правовая безопасность закономерным образом обусловлена экономической, политической, духовно-нравственной, социальной, информационной и иными видами безопасности. В то же время она сама способствует безопасности всех этих сфер жизнедеятельности общества. Следовательно, осуществление правовой безопасности невозможно без иных видов безопасности, что и неудивительно, так как в современных условиях безопасность является комплексным и даже универсальным явлением, существующим параллельно с иными видами деятельности; 7) правовая безопасность как любое явление предполагает информационный аспект. Как способность к постоянной защите жизнедеятельности правовой системы правовая безопасность характеризует протекающие информационные процессы, которые заключаются в получении, передаче, обработке и хранении определенных правовых данных, влияющих на ее состояние; 8) правовая безопасность как состояние защищенности жизнедеятельности общества в правовой сфере непосредственно связана с его иммунитетом. Иммунитет общества является эволюционно сформированной способностью к самозащите и жизнеобеспечению в условиях вредного воздействия угроз и опасностей различного рода. Соответственно правовая безопасность общества — это способность правовой системы адекватно реагировать на различные негативные жизненные обстоятельства и условия, которые изменяют заданные параметры функционирования. Отсюда понятно, что правовая безопасность общества представляет собой необходимую часть способностей общества, направленную на обеспечение нормального функционирования всех социальных институтов и учреждений, образующих общество на нормативно-правовой основе.

——————————————————————